Здоровье человека как ценность и факторы, его определяющие

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 10:41, реферат

Описание работы

Здоровье зависит не только от лечебно-профилактических мероприятий, но и от самого человека. Не случайно все больше людей посвящают свой досуг занятиям спортом, туризму. Наряду с этим имеет место и безответственное отношение к своему здоровью: самолечение, несоблюдение элементарных гигиенических требований, табакокурение, злоупотребление алкоголем. К малоподвижному образу жизни приводят комфортные условия в доме, механизация и автоматизация на производстве, развитие транспорта, улучшение питания – к перееданию.

Содержание

Введение………………………………………………….…………………3
2. Здоровье ………………………………………………….…………………4
3. Факторы, определяющие здоровый образ жизни…..…………………….5
• Режим труда и отдыха…………………………………………………5
• Режим сна……………………………………………………………….6
• Активная мышечная деятельность……………………………………7
• Закаливание организма……………………………………………….10
• Гигиенические основы здорового образа жизни……………………10
• Профилактика вредных привычек…………………………….…….12
• Рациональное питание……………………………………………….14
4. Приложение...……………………………………………………….…….22
5. Список литературы………………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

anya.docx

— 53.76 Кб (Скачать)

Теперь кратко охарактеризуем наиболее важные витамины.

  • Витамин С (аскорбиновая кислота) играет важную роль в окислительно-восстановительных процессах и улучшает работоспособность, повышает прочность стенок сосудов, улучшает кроветворение, активизирует действие ферментов и гормонов, повышает защитные свойства организма при большой физической и психической нагрузках, а также в условиях холодного и жаркого климата. Наибольшее содержание витамина С в сушеном шиповнике, черной смородине, зелени петрушки, укропе, цветной капусте, апельсине, лимоне, зеленом луке.
  • Витамин В/ (тиамин) имеет большое значение для работы нервной системы. Повышает работоспособность. Играет важную роль в углеводном обмене. 
    Наибольшее количество витамина В, в дрожжах прессованных, горохе, орехах арахиса, фасоли, свинине, овсяных хлопьях, гречневой крупе, грецких орехах, печени говяжьей.
  • Витамин Вг (рибофлавин) играет важную роль в регуляции окислительно-восстановительных процессов. Способствует росту и регенерации тканей организма, синтезу гемоглобина. Оказывает нормализующее действие на зрительный анализатор.
  • Наибольшее содержание витамина В2 в печени, почках, дрожжах прессованных, яйцах, сыре, нежирном твороге, телятине, говядине, молоке.
  • Витамин РР (никотиновая кислота) обеспечивает процесс энергообразования. Необходим для нормального функционирования центральной нервной системы, пищеварительных органов, печени, кожи. 
    Обычные пищевые рационы содержат необходимое количество витамина РР за счет мяса, злаков, овощей. 
    Витамин А (ретинол) и каротины регулируют обменные процессы в эпителиальной ткани, стимулируют рост организма, принимают участие в обеспечении нормального зрения, укрепляют защитные силы организма. Витамин А поступает в организм с продуктами животного происхождения. Наибольшее содержание витамина А в печени трески, говяжьей печени, сливочном масле, яйцах, сыре.
  • Наряду с этим в организме витамин А может синтезироваться из провитамина- пигментов каратиноидов. Среди них главную роль играет Р-каротин, он находится в овощах и фруктах. Наибольшее количество Р-каротина в моркови, шпинате, сладком перце, зеленом луке, салате, в зелени петрушки, облепихе, помидорах. 
    Минеральные вещества играют важную роль в питании человека. 
    Они участвуют в пластических процессах, формировании и построении тканей организма, в синтезе белка, в различных ферментативных процессах, работе эндокринных желез, а также регулируют обмен веществ, кислотно-щелочное равновесие и водный обмен. Наибольшее значение среди них имеют макроэлементы: кальций, фосфор, натрий.

Кальций входит в состав опорных тканей и имеет важное значение для формирования скелета. Он оказывает существенное влияние на обмен веществ и работу сердечной мышцы, способствует повышению защитных сил организма, участвует в процессах свертывания крови и обладает противовоспалительным действием.

Достаточное количество кальция в  питании способствует нормальной возбудимости нервной системы и нервно-мышечного  аппарата. Суточная потребность кальция - 800 - 1400 мг. Особенно богаты кальцием молоко и молочные продукты.

Фосфор, как и кальций, необходим для образования костей. Важен он и для деятельности нервной системы. Органические соединения фосфора участвуют в сокращении мышц, а также в биохимических процессах, протекающих в мозге, печени, почках и других органах. Суточная потребность в фосфоре - 2000 - 2500 мг. Наибольшее количество фосфора содержится в сыре, печени, горохе, овсяной и гречневой крупах, пшеничном хлебе, жирном твороге, говядине, свинине.

Натрий оказывает многообразное биологическое действие. Поддерживает нормальное осмотическое давление в крови и тканевых жидкостях, обеспечивает кислотно-щелочное равновесие, регуляцию 'водного обмена и кровяного давления. Необходим для нормального функционирования нервной и мышечной систем. Активизирует пищеварительные ферменты. Человек получает натрий главным образом с поваренной солью, добавляемой в пищу.

Микроэлементы образуют группу минеральных  веществ - железо, кольбат, йод, фтор и др., которые находятся в пищевых продуктах в весьма малых дозах. Однако следует учитывать, что им отводится заметная биологическая роль.

Вода - один из основных факторов внешней среды. Без нее нельзя удовлетворить физиологические, санитарно-гигиенические и хозяйственные потребности человека. Вода входит в состав тканей и органов человека, участвует во всех физико-химических процессах в организме, удалении из организма конечных продуктов обмена, регуляции отдачи тепла телом путем испарения.

Таким образом, подводя итоги вышесказанному, под здоровым образом жизни мы понимаем деятельность, направленную на укрепление физического, психического и нравственного здоровьям

 

Приложение

Каждый живой организм, несмотря на многообразие и разнообразие своих  форм и адаптивных приспособлений к  условиям существования и функционирования, в своем строении и развитии подчинен строго определенным биологическим законам.

1. Закон исторического развития. Все ныне живущие растительные  и животные организмы, независимо  от уровня их организации, прошли  длительный путь своего исторического  развития. Этот закон, впервые  подмеченный М. В. Ломоносовым  (1747) и сформулированный Ч. Дарвиным (1859), нашел дальнейшее развитие в трудах А. Н. Северцова (1912, 1939) и особенно И. И. Шмальгаузена (1934, 1964), обосновавших монофилетическую теорию происхождения наземных позвоночных.

2. Закон единства организма и  среды, впервые четко обоснованный  И. М. Сеченовым (1861), гласит  о том, что организм без внешней  среды, поддерживающей его существование,  невозможен, поэтому в научное  определение организма должна  входить и среда,, влияющая на него». Все многообразие животных форм и различий их строения обусловлено особенностями адаптации организмов к определенным условиям существования и функционирования. Единство организма и среды составляет основу эволюции органических форм, которое обеспечивается нервной системой. Ведущая роль нервной системы в этом процессе выступает как «тончайший инструмент, уравновешивающий организм с окружающей средой» (И. П. Павлов, 1927).

3. Закон целостности и неделимости  организма. Этот закон выражается  в том, что каждый организм  является единым целым, в котором  все органы и системы находятся  в тесной генетической, морфологической  и функциональной взаимосвязи,  взаимозависимости и взаимообусловленности.  Впервые высказанный классиками  естествознания еще во второй  половине XIII в., этот закон нашел  убедительное обоснование в трудах И. М. Сеченова (1866) и особенно И. П. Павлова (1924, 1927).

4. Закон единства формы и функции.  В основе жизнедеятельности каждого  живого организма лежат физиологические  и адекватные им морфологические  реакции, которые под воздействием  факторов внешней среды и целенаправленного  воздействия человека подвергаются изменениям. Антон Дорн (1875), сыгравший большую роль в развитии зоологии и сравнительной анатомии на принципах дарвинизма, разработал учение о смене функций. Он первый указал пути к исследованию эволюции их жизнедеятельности. В дальнейшем учение А. Дорна нашло широкое развитие в трудах Н. Клейнберга (1886), Л. Плате (1913), А. Н. Северцова (1912, 1939) и И. И. Шмальгаузена (1934, 1964), которыми указывалось, что каждая часть и каждый орган организма обладает несколькими функциями. Во время исторических преобразований органа одна из функций может получить преобладающее значение, другие — исчезнуть или измениться. При всех этих преобразованиях в одинаковой степени участвуют и строение органа, и его отправления; одно всегда определяет другое, т. е. форма и функция образуют неразрывное целое. Этот закон нашел отражение в трудах Ф. Энгельса (1875—1876), впервые опубликованных в России в 1924 г., и дальнейшую научную разработку в трудах П. Ф. Лесгафта, В. П. Воробьева, В. Н. Тонкова и др.

5. Закон наследственности и изменчивости. Наследственность — это исторически  сложившееся в процессе смены  поколений свойство живых организмов  требовать определенных условий  для своего развития, роста и  жизнедеятельности. Наследственной  основой, или генотипом организма,  являются гены, обладающие большой  устойчивостью и обеспечивающие  относительное постоянство (консерватизм) видовых признаков, т. е. обусловливают фенотип живых организмов.

Фенотип — это совокупность внешних  и внутренних признаков организма, обусловленных взаимодействием  наследственной основы организма с  условиями внешней среды. Управляя законами изменчивости (модификационной, мутационной, цитоплазматической), можно изменять не только фенотип организма, но и его генотип, что широко используется в селекционной работе. Знание законов передачи наследственных признаков имеет большое значение в медицинской и ветеринарной практике.

6. Закон гомологичных рядов гласит  о том, что «чем ближе генетические  виды, тем резче и точнее проявляется  сходство рядов морфологических  и физиологических признаков». Этот  закон был подготовлен значительным  числом исследователей, придававших,  большое значение изучению гомологичных (сходных по развитию) органов  (И. Гете, Ж. Кювье, Вик д'Азир, Э. Геккель, К- Гегенбаур), но нашел свое окончательное оформление в трудах Н. И. Вавилова (1920, 1922).

7. Закон экономии материала и  места, согласно, которому каждый  орган и каждая система построены  так, чтобы при минимальной  затрате строительного материала  они могли бы выполнять максимальную  работу (П. Ф. Лёсгафт, 1895). Подтверждение  этого закона можно видеть  в строении всех органов живого  организма, и особенно он выражен  в строении центральных отделов  нервной системы, сердца, почек, печени, обладающих исключительно высокими потенциальными возможностями при выполнении / своих функций.

8. Для всех позвоночных характерны  общие принципы построения тела  и гомологичных органов, а именно:

а) одноосность, или биполярность, выражающаяся в наличии двух дифференцированных полюсов тела — головного, или краниального, и заднего, или каудального;

б) сегментарность, или метамерия;

в) антимерия (anti — против, meros — часть), двусторонняя, или билатеральная (bi — два, latus — сторона), симметрия, характеризующаяся зеркальным сходством правой и левой половин тела животного. Билатеральная симметрия, как и биполярность, есть отражение развития прямолинейного, поступательного движения, свойственного большинству хордовых;

г) закон трубкообразного построения. Все системы и аппараты животного  организма развиваются как трубчатые  образования (пищеварительная, дыхательная, мочевая, половая, нервная). Для большинства  трубчатых органов присущ принцип  трехслойное TM. Трубчатые структуры есть результат отражения закона экономии материала и места.

 

Список литературы

 

1. Анищенко В.С. Физическая культура: Методико-практические занятия студентов: Учебное пособие. - М.: изд-во РУДН, 1999.  
     2. Ильинич В.И. Студенческий спорт и жизнь. - М.: АО "Аспект Пресс", 1995.  
     3. Дубровский В.И. Лечебная физическая культура (кинезотерапия): Учебник для студентов высших учебных заведений. - 2-е изд. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001.  
     4. Лаптев А.П. Теория и методика физической культуры. - М.: ФИС, 1991.  
     5. Физическая культура: Учебное пособие/ Под ред. В.А. Коваленко. - М.: изд-во АСВ, 2000.  
     6. Физическая культура студента. Учебник для студентов вузов./ Под общей ред. В.И. Ильинича. - М.: Гардарики, 1999.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                         Дополнительная литература 

1. Виленский М.Я., Горшкова А.Г. Основы здорового образа жизни студента.// Среднее профессиональное образование, 1995 - № 4,5,6; 1996 - № 1,2,3.  
     2. Вайбаум Я.С., Ковалёв В.И., Родионова Т.А. Гигиена физического воспитания и спорта. Учебное пособие - М.: изд. Центр "Академия", 2002 г.  
     3. Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. - М.: изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.  
     4. Попов В.Д. 1001 упражнение для здоровья и физического развития. - М.: ООО "изд-во Арстрель", ООО "изд-во АСТ", 2002.  
     5. Смирнов В.И., Дубровский В.И. Физиология физического воспитания и спорта. Учебник. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.  
     6. Хата З.И. Здоровье человека в современной экологической обстановке. - М.: ФАНР-ПРЕСС, 2001.  
     7. Горцев Г. Энциклопедия здорового образа жизни. - М.: ВЕЧЕ, 2001.

 


Информация о работе Здоровье человека как ценность и факторы, его определяющие