Цивилизационный подход к типологии государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 18:19, курсовая работа

Описание работы

Особенности исторических эпох в развитии государственно-организационного общества у различных народов в различные исторические периоды позволяют выделить существенные общие черты, которые характерны для всех государств данного времени. Первые попытки такого обобщения, Не смотря на отсутствие исторического опыта государственного строительства, первыми решились сделать такое обобщение Аристотель и Полибий.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА И ЕГО ТИПОЛОГИИ………………….5
1.1. Понятие государства……………………………………………………………5
1.2. Понятие типологии государства……………………………………………….9
ГЛАВА 2. ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ТИПОЛОГИИ ГОСУДАРСТВА……………………………………………………………………132.1. Понятие цивилизации и сущность цивилизационного подхода……............13
2.2. Типология государств согласно цивилизационному подходу……………...16
2.3. Преимущества и недостатки цивилизационного подхода………..................21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОР

Работа содержит 1 файл

Цивилизационный подход к типологии государств.docx

— 64.94 Кб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА И ЕГО ТИПОЛОГИИ………………….5

1.1. Понятие  государства……………………………………………………………5

1.2. Понятие  типологии государства……………………………………………….9

ГЛАВА 2. ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ТИПОЛОГИИ ГОСУДАРСТВА……………………………………………………………………132.1. Понятие цивилизации и сущность цивилизационного подхода……............13

2.2. Типология государств согласно цивилизационному подходу……………...16

2.3. Преимущества и недостатки цивилизационного подхода………..................21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..23

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ…………..25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ВВЕДЕНИЕ 

    Различные особенности государства определенного исторического периода определяются уровнем развития общества, а также его состоянием. Государство по мере общественного развития при неизменности формальных признаков (территории, публичной власти, суверенитета, населения) испытывает довольно серьезные изменения.

    Особенности исторических эпох в развитии государственно-организационного общества у различных народов в различные исторические периоды позволяют выделить существенные общие черты, которые характерны для всех государств данного времени. Первые попытки такого обобщения, Не смотря на отсутствие исторического опыта государственного строительства, первыми решились сделать такое обобщение Аристотель и Полибий.

    Аристотель считал, что основными критериями разделения государств являются:

  1. количество властвующих в государстве;
  2. осуществляемая государством цель.

    Первый  признак включал: правление одного, правление немногих, правление большинства. Согласно второму признаку все государства делились на правильные (где достигалось общее благо) и неправильные (где преследовались частные цели). Отвлекаясь от конкретных условий той эпохи, Аристотель определял главное различие государств в том, в какой мере государство обеспечивает свободу и личные интересы каждого.

    Полибий говорил, что развитие государства, смена его разновидностей (типов) – это естественный процесс, который определяется самой природой.

    Государству свойственно развиваться по бесконечному кругу, включающему фазы зарождения, становления, упадка и исчезновения. Данные фазы переходят одна в другую, и это циклично повторяется вновь. История доказывает, что цикличность в развитии государственно-организованного общества есть закономерный процесс. Тем не менее, главным в воззрениях Полибия было то, что основой смены циклов в развитии государства он считал изменения в соотношении государственной власти и человека.

    Разнообразие  научных подходов в оценке этого  довольно сложного и неоднозначного общественного явления стало основой для изучения типологии государств. Этим и объясняется актуальность данной курсовой работы.

    Объектом  исследования является типизация в цивилизационном подоходе.

    Предметом исследования являются цивилизационный  подход к типологии государств.

    Цель  курсовой работы: рассмотреть цивилизационный подход к типологии государства.

    Исходя  из этой цели, можно выделить следующие задачи данной работы:

  1. изучить понятие «государство» и «типология государства»;
  2. рассмотреть один из основных подходов к типологии государства;
  3. выделить существенные признаки, а также недостатки и достоинства исследуемого подхода.

        При написании курсовой работы теоретической  основой выступали научные труды  таких авторов, как Корельский В.М., Перевалов В.Д., Каск Л.И., Каленский В. Г., Лазарев В.В. и др.

    Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы. 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА И ЕГО  ТИПОЛОГИИ 

    1.1. Понятие государства 

    История человечества насчитывает несколько  миллионов лет и вбирает в  себя множество эволюционных и революционных  этапов своего развития. Процесс замены родового строя государством также  происходил длительное время. В различных  частях земного шара он проходил по-разному.

    Прежде  всего, для определения государства  важно отличить его от публичной  власти родового строя, для чего один из основателей марксизма Энгельс  Ф. выделил следующие признаки государства:

    1) Деление населения по территориальному  признаку. При существовании родового  строя деление населения происходило  по кровно-родовому признаку. Человек  кровно принадлежал к роду  или принимался в члены рода  на общем собрании рода. Все члены рода проживали совместно и осуществляли хозяйственные и военные функции. К расселению людей по различным территориям подтолкнуло общественное разделение труда. Этому способствовали миграции населения и завоевательные войны. Не имея возможности участвовать в управлении делами рода ввиду территориальной удаленности, люди стали объединяться в территориальные общины, формируя государственно-организационное общество. Появились территориально-административные единицы. У человека появилось постоянное место жительства, на территории которого он мог реально осуществлять свои права и интересы, выполнять обязанности. Территориальный порядок организации населения складывается в результате острых противоречий, сопровождался переделом территорий и кровопролитными войнами.

    2) Наличие публичной власти, не  совпадающей с населением. Публичная  власть представляет собой организующую  государство силу, которая внешне  выражена через аппарат управления. Именно управленческий аппарат,  состоящий из профессионалов, является  олицетворением политической власти  в обществе. Государство представляет интересы определенной группы или, по теории марксизма, господствующего класса. В основе государства лежит публичная власть, не дающая  анархическим силам разложить его изнутри. Хотя она может служить инструментом для подавления воли народа, ущемления его прав и законных интересов.

    Публичная власть осуществляется через сложный  механизм управления обществом, социальными сферами и процессами, который представляет собой систему государственных органов организаций, необходимых для выполнения задач и функций государства.

    Аппарат управления наделен государственно-властными  полномочиями, предполагающими юридическую  способность издавать правовые акты обязательной силы и обеспечивать их исполнение.

    3) Налоги. Вообще государство материально  зависимо от общества. Ведь для  осуществления своих функций  государству требуются значительные  расходы. Основным источником  покрытия государственных расходов  являются налоги.

    Признаки  государства, отличающие его от власти родового строя, характеризуют процесс исторического развития государства, его формирование.

    В настоящее время в юридической  науке выделяют также ряд признаков  государства, которые отличают его  от других организаций общества, показывают его исключительную роль в обществе:

    1) Государственный суверенитет. Это  свойство единой государственной  власти самостоятельно и независимо  от власти других государств  осуществлять внутренние и внешние  функции государства. Суверенитет  государства предполагает признаки  верховенства, самостоятельности и  независимости государственной  власти.

    Верховенство  государственной власти означает, что  власть распространяется на все общество, на все государственные и общественные органы, юридические лица, должностные  лица, на всех граждан. Любые решения, юридически противоречащие законам государства, признаются незаконными и не подлежат исполнению, они должны быть отменены.

    Самостоятельность государственной власти означает взаимное невмешательство государства и общества в дела друг друга. Государственная власть осуществляется только уполномоченными государственными органами и должностными лицами. Они наделяются государственными полномочиями, которые должны использовать во благо государства и общества, не злоупотребляя ими. Граждане могут участвовать в управлении государством посредством выборов или поступая на государственную службу.

    Независимость государственной власти означает право государства самостоятельно вступать в отношения  с другими государствами и международными организациями, также является неотъемлемым признаком государства, без которого государство является колонией, т.е. частью другого суверенного государства.

    Ряд авторов выделяют в качестве самостоятельного признака единство государственной  власти, предполагающее правовое и  организационное единство системы  органов государственной власти1.

    2) Гражданство государства. Население, объединенное по территориальному признаку, официально юридически связано с государством по признаку гражданства. Под гражданством понимается правовая связь лица с государством, содержанием которой являются их взаимные права, обязанности и ответственность, основанная на признании и уважении прав и свобод личности.

    3) Государство издает законы и  подзаконные акты. Только государство  вправе издавать правовые акты, имеющие нормативный и общеобязательный  характер. Негосударственные организации имеют право издавать акты, обязательные для исполнения только членами этих организаций. Например, органы местного самоуправления издают муниципальные правовые акты, обязательные для исполнения жителями соответствующего муниципального образования. Особую роль играют международные правовые акты. Если они признаются и ратифицируются государством, то значит имеют высшую юридическую силу по отношению к внутригосударственному законодательству.

    4) Государство обладает карательным  аппаратом. Для управления обществом государство вынуждено прибегать к принуждению. Именно этой мерой государство отличается от других организаций.  Государство обладает целой системой принудительных органов, которые в юридической науке получили название правоохранительных органов (суд, прокуратура, полиция и другие органы). Они призваны стоять на страже правопорядка и законности, охранять права граждан и государства от посягательств, содействовать гражданам в реализации их прав. Правоохранительные органы наделены полномочиями по предупреждению и пресечению правонарушений, а в установленных законом случаях и наказанию виновных в их совершении. Карательные органы, что очень важно, должны действовать строго в рамках своей компетенции, пределы которой закреплены законом.

    5) Государство имеет вооруженные  силы. Только государство обладает  развернутой системой обеспечения  обороны и безопасности государства.  Ее основы составляют вооруженные  силы – многочисленная военизированная  организация, подчиненная главе  государства, прямо предназначенная  для охраны государства от  посягательств, обеспечения территориальной  целостности и государственной  безопасности.

    6) Взаимосвязь государства и права.  Тесная связь государства и  права обобщается всеми вышеуказанными  признаками государства. Не существует  государства без права, как  не существует права без государства.  Право юридически закрепляет  государство, нормативно регулирует общественные отношения с участием государства.

    Взятые  в совокупности признаки государства  подчеркивают его особое место в  политической системе общества. Общесоциальное определение государства основывается именно на этом:

Информация о работе Цивилизационный подход к типологии государства