Физические качества

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 18:57, реферат

Описание работы

Идея комплексной подготовки физических способностей людей идет с глубокой древности. Так лучше развиваются основные физические качества человека, не нарушается гармония в деятельности всех систем и органов человека. Так, к примеру, развитие скорости должно происходить в единстве с развитием силы, выносливости, ловкости. Именно такая слаженность и приводит к овладению жизненно необходимыми навыками.

Работа содержит 1 файл

физические качества.docx

— 35.97 Кб (Скачать)

Введение

     Физическая  подготовленность человека характеризуется  степенью развития основных физических качеств – силы, выносливости, гибкости, быстроты, ловкости и координации.

     Идея  комплексной подготовки физических способностей людей идет с глубокой древности. Так лучше развиваются  основные физические качества человека, не нарушается гармония в деятельности всех систем и органов человека. Так, к примеру, развитие скорости должно происходить в единстве с развитием  силы, выносливости, ловкости. Именно такая  слаженность и приводит к овладению  жизненно необходимыми навыками.

     Физические  качества и двигательные навыки, полученные в результате физических занятий, могут  быть легко перенесены человеком  в другие области его деятельности, и способствовать быстрому приспособлению человека к изменяющимся условиям труда, быта, что очень важно в современных  жизненных условиях.

     Между развитием физических качеств и  формированием двигательных навыков  существует тесная взаимосвязь.

     Двигательные  качества формируются неравномерно и неодновременно. Наивысшие достижения в силе, быстроте, выносливости достигаются в разном возрасте.

     В результате регулярных тренировок повышается прочность суставов, связок, а под  влиянием специальных упражнений –  и их эластичность и гибкость.

     В результате тренировок в мышцах увеличивается  число мышечных волокон, причем каждое волокно становится толще. Это и  обеспечивает прирост мышечной силы. Под влиянием физических упражнений в мышцах повышается содержание миоглобина, способного легко соединяться с  кислородом крови и отдавать его  тканям мышц во время работы. В результате тренировок в мышцах возрастает количество капилляров и улучшается их снабжение  питательными веществами и кислородом.

Тело  нетренированных людей и их мышцы  пребывают в бездействии. В результате – вяло работает весь организм, все  органы и системы, нарушен обмен  веществ.

1.Физические  качества человека

     Под физическими качествами понимают социально  обусловленные совокупности биологических  и психических свойств человека, выражающие его физическую готовность осуществлять активную двигательную деятельность.

     Основными качествами, характеризующими физическое развитие человека, являются сила, быстрота, ловкость, гибкость и выносливость. Совершенствование каждого из этих качеств способствует и укреплению здоровья, но далеко не в одинаковой мере. Можно стать очень быстрым, тренируясь в беге на короткие дистанции. Наконец, очень неплохо стать ловким и гибким, применяя гимнастические и акробатические упражнения.

     От  других качеств личности физические качества отличаются тем, что могут  проявляться только при решении  двигательных задач через двигательные действия. Двигательные действия, используемые для решения двигательной задачи, каждым индивидом могут выполняться  различно. У одних отмечается более высокий темп выполнения, у других - более высокая точность воспроизведения параметров движения и т. п.

Под физическими  способностями понимают относительно устойчивые, врожденные и приобретенные  функциональные возможности органов  и структур организма, взаимодействие которых обусловливает эффективность  выполнения двигательных действий. Врожденные возможности определяются соответствующими задатками, приобретенные - социально-экологической  средой жизнеобитания человека. При этом одна физическая способность может развиваться на основе разных задатков и, наоборот, на основе одних и тех же задатков могут возникать разные способности. Реализация физических способностей в двигательных действиях выражает характер и уровень развития функциональных возможностей отдельных органов и структур организма. Поэтому отдельно взятая физическая способность не может выразить в полном объеме соответствующее физическое качество. Только относительно постоянно проявляющаяся совокупность физических способностей определяет то или иное физическое качество. Например, нельзя судить о выносливости как о физическом качестве человека, если он способен длительно поддерживать скорость бега только на дистанции 800 м. Говорить о выносливости можно лишь тогда, когда совокупность физических способностей обеспечивает длительное поддержание работы при всем многообразии двигательных режимов ее выполнения.

2.Сила 

     Как физическое качество сила выражается через совокупность силовых способностей, которые обеспечивают меру физического  воздействия человека на внешние  объекты.

     Силовые способности проявляются через  силу действия, развиваемую человеком  посредством мышечных напряжений. Сила действия измеряется в килограммах.

     Величина  проявления силы действия зависит от внешних факторов – величины отягощений, внешних условий, расположения тела и его звеньев в пространстве; и от внутренних – функционального  состояния мышц и психического состояния  человека.

     Расположение  тела и его звеньев в пространстве влияет на величину силы действия за счет неодинакового растяжения мышечных волокон при разных исходных позах  человека: чем больше растянута мышца, тем больше величина проявляемой  силы.

     Различают абсолютную и относительную силы действия. Абсолютная сила определяется максимальными показателями мышечных напряжений без учета массы тела человека, а относительная - отношением величины абсолютной силы к собственной  массе тела.

     Силовые способности определяются мышечными  напряжениями и соответствуют различным  формам изменения активного состояния  мышц. Мышечные напряжения проявляются  в динамическом и статическом  режимах сокращения, где первый характеризуется  изменением длины мышц и присущ преимущественно  скоростно-силовым способностям, а  второй- постоянством длины мышц при  напряжении и является прерогативой собственно силовых способностей. В  практике физического воспитания данные режимы сокращения мышц обозначаются терминами «динамическая сила»  и «статическая сила» В качестве примера проявления статической силы можно привести удержание веса штанги на вытянутых руках, а динамической - прыжок вверх.

     Степень проявления собственно силовых способностей человека зависит от количества мышц, вовлеченных в работу, или от особенностей их сократительных свойств.

     Скоростно-силовые  способности проявляются при  различных режимах мышечного  сокращения и обеспечивают быстрое  перемещение тела в пространстве. Для развития скоростно-силовых  способностей используют упражнения с  преодолением веса собственного тела (например, прыжки) и с внешними отягощениями (например, метание набивных мячей). Наиболее распространенными методами развития скоростно-силовых способностей являются методы повторного выполнения упражнения и круговой тренировки. Метод повторного выполнения упражнения позволяет избирательно развивать  определенные группы. Метод круговой тренировки обеспечивает комплексное  воздействие на различные группы мышц.

3.Быстрота 

В соответствии с современными представлениями  быстрота понимается как специфическая  двигательная способность человека к высокой скорости движений, выполняемых  при отсутствии значительного внешнего сопротивления, сложной координации  работы мышц и не требующих больших  энергозатрат. Физиологический механизм проявления быстроты, связанный прежде всего со скоростными характеристиками нервных процессов, представляется как многофункциональное свойство центральной нервной системы (ЦНС).

     Различают несколько элементарных форм проявления быстроты:

     1. Быстроту простой и сложной  двигательной реакции. 

     2. Быстроту одиночного движения.

     3. Быстроту сложного (многосуставного)  движения, связанного с изменением  положения тела или переключением  с одного действия на другое  при отсутствии значительного  внешнего сопротивления. 

     4. Частоту движений.

     Выделяемые  формы проявления быстроты относительно независимы друг от друга и слабо  связаны с уровнем общей физической подготовленности.

     Быстрота  двигательной реакции, как ответ  на внезапно появляющийся сигнал определенным движением или действием, имеет  большое значение для рукопашного  боя. В условиях поединка может быть один или несколько одновременных  или последовательных раздражителей (действий противника), поэтому и  выделяют простую и сложную реакции (реакция на движущийся объект или  реакция выбора соответственно),

     В простой реакции выделяют два  ее компонента:

     1. Латентный (запаздывающий), обусловленный  задержками, накапливающимися на  всех уровнях организации действия  в ЦНС. Латентное время простой  двигательной реакции не поддается  тренировке, не связано со спортивным  мастерством и не может приниматься  за характеристику быстроты человека.

     2. Моторный, за счет совершенствования,  которого в основном и происходит  сокращение времени реакции. 

     Для простых реакций характерен значительный перенос быстроты: тренировка в различных  скоростных упражнениях улучшает быстроту простой реакции, а люди, быстро реагирующие  в одних ситуациях, будут быстро реагировать и в других.

4.Ловкость

     Ловкость  выражается через совокупность координационных  способностей, а также способностей выполнять двигательные действия с  необходимой амплитудой движений (подвижностью в суставах). Ловкость воспитывают  посредством обучения двигательным действиям и решения двигательных задач, требующих постоянного изменения  структуры действий. При обучении обязательным требованием является новизна разучиваемого упражнения и условий его применения. Элемент  новизны поддерживается координационной  трудностью действия и созданием  внешних условий, затрудняющих выполнение упражнения. Решение двигательных задач  предполагает выполнение освоенных  двигательных действий в незнакомых ситуациях.

     Различают общую и специальную ловкость. Координационные способности это умение человека наиболее совершенно, быстро, целесообразно, экономно, точно и находчиво решать двигательные задачи, при возникновении сложных и неожиданных ситуаций.

Координационные способности связаны с возможностями  управления движениями в пространстве и времени и включают: а) пространственную ориентировку; б) точность воспроизведения  движения по пространственным, силовым  и временным параметрам; в) статическое  и динамическое равновесие. Пространственная ориентировка подразумевает: 1)сохранение представлений о параметрах изменения  внешних условий (ситуаций) и 2) умение перестраивать двигательное действие в соответствии с этими изменениями. Человек не просто реагирует на внешнюю  ситуацию. Он должен учитывать возможную  динамику ее изменения, осуществлять прогнозирование  предстоящих событий и в связи  с этим строить соответствующую  программу действий, направленную на достижение положительного результата.

5.Выносливость

     Выносливость - важнейшее физическое качество, проявляющееся  в профессиональной, спортивной практике (в той или иной степени в  каждом виде спорта) и повседневной жизни. Она отражает общий уровень  работоспособности человека. В теории физвоспитания под выносливостью понимают способность человека значительное время выполнять работу без снижения мощности нагрузки её интенсивности или как способность организма противостоять утомлению. Выносливость - многофункциональное свойство человеческого организма и интегрирует в себе большое число процессов, происходящих на различных уровнях: от клеточного до целостного организма. Однако, как показывают результаты современных научных исследований, ведущая роль в проявлении выносливости принадлежит факторам энергетического обмена веществ и вегетативным системам, которые его обеспечивают, а именно сердечно-сосудистой, дыхательной, а также ЦНС.

     Выносливость  как качество проявляется в двух основных формах:

  • в продолжительности работы без признаков утомления на данном уровне мощности;
  • в скорости снижения работоспособности при наступлении утомления.

     На  практике различают несколько видов  выносливости: общую и специальную. Необходимо отметить, что большое  количество изометрических упражнений в тренировочном занятии вызывает специфические приспособления организма  к статической работе и не оказывает  положительного влияния на динамическую силу. Дозировка упражнений, на развитие силы такова, что при выполнении упражнения появилось чувство усталости, но не предельного утомления.

Информация о работе Физические качества