Жизнедеятельность студента

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 16:20, реферат

Описание работы

Физическая культура объективно является сферой массовой самодеятельности. Она служит важнейшим фактором становления активной жизненной позиции.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Факторы, определяющие интерес студентов к физкультурно-спортивной деятельности…………………………………..……………………………4-7
Организация и проведение занятий………………………………….…8-15
Подготовка учащихся к самостоятельным занятиям в процессе учебных занятий и спортивных тренировок………………………………….….16-20

Список использованной литературы …………………………………………..21

Работа содержит 1 файл

жизнед студента.docx

— 35.67 Кб (Скачать)

     Специализированные  занятия организуют, если не представляется возможным решить задачи профессионально-прикладной физической подготовки в рамках общей  физической подготовки. В качестве одной из

     9

действенных форм занятий в училище проводятся соревнования в рамках Всесоюзного  физкультурного комплекса «Готов к  труду и обороне СССР» в  виде «прикидок», зачетных соревнований по видам комплекса ГТО, а также  в виде первенств между учебными группами, учебными подразделениями  и др. Содержание такого рода соревнований определяется учебной программой.

     Самостоятельные занятия по заданию преподавателя  являются важным дополнением обязательных занятий и могут включать в  себя изучение теоретических вопросов по литературным источникам, составление  комплексов гигиенической и производственной гимнастики, 'выполнение специальных  упражнений, направленных на устранение недостатков в физическом развитии или физической подготовленности и  т. д.

     Самостоятельные занятия по заданию преподавателя  имеют большое воспитательное значение, способствуя внедрению ФК в быт учащихся.

     Одной из обязательных форм ФВ, обусловленных новым комплексом ГТО, являются туристские походы. Туристские походы могут быть предусмотрены в «дни здоровья» или во внеучебное время. В процессе туристских походов формируются прикладные двигательные умения и навыки, и физические качества в условиях походной жизни.

     Производственная  гимнастика в режиме учебного дня  решает общеоздоровительные и прикладные задачи.

     Внеучебные формы ФВ организуются коллективом ФК и самими учащимися в 'быту на добровольных началах. К ним относятся мероприятия по закаливанию организма, прогулки, оздоровительный бег, учебно-тренировочные занятия в спортивных секциях и др. Они призваны обеспечить здоровый и культурный отдых, удовлетворить спортивные запросы учащихся 'и способствовать их физическому совершенствованию.

     По  сравнению с другими педагогическими  дисциплинами ФВ имеет свою специфику, и это предъявляет особые требования к организации и проведению учебных занятий по ФВ.

     11

     Правильная  организация учебного процесса предполагает однородный состав учащихся по полу, состоянию  здоровья и физической подготовленности. Необходимо эти требования учитывать  при комплектовании учебных групп.

     Один  из важнейших вопросов методики ФВ - определение структуры занятий. Построение занятий обусловлено педагогическими, психологическими и физиологическими закономерностями. Учет педагогических и психологических закономерностей предполагает:

  • организованное начало учебных занятий, благоприятную обстановку, рабочее настроение и желание заниматься физическими упражнениями;
  • ясное представление о цели и задачах предстоящих занятий;
  • установление необходимой связи в содержании предшествовавших и предстоящих занятий;
  • обеспечение образовательной ценности и воспитывающего характера процесса обучения, связи его с жизнью;
  • соблюдение методических принципов обучения и воспитания;
  • организованное окончание занятий, стимулирующее у обучаемых желание заниматься физическими упражнениями.

Не менее  важны и физиологические закономерности: реакция организма на физическую нагрузку, развитие работоспособности  в ходе занятия. В соответствии с  этим необходимо предусмотреть подготовку органов и систем организма к  предстоящей двигательной деятельности; чередование работы и отдыха, постепенное  повышение 'физических нагрузок с учетом достигнутого уровня функциональной подготовленности организма; приведение организма при  окончании занятий в относительно спокойное состояние, создание благоприятных  предпосылок перехода к другим видам  деятельности.

     С учетом педагогических, психологических и физиологических

     12

закономерностей разработана общая структура  занятий ФУ, включающая в себя три части: подготовительную, основную и заключительную, которые различаются по своим педагогическим задачам. Так, педагогические задачи подготовительной части: организационный момент и сообщение задач урока; подготовка двигательного аппарата, сердечно - сосудистой, дыхательной и других систем организма к предстоящим физическим нагрузкам; основной части: формирование необходимых двигательных умений и навыков, сообщение знаний в области ФВ; воспитание физических, волевых и других качеств; заключительной части: организованное завершение занятия, подведение итогов, стимулирование интереса к предстоящим занятиям, задание для самостоятельных занятий ФУ в свободное время; приведение организма в относительно спокойное состояние, обеспечивающее 'переход к другим видам деятельности. К делению занятий на три части нельзя подходить строго формально.

     Общевоспитательные  и образовательные задачи, как  правило, осуществляются на протяжении всего занятия, начиная с подготовительной части и кончая последней, заключительной частью. Так, строевые упражнения в  подготовительной части применяют  не только для организации учащихся, но и для формирования строевых навыков. Совершенствовать эти навыки можно  и в основной и в заключительной частях занятия. Общеразвивающие упражнения в подготовительной части занятия проводят не только в целях функциональной подготовки организма, но и в известной мере для обучения движениям, воспитания осанки и др. Поэтому значение подготовительной части занятия нельзя сводить только к функциям разминки.

     Организуя занятия по ФВ, необходимо руководствоваться еще и такими положениями:

  • занятия по своему содержанию должны отвечать требованиям учебной программы;

    13

  • каждое занятие, как правило, должно складываться не из одного, а из ряда взаимосвязанных 'компонентов (обучения движениям, функциональной подготовки организма, сообщения специальных знаний и пр.);
  • необходимо стремиться полнее реализовать общеметодические принципы (сознательность, активность, наглядность, и т. д.);
  • учебные занятия должны проходить на достаточно высоком эмоциональном уровне, вызывать у учащихся чувство удовлетворения и желание систематически заниматься физическими упражнениями;
  • каждое занятие должно быть органически связано с предшествующими и последующими занятиями и составлять часть общей системы последовательного обучения, воспитания и физического совершенствования;
  • в проведении занятий надо избегать шаблона, проявляя творческую активность, совершенствуя формы организации и методы обучения и воспитания;
  • каждое занятие должно быть строго целенаправленным и разрешать конкретные задачи.

   Научные исследования и опыт работы помогли  установить наиболее целесообразный .порядок проведения занятий ФУ в основной части:

  • упражнения на овладение техникой движений рекомендуется проводить непосредственно после подготовительной части, когда организм еще не утомлен;
  • упражнения на быстроту, координацию движений также лучше проводить в начале занятий; упражнения на выносливость целесообразно отнести к концу основной части занятия;
  • упражнения, направленные на развитие гибкости, силы, надо включать в занятия в зависимости от разрешаемых задач и типа занятий; после упражнений, требующих значительного напряжения, необходимо

    14

предусматривать отдых и упражнения на расслабление.

   Спортивные  соревнования — одна из наиболее эффективных форм организации массовой оздоровительной и спортивной работы. Соревнования выступают не только как форма, но и как средство активизации общефизической, спортивно-прикладной и спортивной подготовки студентов.

   Спортивные  результаты — интегративный показатель качества и эффективности психофизической подготовки студента, проводимой на учебно-тренировочных занятиях. В условиях состязаний студенты более полно демонстрируют свои физические возможности. Именно поэтому прием нормативов по общей ФП на учебных занятиях осуществляется в соревновательной обстановке на зачетных соревнованиях в учебной группе или на учебном потоке.

Таким образом, спортивные соревнования могут  выступать и как средство подготовки, и как метод контроля эффективности  учебно-тренировочного процесса. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

15

    1. Физическая культура студентов

     Физическая  культура студентов представляет собой  неразрывную составную часть  высшего гуманитарного образования. Она выступает качественной и  результирующей мерой комплексного воздействия различных форм, средств  и методов на личность будущего специалиста  в процессе формирования его профессиональной компетенции. Материализованным результатом этого процесса является уровень индивидуальной физической культуры каждого студента, его духовность, уровень развития профессионально значимых способностей.

     Содержание  физической культуры студентов, стратегия  приоритетных направлений в её развитии подвержены активному влиянию социально-экономических  факторов. Государственная политика в области высшего образования определяет социальный заказ на будущего специалиста и степень его физической готовности. Существенным недостатком содержания физической культуры студенческой молодежи 80-х годов является её несомненный консерватизм, унитарность и выраженная деперсонализация (неспособность человека к личностному самовыражению в отношениях с другими людьми). Поэтому, на современном этапе перехода вузов Российской Федерации на многоуровневую систему образования, остро встала проблема поиска новых нетрадиционных подходов, позволяющих повысить её эффективность.

     Закон Российской Федерации «Об образовании» предоставляет широкие возможности  для переосмысления ценностей физической культуры студентов, в новом спектре  осветить её образовательные, воспитательные и оздоровительные функции. Этот закон определяет содержание физической культуры студентов как самостоятельную  сферу деятельности в федеральном  социокультурном пространстве, выделяя при этом её образовательные приоритеты.

     Перед студенческой молодежью сегодня  обществом поставлена

     16

глобальная  социально-экономическая задача по интегрированию отечественного культурного  потенциала в мировое сообщество. Однако её реализация по силам только специалистам новой формации, отвечающим по целому комплексу профессиональных и личностных качеств современным  требованиям. Помимо глубоких профессиональных знаний по избранной специальности  такой специалист должен обладать: высокими физическими кондициями и  работоспособностью, личной физической культурой, духовностью, неформальными  лидерскими качествами. Он должен не бояться  конкуренции, уметь принимать самостоятельные  решения, т.е. быть творчески мыслящей, активной и высоконравственной личностью. Наметившаяся сегодня стратегия  развития физической культуры студентов, выражаемая в тенденции отхода от унитарной концепции, либерализации  и последовательной гуманизации педагогического процесса является гарантом формирования специалиста новой формации.

     Структура физической культуры студентов включает три относительно самостоятельных  блока: физическое воспитание, студенческий спорт и активный досуг. Для деятельности студентов в сфере физического  воспитания приоритетными являются образовательные аспекты.

Целью физического образования является удовлетворение объективной потребности  студентов в освоении системы  специальных знаний, приобретении профессионально  значимых умений и навыков. В соответствии с 12 статьей «Основ законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте» в круг обязанностей специалистов, работающих в сфере студенческой физической культуры входит проведение мероприятий по формированию потребностей студентов в здоровом образе жизни и самосовершенствовании. Гуманистическая направленность педагогического процесса предполагает целенаправленную интеграцию биологических и социальных потребностей, интеллектуальных и нравственных аспектов при реализации генетически обусловленных природных задатков каждого

Информация о работе Жизнедеятельность студента