Единая транспортная система России

Автор: t************@gmail.com, 25 Ноября 2011 в 16:35, реферат

Описание работы

Транспорт представляет собой отрасль производства, обеспечивающую жизненно необходимую потребность общества в перевозке грузов и пассажиров, является комплексом стратегического значения, который в значительной степени определяет мощь государства. В России, учитывая большую протяженность ее территорий, транспорт играет особенно важную роль, он объединяет в единый комплекс буквально все отрасли экономики. Именно транспорт обеспечивает не только нормальную жизнедеятельность государства, но и его национальную безопасность и целостность.

Работа содержит 1 файл

Глава 1.docx

— 98.34 Кб (Скачать)

1.1. ЕТС России (состав, показатели развития, современное состояние)

     Транспорт представляет собой отрасль производства, обеспечивающую жизненно необходимую потребность общества в перевозке грузов и пассажиров, является комплексом стратегического значения, который в значительной степени определяет мощь государства. В России, учитывая большую протяженность ее территорий, транспорт играет особенно важную роль, он объединяет в единый комплекс буквально все отрасли экономики. Именно транспорт обеспечивает не только нормальную жизнедеятельность государства, но и его национальную безопасность  и целостность.

     Существует  транспорт общего, ведомственного и  личного пользования. Общее пользование  – это использование всех видов  транспорта, кроме промышленного, любым  предприятием с любой формой собственности, а также городского транспорта – населением. К ведомственному относится промышленный транспорт, обслуживающий конкретное предприятие и находящийся на балансе этого предприятия. В нынешних рыночных условиях после ликвидации производственных министерств понятие общего и не общего транспорта оказались не строго разграниченными. Личное пользование – это применение какого-либо транспортного средства (автомобиля, яхты, самолета и т.д.) отдельной личностью (семьей).

     Основной  особенностью транспорта является нематериальный характер производимой продукции. Транспорт  обеспечивает нормальное функционирование производственной и непроизводственной сфер экономики, удовлетворяет нужды  населения и, следовательно, является обслуживающей отраслью. Темпы развития транспорта должны несколько опережать  потребности в перевозки грузов и пассажиров. Резервы транспорта считаются самыми целесообразными  видами резервов, так как отсутствие возможностей перемещения грузов и  пассажиров является серьезным тормозом в развитии экономики. А недоучет роли транспорта в экономике приводит к отставанию отдельных отраслей промышленного производства и сельского хозяйства. Так, плохие дороги или отсутствие дорог не позволяют вывезти сельскохозяйственную продукцию, что особо пагубно для сельского хозяйства, где каждый вид продукции имеет ограниченный срок реализации.

     На  всех этапах развития экономики транспорт  обеспечивает потребности ее отраслей и населения в оперативном  перемещении грузов и пассажиров.  При развитии рыночных отношений  особо остро ставится вопрос о  соблюдении сроков перемещения, установленных  заказчиком перевозок. Т.е. транспорт  участвует в производственном процессе любого предприятия, перевозя сырье, полуфабрикаты, готовую продукцию, что является обязательным условием общественного  производства. Продукт только тогда  готов к использованию, когда  закончилось его перемещение  к месту потребления. Доставляя  товар в сферу потребления  для продажи, транспорт помогает образовать систему «деньги –  товар - деньги», на которой строится любая экономика. Также следует  учитывать то, что внутрипроизводственный транспорт включен в средства производства и процессы выработки товаров на тех предприятиях, которые он обслуживает. Т.е. в определенных случаях транспорт является и составной частью технологического процесса производства данного продукта.

     Но  роль транспорты не сводится лишь к  перемещению грузов и пассажиров. Всевозрастающие масштабы общественного производства, расширение сфер промышленного использования природных ресурсов, развитие экономических и культурных связей как внутри страны, так и с зарубежными странами, требования обороноспособности страны не могут быть обеспечены без мощного развития всех видов транспорта, широко разветвленной сети путей сообщения, высокой мобильности   и маневренности всех видов транспорта. Для Росси,  занимающей огромную  часть суши земного шара и имеющей огромные расстояния между западной и восточной границами, значение транспортной системы исключительно велико.

     Транспорт  в нашей стране  способствует решению таких важных политических задач, как ликвидация экономического отставания окраинных районов, противоположности  между городом и  деревней, расширение связей народов нашей страны, укрепление их дружбы, обмен достижениями во всех отраслях народного хозяйства и  областях культуры. Также транспорт имеет огромное значение для экономического и культурного сотрудничества России  с другими странами, укрепления и  развития  экономической системы хозяйствования,   в решении социально-экономических проблем. Обеспеченность территории хорошо развитой  транспортной системой является  одним из факторов привлечения населения и производства, служит важным преимуществом для размещения производительных сил  и дает интеграционный эффект. Так же  транспорт создает условия для формирования местного и общегосударственного  рынков. Таким образом, транспорт способствует прогрессу общества, в связи с чем считается одной из важнейших баз экономики

     Транспорт – очень трудоемкая отрасль, в  которой занято более 10% работающих граждан. Транспортная отрасль потребляет более 60 % мирового производства жидких нефтепродуктов, 20 % стали, 80 % свинца, 70 % синтетических каучуков, 40 % лакокрасочных  изделий и т.д. На транспорте одновременно находится около 30 млн. т. различных  грузов.

     Одним из показателей уровня развития страны является состояние транспорта.

     Транспорт играет особую роль во всех сферах жизни  общества.  Экономическое значение заключается в обеспечении развития, связи и координации всех отраслей экономики. Также транспорт способствует созданию монолитности государства, позволяет  маневрировать ресурсам, оперативно разрешает чрезвычайные ситуации. В  этом состоит политическое значение транспорта. Культурное значение проявляется  в возможностях распространения  с его помощью эстетических ценностей, что повышает культуру и образование населения. Сам транспорт также стал элементом культуры. Социологическое значение состоит в экономии времени, облегчении труда и повышении его производительности. Транспорт участвует также в организации досуга людей, а транспортная усталость может снижать производительность труда на 12%. Неоценимо научное значение транспорта. Потребность в совершенствовании транспорта побуждает науку к развитию, ставит перед ней новые задачи. Для обороны страны транспорт не менее важен. С его помощью возможна быстрая передислокация населения, войск, производства.

     Совокупность  всех видов транспорта, а также  отраслей транспортного машиностроения, транспортного строительства, топливно-энергетических мероприятий представляют собой транспортный комплекс, образующий единую транспортную систему страны.

     ЕТС (единая транспортная система) представляет собой интеграцию всех видов транспорта, связанных экономическими, технологическими, техническими и нормативно-правовыми  взаимоотношениями. В которой каждый  вид транспорта имеет свою сферу эффективного использования (т. е. рационального применения) и осуществляет перевозки в ее пределах. Единая транспортная система обеспечивает согласованное развитие и функционирование всех видов транспорта с целью максимального удовлетворения транспортных потребностей при минимальных затратах

     Россия  отличается многообразием видов  транспорта, что обусловлено большой  протяженностью территорий, множеством естественных водных путей, регионов с  различными климатическими зонами, в  том числе и неблагоприятными, разнообразием ландшафтов и т.д.

     Транспортная  система России имеет сложную  структуру, она включает несколько  подсистем (железнодорожный, автомобильный, речной , морской, воздушный, трубопроводный, промышленный, городской, космический, транспорт энергии и информации), каждая из которых состоит из основных элементов: инфраструктуры, транспортных средств и управления. Инфраструктура, согласно Федеральному закону N 16-ФЗ «О транспортной безопасности», включает используемые транспортные сети или пути сообщения (дороги, железнодорожные пути, воздушные коридоры, каналы, трубопроводы, мосты, тоннели, водные пути и т. д.), а также транспортные узлы или терминалы, где производится перегрузка груза или пересадка пассажиров с одного вида транспорта на другой (например, аэропорты, железнодорожные станции, автобусные остановки и порты). Такие виды транспорта, как промышленный и городской, в свою очередь, также являются совокупностью различных видов транспорта, объединенных территориальным признаком. Каждый вид транспорта эффективен в определенной сфере использования.

     Наиболее  развитой и технически оснащенный вид транспорта в нашей стране – железнодорожный, осуществляющий перевозки грузов по рельсовым путям в вагонах (поездах) с помощью локомотивной тяги. На его долю приходится основная транспортная работа 1865 млн. тонно-километров  в 2009 году, 2016 и 2090 млн. тонно-километров в 2008 и 2007 годах соответственно, что объясняется его универсальностью: возможностью обслуживать все отрасли экономики и удовлетворять потребности населения в перевозках практически во всех климатических зонах и в любое время года.

     Протяженность путей сообщения транспортной системы  России по состоянию на начало 2007 года составляла 85 тыс. км железных дорог  общего пользования, 42 тыс. км путей  промышленного железнодорожного транспорта

     По  железной дороге перевозят массовые недорогие грузы на средние и дальние расстояния, а также пассажиров – на средние расстояния и в пригородной зоне. 

     Особенности и преимущества железнодорожного транспорта заключаются  в следующем:

     1)  Основным достоинством этого вида транспорта является его высокая пропускная и провозная способность.

     2) Он независим от климатических условий, что обеспечивает бесперебойную перевозку грузов в любое время года (95% путей сообщения работает без сбоя при перепадах температуры ), 

     3) Пути сообщения возможно сооружать на любой сухопутной территории и на водной территории при наличии паромов

     4) Массовость перевозок в сочетании с довольно низкой себестоимостью;

     5) Более короткий путь следования по сравнению с естественными путями водного транспорта (на 20%)

     6) Он приравнивается к надежным и безопасным видам транспорта и оказывает меньшее воздействие на окружающую среду, чем другие виды транспорта.

     Наряду  с преимуществами он также имеет  и ряд недостатков. Одним из самых  основных является высокая первоначальная стоимость основных фондов, высокая  металлоемкость, трудоемкость, низкая производительность труда, также существует проблема ограниченной маневренности  из-за привязки к колее. В настоящее время протяженность проблемных в отношении пропускной способности мест составляет 8,3 тыс. км, или около 30 процентов протяженности железных дорог, обеспечивающих около 80 процентов всей грузовой работы железнодорожного транспорта. Более 15% железнодорожных путей имеют просроченный срок службы, свыше 50% контактной сети эксплуатируется более 40 лет.

     Доля  железных дорог в ВВП составляет 6,3 % или почти 65 % удельного веса транспорта в ВВП. Эти показатели свидетельствуют  о том, что определяющую роль в  транспортном комплексе играют железные дороги. Именно поэтому эффективность работы железнодорожной отрасли чрезвычайно важна для развития экономики страны.

     Основные  показатели.

Эксплуатационная  длина путей сообщения  
общего пользования, тыс. км:
1995 2000 2004 2005 2006 2007 2008 2009
Железнодорожные пути 87 86 85 85 85 85 86 86
в т. ч. электрифицированные 39 41 43 43 43 43 43 43
Перевезено  грузов млн.т: 1028 1047 1221 1273 1312 1345 1304 1109
Грузооборот млрд. т·км: 1214 1373 1802 1858 1951 2090 2116 1865
Перевезено  пассажиров транспортом общего пользования, млн. человек: 1833 1419 1335 1339 1339 1282 1296 1137
Пассажирооборот транспорта общего пользования, млрд. пассажиро-километров: 192 167 164 172 178 174 176 151

     Динамика  изменения грузовых перевозок железнодорожным  транспортом отражает общую экономическую  ситуацию в стране и коррелирует с динамикой ВВП, соответственно, снижение объёмов перевозок, имевшее место на протяжении 1990-1998 гг., сменилось ростом в 1999-2003 гг.

Информация о работе Единая транспортная система России