Закаливающие процедуры для школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2011 в 21:43, реферат

Описание работы

Закаливание — система мероприятий, повышающих выносливость организма к многообразным влияниям внешней среды и воспитывающих способность организма быстро и без вреда для здоровья приспособиться к неблагоприятным воздействиям средствами самозащиты.

Работа содержит 1 файл

ЗАКАЛИВАЮЩИЕ ПРОЦЕДУРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.doc

— 128.00 Кб (Скачать)

Использование тех или иных закаливающих мероприятий  в большой степени зависит  от сезона года. Конечно, в зимних условиях не приходится говорить о воздушных  ваннах на улице или купании в  реке. Между тем вполне доступны длительные прогулки при любой погоде, пребывание в помещении с открытыми окнами, форточками, частичные обмывания тела, воздушные ванны в помещении и т. п.  

Весна и лето особенно благоприятны для  укрепления здоровья детей. Они должны как можно дольше быть на улице уже с первых весенних дней.  

Ребенка следует приучать мыть ноги прохладной водой. Общеизвестно, что летом ребенок  должен вымыть йоги, перед тем как  лечь в постель или обуться. Это  элементарное правило гигиены. А  вот закаливающее влияние систематического обмывания ступней часто ускользает от внимания родителей. Между тем это прекрасное закаливающее средство, которое действенно, как и все другие способы при систематическом применении. Нельзя пропускать ни одного дня, дети должны обмывать ноги независимо от погоды и от того, ходили они в этот день босиком или нет. Температуру воды следует постепенно снижать. Детей надо научить выполнению при этом основных гигиенических требований: мыть ноги в отдельном тазу, пользуясь мылом и мочалкой, насухо вытирать специально выделенным для этой цели полотенцем, надевать тапочки или сандалии так, чтобы не запачкать вымытых ног.  

Летом лучше всего мыть ноги на воздухе, это усиливает закаливающее действие. К тому же ребенку легче овладеть навыком самостоятельно мыть ноги, потому что он не опасается замочить пол.  

Нужно также научить детей ежедневно  мыться прохладной водой до пояса. Ребенок  моет с мылом руки до локтей, затем  водой, набранной в пригоршню, последовательно  обмывает руки до плеч (поочередно), лицо, шею, грудь и подмышки, обмыть спину придется помочь. По окончании мытья ребенок перекидывает через шею полотенце и быстрыми движениями (вначале с помощью взрослого) вытирает грудь, лицо, шею и т. д. Старшие дети быстро начинают умываться самостоятельно, младшим надо помогать.  

Дети  очень любят воду. Летом в теплую погоду можно разрешить им побродить  по дну мелкого ручья, поиграть на влажном берегу, строить из мокрого  песка крепости, рыть колодцы, возводить  плотины.  

Не страшно, если детям придется пробежать по сырой траве, лужам или даже попасть во время прогулки под теплый летний дождь — это еще больше повысит устойчивость их организма. Опасно только оставлять детей в мокрой одежде.  

Хождение  босиком — один из древнейших приемов закаливания, широко практикуемый и сегодня во многих странах. К тому же происходит тренировка мышц стопы. Предохраняя от плоскостопия. Поэтому рекомендуется ходить босиком по скошенной траве, опавшей хвое в лесу и т. п. Начинать хождение босиком надо в комнате, сначала по 1 минуте и прибавлять через каждые 5—7 дней по 1 минуте, доведя общую продолжительность до 8—10 минут ежедневно.  

Из специальных  мер закаливания в летнее время  используются воздушные и солнечные  ванны, обтирания, обливания, купания  в естественных водоемах.  

Воздушные ванны применяются с целью  приучить детей к непосредственному  соприкосновению всей поверхности  тела с воздухом. При этом, кроме  температуры, имеют значение влажность  и движение воздуха.  

Жарким  летом, когда дети весь день ходят  только в трусиках, особой необходимости в приеме специальных воздушных ванн нет. Весной же, когда еще нет привычки к воздуху, и в прохладные дни, которые случаются и в летнюю пору, они очень полезны.  

Для воздушных ванн выбирают площадку, защищенную от ветра, проводить их можно на террасе, на открытом балконе. Детей раздевают догола или оставляют только короткие трусики.  

Вначале воздушные ванны продолжаются всего 3—4 минуты, постепенно увеличивая их продолжительность, можно довести до часа. Начинать процедуру лучше в тихую погоду при температуре воздуха не ниже 23—24°.  

Во время  воздушных ванн дети должны быть в  движении, в прохладные дни надо подбирать более подвижные игры, в теплые — спокойные. Можно предложить ребенку какое-нибудь интересное задание: бросать и ловить мяч определенное количество раз так, чтобы он ни разу не упал, прокатить деревянный обруч до конца дорожки, обежать 2—3 раза вокруг дерева, беседки и т. п.  

Солнечные ванны оказывают на организм дошкольников общее укрепляющее действие, усиливают обмен веществ, повышают сопротивляемость организма к заболеваниям. В коже под влиянием солнечных лучей образуются вещества, богатые витамином D (противорахитическим), что улучшает усвоение солей кальция и фосфора, особенно важных для растущего организма. Пребывание на солнце полезно еще потому, что дети привыкают переносить тепловое действие солнечных лучей и чувствуют себя бодро даже в жаркую погоду.  

Но после  продолжительного пребывания на солнце у некоторых детей может появиться  слабость, раздражительность, иногда плохой сон. Поэтому необходимо внимательно следить за самочувствием детей как во время приема солнечной ванны, так и после нее.  

Место, выбранное для приема солнечных  ванн, должно быть сухое. Ребенок ложится  на подстилку так, чтобы тело было освещено солнцем, а голова находилась в тени (ее можно покрыть панамой). Продолжительность процедуры вначале 4 минуты, при этом ребенок меняет положение, подставляя солнцу спину, правый и левый бок, живот. Нерез каждые 2—3 ванны ко времени облучения прибавляется еще по минуте для каждой стороны тела. Постепенно длительность солнечной ванны можно довести до 25—30 минут.  

Через 2—3 минуты по окончании солнечной  ванны ребенка надо облить водой  с температурой 26—28° и устроить на лолчаса отдыхать в тени.  

Обтирание — наиболее мягко действующая водная процедура, которую можно применять не только здоровым, но и слабым детям. Выполняется процедура следующим образом. Смоченным концом полотенца или рукавичкой обтирают руки, шею, грудь, живот, ноги, спину, сразу же вытирая насухо до легкого покраснения. Температура воды вначале 30°, постепенно ее снижают, доводя до комнатной (табл. 2).  

Обливание — прекрасное средство закаливания, простое и доступное. Первоначально температура воды должна быть 30—32°, через каждые 3 дня ее снижают на один градус. Можно довести ее до 22—20° для детей младшего дошкольного возраста и до 18° — для 6—7-летних . 
 

Закаливание носоглотки можно проводить в  любое время года. Детям 2—4 лет  следует полоскать рот, а после 4 лет — горло кипяченой водой комнатной температуры с добавлением настоя ромашки или шалфея 2 раза в день — утром и вечером. На каждое полоскание используется 1/3 стакана воды. Для школьников температуру воды надо снижать через каждые 10 дней на 1—2 градуса и перейти, наконец, на температуру зимней водопроводной воды. Постепенно увеличивается и длительность процедуры.  

Рекомендуется также обтирание шеи во время  утреннего туалета. Отправляя детей  гулять, не укутывайте им шею. В сильные  морозы рекомендуется защищать горло  и миндалины от прямого воздействия холодного воздуха при дыхании. Для этого кончик языка надо прижать к внутренней поверхности верхних зубов, тогда холодный воздух будет обтекать язык, нагреваясь об него и щеку.  

Читатель, наверное, обратил внимание, что  к дошкольникам мы отнесли детей до 6-летнего возраста, хотя многие из них теперь посещают школу. Однако физиология их организма осталась на прежнем уровне, это и позволило нам давать для них рекомендации по закаливанию в разделе, посвященном дошкольникам.

Информация о работе Закаливающие процедуры для школьников