Воспитание физических качеств на уроках физической культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 01:08, курсовая работа

Описание работы

В соответствии с данной темой была поставлена цель – изучение понятий, связанных с характеристикой физических качеств.
Исходя из цели в работе определены следующие задачи:
- анализ теоретической и методической литературы по данной проблеме;
- дать характеристику основных физических качеств, необходимых школьникам в их повседневной жизни,
- рассмотреть методы, с помощью которых можно воспитывать и развивать физические качества.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1. Характеристика физических качеств………………………………………..6
2. Методы воспитания физических качеств………………………………….15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………………24
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….26

Работа содержит 1 файл

Сёмин.doc

— 146.00 Кб (Скачать)

       Быстрота - это физическое качество, которое весьма трудно поддается развитию. Возможность повышения скорости в локомоторных циклических актах весьма ограничена.

      В процессе выполнения физических упражнений имеет место комплексное проявление быстроты. Наибольшее значение придается скорости выполнения человеком целостных двигательных актов, а не элементарным формам ее проявления. Конечно, эта скорость лишь косвенно характеризует быстроту человека, т.к. она обусловлена не только уровнем развития быстроты, но и другими факторами.

       Перейдём к рассмотрению  выносливости.  Выносливость - способность организма совершать продолжительную работу без снижения её эффективности.   В системе физической подготовки школьников выносливость по всей структуре, измерению, методике развития является наиболее  многокомплектным по сравнению с другими двигательными способностями человека.

        В ряду физических качеств человека выносливость занимает особое место. Любое другое качество - быстрота или сила, ловкость или гибкость — в большинстве случаев проявляется в течение некоторого времени или при многократном выполнении, что требует определенного уровня выносливости. Формы проявления выносливости многообразны.     Многообразны и пути ее приобретения. Выносливость к физической работе зависит от двигательной активности человека, диктуемой, условиями труда и быта.

         По мнению  Ж.К.Холодова и В.С.Кузнецова   мерилом выносливости  является  время, в течение которого осуществляется  мышечная деятельность определённого  характера и интенсивности.  Например, в циклических видах физических упражнений (ходьба, бег, плавание и т.п.) измеряется минимальное время преодоления заданной дистанции. В игровых видах  деятельности и единоборствах замеряют время, в течение которого осуществляется уровень заданной эффективности двигательной деятельности. В сложно-координационных видах деятельности, связанных с  выполнением точности  движений (спортивная гимнастика, фигурное катание и т.п.), показателем выносливости является стабильность технически правильного выполнения действия [21,с.103].

        Так как длительность работы  ограничивается, в конечном счете,  наступившим утомлением, то выносливость  можно также определить как  способность организма противостоять  утомлению. Утомление – это  состояние организма, возникающее вследствие длительной или напряженной деятельности и характеризующееся снижением  работоспособности. Оно возникает через определённый промежуток  времени после начала работы и выражается в повышенной трудности или невозможности продолжить деятельность с прежней эффективностью [17,с.166].

       Высокий уровень выносливости практически необходим   во всех видах спорта для сохранения высокой специфической работоспособности в процессе как одиночного старта (забега, игра, схватки, серии и т.д.), так и всего соревнования, продолжающегося в отдельных видах спорта от одного дня до нескольких месяцев, а также для сохранения высокой работоспособности с целью эффективного проведения целостного тренировочного процесса в различных по длительности циклах.

     Высокий уровень выносливости в процессе соревновательной и тренировочной деятельности способствует преодолению нарастающего утомления. Поэтому выносливость часто характеризуют как способность противостоять наступающему утомлению (В.С.Фарфель).

    Продолжая рассмотрение нашего вопроса остановимся на характеристике координационных способностей школьников.  Что же такое координационные способности (КС)? Этим понятием ученые начали широко пользоваться в последние 25-30 лет для более конкретной интерпретации одного из двигательных качеств — ловкости. В подавляющем большинстве учебников, учебных пособий, монографий и статей до настоящего времени можно прочесть, что ловкость составляют две основные способности: во-первых, способность быстро овладевать новыми двигательными действиями (способность быстро обучаться) и, во-вторых, способность быстро и координирование перестраивать двигательную деятельность в условиях внезапного изменения обстановки. Последнюю способность иногда рассматривают как способность к моторной адаптации, проявляющейся в относительно стандартных и неожиданных, быстро изменяющихся ситуациях

     Начиная с 30-х годов специалисты  разных стран смогли доказать  неправомерность сведения ловкости только к нескольким способностям. В результате на сегодняшний день насчитывают от 2-3 общих до 5-7 (по другим данным, до 11-20 и более) специальных и специфически проявляемых КС, таких как координация деятельности больших мышечных групп всего тела; общее равновесие; равновесие со зрительным контролем и без него; равновесие

на предмете; уравновешивание предметов; быстрота перестройки двигательной

деятельности. Среди  координационных  называют также способность к пространственной ориентации, мелкую моторику, способность к дифференцированию, воспроизведению, отмериванию и оценке пространственных, силовых и временных параметров движений, ритм, вестибулярную устойчивость, способность произвольно расслаблять мышцы и др.

      Такое положение привело к  тому, что вместо термина «ловкость» ввели в науку и практику термин КС, стали говорить о системе (совокупности) таких способностей и необходимости дифференцированного подхода к их оценке и развитию. Однако термин КС не является общепринятым, объединяющим вышеназванные способности в систему связанных понятий. В публикациях отечественных и зарубежных ученых можно встретить самые разнообразные термины и понятия как более общего («ловкость», «координация движений», «способность управлять движениями», «общее равновесие» и т.п.), так и более узкого плана («координация движений верхних конечностей», «мелкая моторика», «динамическое равновесие», «согласование движений», «изменение ритма», «способность точно воспроизводить движения», «прыжковая ловкость» и др.).

    Дадим характеристику физического качества «гибкость». По    мнению   многих    авторов      ( Зациорского В.М.,       Филина В.П.,  Гужаловского А.А., Богдасарова С., Матвеева Л.П., Ляха В.И.) гибкость – важнейшее физическое качество человека.  Она обеспечивает увеличение  амплитуды движений всех звеньев опорно-двигательного аппарата, позволяет более ярко и экономно проявлять физические и двигательные качества – силу, быстроту, выносливость, ловкость и овладевать наиболее совершенными формами двигательных навыков.

      Гибкость определяют,   как способность человека выполнять движения с большой амплитудой  или  под ней понимают морфофункциональные свойства опорно-двигательного аппарата, обусловливающие степень подвижности его звеньев относительно друг друга. Термин «гибкость» более приемлем, если имеют в виду суммарную подвижность в суставах всего тела.       Применительно к отдельным суставам правильнее говорить «подвижность», а не «гибкость», например «подвижность в плечевых, тазобедренных или голеностопных суставах».[5,с.4]

     Гужаловский определяет гибкость как способность человека к достижению большой амплитуды в выполняемом движении. В теории и практике термин «гибкость» широко используется в тех случаях, когда речь идет о подвижности в суставах.  Причем в ряде случаев гибкость определяется как способность к реализации максимально возможной подвижности в суставах. В соответствии с этим следует правильно использовать термин «гибкость», говоря  о гибкости вообще, и термин «подвижность», имея в виду подвижность определенного сустава.[11,стр.95]

      По мнению  Назаренко Л.Д.   гибкость -  способность свободно и непринужденно изменять форму тела и его отдельных частей. Упругая   растягиваемость мышечных и соединительных тканей определяет уровень развития гибкости. Достаточная гибкость суставно-связочного аппарата, обусловленная строением суставов, эластичностью связок и мышц, позволяет сравнительно легко выполнять различные упражнения.

         Гибкость имеет разнообразные  проявления. Так, гибкость шейных  позвонков, плечевых суставов и поясничной области во многом определяет активность двигательной деятельности и степень работоспособности человека. Хороший уровень развития данного качества позволяет в нужный момент принять необходимую позу и удерживать ее в течение определенного времени; выполнять наклоны и взмахи различной амплитуды, регулируя величину физической нагрузки.[8,стр.27]

       Гибкость имеет большое значение  в жизнедеятельности человека. Так,  высокий уровень развития гибкости  позволяет при потере равновесия избежать падения; найти более удобный способ передвижения; быстрее и лучше решать двигательную задачу в непредвиденной ситуации. Хорошая гибкость свидетельствует о состоянии мускулатуры, связок, сухожилий. Снижение показателей гибкости является одним из признаков ухудшения физического состояния. Систематические занятия по развитию гибкости позволят улучшить здоровье.[11,с.104]

       Гибкость важна при выполнении  многих двигательных действий в трудовой и военной деятельности, а также в быту. Исследования подтверждают необходимость развития подвижности высокого уровня в суставах для овладения техникой двигательных действий разных видов спорта (гимнастика, синхронное плавание, прыжки и др.). Уровень гибкости обусловливает также развитие быстроты, координационных способностей, силы. Трудно переоценить значение подвижности в суставах в случаях нарушения осанки, при коррекции плоскостопия, после спортивных и бытовых травм и т.д. 
 
 
 

    Заканчивая  данный параграф мы пришли к выводу, что    сила - это способность человека  преодолевать внешнее сопротивление либо  противодействовать ему посредством  мышечных  усилий (напряжений). Силовые способности — это комплекс различных проявлений человека в  определенной двигательной деятельности, в основе  которых лежит понятие «сила».

      Быстрота - способность человека в определенных условиях мгновенно реагировать на тот или иной раздражитель и совершать нужные действия  с минимальной затратой времени; она определяется временем двигательной реакции, отдельного движения и частотой одинаковых движений в единицу времени (темпом); качество, которое весьма трудно поддается развитию; различают – простые и сложные  двигательные реакции.

      Выносливость - способность организма совершать продолжительную работу без снижения её   эффективности.   Мерилом выносливости  является время, в течение которого осуществляется мышечная деятельность определённого характера и интенсивности.        Выносливости  тесно связана с

утомлением  человека.

    Координационные способности (ловкость) — это возможности индивида, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регулировке двигательного действия.

    Гибкость  – это способность выполнять  движения с необходимой амплитудой, важное качество в жизни человека. Недостаточно развитая гибкость затрудняет координацию движений, лимитирует возможности пространственных перемещений тела человека. 

 

  1. МЕТОДЫ  ВОСПИТАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ
 

     Рассмотрим  методы физического воспитания, которые применяются для  воспитания физических качеств  школьников.   Под методами физического воспитания понимаются способы применения физических упражнений.

   В физическом воспитании школьников применяются две группы методов специфические (характерные только для процесса физического воспитания) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания).

   По  мнению Ж.К.Холодова и В.С.Кузнецова  «к специфическим методам физического воспитания относятся:

   1)  методы строго регламентированного  упражнения;

   2)  игровой метод (использование  упражнений в игровой форме);

   3) соревновательный метод (использование упражнений в соревновательной форме).

   С помощью этих методов решаются конкретные задачи, связанные с обучением технике выполнения физических упражнений и воспитанием физических качеств.

   Общепедагогические методы включают в себя:

   1)  словесные методы;

   2)  методы наглядного воздействия.

   Ни  одним из методов нельзя ограничиваться в методике физического воспитания как наилучшим. Только оптимальное  сочетание названных методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач физического воспитания». [22,c.42]

   Нам необходимо остановиться на характеристике методов воспитания физических качеств, т.к. только с помощью их можно  воздействовать на улучшение физической подготовленности учащихся.

   Методы строгой регламентации, применяемые для воспитания физических качеств, представляют собой различные комбинации нагрузок и отдыха. Они направлены на достижение и закрепление адаптационных перестроек в организме. Методы этой группы можно разделить на методы со стандартными и нестандартными (переменными) нагрузками.

Информация о работе Воспитание физических качеств на уроках физической культуры