Церковь и государство в ХV-ХVII веках

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 08:41, контрольная работа

Описание работы

В консолидации русских земель, формировании единого российского государства важную роль играла православная церковь. В течение относительно короткого времени (двух-трех веков) христианство пустило глубокие корни на русской земле. Православная церковь стала одним из самых авторитетных институтов. Она оставалась важнейшим связующим звеном всех русских земель в период феодальной раздробленности до татаро-монгольского нашествия.

Содержание

1. Церковь и образование единого русского государства
2. Теория «Москва – третий Рим»
3. Стоглавый собор
4. Система церковного управления. Учреждение патриаршества

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа1.docx

— 48.60 Кб (Скачать)

     К светским делам относились гражданские  и малозначительные уголовные дела духовных лиц, а также споры, связанные  с семейным правом. Суд вершили  святительские бояре и десятинники, поповские старосты и целовальники, избранные населением.

     Из  подсудности духовному суду постепенно был изъят целый ряд дел: «татины», разбойные и убийственные дела, святотатство, споры о земле, споры между  лицами разной подсудности. С середины XVI в. десятинники уже не могли вести расследование единолично – им помогали поповские старосты и десятские священники.

     Деятельность  наместнического духовного суда также контролировалась поповскими старостами, пятидесятниками, градскими старостами, целовальниками и земскими дьяками, т.е. представителями местного самоуправления.

     С 1589 г. центральным судебным органом Церкви стал суд Патриарха. В XVII в. разбором церковных дел занимались Патриарший двор, Тиунекая изба или Приказ церковных дел.

     Гражданские дела принял на себя Приказ Большого дворца, ведавший до 1625 г. Монастырскими и церковными имуществами. Позже из него выделился Монастырский приказ, который рассматривал гражданские дела всех духовных лиц и организаций. Апелляционной инстанцией приказа была Боярская дума.

     Церковь в своей деятельности опиралась  на целую систему норм церковного права, содержащихся в Кормчей книге, Правосудье митрополичьем и Стоглаве.

     Установление  Патриаршества в Русской Церкви стало следствием роста ее значения и влияния в православном мире, что к исходу XVI в. Обозначилось особенно ярко. В то же время нельзя не видеть в учреждении Патриаршества на Руси несомненного проявления Промысла Божия. Русь не только получала свидетельство  своего усилившегося духовного значения в православном мире, но и укреплялась  перед лицом грядущих испытаний  Смутного времени, в которых именно Церкви будет суждено выступить  в качестве силы, организовавшей народ  на борьбу с иноземной интервенцией и католической агрессией.  

1 История государственного управления в России. Учебник/ отв. ред. В.Г. Игнатов. Изд. 4-е, перераб. и доп. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. – с. 48.

2 Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры в 3 т. Т.2. Ч. 1. - с. 38.

3 История государства и права России: Учебник / Под ред. Титова Ю.П. - 2-е изд., перераб. и доп., 2009 г., Изд.: Проспект (ТК Велби) – с. 143.

4 История отечественного государства и права. Часть 1. Учебник/ Под ред. Чистякова О.И. - 3-е изд. перераб. и доп., 2005. –  с. 89.

5 Карташев А. В. История Русской Церкви. В 2-х т. Т. 1. – М.: Изд.: Эксмо, 2006. – с. 387.

6 История государства и права России: Учебник / Под ред. Титова Ю.П. - 2-е изд., перераб. и доп., 2009 г., Изд.: Проспект (ТК Велби) – с. 152.

7 Белковец Л. П., Белковец В. В. История государства и права России. Курс лекций. - Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 2000. – с. 37.

8 Исаев И.А. История государства и права России: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2004. – с. 165.

 
 

Вопросы к теме

     1. Когда Русская  православная церковь  стала полностью  независимой от  Константинопольского  патриарха?

     В конце XV века в отношениях православных церквей Руси и Константинополя  произошли существенные изменения. В 1439 г. для того, чтобы обеспечить защиту Византии от нашествия турок  на Вселенском соборе в итальянском  городе Флоренция православная церковь  подписала с католической церковью унию – документ об объединении восточной и западной христианских церквей. Этим документом признавался догмат о главенстве папы Римского над всеми христианскими церквями, но сохранялось для православия право совершать обряды по его каноническим правилам. Веками православная Русь воспитывалась в духе ненависти к Римской католической церкви. Поэтому заключение Флорентийской унии было расценено Русской православной церковью и всем русским обществом как предательство, отступничество от истинной веры. Флорентийская уния была отвергнута, и это послужило мощным толчком для отделения Русской православной церкви от Константинопольской патриархии. Участвовавший во Вселенском соборе и подписавший унию ставленник Константинопольского патриарха митрополит Исидор был низложен и в 1448 г. собор русских епископов впервые без участия Константинополя избрал митрополитом русского человека – Иону. Окончательно Русская православная церковь становится самостоятельной (автокефальной), а следовательно и в полном смысле этого слова национальной церковью в 1589 г. В этом году Русская православная церковь превращается из метрополии Константинопольского патриарха в автокефальную Московскую патриархию и первым русским патриархом на Поместном соборе избирается патриарх Иов.

 
 
 
 

     2. Какие дела рассматривались  церковным судом?

     Свою  судебную власть Церковь осуществляла через суды епископов, своих наместников  и монастырские суды во главе с  игуменом. Епископ назначался митрополитом или государем.

     В конце XV в. место духовных судей начинают занимать чиновники – архиерейские и митрополичьи бояре, наместники и дьяки. Мелкие дела рассматривали десятинники.

     Юрисдикция  церковного суда распространялась на духовенство, церковных крестьян и монашество.

     Все дела, рассматриваемые духовными  судами, делились на церковные и  светские. В число первых включались «греховные» дела, которые рассматривались  епископом с архимандритами и  игуменами без участия митрополичьих  бояр, т.е. светских чиновников. Суд  вершился на основании Номоканона, церковных правил. Светским судам  прямо запрещалось вторгаться в  эту сферу, что подтверждали судебники  и Стоглав (сборник постановлений  церковного Собора 1551 г.), за исключением  наиболее тяжких уголовных правонарушений.

     К светским делам относились гражданские  и малозначительные уголовные дела духовных лиц, а также споры, связанные  с семейным правом. Суд вершили  святительские бояре и десятинники, поповские старосты и целовальники, избранные населением.

     Из  подсудности духовному суду постепенно был изъят целый ряд дел: «татины», разбойные и убийственные дела, святотатство, споры о земле, споры между  лицами разной подсудности. С середины XVI в. Десятинники уже не могли  вести расследование единолично – им помогали поповские старосты и десятские священники.

     Деятельность  наместнического духовного суда также контролировалась поповскими старостами, пятидесятниками, градскими старостами, целовальниками и земскими дьяками, т.е. представителями местного самоуправления.

     С 1589 г. центральным судебным органом Церкви стал суд Патриарха. В XVII в. разбором церковных дел занимались Патриарший двор, Тиунекая изба или Приказ церковных дел.

     Гражданские дела принял на себя Приказ Большого дворца, ведавший до 1625 г. Монастырскими и церковными имуществами. Позже из него выделился Монастырский приказ, который рассматривал гражданские дела всех духовных лиц и организаций. Апелляционной инстанцией приказа была Боярская дума.

Информация о работе Церковь и государство в ХV-ХVII веках