Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 13:11, курсовая работа
Цель данной работы - указать и раскрыть понятия и значение процесса доказывания и использовании при этом доказательств, а также виды доказательств.
Задачи работы:
дать понятие доказывания и раскрыть его значение в уголовном процессе;
дать понятие доказательств;
раскрыть признаки и свойства доказательств;
дать классификацию доказательств;
охарактеризовать отдельные виды доказательств.
ВВЕДЕНИЕ
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОКАЗАТЕЛЬСТВ В УГОЛОВНОМ ПРАВЕ
1.1 Теория доказательств. Понятие доказательств по уголовному делу
1.2 Классификация доказательств
1.3 Источники доказательств
2 ИССЛЕДОВАНИЕ И АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННЫХ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ПО УГОЛОВНОМУ ДЕЛУ
2.1 Понятие доказывания
2.2 Права участников процесса по сбору доказательств
2.3 Оценка доказательств.
2.4 Оценка доказательств при наличии жалоб на факты давления и принуждения к даче показаний.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- знакомиться с протоколами следственных действий, произведенных с его участием и подавать на них свои замечания,
- знакомиться с постановлением о назначении экспертизы,
- ставить вопросы перед экспертами
- знакомиться с заключением эксперта
- знакомиться со всеми материалами дела, без какого-либо ограничения делать из него выписки и копировать имеющиеся в деле документы
- обжаловать действия и решения суда, прокурора, следователя, дознавателя
- требовать гласного судебного разбирательства
- знакомиться с протоколом судебного заседания и приносить на него свои замечания
- участвовать во всех судебных инстанциях при рассмотрении дела
- обжаловать судебные акты
- знать о принесенных жалобах других участников процесса, знакомиться с ними и подавать на них свои возражения.
Полномочия защитника определены в части 3 ст. 125 УПК: «Защитник, допущенный в установленном настоящим Кодексом порядке к участию в деле, вправе представлять доказательства и собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в том числе опрашивать лиц с их согласия, а также запрашивать справки, характеристики и иные документы из организаций, которые обязаны в течение десяти дней выдавать эти документы или их копии; запрашивать с согласия подзащитного мнение лица, обладающего специальными знаниями по возникающим в связи с оказанием юридической помощи вопросам, разрешение которых требует их использования» [2].
Часть четвертая ст. 125 УПК указывает о равных правах участников процесса на предоставление сведений относительно обстоятельств, подлежащих установлению по делу: «Сведения как в устной, так и в письменной форме, а также предметы и документы, которые могут являться доказательствами, вправе представить подозреваемый, обвиняемый, защитник, частный обвинитель, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители, а также любые граждане и организации» [2].
Перечисление участников процесса и напоминание об их процессуальных правах при доказывании по уголовному делу связано с тем, чтобы судьи уяснили, что у каждого из них может быть свой процессуальный интерес, не все участвующие в деле лица несут обязанность доказывания.
Установление фактических обстоятельств по делу осуществляют согласно уголовно-процессуальному закону следователь, прокурор, лицо, производящее дознание, суд. Другие участники судопроизводства: обвиняемый защитник, потерпевший, гражданский истец и гражданский ответчик, представители хотя и участвуют в процессе доказывания, но каждый из них вправе действовать лишь в пределах, установленных законом, исходя из собственных интересов. Например, защитник не станет выяснять обстоятельства, хотя бы и способствующие установлению истины по делу, если это буде вредить его подзащитному.
Следует особо обратить внимание на процессуальное положение государственного обвинителя по делу. С одной стороны он обязан доказать обвинение, в этих целях он должен принимать все предусмотренные законом меры для выявления и представления доказательств, подтверждающих выдвинутое против обвиняемого обвинение, с другой стороны прокурор, надзирающий за законностью, обязан принимать меры, ограждающие от незаконного привлечения к уголовной ответственности и обвинения. И в этой связи прокурор на стадии предварительного следствия, при решении вопроса о предании суду обязан прекратить дело, если в нем отсутствует достаточная совокупность достоверных доказательств, подтверждающих совершение преступления данным лицом, а в судебном заседании отказаться от обвинения, не нашедшего своего подтверждения.
Особое внимание судей следует обратить на то, что для правильного разрешения дела и принятия законного приговора или иного судебного акта суды не должны сами по своей инициативе принимать меры к установлению виновности подсудимого. Задача суда состоит в том, что он должен в соответствии принять все предусмотренные законом меры, обеспечивающие сторонам реализацию их прав по сбору и представлению доказательств, имеющих значение для дела.
Важным конституционным положением, которое получило свое развитие и воплощение в ст. 19 УПК, является принцип презумпции невиновности.
Данный принцип следует понимать как недопустимость переложения на обвиняемого и защитника обязанности доказывания невиновности. Часть втора данной статьи прямо указывает, что «никто не обязан доказывать свою невиновность». Презумпция невиновности означает, что любое лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело и осуществляется судопроизводство изначально признается невиновным и считается таковым до тех пор, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке и подтверждена вступившим в законную силу обвинительным приговором суда, который должен быть достаточной совокупностью достоверных доказательств.
В этой связи судья должен всякий раз обращаться к разъяснениям Верховного Суда Республики Казахстан, которые даны в нормативном постановлении от 15 августа 2002 года № 19 «О судебном приговоре» и руководствоваться при постановлении приговора по делу. Примечательным является пункт 45 названного нормативного постановления, согласно которому суд обязан постановить оправдательный приговор и в том случае, когда факт общественно опасного деяния установлен, но представленными и исследованными в судебном заседании доказательствами исключается или не подтверждается совершение его подсудимым [23, с. 8].
Показания подозреваемого и обвиняемого могут быть признаны доказательством при непременном соблюдении ряда предписаний уголовно-процессуального закона.
Прежде всего, следует помнить о статье 27 УПК, освобождающей свидетельствовать против самого себя. Данное положение впервые получило законодательное закрепление в УПК РК. Согласно указанной норме подозреваемые, обвиняемые, подсудимые вправе отказаться от дачи показаний, при этом они не могут быть подвергнуты за это какой бы то ни было ответственности.
Судьям следует строго придерживаться данной нормы закона, особенно, когда в основе обвинения органами предварительного следствия главенствующее значение придается показаниям подозреваемого, обвиняемого, в которых он признавал вину в совершении преступления.
Допрос подозреваемого и обвиняемого регламентирован статьями 216 и 217 УПК РК.
Положение этих норм закона следует понимать следующим образом:
-перед допросом у подозреваемого выясняется, владеет ли он языком, на котором ведется судопроизводство, и на каком языке желает дать показания,
-перед допросом лица в качестве подозреваемого следователь должен сообщить ему существо подозрения, т.е. объяснить, в совершении какого конкретно преступления он подозревается.
-до начала допроса следователь должен разъяснить подозреваемому его процессуальные права, предусмотренные ст. 68 УПК,
-обязательным является разъяснение подозреваемому его право не свидетельствовать против себя самого, отказаться от дачи показаний,
-задержанному или взятому под стражу подозреваемому должно быть разъяснено, что он имеет право изложить свои показания при участии защитника, при этом ему должен быть обеспечен защитник, если он не избрал его самостоятельно, отказ от защитника допускается только в присутствии защитника,
-допрос лица в качестве подозреваемого начинается с предложения ему свободно дать показания по существу выдвинутого против него подозрения и обо всех обстоятельствах, которые, по его мнению, могут иметь значение для дела,
-допрос должен быть осуществлен в течение 24 часов после задержания лица в качестве подозреваемого или объявления ему об избрании меры пресечения,
-при допросе подозреваемого должны также соблюдаться требования ст. 213 и 485 УПК.
Необходимо помнить, что лицо находится в процессуальном положении подозреваемого непродолжительное время, но показания, данные им в период, когда его процессуальный статус был определен как подозреваемый, остаются в деле и подлежат самостоятельной оценке.
К этому следует добавить, что при допросе обвиняемого органы предварительного следствия обязаны соблюдать также положения ст. 217 УПК РК.
Показания обвиняемого могут быть разными: с признанием вины, с отрицанием вины, содержащие оговор кого-либо, самооговор.
При оценке показаний обвиняемого суд должен помнить о том, что согласно части второй ст. 25 УПК ни одно из доказательств, в том числе и показания, не имеют заранее установленной силы, каких-либо преимуществ перед другими доказательствами.
Оценка доказательств – это мыслительная логическая деятельность по определению относимости, допустимости и достаточности доказательств для принятия того или иного процессуального решения. Она представляет элемент процесса доказывания, то есть сопровождает весь процесс собирания и проверки доказательств [24, с. 8].
Каждое доказательство подлежит оценке с точки зрения относимости, допустимости, достоверности, а все собранные доказательства в совокупности- достаточности для разрешения уголовного дела.
Оценка доказательств имеет процессуальную форму, которая имеет вид изложения в процессуальных решениях, сделанных на ее основе выводов. Закон предъявляет к мотивировке процессуальных решений требования полноты и непротиворечивости. Полнота заключается в том, что из обоснования выводов о наличии или отсутствии обстоятельств дела не должно исключаться ни одно из собранных по делу доказательств. В случае признания тех или иных доказательств недоброкачественными, суд обязан указать в приговоре, почему он принимает одни доказательства и отвергают другие. Так, если в приговоре суда указано, что суд доверяет показаниям потерпевшего и свидетеля обвинения и считает их правдивыми, он должен указать, по каким конкретно основаниям суд принял эти показания и отверг противоречащие им показания подсудимого. При этом недостаточной мотивировкой является лишь ссылка на то, что, отрицая вину, подсудимый пытается уйти от ответственности, поскольку это не может заменить содержательной оценки доказательств.
Обстоятельства, признанные установленными на основе доказательств и указанные в одном и том же процессуальном акте, также не должны противоречить или взаимно исключать друг друга. Такое нарушение будет, например, иметь место, если при обвинении лица в разбое в описательной части приговора не указывалось, каким образом потерпевший был поставлен в опасное для жизни состояние и в мотивировочной части приговора не приводились доказательства этому, а в резолютивной части приговора, подсудимому вменяется применение насилия, опасного для жизни и здоровья потерпевшего.
Способность доказательства устанавливать обстоятельства, подлежащие доказыванию и имеющие значение для уголовного дела, является относимостью доказательств.
Относимость доказательств – это необходимое качество доказательства. Если сведения не имеют никакого значения для данного уголовного дела, они не должны истребоваться и приобщаться к его материалам.
Доказательство признается допустимым, если оно получено в порядке, установленном уголовно-процессуальным законом.
Доказательства, полученные с нарушением требований закона, являются недопустимыми. Недопустимые доказательства не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу обвинения, а также использоваться для доказывания любого из обстоятельств, предусмотренных статьей 117 УПК РК. К недопустимым доказательствам относятся показания подозреваемого, обвиняемого, данные в ходе досудебного производства по уголовному делу в отсутствие защитника, включая случаи отказа от защитника, и не подтвержденные подозреваемым, обвиняемым в суде, показания полученные в результате психического и физического воздействия на них, показания потерпевшего, свидетеля , основанные на догадке, предположении, слухе, а также показания свидетеля, который не может указать источник своей осведомленности, и иные доказательства, полученные с нарушением требований закона [25, с. 40].
Эти положения служат важной гарантией против самооговора и признания вины обвиняемым и подозреваемым под воздействием физического и психического насилия. Ставится преграда попыткам недобросовестных следователей и работников органа дознания склонить обвиняемого и подозреваемого к формально добровольному отказу от защитника, за которым обычно стоит вынужденный отказ от защитника либо незаконная попытка «обменять» признательные показания на облегчение положения обвиняемого, подозреваемого (обещание не применять в качестве меры пресечения арест, содействовать прекращению уголовного преследования и т.п.).
Необходимо давать надлежащую оценку показаниям «по слуху», так как доказательствами могут служить лишь сведения о конкретных обстоятельствах дела, но не предположения и догадки, так как сведения, основанные на слухах или полученные из неизвестных источников, весьма не надежны, а их проверка часто бывает крайне затруднительна.
Недопустимыми являются и все иные доказательства, полученные с нарушением требований уголовно-процессуального закона. При этом необходимо иметь в виду, что не всякое процессуальное нарушение или буквальное отступление от всякого предписания, содержащегося в нормах закона, касающихся собирания и проверки доказательств, ведет к утрате полученных таким путем сведений качества допустимости.