Воспитание физических качеств на уроках физической культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 01:08, курсовая работа

Описание работы

В соответствии с данной темой была поставлена цель – изучение понятий, связанных с характеристикой физических качеств.
Исходя из цели в работе определены следующие задачи:
- анализ теоретической и методической литературы по данной проблеме;
- дать характеристику основных физических качеств, необходимых школьникам в их повседневной жизни,
- рассмотреть методы, с помощью которых можно воспитывать и развивать физические качества.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1. Характеристика физических качеств………………………………………..6
2. Методы воспитания физических качеств………………………………….15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………………24
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….26

Работа содержит 1 файл

Сёмин.doc

— 146.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ  САРАТОВСКОЙ  ОБЛАСТИ 

ГОУ СПО  «Вольский  педагогический колледж им. Ф.И.Панферова» 
 
 

Сёмин Артём Сергеевич 

Студент  группы 2 «Ф» Э

Специальность  050141  «Физическая культура» 
 
 
 

ВОСПИТАНИЕ  ФИЗИЧЕСКИХ  КАЧЕСТВ 

НА  УРОКАХ  ФИЗИЧЕСКОЙ  КУЛЬТУРЫ 
 
 

Курсовая  работа 
 
 

                                                                                Научный руководитель:

                                                  Романова  Н.В.

                преподаватель

                                               физической  культуры

          
 
 
 
 
 
 
 

Вольск    2011

 

Содержание 
 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

  1. Характеристика физических качеств………………………………………..6
  2. Методы воспитания физических качеств………………………………….15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..22

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………………24 

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….26 

 

       ВВЕДЕНИЕ 

          Одним из основополагающих условий, обеспечивающих здоровье, является рациональная двигательная активность. Двигательные действия являются мощными факторами, повышающими адаптационные возможности организма, расширяющими функциональные резервы.

    Отличное  здоровье, крепкое и закаленное тело, сильная воля, формируемые в процессе занятий физической культурой и  спортом, являются хорошей основой  для интеллектуального и умственного  развития человека. Достигнуть высокого физического совершенства, избавиться от некоторых врожденных и приобретенных физических недостатков можно лишь путем правильного и систематического использования физических упражнений.

    Мышечная  деятельность активизирует обменные процессы, стимулирует работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, усиливает защитные реакции, улучшает пищеварительные системы, повышает работоспособность.     Систематическая двигательная активность оказывает благотворное влияние на эмоциональное состояние человека, воспитывает «стойкий иммунитет» к вредным привычкам.

          Двигательная деятельность весьма разнообразна. Выбор конкретных видов физических упражнений во многом зависит от склонностей каждого человека, его индивидуальных особенностей. При подборе того или иного вида физической активности необходимо руководствоваться ее оздоровительной направленностью. Положительное влияние двигательных действий определяется следующими требованиями: всестороннее воздействие на организм, доступность, безопасность, постепенное повышение нагрузки, положительное эмоциональное состояние.     

       Здоровье определяется уровнем развития качественных сторон двигательной деятельности. В управлении многими движениями (оздоровительный бег, плавание, гребля, передвижение на лыжах и др.) большое место занимает объективное восприятие пространственных, временных и силовых характеристик каждого двигательного действия, адекватная оценка условий   их выполнения, способность к концентрации и переключению внимания, рациональное распределение усилий, точное воспроизведение формы движения. Все это возможно при условии определенного уровня развития комплекса двигательно-координационных качеств и, соответственно, хорошего здоровья [9 с.3] .

        Проблема  развития физических качеств на уроках физической культурой и в процессе дополнительных внеклассных  занятий очень актуальна.

      Как показывает практика, дети с повышенным двигательным режимом, то есть активно занимающиеся физической культурой и спортом, лучше своих сверстников успевают в общеобразовательной школе. Кроме того, у школьников, активно занимающихся физическими упражнениями, повышается устойчивость к простудным заболеваниям.

 Физическими качествами человека принято называть отдельные его двигательные возможности, такие, как сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость и др. Это те природные задатки к движениям, которыми все люди наделены от рождения. Физические качества человека претерпевают естественные изменения в процессе роста и развития организма. Однако эти изменения можно усилить и ускорить целенаправленными занятиями физическим трудом, физическими упражнениями. В спорте нельзя серьёзно мечтать о каких-либо успехах без достаточно высокого уровня воспитания целого комплекса физических качеств. В большинстве видов спорта проявляются все физические качества. Но для достижения успеха в каждом отдельном виде необходимо воспитать преимущественно одно или несколько физических качеств.   Исходя из выше сказанного, мы обратились к следующей теме  курсовой работы «Воспитание физических  качеств

на уроках  физической  культуры».

         В соответствии с данной темой была поставлена цель – изучение понятий, связанных с характеристикой физических качеств.

    Исходя  из цели в работе определены следующие задачи:

   -   анализ теоретической и методической литературы по данной  проблеме;

  - дать  характеристику основных физических  качеств, необходимых школьникам  в их повседневной жизни,

   -   рассмотреть  методы, с  помощью которых можно воспитывать  и развивать  физические качества.

       Структура курсовой работы включает в себя -  введение, основная часть, заключение, список литературы. В основной части рассматривается два вопроса, связанные с раскрытием темы курсовой работы.  При изложении теоретического материала мы исходили из основ классической отечественной теории и методики физической культуры и спорта, разработанных  В.М. Зациорским., H.B. Зимкиным, B.M. Дьячковым, В.П. Филиновым, С.С. Грошенковым, З.И. Кузнецовой, В.С. Фарфелем, Л.П. Матвеевым, А.Д. Новиковым и др. 

 

  1. ХАРАКТЕРИСТИКА  ОСНОВНЫХ  ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ
 

      Раскрытие нашей темы начнём с характеристики основного физического качества  - «силы». Силу человека можно определить как способность  преодолевать внешнее сопротивление либо  противодействовать ему посредством  мышечных напряжений. В случае преодолевающей работы под силами сопротивления понимают силы, направленные против движения; при уступающей работе  действующие по ходу движения.

        Как известно, мышцы могут проявлять  силу:

1) без  изменения своей длины   (статический,   изометрический, режим);

2)   при ее уменьшении  (преодолевающий, миометрический, режим);

3) при  ее удлинении (уступающий, полиометрический, режим).   Преодолевающий и уступающий  режимы объединяются понятием «динамический режим».

    Перейдём  к рассмотрению  понятия  «силовые способности».  По мнению Ж.К.Холодова и В.С.Кузнецова  «силовые способности  — это комплекс различных проявлений человека в  определенной двигательной деятельности, в основе  которых  лежит понятие «сила». [18, C.76]  

      Силовые способности проявляются  не сами по себе, а через  какую-либо двигательную деятельность. При этом влияние на проявление силовых способностей оказывают разные факторы, вклад которых в каждом конкретном случае меняется в зависимости от конкретных двигательных действий и условий их осуществления, вида силовых способностей, возрастных, половых и индивидуальных особенностей человека. Среди них выделяют: 1) собственно мышечные; 2) центрально-нервные; 3) личностно-психические; 4) биомеханические; 5) биохимические; 6) физиологические факторы, а также различные условия внешней среды, в которых осуществляется  двигательная деятельность.

        Статическая сила характеризуется  двумя ее особенностями проявления (В.В.Кузнецов, 1975): 1) при напряжении мышц  за  счет активных волевых усилий человека (активная статическая сила); 2) при попытке внешних сил или под воздействием собственного  веса человека насильственно растянуть напряженную мышцу (пассивная статическая сила).

         Воспитание собственно силовых способностей может быть направлено  на развитие максимальной силы (тяжелая атлетика, гиревой спорт, силовая акробатика, легкоатлетические метания и др.); общее укрепление опорно-двигательного аппарата занимающихся, необходимое во всех видах спорта (общая сила)    и строительства тела (бодибилдинг) [18, c.77].

      Продолжим рассмотрение физических качеств и  остановимся  характеристике быстроты. Рассматривая сущность данного  физического  качества мы столкнулись с двумя  трактовками данного  понятиями,  которыми пользуются специалисты в области  физического  воспитания – это «быстрота»  и «скоростные способности». По мнению Б.А. Ашмарина (1990г.) под быстротой понимается единство проявления центральных и периферических  нервных структур двигательного аппарата человека, позволяющих перемещать тело и отдельные его звенья за минимально короткое время. Быстрота проявляется через совокупность скоростных способностей: быстроты в  простых и сложных двигательных реакциях, скорости одиночного движения, не отягощенного внешним сопротивлением, частоты движений (темп движений)[16, стр.154].

        В более поздних  изданиях  авторы трактуют данное  понятие   как скоростную способность человека. А.П. Матвеев (1991г), Ж.К.Холодов (2000г.), Ю.Ф.Курамшин (2003г.) придерживаются следующего определения. Скоростные способности – это комплекс функциональных свойств человека, обеспечивающих выполнение двигательных действий в минимальный отрезок времени [17, стр.135].

     Быстрота - способность человека в определенных условиях мгновенно реагировать на тот или иной раздражитель и совершать нужные действия  с минимальной затратой времени. Быстрота определяется временем двигательной реакции, отдельного движения и частотой одинаковых движений в единицу времени (темпом).

     В практической деятельности   важное значение имеет не только быстрота самого действия, но и подготовка к нему.            

     Различают простые и сложные двигательные реакции. Простая реакция характеризуется выполнением определенного движения на заранее известный, но внезапный сигнал. Двигательная реакция на световой раздражитель у не занимающихся спортом составляет 0,2-0,35 с, у спортсменов-0,15-0,2 с; на звуковой соответственно 0,17-0,27 и 0,1-0,15 с.

       К сложным двигательным реакциям относятся реакции выбора (когда и как действовать) и реакции на движущийся объект. Например, при приеме волейбольного мяча надо оценить направление и скорость его движения и принять решение, как действовать.

      С возрастом быстрота реакции улучшается, достигая оптимальных показателей к 17 годам.    Максимальная скорость, которую может проявить человек в каком-либо движении, зависит не только от развития у него быстроты, но и ряда других факторов — степени развития силы, гибкости, владения техникой и т. п.

    Быстрота  очень специфична - быстрота в беге и быстрота в метаниях существенно отличны и требуют применения различных средств и методов при воспитании.                                                                         

      Для характеристики физических качеств спортсмена, непосредственно определяющих его скоростные способности, использовался в основном обобщающий термин  «быстрота». В последние десятилетия все чаще стали употреблять термин  «скоростные способности». Это объясняется тем, что исследования конкретных форм проявления быстроты обнаруживают их

существенные  различия.

          Быстрота - это комплекс морфофункциональных свойств человека, непосредственно определяющих скоростные характеристики движений, а также время двигательных реакций.

       

      В играх и единоборствах есть еще одно специфическое проявление скоростных качеств - быстрота торможения, когда в связи с изменением ситуации необходимо мгновенно остановиться и начать движение в другом направлении.

Информация о работе Воспитание физических качеств на уроках физической культуры