Вляиние систематических занятий футболом на двигательную активность футболистов

Автор: Анастасия Семенова, 11 Июня 2010 в 09:46, курсовая работа

Описание работы

Футбол - это одно из самых доступных, популярных и массовых средств физического развития и укрепления здоровья широких слоев населения. Футболом в России занимается около 3 млн. человек. Игра занимает ведущее место в общей системе физического воспитания.

Содержание

Введение.............................................................................................................3
Глава 1. Спортивная тренировочная деятельность футболистов
Спортивная тренировочная деятельность футболистов, ее цель и
принципы............................................................................................................5
Характеристика спортивной подготовки футболистов.........................7
Возрастные особенности физического развития и физической подготовленности юных футболистов..................................................12
Глава 2. Влияние систематических занятий футболом на двигательную активность детей разного возраста
2.1 Двигательная активность - средство полноценного развития и подготовки детей...................................................................................................................16
2.2. Развитие двигательной активности при помощи занятий
футболом............................................................................................................20
Заключение.........................................................................................................27
Список литературы............................................................................................30

Работа содержит 1 файл

влияние систематических занятий футболом на двигательную активность футболистов.doc

— 136.50 Кб (Скачать)

2.1 Двигательная  активность - средство полноценного  развития и подготовки детей

     Двигательная активность - средство полноценного развития и полготовки детей. Движения принадлежат к фундаментальным и сложным явлением природы. С философских позиций движение подчеркивает диалектическое единство живой и неживой природы.

     Природа дала ребенку врожденное стремление к движению, снабдив очень ценным чувством - чувством "мышечной радости", которое он испытывает, двигаясь.

     Двигательная  активность является одной из основных, генетически обусловленных биологических  потребностей человеческого организма. Значение движений в жизни ребенка особо подчеркивается при ознакомлении с литературой по гипокинезии, последствиям двигательной недостаточности. Длительная гипокинезия ведет к атрофическим процессам в скелетной мускулатуре вследствие функциональной бездеятельности и нарушения биосинтеза белка. Скелетные мышцы становятся вялыми и слабыми. Снижается активность кровеносных органов, детренируется сердце. Длительное воздействие такого состояния приводит к общей детренированности организма и возникновению ряда заболеваний.9

     Двигательные  функции неразрывно связаны с  вегетативными, с такими жизненно важными  системами, как кровообращение и  дыхание, начиная с внешнего дыхания  и кончая дыханием на клеточном уровне. Следовательно, совершенствование  движений развивает не только двигательные функции человека, но и одновременно расширяет резервные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной системы, совершенствует их регуляторные аппараты  

     В исследованиях сотрудников лаборатории  И.А. Аршавского установлена прямая зависимость формирования деятельности сердечно-сосудистой системы в онтогенезе от активности скелетной мускулатуры. Сходная зависимость обнаружена и во взаимодействии системы с мышечной деятельностью. Рациональная двигательная активность оказывает положительное влияние на нервную систему и психическое развитие ребенка. Совершенствование моторики ребенка повышает иммунобиологические свойства организма, его устойчивость к инфекции.10

     Факторы, определяющие двигательную активность школьников. В настоящее время  человек в повседневной и трудовой деятельности использует все менее свои двигательные возможности и способности. Доля мышечных усилий в энергетическом балансе человечества сократилась за сто лет с 94 до 1% в настоящее время. Влиянию гипокинезии подвержены и дети дошкольного возраста. Кроме комфортных условий цивилизации, на них влияет еще и интенсификация учебного процесса, сложившийся образ жизни в семье и другие факторы.

     В настоящее время человек в  повседневной и трудовой деятельности использует все менее свои двигательные возможности и способности. Доля мышечных усилий в энергетическом балансе человечества сократилась за сто лет с 94 до 1% в настоящее время. Влиянию гипокинезии подвержены и дети дошкольного возраста. Кроме комфортных условий цивилизации, на них влияет еще и интенсификация учебного процесса в детском саду, сложившийся образ жизни в семье и другие факторы. Решение проблем рационального двигательного режима в школе и детских садах становится важным гигиеническо-медицинским и одновременно социально-экономическим вопросом.

     Особое  значение данное положение приобретает  в воспитании детей старшего дошкольного  возраста в связи с увеличением  удельного веса умственной нагрузки в режиме дня старшей и подготовительной групп детского сада. Необходимым  условием рекреации детей после напряженной умственной нагрузки на занятиях является рационально организованная двигательная деятельность. Амплитуда колебаний в каждом возрастном периоде обусловливается многочисленными социальными, природными, климато-метеорологическими и биологическими факторами. Кроме того, подвижность детей индивидуально различна. Большое влияние на них оказывают условия жизни и воспитания.

     Социальные  факторы могут подавлять естественную биологическую потребность в  движениях, вызывая состояние моторного голодания, вредного для организма. Неблагоприятное влияние недостатка может особенно остро проявиться в период роста и созревания детского организма. Последствия дефицита  у детей дошкольного возраста могут иметь длительный латентный период и проявиться только в зрелом возрасте, оказывания отрицательное влияние на работоспособность и состояние здоровья взрослого. Это может быть незаметно для родителей, педагогов и самого ребенка. Продолжающийся недостаток  может постепенно вызвать серьезные отклонения в жизнедеятельности организма. Существует мнение, что увеличение заболеваний сердечно-сосудистой системы в известной степени связано с гиподинамией, встречающейся у большей части современных людей.

     Не  менее существенную роль в оценке двигательной активности детей играет показатель ее интенсивности. По данным В.Г. Фролова, дети 5 лет на занятиях по физкультуре выполняют 67 движений в минуту, 6 лет - 70,4, 7 лет - 73,2 движений. На воздухе интенсивность движений повышается.

     Г.П. Юрко установила, что интенсивность движений при свободной деятельности 7-летних детей на прогулке равняется 40 движениям в минуту.

     В последние годы проведено значительное число экспериментальных работ, в которых изучалась суточная двигательная активность дошкольников и школьников разных возрастов, велись поиски наиболее рациональных двигательных режимов. В настоящее время имеются данные, характеризующие возрастные, половые и индивидуальные особенности двигательной активности детей.

     Многие  научные исследователи, изучавшие  двигательную активность детей старшего дошкольного возраста и школьного возраста, констатируют, что двигательная активность у мальчиков выше, чем у девочек. Эти различия не установлены у младших дошкольников .

     Значительные  колебания двигательной активности  детей установлены по дням недели и сезонам года. Если принять двигательную активность летом мальчиков 5-16-летнего возраста за 100%, то осенью она составляет 90,8%, зимой только 86,8%. Весной происходит значительное увеличение ДА детей - она составляет 94,7%. 

     Особенно высокую двигательную активность детей 5-17-летнего возраста в летние каникулы. Причины этого  не только в том, что дети свободны от учебных занятий, не только в сезонных колебаниях биологических ритмов, но также в том, что в летние каникулы в какой-то мере компенсируется ограничение движений, имевшее место в течение учебного года.

     Двигательная  активность детей в значительной степени зависит от режима детского сада, школы, обучения и воспитания детей.

     Широкое использование комплекса физических упражнений способствует удовлетворению потребность детей в движении, укреплению их здоровья и повышению работоспособности. Одним из средств повышения двигательной активности являются спортивные игры, в частности, бадминтон. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Развитие  двигательной активности при помощи занятий футболом 

      Метод активных упражнений - выполнение упражнений с изменением скорости движения, с  одновременной ритмичной сменой напряжения и расслабления мышц в  крайнем положении. Создает предпосылки  для повышения работоспособности.

    Метод активных упражнений с вспомогательными средствами. Используется для поддержания подвижности у игроков зрелого возраста. При выполнении упражнений на сжатие и растяжение мышц находят применение вспомогательные средства (эспандер, гантели, штанга) или сопротивление партнера.

    Метод пассивных упражнений. Применяется для достижения более высокого уровня подвижности, причем партнер или вспомогательные предметы воздействуют на определенную область тела, а тренирующийся поддается этому воздействию (сжатию, растяжению).11

      По методике развития, подвижность у футболиста необходимо развивать до такого уровня, чтобы она могла обеспечить оптимальное выполнение игровых действий без риска получить травму. Упражнения на подвижность должны систематически входить во все тренировки годичного подготовительного цикла. Выполнять их надо после хорошей разминки, уже разогретым, разделяя на активные и пассивные и заканчивая интенсивными динамическими упражнениями.

     Повторять 10—15раз каждое упражнение с 30-45-секунд-ными перерывами после каждой серии. Основное внимание уделять упражнениям, развивающим специальную подвижность. В холодную погоду обязательны теплые костюмы.

      Развитие  ловкости.

    Ловкость-способность быстро и  точно координировать движения  при решении  самых неожиданных задач, которые „задает" игра. Связана она с комплексом физиологических и психических факторов и представляет собой физиолого-психический потенциал (способность к движению и состояние организма). Степень ловкости определяет умение игрока координировать свои движения.

      Ловкость  бывает общей и специальной.

      Основная  задача общей ловкости - расширить  запас двигательных навыков. Общая  ловкость-основа ловкости специальной, приобретаемой игроком в процессе систематической подготовки с использованием разных форм физического воспитания. Специальной ловкостью мы называем умение гибко, пластично „приспосабливать" свои движения к меняющейся игровой ситуации, сохраняя целенаправленность, точность и высокий уровень двигательной деятельности.

      Специальная ловкость - не абстрактная „чистая" ловкость, а основа технической стороны игровой деятельности. Она всегда проявляется через технику в возможно большем числе вариантов.

      Разнообразие  вариантов позволяет игроку справиться с незначительными изменениями  внешней обстановки (полет мяча, метеоусловия) и с измениями в  обстановке на поле.                     

      Степень специальной ловкости меняется с  расширением двигательного арсенала и с ростом опыта игрока: чем богаче этот арсенал, чем больше игрок освоил всевозможных комбинаций, тем легче он будет ориентироваться в игровой ситуациях игры. На этом этапе используются  сложные игровые упражнения для развития координации. Их сложность и интенсивность зависят от уровня техничности игрока.

       В неменяющихся условиях метод повторения сложных с точки зрения координации движений — единственный позволяющий укреплять базу и расширять арсенал двигательных навыков.

    Позднее начинается развитие способности использования двигательных навыков в            меняющихся условиях.12

        Метод повторения движения с  максимальным усилием. В его  основе - повторение простых и  сложных движений с максимальной  затратой сил. Время отдыха  должно быть достаточным для восстановления затраченных сил.

   Метод отработки реакции на неожиданный импульс. Развивает быстроту реакции игрока при оценке ситуации, помогает быстро и результативно решать игровые задачи. Используется для развития и простой, и сложной реакций.

    Метод повторных движений в облегченных условиях. Применяется для развития стабильной скорости (спринтерской) и для повышения частоты движения ног. В этих условиях развиваем так называемую „сверхскорость", которая значительно выше скорости, показываемой игроком во время матча. Так удается преодолевать „скоростной барьер" игрока и разрушать „скоростной стереотип". Упражнения требуют от футболиста максимальной сосредоточенности и тренированности.

      Каждое  из приведенных выше проявлений быстроты и скорости можно развивать отдельно или в комплексе во второй половине подготовительного и в течение всего основного периода.          Максимальная результативность в тренировке быстроты и скорости достигается сочетанием нагрузки и обязательной предварительной разминки, высокой активностью игроков. Футболисты не должны быть сильно утомлены: в усталом организме больше развиваются волевые качества, нежели скоростные.

      Развивая  реакцию на внешние сигналы, предпочтение отдаем упражнениям, в которых движение (например, рывок) начинается в результате действия зрительного импульса (мах рукой, бросок мяча), то есть так, как это бывает в игре. Между упражнениями обязательны паузы для отдыха: без них не достичь максимальной интенсивности движения.13

      Скоростные  способности футболистов лучше всего развивать в возрасте от 13 до 16 лет. С точки зрения физиологии это объясняется более высокой скоростью протекания нервных процессов у молодых футболистов. Между скоростью бега и быстротой реакции нет тесной связи: игрок с быстрой реакцией не обязательно должен обладать высокими спринтерскими данными.

Информация о работе Вляиние систематических занятий футболом на двигательную активность футболистов