Церковь и государство

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 17:00, курсовая работа

Описание работы

Церковь заняло значительную место в истории русского государства. В постсоветской России, после многолетних гонений, влияние церкви и религиозных норм и ценностей на жизнь общества заметно усилилось, что связано с заметной нехваткой духовно-нравственных ценностей во время советского периода.

Содержание

Введение...................................................................................................................... 3
Глава 1. Основные религии, представленные в России, их история и нравственные ценности..................................................................................................................... 5

Работа содержит 1 файл

церковь и государство.doc

— 147.50 Кб (Скачать)

     Буддизм

     Буддизм - одна из мировых религий (наряду с  христианством и исламом).

     Возник  в Древней Индии в VI-V вв. до н.э. Основателем считается Сиддхартха Гаутама. Основные направления: хинаяна  и махаяна. Расцвет буддизма в  Индии - V в. до н.э.- начало 1-го тыс. н.э. Распространился  в Юго-Восточной и Центральной  Азии, отчасти в Средней Азии и Сибири. В Индии к XII в. растворился в индуизме.

     В центре буддизма - учение о "четырёх  благородных истинах": существуют страдание, его причина, состояние  освобождения и путь к нему. Страдание - состояние беспокойства, напряжённости, равное желанию; освобождение (нирвана) - состояние несвязанности личности с внешним миром, совершенной удовлетворённости и самодостаточности, что влечёт за собой уничтожение желаний, точнее - угасание их страстности.

     Важный  в буддизме принцип т.н. срединного пути рекомендует избегать крайностей - как влечения к чувственному удовольствию, так и полного подавления этого влечения. Для достижения состояния освобождения в буддизме существует ряд специальных методов (например, медитация, "буддийская йога").

     В буддизме нет души как неизменной субстанции, нет противопоставления субъекта и объекта, духа и материи, нет Бога как творца и безусловно высшего существа. В ходе развития буддизма постепенно сложились культ  Будды и бодхисатв, ритуал и монашеские общины и т.д.

     Духовные ценности с точки зрения философии буддизма включают в себя: мудрость, понятия истинной жизни, понимание целей общества, понимание счастья, милосердие, терпимость, самосознание. На современном этапе развития буддийской философии ее школы расставляют новые акценты в понятиях о духовных ценностях: взаимопонимание между нациями, готовность к компромиссу ради достижения общечеловеческих целей, то есть главной духовной ценностью является любовь в самом широком смысле этого слова, любовь ко всему миру, ко всему человечеству без разделения его на нации и народности. Эти ценности органически вытекают из базовых ценностей буддийской философии.

     религия государство нравственный взаимоотношение

  1. Государство: понятие, функции
 

     В данной главе рассматриваются основные понятия, относящиеся к теме «Государство». Здесь не рассматриваются теории происхождения государства и приведено лишь одно понятие, хотя их очень много, которое, по моему мнению, наиболее полно дает характеристику понятию.

     Государство – это форма организации жизни общества, имеющая выделенный из этого общества, всеми признанный или утвердившийся верховной власти, чьи распоряжения обязательны для всех лиц, в пределах определенной территории.2

     Также нам необходимо понятие «сущности  государства» – это главное, основное качество государства, определяющее его содержание, цели и функции, для определения внутренней, содержательной стороны государства.

     Можно выделить следующие подходы к  сущности государства:

     - классовый, в рамках которого  государство можно определить как организацию политической власти экономически господствующего класса.

     - общесоциальный, в рамках которого  государство можно определить  как организацию политической  власти, создающую условия, для  компромисса интересов различных  классов и социальных групп.

     Наряду  с этими основными, можно выделить и религиозный, и национальный, и  расовый, и иные подходы к сущности государства, в рамках которых соответственно религиозные, национальные, расовые  интересы будут доминировать в политике конкретного государства.3

     Исходя  из ст.2 Конституции Российской Федерации, где прописано, что «Человек, его  права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и  защита прав и свобод человека и  гражданина - обязанность государства» и ст.7 п.1 «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека», можно сказать, что из всех подходов к сущности государства, для России социальный, в данное время самый приемлемый.

     Социальное  назначение современного государства  состоит в его разнообразной, широкой деятельности, направленной на решение, задач, вытекающих из необходимости  нормального, бесконфликтного существования  общества.4

     В связи с этим, определим основные функции современного государства, то есть определяемые его социальным назначением основные направления деятельности государства.5

     Существует  несколько классификаций функций  государства, наиболее распространенное деление на внешние и внутренние функции. Но в настоящее время данные функции в любом государстве взаимосвязаны, так как деятельность государства внутри страны, зависит в немалой степени и от внешних условий, поэтому в данной курсовой работе рассматриваются шесть комплексных функций, которые в настоящее время должно осуществлять любое современное государство:6

  1. Экономическая – обеспечение нормального функционирования и развития экономики, в том числе по средствам охраны существующих форм собственности, организации внешнеэкономических связей и так далее (т.д.);
  2. Политическая – обеспечение государственной и общественной безопасности, социального и национального согласия, охрана суверенитета страны от внешних посягательств и т.д.;
  3. Социальная - осуществление мер по удовлетворению социальных потребностей людей, поддержанию необходимого уровня жизни населения, обеспечению необходимых условий труда и т.д.;
  4. Идеологическая – поддержка определенной идеологии, организация образования, поддержание науки, культуры и т.д.;
  5. Экологическая – охрана окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов, восстановление нарушенной окружающей среды и т.д.;
  6. Охранительная – охрана прав и интересов личности, охрана общественного порядка, борьба с правонарушениями.

     Из  вышесказанного можно сделать промежуточный  вывод: Российская Федерация имеет социальную сущность и выполняет функции, связанные с социальным назначением государства.  

     
  1. Историческое  взаимоотношение  государства с  религиями на территории России
 

     В конце X века при князе Владимире  Святом Русь приняла христианство восточного образца, которое стало «главенствующей» религией государства. С этого времени вплоть до 1917 г. русский трон могли занимать только православные государи и государыни. До середины XV в. Русская Церковь входила в состав Константинопольского Патриархата и возглавлялась назначаемым из Византии митрополитом. Это придавало церковной власти на Руси известную независимость от светских властей и содействовало сохранению ее высокого авторитета, в том числе и в политических делах. Во времена монголо-татарского нашествия Церковь являлась единственным общенациональным институтом, сохранившим целостность Несмотря на отдельные трения, отношения Церкви с княжеской властью были в целом партнерскими и равноправными. В 1448 г. Русская митрополия сделалась независимой от Константинополя (автокефальной). С конца XV в.наметилось наступление государства на самостоятельность и права русских духовных властей.

     Церковные реформы середины XVII в., инициированные государством и приведшие к расколу, объективно ослабили Церковь и таким образом облегчили ее подчинение. Перелома на этом пути светская власть достиглав первые десятилетия XVIII в., когда началась новая эпоха в истории отношений Церкви и государства в России. В 1721 г. увидел свет Духовный Регламент - Патриаршество упразднялось. Высшей властью в Церкви теперь обладал царь, от имени которого церковное управление осуществляла Духовная Коллегия (Святейший Правительствующий Синод), представлявшая собой государственный орган для руководства Церковью. Кроме того, при Петре I Церковь фактически потеряла контроль над своими земельными владениями (окончательная секуляризация которых последует в 1764 г.), а церковная юрисдикция была резко ограничена. Все эти меры, проводившиеся по инициативе абсолютистского государства, привели к потере Церковью своей независимости.

     Если  прямое (и далеко не всегда благотворное) государственное руководство Православной Церковью сформировалось уже в первой четверти XVIII в., то общеимперское управление духовной жизнью «иноверцев» начало принимать регулярные окормы лишь в последней трети этого столетия. Следует заметить, что отношение светской власти в России к представителям иных конфессий было традиционно гибким (серьезным исключением тут являлись, пожалуй, только старообрядцы, подвергавшиеся систематическим гонениям вплоть до 1905 г.). Со времен Древней Руси ни насильственное миссионерство среди неправославных инородцев, ни гонения на исконных представителей других вер не превращалось в выраженные цели внутренней политики русских князей и царей (при этом «иноверцам» было строжайше запрещено заниматься миссионерством).

     В русле этой традиции и стали формироваться  принципы регулирования «иноверческих» религий в правление императрицы  Екатерины II. Важным рубежом в религиозной  политике самодержавия стал указ Екатерины II 1773 г., который утвердил принцип конфессиональной терпимости по отношению к «иноверцам» - подданным Российской империи. Этот принцип получил свое развитие в «Жалованной грамоте дворянству».1785 г.

     Павел I подал идею объединения управления всеми религиями (прежде всего — христианскими) в целях борьбы с духом «неверия» и «атеистического вольнодумства», в связи с французскими революциями. Данная идея начала воплощаться в правление его сына Александра I, когда он образовал в 1801 г. было Министерство исповеданий. Предполагалось, что новый орган сможет повысить степень государственного контроля над религиозной сферой жизни империи, а затем и в 1810 г. Главное управление духовных дел разных (иностранных) исповеданий. Под его контроль были поставлены «все предметы, относящиеся к духовной жизни разных иностранных исповеданий и верований, исключая судных их дел» Наконец, в 1817 г. было учреждено объединенное Министерство духовных дел и народного просвещения, в ведение которого были отданы дела образования, православия (Святейший Синод) и иностранных религий (Главное управление духовных дел разных исповеданий). Однако деятельность вновь созданной структуры оказалась мало результативной и в 1824 г. по воле разочаровавшегося в своем замысле Александра I «трехчастное» министерство было упразднено.

     Но  уже в 1832 г., уже при Николае I, Главное  управление разных исповеданий было преобразовано в Департамент  духовных дел иностранных исповеданий (ДЛДИИ). Департамент был включен  в состав Министерства внутренних дел, в составе коего он пребывал вплоть до 1917 г. ДЛДИИ ведал: представлением императору предложений о назначении католических, протестантских, мусульманских и буддийских высших духовных лиц, контролем над духовными, духовно-учебными и имущественными делами иностранных исповеданий, брачными и бракоразводными делами «иноверцев», строительством и ремонтом костелов, кирх, мечетей, синагог и дацанов и вообще всеми проблемами, касающимися приверженцев католицизма, протестантизма, армяно-григорианского вероисповедания, мусульманства, иудаизма, буддизма и язычества. В основу религиозной политики, проводимой властями Российской империи, был положен принцип конфессиональной терпимости, соблюдаемой настолько, «насколько такая терпимость соответствует интересам государственного порядка»

     После свержения самодержавия в марте 1917 г. Временное правительство приняло  ряд весьма либеральных мер в  сфере религиозных отношений. В  марте 1917 г. последователи всех конфессий  в России были уравнены в своих  правах, существовавшие ранее ограничения в их деятельности были сняты, религиозные общины стали рассматриваться, как части самоуправляющегося общества. В августе 1917 г. было создано Министерство исповеданий, в состав которого вошли Синод и Департамент иностранных исповеданий. Осенью 1917 г. Поместным собором Русской Православной Церкви было принято решение об упразднении Синода и о возрождении патриаршества.

     Новый этап в истории российских конфессий  наступил после прихода к власти большевиков в октябре 1917 г. 20 января (2 февраля) 1918 г. был принят декрет Совнаркома РСФСР «О свободе совести, церковных и религиозных обществах». По данному законодательному акту Православная Церковь отделялась от государства, а школа — от Православной Церкви и других конфессий. Сразу с первых месяцев установления Советской власти стала проводиться государственная политика, имевшая антирелигиозную направленность: закрытие и осквернение храмов, прекращение работы религиозных организаций и заведений, массовые репрессии против служителей всех культов и верующих и т.п. Хотя данная политика была направлена на полное уничтожение религии в СССР, эффективность ее оказалась не слишком высокой. Согласно результатам переписи населения 1937 г., верующими оставались (по собственным признаниям респондентов) 57 %населения СССР. Итоги переписи спровоцировали новую, наиболее кровавую волну репрессий по религиозным мотивам (конец 30-х - начало 40-хгг.). Самым масштабным преследованиям подверглась Русская Православная Церковь. В послереволюционные десятилетия пострадали сотни тысяч православных, значительная часть их погибла.

     В довоенный период делами всех конфессий  формально занималась Комиссия по делам  культов при Президиуме ВЦИК, однако решающую роль в «присмотре» за религиозными институтами и их служителями  играли органы государственной безопасности — ВЧК-ГПУ-НКВД. Официальным актом, регулирующим конфессиональную практику Советской власти, являлось постановление ВЦИК и СНКСССР «О религиозных объединениях» 1929 г., которое (с некоторыми уточнениями) действовало до конца 1980-х гг. Постановление запрещало верующим любую внеобрядовую деятельность (включая благотворительную и просветительскую), а также накладывало ряд других ограничений на жизнь конфессий.

     Определенные  перемены в советской религиозной  политике произошли в годы Великой Отечественной войны. В целях укрепления социально-политических основ режима и улучшения международного имиджа страны И.В.Сталин пошел на частичные уступки верующим различных конфессий. В 1943 г. Избирается новый патриарх Русской Православной Церкви. Вслед за этим были открыты отдельные храмы, начался выпуск церковной литературы, возобновилась работа некоторых церковных учебных заведений. Для контроля в 1943г. создан специальный орган — Совет по делам Русской Православной Церкви при Совнаркоме СССР. В том же году создан Комитет по делам религий при Совнаркоме СССР, который ведал всеми не православными конфессиями.

Информация о работе Церковь и государство