Влияние педагогической деятельности учителя-тренера на формирование мотивации учащихся к урокам физической культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2011 в 20:50, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – совершенствование педагогической деятельности учителя по формированию мотивации учащихся к занятиям физической культурой.

Объект исследования – процесс формирования мотивации к занятиям физической культурой у учащихся средних классов под влиянием педагогической деятельности учителя.

Предмет исследования – уровень мотивации к занятиям физической культурой у учащихся средних классов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ...................................................................................................................3
ГЛАВА I. ИССЛЕДОВАНИЕ ПОНЯТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОБОСНОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ………………………………………………….…..6

1.1 Понятие о деятельности учителя физической культуры и его функции. ........6

1.2 Характеристика различных стилей деятельности учителей

физической культуры..........................................................................................10

1.3 Мотивация школьников к занятиям физической культурой и спортом через формирование потребности в систематических самостоятельных занятиях физической культурой........................................................................18

1.4 Влияние психолого-педагогического изучения школьника учителем физической культуры на условия формирования мотивации........................ 25

ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.......................32
2.1 Методы исследования...................................................................................32

2.2 Организация исследования...........................................................................33

ГЛАВА III. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ТРЕНЕРА НА ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К УРОКАМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ...............................................................................................................37

3.1 Мотивы к занятиям физической культурой учащихся в процессе педагогической деятельности.............................................................................37

3.2 Условия формирования мотивации к занятиям физической культурой по результатам педагогического эксперимента.....................................................44

Выводы......................................................................................................................50

Список литературы……………………………………………………………..53

Работа содержит 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.doc

— 536.00 Кб (Скачать)
     В таблице 8 показана самооценка школьниками умений в процессе учебно-спортивных мероприятий.
     Таблица 8

Самооценка  школьниками умений и навыков после проведения спортиных

мероприятий в 8-х классах (в %)

Умения и навыки Экспериментальная группа
Контрольная группа
У  р  о  в  е  н  ь
высокий средний низкий высокий средний низкий
Организаторские 50,1 44,8 5,1 33,3 40,7 26,0
Конструктивные 18,3 71,2 10,5 29,7 53,0 17,3
Коммуникативные 57,2 39,4 3,4 34,9 44,6 20,5
 

     Сопоставляя данные таблиц 7-8 можно сделать вывод, что распределение по уровням и компонентам умений у школьников экспериментальной группы более подготовлены к выполнению своих функций, быстрее адаптируются к условиям работы и более объективно могут оценивать свои способности.

     Учащиеся  контрольной группы больше склонны  к завышенному уровню притязаний.

     Сравнительные данные успеваемости и успешности проведения физкультурных мероприятий представлены в таблице 9.

Таблица 9

Успеваемость  школьников по итогам года (в баллах)

Показатель  физической готовности Экспериментальная группа Контрольная группа Достоверность различий
1. Общая  успеваемость по итогам года 4,5
0,28
4,2
0,27
Р 0,001
2.Успешность  проведения физкультурно-спортивных мероприятий 4,3
0,36
4,0
0,33
Р 0,001
 

      Анализ  успешности проведения физкультурно-спортивных мероприятий и успеваемости свидетельствует о более высоком уровне классов, по сравнению с контрольной.

      К завершению экспериментальных исследований было получено изменение всех объективных показателей физической культуры у учащихся в положительную сторону. Педагогическая оценка этих изменений подтвердила обоснованность заключения об эффективности разработанной комплексной методики преобразования пассивно-индифферентного отношения учащихся к физической культуре в активное положительное. Экспертная оценка этих изменений показала высокий уровень их статистической значимости, с вероятностью не ниже 0,99.

     Существенно изменились и субъективные показатели в ходе эксперимента. В эксперименте вся работа сопровождалась постоянно действующей прямой и обратной связью. Процесс условия объективных требований в сознании учащихся находил своё выражение в их активной физкультурно-спортивной деятельности заданного направления, что обусловило преобразования, как самого отношения, так и представленных здесь его составляющих.

      

     Мотивы. Они заметно изменились (см. табл.10). При сохранении ведущей роли побуждений к улучшении общего физического развития и здоровья, стали преобладать общественные мотивы.

     Интерес к физическому воспитанию как  учебной дисциплине и общественно  значимой деятельности - с 14,7% до 16,0% - общение  со сверстниками как форма социализации личности в ходе физической культуры - с 8,8% до 10,9%.

     Защита спортивной чести коллектива (класса) путём личного участия в соревнованиях с 3,5% до 7,4%.

     Выполнение  нормативов, как выражение помощи коллективу в соревновании и личных достижений с 2,9% до 4,4%.

     Стремление  не отстать от сверстников в физической подготовке с 5,9% до 6,9% и достижение превосходства с 2,9% до 4,2%, можно характеризовать  как мотивы самоутверждения.

     Статистически незначительное увеличение мотива достижения высокого спортивного результата с 2,4% до 2.5% характеризует его известную константность у учащихся этой категории.

     Таким образом, изменение мотивов в  пользу общественно-значимых свидетельствует  о весьма действенном влиянии  экспериментальных факторов как глубинные основы личности учащегося.

     Интересы. При повышении их значимости, как мотив спортивной деятельности, заметно изменение своей структуры, несомненно, возрос общий уровень интереса учащихся к физическому воспитанию и физической культуре – 47,8% до 90%. Особо нужно указать на резкое увеличение интереса к активным видам физкультурно-спортивной деятельности. Эти изменения в достаточной степени статистически значимы (-0,75, -2, = 0,01) и отражают фундаментальный характер сдвигов в отношении учащихся к этой деятельности.

      Таблица 10

Динамика  мотивов занятий  физической культурой  и 

спортом у учащихся

Мотивы Исходные  данные

в % к  общему числу

Конечные  данные

в % к  общему числу

класс класс
8 «А» 8 «Б» 8 «А» 8 «Б»
    1. Укрепление  здоровья
40,9 43,2 57,7 57,0
    2. Развитие физических   качеств
40,4 38,9 49,0 50,6
    3. Развитие волевых        качеств
8,9 8,3 5,2 5,3
    4. Интерес к  физической культуре
49,9 49,9 93,1 93,8
    5. Общение, сближение в коллективе
9,5 9,1 11,4 14,0
    6. Самоутверждение  в группе, коллективе
9,2 8,4 5,0 4,1
    7. Помогает в  учёбе, общественной работе
23,6 23,3 29,6 30,7
 

     В то же время нужно указать, что  несколько повысились пассивные интересы. Просмотр кинофильмов и телепередач с 33,1% до 43,0%, чтение спортивной литературы - с 25,4% до 32,7%, а интерес спортивных событий вырос с 13,6% до 18,6%. Здесь следует сказать, что при сохранении познавательной направленности, эти интересы стали основой развития активности видов.

     К концу эксперимента в классах  не осталось учеников, не интересующихся физической культурой, что наглядно свидетельствует о глубоких изменениях, которые произошли в их отношении к физической культуре и подтверждается возможность качественных преобразований свойств личности в процессе со специально организованной физкультурно-спортивной работой. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВЫВОДЫ 

     1. Анализ научно-методической литературы и результаты исследования свидетельствуют о том, что влияние педагогической деятельности учителя физической культуры на формирование мотивации к занятиям физической культурой у учащихся средних классов имеет огромное значение. Позитивное влияние на формирование мотивации учащихся средних классов оказывает деятельность учителя, который в качестве побуждения использует преимущественно логику объяснения учебного материала, умело ставит познавательные задачи и создает проблемные ситуации. Учитель ориентирован как на процесс, так и на результат обучения. Его деятельность характеризуется высокой оперативностью. Он также стремится активизировать учебную деятельность учащихся не внешней развлекательностью, а содержанием предмета, что позволяет эффективно развивать двигательные качества учащихся, создавать высокий эмоциональный фон на уроке, способствовать формированию стойкого интереса к заданиям и воспитанию волевых качеств у учащихся, а значит формированию мотивации к занятиям физической культурой.

     2. В результате исследования мотивации учащихся к занятиям физической культурой посредством опроса, нами были выявлены семь основных направлений мотивов занятий физической культурой: повышение уровня физической подготовленности (88,2%); овладение сложными упражнениями (84,3%); успешное выполнение нормативов (82,6%); положительные эмоциональные переживания (63,9%); одобрение со стороны педагога (23,4%); улучшение фигуры (43,9%); признание спортивных успехов окружающими (32,1%).

     3. Результаты исследования показали, что целенаправленное применение разработанных нами средств педагогического воздействия в учебном процессе обеспечивает достоверное формирование мотивации по следующим показателям: уровень положительных эмоциональных переживаний в процессе занятий за период эксперимента возрос на 3 балла (t=2,67; n=14; p<0,05); уровень физической подготовленности на 3,1 балла (t=2,98; n=14; p<0,01); повышение двигательного опыта – на 4,1 балла (t=2,58; n=14; p<0,05); успешное выполнение нормативов на 5 баллов (t=3,19; n=14; p<0,01); улучшение фигуры – на 3,4 балла (t=2,38; n=14; p<0,05), признание спортивных успехов окружающими – на 4 балла (t=2,69; n=14; p<0,05); позитивное отношение со стороны педагога на 4,9 балла (t=3,27; n=14; p<0,01).

     В контрольной группе достоверно возрос уровень следующих достижений: повышение двигательного опыта на 3 балла (t=2,34; n=14; p<0,05); успешное выполнение нормативов на 2,8 балла (t=2,36; n=14; p<0,05); улучшение фигуры на 2,4 балла (t=2,28; n=14; p<0,05).

     Результаты  текущего опроса, направленного на выявление самооценки уровня достижений по 10 бальной шкале, показали, что  уровень внешней привлекательности  повысился на 3,1 балла, уровень физической подготовленности повысился на 2,6 балла, уровень овладения сложными упражнениями возрос на 1 балл, уровень усилий на достижение результата также увеличился на 1 балл.

     Таким образом, в нашем исследовании представлены результаты изучения влияния педагогической деятельности учителя на формирование мотивации у учащихся средних классов к занятиям физической культурой и сравнение ее эффективности с традиционными средствами. Полученные данные обнаружили, что применение данных средств на уроках физической культуры в среднем школьном возрасте значительно эффективнее, чем метод упражнения и подвижные игры.

     При этом мы также обнаружили, что средства педагогического воздействия позитивно  влияют на эмоциональную сферу учащихся, способствует развитию межличностных  отношений, то есть оказывают положительное воздействие на формирование личности учащихся.

     Таким образом, поставленные исследовательские  задачи были успешно реализованы. Гипотеза исследования подтвердилась. Всё это  говорит о том, что поставленная нами цель работы достигнута.

     Несмотря на то, что рамках поставленных задач выполненное исследование можно считать законченным, проблема влияния педагогической деятельности учителя физической культуры на школьников средних классов требует дальнейшего анализа и изучения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      

               
 

 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. – М., 1978. – 223 с.
  2. Арвисто М.А. Мотивация физкультурно-спортивной деятельности. – М.: Мысль, 1991. – 169 с.
  3. Арвисто М.А. Субъективные аспекты отношения к спорту // Спорт и личность. – М.: ФиС, 1975. – С. 127 – 140.
  4. Арвисто М.А. О роли и характере ценностных ориентации в спортивной деятельности // Общество и спорт. Сб. научн. трудов. – М.: ГЦОЛИФК, 1976, С. 6 – 14.
  5. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Метод основы. – М.: Просвещение, 1992. – 192 с.
  6. Балабанов С.С. Подросток и спорт //Философско-социологическая теория физической культуры и спорта. Тез. докл. – М.,1986. -С. 46-47.
  7. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и каждого. – М.: Физическая культура и спорта. – 1988. – 208 с.
  8. Бердников И.Г. Педагогическое мастерство учителя. – Тольятти: ТГУ, 2001 – 198с
  9. Божович Л.И., Славина Л.С. Психическое развитие школьника и его воспитание. – М.: Знание, 1989. – 96 с.
  10. Войлоков A.M. Характер отношения учащихся средних классов к урокам физической культуры и пути воспитания интереса к ним //Материалы научн.-метод, конф. – Тарту: Изд-во ТГУ, 1971.-С. 11-13.
  11. Волков Л.В. Теория и методика детского и юношеского спорта. – Киев: Олимпийская литература, 2002. – 296с.
  12. Гордон Л.А. Потребности и интересы // Советская педагогика. – 1989, №9. – С. 129-143.
  13. Гогунов Г.А., Мартьянов В.С. Физическое воспитание в современной школе: учебное пособие. – М.: Просвещение, 2001. – 280 с.
  14. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2000.
  15. Груев С.Д. Пути совершенствования организации внеклассной работы по физическому воспитанию школьной молодежи. – М., 1977. -127 с.
  16. Губа В.П. Основы распознавания раннего спортивного таланта: Учебное пособие для вузов физической культуры. – СПб.: Питер, 2003. – 208 с.
  17. Гужаловский А.А. Основы теории и методики физической культуры. – М.: ФиС, 1986. – 358 с.
  18. Гоноболин Ф.Н., Мирзоян Б.А. Книга об учителе. – М, 1996. – 130 с.
  19. Джумаев 3. Формирование интереса к физической культуре и спорту у школьников //Развитие массовых форм физической культуры и спорта. Тез. докл. – Красноярск, 1992. – С. 47-49.
  20. Жаворонкова М.И. Формирование потребности в физическом совершенствовании у учащихся 5-8 классов. – Л., 1992.-255 с.
  21. Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. – М.: Педагогика, 1982. – 160 с.
  22. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. – М.: Политиздат, 1996. – 223 с.
  23. Ильин Е.П. Психология физического воспитания: Учебник для институтов и факультетов физической культуры: 2-е изд., испр. И доп. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2000. – 486 с.
  24. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2006. – 512 с.
  25. Калиш И.В. Организационно-педагогические условия повышения квалификации педагога: Автореф. дис. … канд. пед.наук. – М., 2000. – 22 с.
  26. Кондратьев С.В. Учитель – ученик. – М.: Знание, 1984. – 164 с.
  27. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 – 11 классов общеобразовательной школы. – М.: Фемида, 1992. – 111 с.
  28. Кутепов М.Е. Ценности в области физической культуры и спорта как предмет социологического анализа. – М., 1985. – С. 32-37.
  29. Кутепов М.Е. Структура потребностей и интересов школьников и трудящихся в занятиях физическими упражнениями и спортом. – М., 1989. – 270 с.
  30. Лебедев Н.Т., Глейзеров В.И. и др. Пути оптимизации двигательной активности детей и подростков //Теория и практика физической культуры. – 1996, №1. – С. 28-30.
  31. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2т. Т.1. – М.: Педагогика, 1983. – 392 с.
  32. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2т. Т.2. – М.: Педагогика, 1983. – 320 с.
  33. Маркова А.К. Психология труда учителя. – М.: Педагогика, 1999.- 192с.
  34. Маркова А.К. и др. Формирование мотивации ученика. – М.: Просвещение, 1990. –192с.
  35. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): Учеб. для ин-тов физ. культуры. – М.: Физкультура и спорт, 2004. – 543 с.
  36. Матвеев А.П., Малыхина М.В. Методические рекомендации по основам преподавания. – М.: Дрофа, 2003. – 208 с.
  37. Мильман В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности // Вопросы психологии, №5, 1987. – С. 129 – 132.
  38. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. – М.: Педагогика, 2000. – 156с.
  39. Оганесян А.В., Виноградов П.А. Отношение школьников к средствам массовой коммуникации с целью получения спортивной информации. – М.: Знание, 1997. – 293 с.
  40. Папенко В.А. Формирование спортивных интересов и запросов у младших школьников в структуре свободного времени / К.П.Рзаев, Т.А.Рзаева и др. //Тез. Всесоюзн. Научно – практической конференции «Научные основы физкультурно-оздоровительной работы среди населения». – М.: 1986. – С. 18.
  41. Пилоян Р.А. Мотивация спортивной деятельности. - М: ФкиС, 1984
  42. Пуни А.Ц. Очерки психологии спорта. – М.: Физкультура и спорт, 1959. – 308 с.
  43. Станкин М.И. Учитель физической культуры: личность, общение. – М., 1993. – 246 с.
  44. Теория и методика физического воспитания: Учеб. Для институтов физической культуры. Под общей ред. Л.П. Матвеева и А.Д. Новикова. Изд. 2-е, испр. и доп. (в 2-х т.). – М.: Физкультура и спорт, 1986. – 559 с.
  45. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. Под общей ред. Ж.К.Холодова и В.С.Кузнецова. – М.: Академия, 2000. – 480 с.
  46. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. В 2-х томах под ред. проф. Струминского В.Я. – М.: Учпедгиз, 1994.
  47. Физическая культура: Учебное пособие/Под ред. В.А. Коваленко – М.: 2000. - 215с.
  48. Шадриков В.Д. Психологический анализ деятельности. – Новосибирск.: Наука, 1992. – 179 с.
  49. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. – М., 1996. – 230 с.
  50. Якимов А.М. Основы тренерского мастерства: Учебное пособие для вузов физической культуры. – СПб.: Питер, 2003. – 176с.
  51. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. – М.: Просвещение, 1969.

Информация о работе Влияние педагогической деятельности учителя-тренера на формирование мотивации учащихся к урокам физической культуры