Церковь и государство в ХV-ХVII веках

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 08:41, контрольная работа

Описание работы

В консолидации русских земель, формировании единого российского государства важную роль играла православная церковь. В течение относительно короткого времени (двух-трех веков) христианство пустило глубокие корни на русской земле. Православная церковь стала одним из самых авторитетных институтов. Она оставалась важнейшим связующим звеном всех русских земель в период феодальной раздробленности до татаро-монгольского нашествия.

Содержание

1. Церковь и образование единого русского государства
2. Теория «Москва – третий Рим»
3. Стоглавый собор
4. Система церковного управления. Учреждение патриаршества

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа1.docx

— 48.60 Кб (Скачать)

     Под углом этих последних воззрений  воспитывалась и Россия. До XV в. Она считала себя покорною дщерью константинопольского патриарха, а в византийском императоре видела верховного блюстителя общественной правды. Константинополь стал в глазах русских как бы вторым Римом.   

     Последующее падение Константинополя (1453), понятое  как Божия кара за отпадение от веры, еще более укрепило новый взгляд. Но если «второй Рим» погиб, подобно первому, то с ним еще не погибло православное царство, потому что оно никогда не может погибнуть. Из того, что сосуд разбит, еще не следует, чтобы иссякло и его содержание: истина, хранимая в сосуде, бессмертна. Правая вера – вечная, неумирающая; иссякнет она – тогда и миру конец. Но мир пока еще существует, и потому разбитый сосуд должен быть заменен новым, чтобы воплотить вечную истину и снова дать ей внешние формы существования.

     Таким новым сосудом, новым третьим Римом и является Москва – освобождение от татарского ига, объединение разрозненных мелких уделов в большое Московское государство; женитьба великого князя Иоанна III на Софии Палеолог, племяннице (и как бы наследнице) последнего византийского императора; успехи на Востоке (завоевание царств Казанского и Астраханского) – все это оправдывало в глазах современников представление о праве Москвы на такую роль. На этой почве сложился обычай коронования московских государей, принятие царского титула и византийского герба, учреждение патриаршества.4

     Следствием  идеи «Москва — третий Рим» стало устойчивое убеждение русских в осознании ими своей судьбы, что Россия призвана быть последним оплотом, цитаделью православия. 

     
  1. Стоглавый собор.

     Стоглавый собор, церковный собор с участием царя Ивана IV, заседавший в Москве в  январе – феврале 1551 (окончательное завершение работы Стоглавого собора относится к маю 1551). В нем участвовали в основном духовные иерархи во главе с митрополитом Макарием, но отчасти и боярская дума. Свое название получил от сборника соборных решений, поделенного на 100 глав, - «Стоглав». Деяния собора состояли из вопросов царя, подробных ответов на них, а также соответствующих постановлений. Стоглавый собор был созван по инициативе правительства, которое стремилось укрепить положение Церкви в борьбе с еретическими движениями.

     Основное  содержание сборника составляли вопросы, относившиеся к церковному праву  и внутрицерковным отношениям (о  дисциплине, церковном суде, литургии, иконах и книгах и т.п.). Значительное место отводилось также вопросу о епископских и монастырских вотчинах: было постановлено церковные земли не продавать, не отдавать, но «крепко хранить», вместе с тем – новых земель у царя не просить.

     В Стоглаве регламентировались: порядок  богослужения, дисциплина духовенства, монашества и мирян по отношению  к церковным обрядам, литургии и  церковной жизни, статус монастырских вотчин, юрисдикция церковного суда. Надзор за благочинием возлагался на поповских  старост и десятинников, соборных священников, архимандритов, игуменов и протопопов.

     Собор 1551 г. Передал в подсудность епископам  все монастыри и приходские принты, запретив светским судам судить духовных лиц.

     В области гражданского права статьи Стоглава регламентировали статус монастырских вотчин, управление которыми было возложено на государственных чиновников совместно с монастырскими властями. Государству не удалось провести секуляризацию монастырских имуществ, но некоторые меры контроля и управления ими были введены в действие.

     Собор постановил вести строгую отчетность относительно имущественных (земельных) вкладов в монастыри. Следовало строго следить за тем, чтобы имущества, пожертвованные в монастырь без права отчуждения и выкупа, не продавались, не закладывались и не отчуждались иным способом. Монастыри лишались также права образовывать в городах на льготных условиях особые слободы — поселения («белые» слободы). Стоглав запрещал духовным лицам давать деньги и хлеб «в рост». Займы могли осуществляться ими только при наличии поручителей и без процентов.5

     Некоторые нормы Стоглава были посвящены уголовному праву, касаясь вопросов о чародействе, языческих обрядах, лжеприсяге. (Например, лжеприсяга трактуется исключительно с религиозной точки зрения, безотносительно к ее судебно-процессуальной значимости.)

     Стоглавый собор провозгласил неприкосновенность церковных имуществ и исключительную подсудность духовных лиц церковному суду. По требованию церковных иерархов правительство отменило жалованные грамоты, устанавливающие подсудность  духовных лиц царю. Вместе с тем  члены Стоглавого собора пошли навстречу  правительству в ряде вопросов (запрещение монастырям основывать новые слободы  в городах и т. д.). Части правительственной  программы, направленные на укрепление положения Церкви, не встретили возражений членов Стоглавого собора и были проведены в жизнь:

     - решениями Стоглавого собора была осуществлена унификация церковных обрядов и пошлин на всей территории России;

     - проведена регламентация норм внутрицерковной жизни с целью повышения образовательного и нравственного уровня духовенства и правильного исполнения им своих обязанностей (одно из постановлений предусматривало создание училищ для подготовки священников);

     - был установлен контроль церковных властей над деятельностью книжных писцов и иконописцев и т. д.6

     На  протяжении 2-й пол. XVI-XVII вв. «Стоглав» наряду с Кормчей книгой являлся основным кодексом правовых норм, определявших внутреннюю жизнь духовного сословия и его взаимоотношения с обществом и государством.

     Царские вопросы, направленные к тому, чтобы  искоренить ереси и народные суеверия, укрепить благочиние (с помощью исправления  погрешностей и разночтений в  богослужебных книгах, а также  тщательного обоснования и унификации обрядов и уставов), принять меры к развитию религиозного образования, вызывали самое благожелательное внимание со стороны иерархов. Однако в проблеме монастырского землевладения мнения церкви и самодержавия столкнулись: хотя царь и склонен был поддержать «нестяжателей», в целом возобладало  мнение церковно-иерархического большинства, состоящего из «иосифлян», приверженных идее экономически-сильных и самостоятельных  монастырей. Церкви удалось отстоять и правомочность особого святительского суда, независимого от светской власти.

     Предписания Собора, скрупулезно регламентирующие как проблемы гражданской и духовной юриспруденции, церковную обрядность, правила иконописания, нормы жизни  белого и черного духовенства, так, по мере возможности, и народный быт  в целом, охватывают огромное число  тем – от полемики по поводу вероисповедных догматов с «еретиками» до критики  различных житейских обычаев (таких, к примеру, как скоморошьи игрища, брадобритие или употребление в  пищу колбасы), – обычаев, которые  отвергались как безнравственные (считалось, что безбородость способствует содомскому греху) или как откровенно-языческие. На основе Стоглава рассылались специальные  наказы и поучения, которые в целом, впрочем, не были строго кодифицированы.

     Обнажив разнобой и «бесчинства» в церковных  службах, Собор – ни в коей мере, не будучи реформаторским, но, напротив, охранительным – тем не менее, усилил тягу к религиозному просвещению. Однако Стоглав по большому счету  так и остался именно обзором  обычаев и рекомендаций, а не сведенным  воедино кодексом законов. Ссылки же на его решения (в особенности о каноничности двуперстного крестного знамения и «сугубой», т.е. двойной аллилуйи в соборных молитвах) как на церковные законы впоследствии способствовали расколу. В любом случае его тексты остаются ценнейшим источником сведений о церковной и светской истории русского  XVI в. 

  1. Система церковного управления. Учреждение патриаршества.

     В XV в. Церковь была важным фактором в  процессе объединения русских земель вокруг Москвы и укрепления централизованного  государства. В новой системе  власти она заняла соответствующее  место.

     Сложилась система органов церковного управления – епископаты, епархии, приходы. С 1589 г. В России было учреждено патриаршество, что усилило притязания Церкви на политическую власть. Они вылились в конфликты Патриарха Никона с царем Алексеем Михайловичем, а на более широком уровне – в раскол, столкновение старых и новых политических позиций Церкви.7

     В ходе реформ, направленных на укрепление Церкви, Патриарх Никон (1652-1666) осуществил сверку церковных книг с греческими оригиналами и внес в них исправления. Противники реформы церковной обрядности (раскольники) стали подвергаться преследованиям.

     Против  церковной реформы 1654 г. Выступили  идеологи старообрядчества. Политическим центром движения стал Соловецкий монастырь.

     Один  из идеологов старообрядчества протопоп Аввакум категорически отвергал сам институт властвования, осуществляемого  путем организованного насилия. Аввакум обличал персону царя Алексея Михайловича, но не отвергал идею «законной монархии» вообще.

     Одним из главных обвинений раскольников в адрес официальной Церкви стало  ее вмешательство в политические и государственные дела, стремление к участию в светской власти.

     Взаимоотношения государства и Церкви в XVI-XVII вв. были достаточно сложными и неоднократно подвергались пересмотру и правовой регламентации.

     Высший  церковный орган – Освященный Собор в полном составе входил в «верхнюю палату» Земского собора. Духовенство как особое сословие наделялось привилегиями и льготами: освобождением от податей, телесных наказаний и повинностей.

     Церковь в лице своих организаций являлась субъектом земельной собственности, вокруг которой уже с XVI в. Разгорелась  серьезная борьба. С этой собственностью было связано большое число людей  – управляющих, холопов, крестьян, проживающих на церковных землях. Все они подпадали под юрисдикцию церковных властей. До принятия Соборного Уложения 1649 г. Все дела, относящиеся к ним, рассматривались на основании канонического права и в церковном суде. Под эту же юрисдикцию подпадали дела о преступлениях против нравственности, бракоразводные дела, субъектами которых могли быть представители любых социальных групп.8

     Власть  Патриарха опиралась на подчиненных церковным организациям людей, особый статус монастырей, являвшихся крупными землевладельцами, на участие представителей Церкви в сословно-представительных органах власти и управления. Церковные приказы, ведавшие вопросами управления церковным хозяйством и людьми, составляли бюрократическую основу этой власти.

     Во  главе каждой епархии стоял епископ. В его компетенцию входили: назначение поповских старост и утверждение священников, избираемых населением; открытие новых монастырей; назначение (с разрешения государя) архимандритов и игуменов; отправление святительского суда.

     В каждой епархии находилось несколько  приходов и монастырей. Приходы возглавлялись  священниками, часть которых назначалась  государственными чиновниками (наместником, дворецким, дьяком), а часть избиралась приходом (населением) и утверждалась епископом.

     Во  главе монастырей стояли архимандриты и игумены, управлявшие вместе с соборными старцами по общему монастырскому уставу и уставу основателя монастыря.

     Поповские старосты назначались епископом по городам епархии и подлежали контролю со стороны архимандритов и игуменов. В компетенцию поповских старост входило: наблюдать за церковным порядком и благочестием, собирать венечные пошлины, надзирать за поведением священников и причта.

     Свою  судебную власть Церковь осуществляла через суды епископов, своих наместников  и монастырские суды во главе с  игуменом. Епископ назначался митрополитом или государем.

     В конце XV в. место духовных судей начинают занимать чиновники – архиерейские и митрополичьи бояре, наместники и дьяки. Мелкие дела рассматривали десятинники.

     Юрисдикция  церковного суда распространялась на духовенство, церковных крестьян и монашество.

     Все дела, рассматриваемые духовными  судами, делились на церковные и  светские. В число первых включались «греховные» дела, которые рассматривались  епископом с архимандритами и  игуменами без участия митрополичьих  бояр, т.е. светских чиновников. Суд  вершился на основании Номоканона, церковных правил. Светским судам  прямо запрещалось вторгаться в  эту сферу, что подтверждали судебники  и Стоглав (сборник постановлений  церковного Собора 1551 г.), за исключением  наиболее тяжких уголовных правонарушений.

Информация о работе Церковь и государство в ХV-ХVII веках