Единое правовове простарнство России

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 08:10, контрольная работа

Описание работы

Наиболее важные аспекты демократического развития общества сконцентрированы в понятии "правовое государство", которое покоится на таких принципах, как верховенство права, народный суверенитет, разделение властей, незыблемость прав и свобод личности. Они закреплены в Конституции Российской Федерации и должны рассматриваться как конституционные основы государства.

Содержание

Введение
1. Условия формирования правового государства
2. Понятие и признаки правового государства
3. Проблемы и пути формирования правового государства в Российской Федерации
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

тгп(3).doc

— 100.50 Кб (Скачать)

Исходя из опыта других государств, в Российской Федерации проблема формирования правового государства  будет оставаться актуальной на протяжении длительного времени13. Переход от одного политического режима к другому дал возможность не только к постановке проблем, но и порядку путей формирования правового государства в России.

Продолжается процесс дальнейшего  формирования всей системы государственной власти. В основе этих преобразований лежит принцип разделения властей, усиления вертикали власти, возрастания роли государства в обществе. Завершается судебная реформа, цель которой – установление судебной власти в государственном механизме как самостоятельной силы, не зависимой от других ветвей власти.

В правовом государстве человек, его  права и свободы представляют собой высшую ценность. Поэтому соблюдение и защита прав и свобод человека должны стать главной обязанностью государственной власти. Правосудие в демократическом обществе должно выполнять роль стража порядка и оплота справедливости. Предназначение судов заключается в защите и восстановлении нарушенных прав.

Суд среди других органов  государственной власти занимает особое место. Только суд может своим решением положить конец спору истца и ответчика. Суд реализует права граждан на обжалование действий правовых лиц, рассматривает материалы о некоторых видах административных правонарушений. Никакой другой орган власти не имеет право выполнять эти задачи.

В системе государственных  властей судебной власти отведена роль уравновешивающего механизма, позволяющего эффективно направлять действия законодательной  и исполнительной власти в правовые рамки. Взаимоотношения между исполнительной и судебной властями носят более жесткий характер, нежели между судебной и законодательной14. В правовом государстве стремление к доминированию исполнительной власти эффективно противостоит власть судебная.

В ч. 1 ст. 118 Конституции РФ использован термин "правосудие". Он отражает не только само содержание, но и функцию судебной власти. Однако судебная власть – сложное и многоэлементное явление, сердцевину которого и главное предназначение составляет деятельность судов по отправлению правосудия15. Правосудие осуществляется от имени государства специальными государственными органами – судами, уполномоченными рассматривать в судебных заседаниях гражданские, уголовные и административные дела в определенной, установленной законом процессуальной форме.

Таким образом, правосудие представляет собой один из видов  государственной деятельности, осуществляемой только судами по поводу рассмотрения и разрешения конфликтных ситуаций, связанных с действительным или  предполагаемым нарушением нормативных правовых актов.

Действующая Конституция  России определила, что создание чрезвычайных судов не допускается. В годы культа личности подобное было печальной действительностью ("особые суды", "суды троек...", трибуналы различных видов). В  соответствии с законодательством о судоустройстве правосудие по гражданским, уголовным, а также делам, возникающим из административных правонарушений, осуществляют суды общей юрисдикции.

Накопленный практический опыт свидетельствует о необходимости  внесения соответствующих изменений в устоявшуюся и конституционно определенную судебную систему. В конце октября 2000 г. председатель Верховного Суда РФ Вячеслав Лебедев представил в Государственную Думу России проект закона об административных судах. Целью данного законопроекта является поддержка президентской реформы системы государственной власти (создание оптимальных условий эффективного функционирования всех семи федеральных округов), а также оказание помощи непомерно загруженным судам общей юрисдикции. Предполагается создать 21 судебный округ. В них, по мнению разработчиков законопроекта, можно будет обжаловать нормативные акты и действия должностных лиц (в том числе и самих губернаторов), постановления Правительства и обеих палат Федерального Собрания России, а также законы субъектов Федерации16. Эти суды вправе будут рассматривать дела по защите избирательных прав и налоговому законодательству. Руководство и контроль за их деятельностью предполагается возложить на Верховный Суд РФ. Численность административных судов определена таким образом, чтобы нагрузка между ними распределялась равномерно.

Продолжается дальнейшее развитие и совершенствование законодательства, формирование новой правовой системы, соответствующей потребностям развития всех сфер общественной жизни. Проводится постоянная работа государства по повышению уровня политической и правовой культуры в обществе. В последнее время принято очень много законодательных актов, создающих основы для дальнейшего развития нашего государства как демократического, правового. В Конституции страны получили закрепление важнейшие принципы конституционного строя Российской Федерации. Сделаны первые шаги в сторону господства права и разделения властей, гарантированности естественных прав человека17. Сделана попытка построить общефедеральные органы государственной власти, а также органы государственной власти в субъектах Российской Федерации на принципах правовой государственности.

Для реального построения правового государства в России необходимо:

- повысить общую культуру  населения, чтобы она могла стать частью мировой цивилизации;

- построить развитую  экономику, создать мощную материально-техническую  базу с высокоэффективными технологиями;

- гарантировать высокий  уровень материальной обеспеченности  граждан;

- создать стабильную  политическую обстановку, решить национальный вопрос;

- создать развитую  правовую систему, повысить правовую  культуру и правосознание граждан,  обеспечить четкую и профессиональную  работу правоохранительных органов.

Современное демократическое  правовое государство предполагает развитое гражданское общество, в котором взаимодействуют различные общественные организации, политические партии и никакая идеология не может устанавливаться в качестве официальной государственной идеологии. Политическая жизнь в правовом государстве строится на основе идеологического, политического многообразия (плюрализма), многопартийности. Поэтому одним из путей формирования правового государства, одним из направлений этой работы является развитие гражданского общества, выступающего важным звеном между личностью и государством, в котором реализуется большая часть прав и свобод человека, утверждение принципов политического плюрализма.

 

 

Заключение

правовой государство  плюрализм судебный

На Западе становление  правовой государственности заняло не менее двухсот лет, и можно утверждать, что правовая государственность – это политическая власть, адекватная развитому гражданскому обществу, демократическому плюрализму, постиндустриальной ступени мировой цивилизации и культуры. Первые ростки (и теории) правовой государственности России относятся к концу XIX и началу XX века, принципы конституционности пыталось установить в стране Временное правительство после Февральской революции. Октябрьское вооруженное восстание, приход к власти большевиков отвергли всякое подобие правовой государственности, сама идея правления закона была объявлена контрреволюционной. Начавшееся в середине 80-х годов преобразование страны, получившее название перестройки, логически привело к признанию идеи правовой государственности.

В нашем государстве делается попытка не только возродить идею правового государства, но и претворить ее в жизнь. Формирование правовой государственности в России – это сложный и длительный процесс, который будет разворачиваться по мере проведения в жизнь политической, экономической и правовой реформ, возрождения нравственных устоев и общечеловеческих ценностей, построения современного демократического гражданского общества.

Проведение в жизнь  экономической, политической, правовой реформ можно считать необходимой предпосылкой окончательного формирования правового государства. Проведение этих реформ без участия правового государства тоже невозможно. Должно быть их органическое взаимодействие.

Кроме того, становление  правовой государственности предполагает генезис особых правовых отношений между гражданином и государством, между органами государственной власти, а также обновленное взаимодействие между обществом, правом и политикой.

В качестве одной из важнейших  задач, связанной с формированием  правового государства, следует рассматривать развитие и совершенствование законодательства, формирование новой по существу правовой системы.

Процесс формирования правового  государства предполагает создание системы социальных, экономических, политических, юридических и иных гарантий, которые обеспечивали бы реальность конституционных положений, равенство всех перед законом и судом, взаимную ответственность государства и личности.

Непременной предпосылкой формирования правового государства  следует считать сравнительно высокую  общую культуру населения. Достаточно высокий уровень культуры населения предполагает развитую систему образования и воспитания, социально-бытового и медицинского обеспечения, свободное развитие науки и искусства, художественного творчества, взаимное уважение людей, интеллигентность, добропорядочность, милосердие, честность, возможность всестороннего развития личности, в первую очередь ее духовного мира. Возрождение и развитие культуры – стержня цивилизованного общества – предпосылка формирования демократического правового государства.

Необходимым фактором, определяющим успех многих преобразований в государственной  и политической жизни нашего общества, является уровень политической и  правовой культуры.

Проводимая в стране судебно-правовая реформа предполагает обеспечение стабильного, адекватного действительности, цивилизованного законодательства, престижного и справедливого правосудия, реально гарантирующего права и свободы граждан, высокопрофессиональной охраны правопорядка, что должно быть непременно достигнуто на основе повышения уровня правовой и политической культуры.

Цивилизованное законодательство, авторитетное и независимое правосудие, профессионализм в охране правопорядка и общественной безопасности – непременная  черта правовой государственности.

Важнейшим фактором формирования правовой государственности является высокий уровень развития экономики страны и материальная обеспеченность населения.

Сейчас в России происходят сложные процессы в развитии государства  и права. Идет процесс становления  новой государственной и правовой систем, соответствующих требованиям современного гражданского общества. Развитие права и государства все более осложняется из-за того, что общество переживает жесточайший экономический и социальный кризис, существенно отразившийся на уровне жизни людей и резко высветивший те негативные последствия, которые породила тоталитарная система за долгие десятилетия своего господства.

Возвращение России в  лоно мировой цивилизации, выход  из глубочайшего кризиса и обновление возможны только на пути правовой государственности. Для достижения этой цели нужно, чтобы каждый гражданин, все государственные органы, должностные лица осознали важность этой задачи.

 

 

Список литературы

 

  1. Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Рос. Газ. 12 дек. 1993 г.
  2. Абдулатипов Р.Г. Национальный вопрос и государственное устройство России / Р.Г. Абдулатипов. – М.: Юристъ, 2000. – 312 с.
  3. Алафаев А.А. Идея правового государства в русской либеральной мысли на рубеже 1870 – 1880 гг. // Государство и право. 2005. N 1. С. 71 – 79.
  4. Араб-Оглы Э.А. Европейская цивилизация и общечеловеческие ценности // Вопросы философии. 1990. N 8. С. 67-71.
  5. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций. – 2-е изд., доп. – М.: Омега-Л, 2004. – 212 с.
  6. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации / М.В. Баглай. – М.: Юристъ, 1998. – 472 с.
  7. Барсенков А. Власть и общество в переходной России // Российская газета. 2004. 26 ноября. С. 3.
  8. Белый А. Пути культуры // Вопросы философии. 1990. N 11. С. 14-16.
  9. Бутенко А.И. Государство: Его вчерашние и сегодняшние трактовки // Государство и право. 1993. N 7. С. 38-40.
  10. Диллигенский Г.Г. "Конец истории" или смена цивилизаций? // Вопросы философии. 1991. N 3. С. 12-14.
  11. Ершов В.В. Место и роль суда в правовом государстве // Правоведение. 1991. N 5. С. 22-25.
  12. Жильская Л.В. Сущность социального государства // История государства и права. 2005. N 3. С. 9 – 11.
  13. Зарицкий А.В. Место и роль политического принуждения в современной теории правового государства // Государство и право. 2004. N 2. С. 98 – 104.
  14. Ильин И.А. О сущности правосознания. Собр. соч. в 10 т. Т. 2. – М.: Рарогъ, 1994. – 342 с.
  15. Каламкарян Р.А. Российская Федерация: 21-й век. Юридическая безопасность страны и ее граждан в правовом государстве (По материалам научно-практической конференции) // Государство и право. 2003. N 10. С. 94 – 101; N 11. С. 113 – 119.
  16. Коваленко А.И. Правовое государство: Концепция и реальность. – М., 1993. – 228 с.
  17. Козлихин И.Ю. Идея правового государства: История и современность. – СПб., 1993. – 316 с.
  18. Кузнецов Э.В., Савельев В.Ф. Правовое государство: Из истории русской правовой мысли // Правоведение. 1991. N 1. С. 32-36.
  19. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. - М., 1983. - 258 с.
  20. Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права: Учебник. – М.: ТК Велби; Проспект, 2005. – 474 с.
  21. Поляков В.А. Общая теория права: Проблемы интерпретации в контексте коммуникативного подхода: Курс лекций. – СПб.: Издательский дом С.-Петербургского государственного университета, 2004. – 636 с.
  22. Право и закон в гражданском обществе и государстве: Доклады и сообщения VI Международной научно-практической конференции (Москва. 2006. 19 мая) / Под ред. А.В. Хорошилова, П.Ю. Федорова, В.Н. Белоновского. – М.: МЭСИ, 2006. – 220 с.
  23. Развитие публичных и частноправовых институтов в современной России: Сборник статей по материалам V Международной научно-практической конференции. Москва, 26 мая 2005 г. / Под ред. А.В. Хорошилова, П.Ю. Федорова, В.Н. Белоновского. – М.: МЭСИ, 2005. – 186 с.
  24. Степанов В.Ф. Важнейшие критерии эффективности демократического государства // Государство и право. 2004. N 5. С. 93 – 96.
  25. Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. - М.: Издательская группа ИНФРА-М-НОРМА, 1997. - 468 с.
  26. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2006. – 510 с.
  27. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учеб. пособие для вузов. – М.: ИКФ Омега-Л; Интерстиль, 2003. – 504 с.
  28. Чепелева И.Д. Проблемы формирования правового государства в России на рубеже XX – XXI вв. – Курск, 2001. – 152 с.
  29. Яценко И.С. Конституционное право Российской Федерации / И.С. Яценко. – М.: Юристъ, 2003. – 718 с.

Информация о работе Единое правовове простарнство России