Адвокатура во второй половине 19 века

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2010 в 16:17, реферат

Описание работы

Предметом данного исследования являются предпосылки возникновения, особенности и тенденции исторического развития адвокатуры России 19 века. Цель исследования – анализ условий развития адвокатуры России 19 века, а также его перспектив в связи с исполнением конституционной обязанности по оказанию квалифицированной юридической помощи. Адвокатура России 19 века имеет уникальную историю развития, характеризующуюся своеобразием и рядом особенностей, которые во многом определили сегодня ее лидирующие позиции в адвокатском сообществе.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….стр.2

Глава 1СУДЕБНАЯ РЕФОРМА 1864 ГОДА

Глава 2 АДВОКАТУРА В РОССИИ КОНЦА 19 ВЕКА

Заключение

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ИННЕ ТЕКСТ.doc

— 162.00 Кб (Скачать)

       Таким образом, присяжные поверенные в какой-то степени были  ограждены от навязывания им  неправомерных  дел  ст.  394  Учр.  суд.  уст.  Права  же тяжущихся охранялись установленным принципом правомерности: если  требование тяжущегося правомерны, то адвокат обязан принять дело.

       Итак,  три  компетентных  учреждения:  Московский   совет   присяжных поверенных, судебная палата, Правительствующий сенат разошлись во  взглядах на основной вопрос  адвокатской  профессии:  какие  гражданские  дела  можно принимать и как их следует вести.

              Обязанности   присяжных   поверенных   были    подробно    определены постановлениями советов по каждому конкретному случаю. Анализ  постановления Петербургского совета показывает, что присяжный  поверенный  не  должен  был принимать дело, если знал, что  не  может  по  нему  ничего  сделать;  до принятия дела он должен был выяснить его  правомерность.  Если  присяжный поверенный пришел к заключению о невозможности защищать его, он  обязан  был сообщить об этом своему доверителю.  В  качестве  поверенного  истца  он обязан  был  составить  исковые  требования  в  соответствии  с данных  ему доверенностью и затем явиться в заседание суда, так как в  противном  случае ответчик мог просить о прекращении дела.

       Обязанности  присяжного  поверенного,  взявшего   на   себя   ведение гражданского дела, ограничивались совершением судебных действий, из  которых состоял гражданский процесс. Существенным нарушением  адвокатских  обязанностей  считался  пропуск апелляционного отзыва. В том, случае если защитник не хотел  подавать  такой отзыв он должен был своевременно предупредить об этом клиента. Одной из главных обязанностей присяжного поверенного  было  сообщение доверителю по первому его требованию сведений о положении дела  в  Москве  и Петербурге. За сообщение неверных  сведений  присяжные  поверенные  подлежал дисциплинарной ответственности.

       Защитник не обязан был подавать  кассационную жалобу, если он  не видел для этого поводов; но если он обещал подсудимому  подать  таковую,  а  затем признал ее подачу невозможной, он должен был своевременно сообщить  об  этом подсудимому.  Петербургский  совет  считал  неисполнением  этого  требования существенным нарушением обязанности защитника. Согласно  ст.  252  Устава  гражданского  судопроизводства  присяжный поверенный имел право в любое время  отказаться  от  ведения  взятого  им  к производству дела, но при этом он обязан был принять  необходимые  меры  для ограждения интересов доверителя до того времени, пока тот  не  изберет  себе нового поверенного.

       При отказе присяжного поверенного  от дальнейшего ведения дела  или при устроении  его  доверителем  он  обязан  был   возвратить   последнему   все полученные от него или по его доверенности документы и бумаги, в том числе и собранные им самим. Невозвращение доверителю документов рассматривалось  как важное нарушение обязанностей присяжного поверенного. Присяжные  поверенные  имели  право  взыскивать  в  судебном  порядке причитающееся им по условию или по таксе вознаграждения, если  оно  не  было им уплачено. Присяжные поверенные имели право на вознаграждение и  в  том  случае, когда дело кончалось миром, если производство по делу уже было начато.

            Судебные уставы не  создали  особого  сословия  помощников  присяжных поверенных. В  них  имеются  только  одно  указание  на  возможность  такого звания, а именно в  ст.  354  Учр.  суд.  уст.  говорилось,  что  присяжными поверенными  могли  быть  лица,   «занимающиеся   судебной   практикой   под руководством присяжных поверенных в качестве помощников». В  комментариях  к ст. 354 дается объяснение, что с учреждением сословия  присяжных  поверенных у них могут быть помощники, которые, кончив курс юридических наук, но  нигде не служившие, могут тем не менее иметь сведения и в судебной практике. В   состав  помощников,  могли входить лица  без   университетского образования, а так же  имеющие  все  данные  для  того,  чтобы  самим  стать присяжными  поверенными,  но  предпочитающие  помогать  другим.  Составители Судебных уставов предполагали, что функции помощников  будут  заключаться  в помощи адвокату в его «практических занятиях» по канцелярии.

       В условиях нового судоустройства  и  судопроизводства  потребность   в адвокатах с высшим юридическим образованием стала настолько острой, а  число присяжных поверенных, так ограничено, что помощники,  по  закону  призванные лишь помогать им в «практических занятиях», вскоре превратились  в  активную часть адвокатского сословия.  В  течении  пяти  лет  практики  помощники  по характеру  и  существу  проводимой  ими работы  приближались  к адвокатам. Имеющие  высшее  юридическое  образование  начинали  выступать  в  суде   по гражданским делам и в качестве защитников по уголовным делам. На помощников присяжных поверенных смотрели лишь как на лиц,  имеющих возможность  временно  войти  в  состав  присяжных  поверенных.  В  1869  г. Петербургским советом был сделан первый серьезный  шаг  по  организационному устройству института помощников. «Совет, - сказано  в  постановлении  от  21 августа, - имел  многократно  возможность  убедиться  в  том,  что  сословие помощников не удовлетворяет своему назначению и не  служит  приготовительную шкалу, из которой пополнялось сословие присяжных поверенных  людьми,  вполне достойными носить это звание. В числе помощников  есть  лица,  не  получившие юридического  образования,  мало  заботящихся  о  приобретении  практических знаний по судоустройству». Эти соображения легли в основу  правил  о приеме в помощники. Прежде  всего,  совет установил требования  формального свойства. В помощники могли быть приняты только лица, предоставившие  Совету надлежащие  аттестаты,  диплом  или   удостоверения   об   окончание   курса юридических наук в высших учебных заведениях или  о  выдержании  экзамена  в этих науках.  Такое  же  удостоверение  должны  были  предоставить  и  лица,

принятые  в помощники до создания правил. В практике Московского совета действовал почти тот же порядок  приема в помощники, как и в Петербургском.

       Харьковский совет также не принимал  в  помощники  лиц,  состоящих  на государственной службе, несмотря на  то,  что по  Судебным  уставам занятия помощников судебной практикой должны были ограничиваться  лишь  работой  «по канцелярии» своих патронов, в действительности  помощники  с  самого  начала стали вести гражданские и уголовные дела. Постановление Петербургского совета от 11 мая 1868г.  возлагались  на присяжных  поверенных  обязанность  сообщать  Совету  подробные  сведения  о занятиях  их  помощников  за  каждое  полугодие.  При  приеме в   присяжные поверенные  такие  сведения  должны  были  служить   подтверждением   знаний помощников судебной практикой.

       Постановление от 11 мая 1868  г.  касалось  порядка  самостоятельного ведения помощниками судебных  дел.  Только  в  1869г.  с  целью надзора за помощниками  совет  издает  правила,  непосредственно  относящиеся  к  этому вопросу.

         Не  отрицая  за  помощниками   права  на  самостоятельное  судебное        представительство. Правила обязывали их о каждом  принятом  на  себя деле  сообщать  присяжным поверенным,  при которых они   состояли. Стремясь предоставить помощникам возможность приобретать практическое знакомство с делами, совет 11 июня 1870г. Постановил  ходатайствовать перед председателем Санкт-Петербургского коммерческого суда о допущении помощников присяжных поверенных в число присяжных стряпчих  при  этом  суде. Состоялось соглашение между председателем коммерческого суда  и уполномоченными  членами  совета  по  установлению  ряда   правил   о допущении помощников в число присяжных стряпчих. В соответствии с  п.        1 этих правил  «в  присяжные стряпчие  могут быть  допущены  только помощники, пробывшие  в  этом  звании  не  менее  2  лет».  Помощник, желающий вступить в присяжные стряпчие должен  был  заявить  об  этом присяжному поверенному, а тот, в случае согласия, передавал заявление в совет, который,  со  своей  стороны,  удостоверившись  в  том,  что помощник  «по  своим  знаниям  и  добросовестности»  достоин   звания присяжного стряпчего, должен был выдать  ему свидетельство.  Знания        помощника проверялись с помощью испытаний по  основным  вопросам        гражданского и торгового права и судопроизводства.  Этот  порядок оставался без изменений в течение всего рассматриваемого периода.

         Но, если относительно ведения помощниками дел в коммерческом  суде вопрос  об  установлении  ограничительных   мер   не   ставился,   то, применительно   к    их    праву    на    самостоятельное    судебное представительство  в  общих  судебных  местах  он  являлся  предметом постоянных  обсуждений.  Впервые  совет  принципиально   подходит   к регулированию   права   помощников   на   самостоятельное    судебное      представительство в 1871г. В п. 4 общих положений к проекту Правил об организации помощников предусматривалось, «представление  помощникам, с  известными   ограничениями,   права   ходатайствовать   по   делам гражданским  в  общих  судебных  местах  тех  местностей,  где  число присяжных поверенных будет  признано  достаточным».  Это  ограничение выражалось в установлении  сроков  со  дня  вступления  в  корпорацию помощников: шестимесячного – для защиты по  назначению  по  уголовным делам, и годовой — для ведения гражданских дел в общих судебных        местах тех местностей, где должен быть установлен комплект присяжных        поверенных,  при условии выдачи  советом   помощнику   специального        свидетельства на право ведения гражданских дел.  По  передоверию же присяжного помощника могли быть допущены к ведению  не  раньше  этого срока. Однако это предложение не было осуществлено, так как проект не получил дальнейшего движения.

         Идея совета об установлении  некоторых ограничений  прав  помощников на  самостоятельное  судебное  представительство,   так  или   иначе формулируемая в издаваемых в последствии  правилах,  редко  встречала какие-либо возражения, как со стороны присяжных поверенных, так и со стороны помощников.

         Важное место в истории института  помощников занимает  закон   от  25 мая 1874г. О частных поверенных. Ст.  2  этого закона  формулировала правило, в силу которого ходатайствовать по чужим делам могли  только помощники присяжных поверенных, получившие свидетельства от  судебных мест и уплатившие установленный денежный сбор. Кроме того, не  всегда располагая  материальными  средствами  для  уплаты  высоких  денежных сборов, помощники  не  имели  и  возможности  выбирать  установленные свидетельства. Судебная практика, таким образом,  оказалась доступной        далеко не для всех лиц, составляющих резерв адвокатуры. В Петербурге, например,  число   помощников,   занимавшихся   судебной   практикой, сократилось более чем наполовину: из 250 числящихся по списку  1875 года. Только 104 помощника имели свидетельства от Петербургского окружного суда.

         Начиная с 1875 года,  помощники с некоторыми  ограничениями стали        допускаться к участию в консультации  адвокатов.  На  дежурство они назначались только вместе  с  присяжными  поверенными,  и  письменные заключения выдавались только  за  подписью  последних.  Но  работа  в консультации в силу ограниченности ее круга деятельности не  отвечала стремлениям помощников и число участников  в  ней  постоянно  падало. Предпринятая  в  1883  году   попытка  помощников   добиться  полной самостоятельности на ведение гражданских дел не увенчалась успехом.

         В проекте 1885 года вновь был  поставлен вопрос о  праве   помощников на  судебное  представительство.  Избранная  для  составления  нового проекта комиссия предлагала предоставить помощникам право на  ведение чужих дел в общих судах, но при условии письменного  на  то  согласия патрона по каждому делу, а также с разрешения совета.  Предоставление помощникам некоторой самостоятельности объяснялось стремлением совета не  ограничивать  помощников  только  фактической  помощью  присяжных        поверенных при сохранении личного патрона, так как в противном случае        существовала опасность сокращения числа лиц, занимающихся адвокатской        деятельностью, и перехода их для прохождения стажа на государственную службу. Этот проект был принят 17 февраля 1885 года на общем собрании присяжных поверенных и дополнен положением о необходимости  получения разрешения совета не только  для  ведения  гражданских  дел  в  общих судебных местах, но также  и для принятия уголовных защит.

         Однако и эта попытка организации  судебной практики  ни  к   чему  не привела, так как проект, представленный в судебную палату, а затем  в Министерство юстиции, не получил поддержки. Спустя четыре года, 18 марта 1889 года совет вновь пытается  решить вопрос  о  судебной  практике  помощников,  считая,   что   некоторые        положения проекта от 17  февраля 1885  года  могут быть  введены в действие  до  законодательного  утверждения  всего   проекта,   совет постановил возложить на присяжных поверенных наблюдение за тем, чтобы помощники получили от  них  и  от  совета  письменное  разрешение  на ведение каждого гражданского дела в общих  судебных  местах.  В  свою очередь, комиссия помощников обратилась  в  совет  с  просьбой  о  не введении в действие этого постановления  совета  и  о  созыве  общего        собрания  присяжных поверенных,  для нового  обсуждения   поднятого вопроса. В  подробной  записке,  предоставленной  в  совет,  комиссия помощников  указывала,  что   необходимость   получать   у   патронов разрешение на ведение дел ставит стажеров в  двусмысленное  положение перед  клиентами.  Поэтому  предлагалось  установить  для  помощников обязанность получать  для ведения   гражданских   дел    письменное        разрешение от патронов только в первые  2  года  стажа,  после чего предоставлялось им  право  на  самостоятельную  судебную  практику  с разрешения совета.

Информация о работе Адвокатура во второй половине 19 века