Анализ экономической функции государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 20:11, реферат

Описание работы

Существует множество определений понятия «государство», а также его функций. Вот одно из них: государство – это суверенная политическая организация, официально представляющая и охватывающая всё население в пределах определённой территории, имеющая собственную налоговую и денежную систему, национальное законодательство, официальную символику и располагающая специальным аппаратом управления и принуждения.

Содержание

Введение;
Функции государства;
Эволюция взглядов на роль государства в экономике;
Экономическая функция государства;
Государственное регулирование как реализация экономических функций государства;
Определение границ государственного регулирования экономики;
Цели, инструменты и методы осуществления государственного регулирования экономики;
Заключение;
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Анализ экономической функции государства.doc

— 72.50 Кб (Скачать)

     2. Наличие многочисленных товаров,  жизненно необходимых обществу, которые либо не предлагаются  рынком, либо, если и могли быть  предложены, то в недостаточном  количестве.

     3. Внешние эффекты, типичный пример  которых — загрязнение окружающей среды.

     4. Неполные рынки, одним из типичных  примеров которых является рынок  страховых услуг, прежде всего  медицинских и пенсионных.

     5. Несовершенство информации, во многих  отношениях представляющей собой  общественный товар, который в более или менее достаточном количестве при соответствующем качестве не может быть произведен без активного участия государства.

     6. Безработица, инфляция, экономическое  неравновесие, особенно резко проявляющееся  в периоды кризисов и депрессий.

     7. Излишне неравномерное распределение доходов, которое, если государство не принимает мер для «социальной компенсации» малоимущим и обездоленным слоям населения, ставит под угрозу общественную стабильность.

     8. Наличие обязательных товаров  (например, начальное образование), потреблять которые общество может заставить только государство, но никак не рынок.

     Общепризнано, что наибольшая экономическая эффективность достигается в условиях действия конкурентного рыночного механизма. Цель государства в рыночной экономике не корректировать рыночный механизм, а создавать условия его свободного функционирования.

     Политика, построенная на противоположной  точке зрения — к примеру, на тезисе о том, что в бедных странах  государство должно больше вмешиваться  в экономику, поскольку бедные крестьяне слабо реагируют на стандартные экономические стимулы, — стала одной из главных причин неспособности стран третьего мира выбраться из нищеты. Еще более серьезную ошибку совершили марксисты, полагавшие, что ликвидация частной собственности позволит создать более совершенного «нового человека». Из последних заблуждений следует упомянуть концепцию, согласно которой необходимость усиления государственного регулирования в бедных странах обосновывается информационными дефектами их рынков (т.е. недостаточной образованностью населения).

     Границы вмешательства каждое государство ищет самостоятельно, исходя из внутригосударственных социально-экономических и правовых критериев и условий.  
 
 
 

Цели  государственного регулирования

     - экономический рост;

     - полная занятость;

     - стабильность уровня цен и  устойчивость национальной валюты;

     - внешнеэкономическое равновесие.

       Определяя цели государственного  регулирования на конкретно временном  отрезке, государство сталкивается  с проблемой взаимопротиворечивости целей. Поэтому сложнейшим вопросом государственного регулирования являются поиски оптимально гармоничной системы целей. Например, достижение полной занятости сопровождается усилением инфляционных тенденций, экономический рост и сохранение окружающей среды находятся в очевидном противоречии. Как показывает опыт развитых стран, самый разумный вариант – использование метода постоянного и мягкого маневрирования. Попеременное частичное достижение каждой из противостоящих целей – оптимальный путь решения задач в национальных экономиках, близких к равновесному.

     В теории и практике государственного регулирования важное место занимает инструментарий государственного регулирования. Одним из инструментов являются законодательные  и правовые документы, издаваемые государством. Здесь, прежде всего, имеется в виду промышленное и банковское законодательство, при помощи которого государство пытается поддерживать определенную структуру – степень монополизации рынка; тарифно-таможенные механизмы, очерчивающие границы национальных систем государственного регулирования; трудовое законодательство, регламентирующее условия и правила купли-продажи рабочей силы; наконец, различные государственные стандарты, регулирование условий эксплуатации окружающей среды. Материальной базой и важным инструментом государственного регулирования являются государственная собственность и государственное предпринимательство. Инструментами государственного регулирования выступают финансовая, денежно-кредитная, промышленная, структурная и научно-техническая политика. Социальная политика является мерой государственного регулирования, не уступающей по значимости вышеперечисленным инструментам. С помощью социальной политики обеспечивается достижение социальной безопасности, относительно справедливого распределения доходов.

     Для каждой страны набор инструментов и  степень вмешательства государства  не являются универсальными. Есть специфика, отличия, применение тех или иных инструментов только в данной стране или группе стран.

     Государство выполняет свои функции, применяя разнообразные методы воздействия. Методы классифицируют по различным критериям. Различаются методы прямого и косвенного влияния. Методы прямого воздействия вынуждают субъектов экономики принимать решения, основанные не на самостоятельном выборе, а на предписаниях государства. В качестве примера можно назвать размер налогов, государственные инвестиции. Прямые методы часто имеют высокую эффективность вследствие оперативного достижения результата. Но у них есть и недостатки: прямые методы нарушают естественное развитие рыночных процессов.

     Методы  косвенного воздействия создают  лишь предпосылки к тому, чтобы  при самостоятельном выборе субъекты экономических отношений предпочитали варианты, которые соответствуют  целям экономической политики. К  таким методам относятся, например, программирование, предоставление рыночному сектору определённой информации. Недостатком косвенных методов является определенный временной провал, возникающий между моментами принятия мер государством, реакции на них экономики и реальными изменениями в хозяйственных результатах.

       Методы государственного регулирования также можно разделить на административные и экономические методы. Административные методы подразделяются на методы запрета, разрешения, принуждения и основываются на регулирующих действиях, связанных с обеспечением правовой инфраструктуры. Цель принимаемых мер – создание определенных “правил игры” в рыночной экономике. Экономические методы не ограничивают свободу выбора, порой расширяют ее. Появляется дополнительный стимул, на который субъект может либо отреагировать, либо не обратить ни малейшего внимания, в любом случае оставляя за собой право на свободное принятие собственного решения. Жесткое разграничение экономических и административных методов несостоятельно, так как порой и административные, и экономические методы несут в себе черты того и другого.

 

Заключение

 

     Экономическая функция государства крайне важна, потому что экономика, пущенная на самотёк, не только не принесёт никаких плодов, но и разрушит государство изнутри.

     Вмешательство государства в экономические отношения не должно быть безграничным – экономика не должна быть излишне «зарегулирована», так как это ущемляет экономическую свободу, приводит к коррупции государственного аппарата и возникновению теневой экономики. Государство не должно вмешиваться в те сферы экономики, где его вмешательство не является необходимым.

     Главная цель государственного регулирования в любом государстве – сохранение благополучия своих граждан при нормальном функционировании социально ориентированной рыночной экономики.

     Главный вывод, напрашивающийся сам собой  – это то, что государство и  экономика неотделимы друг от друга  в своём функционировании, более  того, экономика – базис государства.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

 
  1. Экономика. Учебник / Под ред. доктора экономических наук, профессора А.С. Булатова. – М.: ЮРИСТЪ, 1996
  2. Вишневский, А.Ф. Общая теория государства и права: Курс лекций / А.Ф. Вишневский, Н.А. Горбаток, В.А. Кучинский; под ред. В.А. Кучинского. – Мн.: Амалфея, 2002.
  3. Государственное регулирование экономики. Учебное пособие /Под ред. доктора экономических наук, профессора Власова Г.Н. и кандидата экономических наук, доцента Желтова А.М. – Нижний Новгород, 1998.
  4. Государственное регулирование экономики: Учебник для вузов/Под ред. Кушлина В.И., Волгина Н.А.-М:ОАО<НПО>Экономика>,2000.
  5. Общая теория права, учебник / Под ред. Лазарева В.В. – М.: Юристъ, 1996
  6. Райзберг Б.А. Основы экономики: учеб. пособие . М.: ИНФРА-М, 2003.

Информация о работе Анализ экономической функции государства