Человек, его права и свободы как высшая ценность

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 19:56, курсовая работа

Описание работы

Права человека в современном мире — мощный пласт общечеловеческой культуры. Без его освоения невозможно оценивать всю систему сложных политических, социально-психологических, социальных, экономических, международных отношений. Понимание прирожденного характера прав и свобод, принадлежащих человеку, освобождает его от чрезмерной зависимости от государства, позволяет ему отстаивать свои права от каких бы то ни было посягательств.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие, классификация и значение прав и свобод человека…..7

Глава 2. Гарантии прав и свобод человека…………………………………24
Заключение……………………………………………………………….….32
Список литературы…………………………………………………………..34

Работа содержит 1 файл

Курсов КПР Прав челов.doc

— 148.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ  РОССИЙСКО ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 

МОСКОВСКАЯ  ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

ОРСКИЙ  ФИЛИАЛ 

КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫХ И СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК 

                                       
 
 

КУРСОВАЯ РАБОТА 
 

На тему: Человек, его права и свободы как  высшая ценность. 

Выполнил студент:                                                           очного отделения

                                                                                            группы 2Ю2

                                               Лукьянова О.А.

                                                                                                                

Проверил:                                                                          

К.ю.н.                                                                                   Стахова В.В.

                                                                                   
 
 
 
 

        
 

Орск- 2006

Содержание. 

Введение……………………………………………………………………..3 

Глава 1. Понятие, классификация и значение прав и  свобод человека…..7 
 

Глава 2. Гарантии прав и свобод человека…………………………………24 

Заключение……………………………………………………………….….32 

Список литературы…………………………………………………………..34 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

    Права человека в современном мире —  мощный пласт общечеловеческой культуры. Без его освоения невозможно оценивать всю систему сложных политических, социально-психологических, социальных, экономических, международных отношений. Понимание прирожденного характера прав и свобод, принадлежащих человеку, освобождает его от чрезмерной зависимости от государства, позволяет ему отстаивать свои права от каких бы то ни было посягательств.

    Сегодня в России все еще отсутствует  подлинное уважение к человеку и его правам. И это попятно, поскольку деформация правосознания, происходившая десятилетия, глубоко укоренившееся пренебрежение к правам и свободам создают сложную ситуацию незащищенности индивида, его неуверенность в предсказуемости действий властей. В этой связи первостепенной задачей является обучение культуре прав человека, которое должно распространяться на должностных лиц, и на всех людей, проживающих па территории страны.

    На  мой взгляд, преодоление сложной  ситуации в сфере защиты прав человека зависит не только от государства. Нужны усилия и правозащитных организаций, и каждого отдельно взятого человека, направленные на борьбу против нарушений прав личности и установление юридической ответственности за такие действия.

    Правовое демократическое государство признает приоритет нрав человека, ограничивая этими правами свои властные функции. Поэтому подлинная природа государства раскрывается через права человека, место и роль индивида в обществе, его взаимоотношения с государством.

    В теории прав человека необходимо исследовать их развитие и обогащение, появление новых "поколений" прав человека и причины, обусловившие такой процесс. Важно раскрыть структуру прав человека, определяемую спецификой сферы его деятельности: личной (гражданской), политической, социальной, экономической и культурной. Это вытекает непосредственно из понятия правового статуса человека (с учетом его расширения), взаимосвязи прав и обязанностей в данной структуре, а равно из предпосылок, определяющих известные различия в правовом статусе в зависимости от того, выступает ли индивид в качестве человека или в качестве гражданина.

    Цель  работы – анализ проблемы прав человека и осуществление следующих задач:

    - определить значение прав человека;

    - произвести классификацию прав человека;

    - доказать актуальности проблемы  прав человека;

    - изучить гарантии в области  прав человека.

    В литературе неоднократно поднималась проблема ограничения прав человека и гражданина. Так, В.С. Устинов выделяет три таких критерия: 1) цель: обеспечение должного признания и уважения прав и свобод других граждан и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе; 2) законность ограничений: введение ограничений только на основе закона; 3) необходимость индикаторов определения степени ограничения прав человека. 1

    Волкова Н.С. считает, что проблема обеспечения общественной безопасности и правового (законного) ограничения прав и свобод человека в современных условиях приобретает особую остроту и требует самого пристального внимания.2

    Можно согласиться с А. Никитиным, который  считает что «права человека не создаются  государством, а по существу присвоены  личности». Являются для нее естественными. Без этих прав и свобод человек не может иметь чести и достоинства.3

       В условиях формирования в России правового  демократического государства и  гражданского общества на фоне существующих проблем обеспечения прав и свобод граждан особую роль играют правовые (юридические гарантии, поскольку именно они предполагают юридическую ответственность государства и его органов власти и управления, местного самоуправления за нарушение прав и законных интересов личности, а также повышение значимости и уровня реализаций права, повышение правовой культуры общества.4

      Ю.Макаров  справедливо отмечает: «Для России с ее чрезвычайно богатой, удивительно интересной и трагической историей проблема свобод личности всегда была преобладающим фактором общественного развития. Действующая Конституция Российской Федерации признает высшей ценностью права и свободы человека. Это - единственная высшая ценность, все остальные общественные ценности по отношению к ней занимают иной уровень и не могут ей противоречить».5

      И хотя сегодня в России права и  свободы личности подвергаются серьезным испытаниям, необходимо отметить, что их официальное признание и законодательное закрепление есть существенный фактор формирования российского правового государства, становления истинно демократических институтов и гражданского общества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Понятие, классификация и значение прав и свобод человека. 

    Права человека — это определенные нормативно структурированные свойства и особенности бытия личности, которые выражают ее свободу и являются неотъемлемыми и необходимыми способами и условиями ее жизни, ее взаимоотношении с обществом, государством, другими индивидами.6

    Права человека неотчуждаемы. Никто не может  лишить человека его естественных прирожденных прав — на жизнь, на личную неприкосновенность, свободный выбор способов своей жизнедеятельности, свободу совести, мнений, убеждений, автономию в сфере частной жизни и других прав. Современный мир невозможно представить без прав человека, которые основаны на принципах свободы, равенства, справедливости и носят универсальный характер.

    Права человека различаются, но времени возникновения ("поколения прав человека"), по сферам жизнедеятельности — личные (гражданские), политические, экономические, социальные и культурные права и свободы. Ниже будут рассмотрены эти структурные образования, в единстве своем образующие комплекс (каталог) прав и свобод человека и гражданина.

      Основные, фундаментальные права и вытекающие из них иные права и свободы обеспечивают различные сферы жизни человека: личную, политическую, социальную, экономическую, культурную. В соответствии с этим они и структурируются по категориям и наименованиям. Однако эти права различаются не только по сферам жизнедеятельности, но по времени возникновения. Отсюда появление понятия "поколения прав человека".7

      Первым  поколением прав человека признаются традиционные либеральные ценности, которые были сформулированы в процессе осуществления буржуазных революций, а затем конкретизированы и расширены в практике и законодательстве демократических государств. Речь идет о личных (гражданских) и политических правах - праве на свободу мысли, совести и религии, праве каждого гражданина па ведение государственных дел, праве на равенство перед законом, праве на жизнь, свободу и безопасность личности, праве на свободу от произвольного ареста, задержания пли изгнания, праве па гласное и с соблюдением всех требований справедливости рассмотрение дела независимым и беспристрастным судом и ряд других. Эти права выражали так называемую "негативную" свободу: они обязывали государство воздерживаться от вмешательства в сферу личной свободы и создавать условия участия граждан в политической жизни.8

      Второе  поколение прав человека сформировалось в процессе борьбы народов за улучшение своего экономического уровня, повышение культурного статуса (так называемые "позитивные права"), для реализации которых требуется организационная, планирующая и иные формы деятельности государства но обеспечению указанных прав.

Нормативное выражение социальных, экономических и культурных прав - права на труд и свободный выбор работы, права па социальное обеспечение, на отдых и досуг, права на защиту материнства и детства, права па образование, права на участие в культурной жизни общества и другие во Всеобщей декларации прав человека и особенно в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах явилось огромным шагом вперед в развитии прав человека, в расширении каталога этих прав, их обогащении.

Права первого поколения по своей природе  отличаются от прав второго поколения. Это связано с позицией но отношению к ним государства. Права первого поколения в буржуазной политической и правовой мысли квалифицировались как негативные, т. е. право на защиту от какою-либо вмешательства, в том числе и государственного, и осуществлен не гражданских прав (прав члена гражданского общества) и политических прав (прав участника осуществления политической' власти).

Иная  природа у социальных прав. Для их осуществления недостаточно воздерживаться от вмешательства в данную сферу. Задача состоит в том, чтобы создавать социальные программы и вести всестороннюю организационную и хозяйственную деятельность, которая позволила бы гарантировать провозглашенные права. Ряд современных буржуазных государств не присоединились к Международному пакту о социальных, экономических и культурных правах, мотивируя свою позицию тем, что обозначенные в Пакте права не являются субъективными, поскольку не могут быть защищены в суде. Хотя такого рода позиция не лишена оснований, тем не менее присоединение к Пакту создает обязательства для государства совершенствовать свое внутреннее законодательство и организовывать в соответствии с ним свою деятельность. В конце XX в. государство не может не стремиться к тому, чтобы стать социальным. Это закономерность развития современных государств, нашедших закрепление в ряде конституций зарубежных государств - ФРГ, Франции, Италии, Испании, Португалии, Турции.

      В период после второй мировой войны  стало формироваться третье поколение прав человека. Их природа составляет предмет дискуссий. На наш взгляд, особенность этих нрав состоит в том, что они являются коллективными и могут осуществляться обществом, ассоциацией.

       Личные (гражданские) права (права первого  поколения) призваны обеспечивать свободу  и автономию индивида как члена гражданского общества, его юридическую защищенность от какого-либо незаконного внешнего вмешательства. Органическая основа и главное назначение гражданских прав состоят в том, чтобы обеспечить приоритет индивидуальных; внутренних ориентиров развития каждой личности.9

       Эта категория прав характеризуется  тем, что государство признает свободу  личности в определенной сфере отношений, которая отдана на усмотрение индивида и не может быть объектом притязаний государства. Она обеспечивает так называемую негативную свободу.

       К личным (гражданским) правам и свободам человека относят: право на жизнь и достоинство личности; право на свободу и личную неприкосновенность, а также неприкосновенность частной жизни, жилища; свободу передвижения и выбора местожительства; свободу совести; свободу выбора национальности и выбора языка общения. По существу, этот блок прав охватывает фундаментальные аспекты свободы личности, выражая гуманистические принципы всякого демократически организованного общества.

Информация о работе Человек, его права и свободы как высшая ценность