Структура урока по физической культуре

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 23:59, реферат

Описание работы

В уроках физического воспитания принято различать две взаимосвязанные части: содержание и структуру.
Под содержанием урока обычно понимают физические упражнения, предлагаемые занимающимся. Конкретное содержание деятельности занимающихся на уроке всегда обусловлено руководящей деятельностью педагога, заключающейся в постановке и разъяснении учебных и других задач, определении конкретных заданий и организации их выполнения, непрерывном наблюдении за действиями занимающихся, оценке и корректировании выполняемого, регулировании нагрузок, а также в тактичном направлении поведения воспитуемых, налаживании отношений между ними и т. п. Вся эта многогранная деятельность педагога, требующая большого мастерства и усилий, тоже составляет определенную, очень важную часть содержания урока.

Содержание

Введение……………………………………………………………………....2-3
1. Из истории возникновения и изменения структурных частей урока…. 4
1.1 Подготовительная часть урока………………………………………………….5
1.2 Основная часть урока……………………………………………………………5-6
1.3 Заключительная часть урока……………………………………………………6
Вывод……………………………………………………………………………………..7
Используемая литература……………………………………………………...8

Работа содержит 1 файл

Структура урока 3 части.docx

— 27.43 Кб (Скачать)

Введение

В уроках физического  воспитания принято различать две  взаимосвязанные части: содержание и структуру. 

Под содержанием  урока обычно понимают физические упражнения, предлагаемые занимающимся. Конкретное содержание деятельности занимающихся на уроке всегда обусловлено руководящей деятельностью педагога, заключающейся в постановке и разъяснении учебных и других задач, определении конкретных заданий и организации их выполнения, непрерывном наблюдении за действиями занимающихся, оценке и корректировании выполняемого, регулировании нагрузок, а также в тактичном направлении поведения воспитуемых, налаживании отношений между ними и т. п. Вся эта многогранная деятельность педагога, требующая большого мастерства и усилий, тоже составляет определенную, очень важную часть содержания урока.

Направляемая педагогом  интеллектуальная и двигательная деятельность занимающихся сопровождается определенными  функциональными процессами и сдвигами в различных системах организма (нервной, мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной и др.), приводящими к намеченным изменениям в физическом и психическом состоянии, в знаниях, умениях и навыках, в поведении. Эти внутренние процессы и непрерывные изменения в состоянии и возможностях занимающихся составляют, еще одну характерную сторону содержания уроков физического воспитания. Таким образом, понятие «содержание урока» физического воспитания является сложным, многогранным. Оно включает в себя, во-первых, обусловленную конкретными учебно-воспитательными задачами совокупность предлагаемых занимающимся физических упражнений (предметное содержание урока); во-вторых, активную деятельность занимающихся, осуществляемую в рамках намеченных задач и предметного содержания урока; в-третьих, руководящую деятельность педагога, обеспечивающую правильное осмысливание и эффективное выполнение занимающимися упражнений; в-четвертых, воспитательно-образовательный результат урока, являющийся непосредственным продуктом деятельности активных участников педагогического процесса.

Под структурой урока  обычно понимают наличие в нем нескольких, характерных по содержанию, взаимосвязанных составных частей, расположенных в определенной последовательности. Обобщенно она воспринимается как сгруппированная последовательность выполняемых упражнений, обусловленная логикой развертывания учебно-воспитательного процесса.

Урок должен строиться  с учетом многих объективных факторов, в частности закономерностей  влияния физических упражнений на организм психику, поведение занимающихся; закономерностей  самого процесса развития человека; логики развертывания учебно-познавательной деятельности; зависимостей между техникой выполняемых движений и характером проявления двигательных качеств и многих других факторов, вплоть до времени, места и условий занятий. Только умелое использование разнообразных научных знаний и передового опыта может обеспечить подлинное методическое творчество и гарантировать его успех.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Из истории  возникновения и изменения структурных  частей  урока

В теории и практике физического  воспитания целесообразному построению занятий всегда уделялось большое  внимание. Первоначально структура урока носила стандартный характер — все практикуемые в данной системе физического воспитания виды физических упражнений были представлены в каждом занятии, всегда в одной и той же неизменной последовательности, в одном и том же методическом оформлении и с одним и тем же порядком изменения величины физических нагрузок; постепенно менялись только конкретные упражнения в пределах каждого вида. Такое построение урока было особенно характерно для шведской гимнастики, созданной П. Г. Лингом.

Однако еще в конце  прошлого века в связи с развитием  систем физического воспитания, сопровождавшимся расширением задач и арсенала используемых средств, такое стандартное  построение урока стало считаться  нецелесообразным. Наиболее богатая  по содержанию и прогрессивная для  того времени система Ж. Демени оставляла в стандартной последовательности только определенные групп типичных видов физических упражнений (серии), рассчитанные на решение конкретной части задач.

В начале нашего столетия во Франции была разработана трехчастная  структура урока, в которой четко  определялось основное назначение каждой части. Но само содержание основной части  урока, существенно ограниченное задачами, вновь предлагалось строить стандартно, в строго определенной последовательности установленных для нее видов  физических упражнений.

Дальнейшее существенное развитие теория и практика построения занятий получила в двадцатых  — начале тридцатых годов XX столетия, главным образом в результате усилий советских ученых и методистов. Оно заключалось в том, что  в качестве основы определения содержания каждой части, а также соответствующих  подразделов и видов упражнений были рекомендованы относительно подробно разработанные учебно-воспитательные и гигиенические задачи. В дальнейшем в теорию и методику построения уроков было внесено немало уточнений и  дополнений в этом направлении.

В настоящее время в  системе физического воспитания за основу построения урока принято  разделение его на три главные  части: вводную (подготовительную), основную и заключительную. Они являются обязательными  и всегда располагаются в названной  последовательности. Выделение этих частей обусловлено определенными  физиологическими, психологическими и  педагогическими закономерностями последовательного включения занимающихся в учебно-воспитательный процесс, достижения и сохранения высокого, относительно устойчивого уровня работоспособности  и, наконец, переключения в условиях снижающейся работоспособности  на предстоящую деятельность.

1.1 Подготовительная  часть урока

Подготовительная часть  урока играет вспомогательную роль и служит созданию необходимых предпосылок  для основной учебно-воспитательной работы. Характерными задачами, которые  решает педагог в этой части, являются: а) начальная организация занимающихся, овладение их вниманием, ознакомление их с предстоящей работой и  создание необходимой для ее успеха психологической установки; б) постепенная  функциональная подготовка организма  к повышенным нагрузкам и изменение  его физического состояния («разогревание»); в) создание благоприятного эмоционального состояния. В меру необходимости  в вводной части могут решаться и некоторые образовательные, а еще чаще воспитательные задачи, но не в ущерб специфической функции этой части — введению занимающихся в работу.

В качестве средства решения  перечисленных задач могут быть использованы самые разнообразные  физические упражнения, техника выполнения которых уже хорошо освоена занимающимися или поддается быстрому овладению, «с места». Чаще всего это различные построения и перестроения, некоторые гимнастические упражнения общеподготовительного характера, различные варианты ходьбы, бега и непрерывных ритмичных прыжков, выполняемых с постепенно повышающейся, но относительно умеренной нагрузкой, а также достаточно легко дозируемые танцевальные упражнения, хорошо знакомые игры (не связанные с большими напряжениями или длительными паузами в деятельности отдельных учеников) и т. п.

1.2 Основная часть  урока

Основная часть урока  служит непосредственному решению  всех предусмотренных программами  и планами текущей работы образовательных, воспитательных и гигиенических (оздоровительных) задач физического воспитания. Это  гармоническое общее и необходимое  специальное развитие опорно-двигательного  аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, формирование и поддержание хорошей осанки, закаливание организма; вооружение занимающихся общими и специальными знаниями в области двигательной деятельности, умением управлять своим двигательным аппаратом, а также формирование и совершенствование двигательных умений и навыков общеобразовательного, прикладного и спортивного характера; общее и специальное воспитание двигательных (физических), а также моральных, интеллектуальных и волевых качеств. В тесной связи с этими специфическими задачами физического воспитания в основной части урока (как и в других его частях) решаются также широкие задачи нравственного и эстетического воспитания.

В основной части урока  могут применяться любые физические упражнения, которые служат эффективному решению перечисленных задач. В нее могут быть включены и упражнения, характерные для вводной и заключительной частей, если необходимо создать какие-либо дополнительные предпосылки для проведения основных упражнений, восстановить временно снизившуюся работоспособность тех или других органов и т. п.

1.3 Заключительная  часть урока

Заключительная часть  урока предназначена для завершения работы, приведения организма в оптимальное  для последующей деятельности состояние, а также создания в возможной  мере установки на эту деятельность. Наиболее характерными задачами заключительной части урока являются: снижение общего возбуждения сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, излишнего напряжения отдельных групп мышц; регулировка эмоциональных состояний; подведение итогов урока, краткий разбор, если необходимо, отдельных моментов учебной деятельности или поведения занимающихся, ознакомление их с содержанием очередных занятий и заданием на дом и т. п.

Наиболее характерными упражнениями для заключительной части урока  являются: различные варианты ходьбы и других естественных движений, направленные на постепенное снижение напряженности функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем; гимнастические упражнения на расслабление и осанку; специальные упражнения на внимание; танцевальные упражнения и игры относительно спокойного характера, передвижение под музыку, с песней и т. п. К заключительной части урока примыкают организованные гигиенические процедуры — умывание, душ, массаж и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод: Временные рамки и конкретное содержание рассмотренных частей урока весьма изменчивы, так как зависят от особенностей и состояния занимающихся, намеченных для данного занятия учебных и воспитательных задач, специфики избранных средств, общей продолжительности урока, внешних условий работы и других факторов. 

Процесс определения последовательности упражнений всегда должен быть творческим, поскольку содержание конкретных уроков весьма многообразно, изменчиво и  обусловлено разнообразными программными требованиями, особенностями и подготовленностью  занимающихся, этапом учебно-воспитательной работы, природными и материально-техническими условиями занятий и многими  другими факторами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемая  литература

  1. www. otherreferats.allbest.ru
  2. www. minuspk.ru
  3. www. xreferat.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………....2-3

1. Из истории возникновения и изменения структурных частей  урока…. 4  

1.1 Подготовительная часть урока………………………………………………….5

1.2 Основная часть урока……………………………………………………………5-6

1.3 Заключительная часть урока……………………………………………………6

Вывод……………………………………………………………………………………..7

Используемая  литература……………………………………………………...8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Структура урока по физической культуре