Федеральная служба безопасности

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 17:01, реферат

Описание работы

Федеральная служба безопасности является основной частью сил обеспечения безопасности Российской Федерации и в пределах предоставленных им полномочий обеспечивает безопасность личности, общества и государства. Руководство деятельностью органов Федеральной службой безопасности осуществляет Президент Российской Федерации. По этим положениям мы можем судить о значимости Федеральной службы безопасности РФ.
Целью моего реферата является рассмотрение вопроса об органах федеральной службы безопасности.

Содержание

Введение
Глава 1. Органы федеральной службы безопасности и их назначение
1.1. История создания органов ФСБ РФ..……………………………………………….….5
1.2. Система органов федеральной службы безопасности……………………………......5
1.3. Правовая основа деятельности органов федеральной службы безопасности……....7
1.4. Принципы деятельности органов федеральной службы безопасности…………...…8
1.5. Правовой статус сотрудников Федеральной службы безопасности…………………8
Глава 2. Деятельность органов федеральной службы безопасности
2.1. Контрразведывательная деятельность………………………………………………...10
2.2. Борьба с преступностью…………………………………………………………….….11
2.3. Разведывательная деятельность……………………………….……………………….12
2.4. Деятельность ФСБ в Вооруженных Силах РФ и в системе обеспечения национальной безопасности РФ…………………………………………………………………………..…………12
Глава 3. Полномочия ФСБ
3.1. Обязанности органов федеральной службы безопасности…………………....……..14
3.2. Права органов федеральной службы безопасности…………………………..………15
Заключение…………………………………………………………………………………..19
Список литературы………………………………………………………………………….20

Работа содержит 1 файл

правореф.doc

— 128.00 Кб (Скачать)

      Структура органов Федеральной Службы безопасности РФ утверждена Указом Президента Российской Федерации от 11 августа 2003 г. В структуру центрального аппарата ФСБ входят департаменты, управления и других подразделения.

      Так, имеются: департамент контрразведки, департамент по борьбе с терроризмом, департамент анализа, прогноза и стратегического планирования, департамент по организационно-кадровой работе, департамент обеспечения деятельности, управление разработки и пресечения деятельности преступных организаций, следственное управление, оперативно-поисковое управление, управление оперативно-технических мероприятии, управление собственной безопасности, управление делами, следственный изолятор, научно-исследовательский центр3.

      Департаменты  и управления возглавляют заместители  Директора Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

      Компонентом системы федеральных органов  безопасности являются управления (отделы) ФСБ России в субъектах Российской Федерации и приравненные к ним  управления (отделы) ФСБ России в  Вооруженных Силах Российской Федерации  и иных воинских формированиях, а  также в их органах управления4.

      Указанные органы безопасности формируются ФСБ  России и находятся в ее непосредственном подчинении, дающим возможность исключить  какое-либо воздействие на их работу со стороны органов государственной  власти субъектов Российской Федерации, а также реализовывать централизованную государственную политику в области обеспечения безопасности России. В субъектах Российской Федерации не допускается создание органов государственной власти, на которые бы возлагались обязанности, права и функции органов федеральной службы безопасности вне зависимости от того, какое наименование будут иметь такие государственные органы. Это обусловлено тем, что ст. 71 Конституции относит решение вопросов безопасности к исключительному ведению Российской Федерации, тем самым, подчеркивая, что ни один орган государственной власти субъекта Российской Федерации не вправе непосредственно вмешиваться в деятельность органов федеральной службы безопасности, осуществляемую в сфере обеспечения безопасности, и тем более, создавать государственные органы с аналогичными функциями5. 
 
 
 

      1.3. Правовая основа деятельности органов федеральной службы безопасности 
 

      Правовую  основу деятельности органов федеральной  службы безопасности составляют Конституция  Российской Федерации, Федеральный закон "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации", другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты. Деятельность органов федеральной службы безопасности осуществляется также в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Деятельность органов Федеральной службы безопасности осуществляется также в соответствии с международными договорами Российской Федерации, а также на основе принципов законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, гуманизма, единства системы органов федеральной службы безопасности и централизации управления ими, конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств деятельности.

      Специфика деятельности органов ФСБ обусловлена  необходимостью применения ими специальных методов и средств для решения возложенных на них обязанностей, что в свою очередь неизбежно связано с определенным ограничением прав и свобод человека и гражданина, которое в соответствии с Конституцией допускается только федеральным законом и в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, обеспечения обороноспособности и безопасности государства6. 
 

      1.4. Принципы деятельности органов федеральной службы безопасности 

      Деятельность  органов Федеральной службы безопасности осуществляется на основе принципов:

      - законности;

      - уважения и соблюдения прав  и свобод человека и гражданина;

      - гуманизма;

      - единства системы органов Федеральной  службы безопасности и централизации  управления ими;

      - конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств деятельности7. 
 
 
 

  1.5. Правовой статус сотрудников Федеральной службы безопасности 
 

      Органы  федеральной службы безопасности комплектуются (в том числе и на конкурсной основе) военнослужащими и гражданским персоналом. Военнослужащие органов федеральной службы безопасности (за исключением военнослужащих, проходящих военную службу по призыву), а также лица из числа гражданского персонала, назначенные на должности военнослужащих, являются сотрудниками органов федеральной службы безопасности.

      Сотрудником органов федеральной службы безопасности может быть гражданин Российской Федерации, способный по своим личным и деловым качествам, возрасту, образованию  и состоянию здоровья исполнять  возложенные на него обязанности.

        При выполнении своих должностных  обязанностей сотрудник ФСБ подчиняется  только своим непосредственным  и прямым начальникам. Никто  не вправе вмешиваться в законную  деятельность сотрудников органов  ФСБ. При осуществлении своих  должностных обязанностей сотрудник ФСБ не может быть подвергнут приводу, задержанию, личному досмотру. Не допускается личный досмотр его вещей, принадлежащего или используемого им транспорта без официального представителя органов ФСБ или решения суда. Сведения о сотрудниках, осуществляющих задание в спецслужбах иностранных государств или преступных группах, составляют государственную тайну.

      Контроль  за деятельностью органов федеральной  службы безопасности осуществляют Президент  Российской Федерации, Федеральное  Собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации и судебные органы в пределах полномочий, определяемых Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

      Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в связи с осуществлением ими депутатской деятельности вправе получать сведения о деятельности органов федеральной службы безопасности в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.

      Надзор  за исполнением органами федеральной службы безопасности законов Российской Федерации осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и уполномоченные им прокуроры.

      Сведения  о лицах, оказывающих или оказывавших  органам федеральной службы безопасности содействие на конфиденциальной основе, а также об организации, тактике, методах и средствах осуществления деятельности органов федеральной службы безопасности в предмет прокурорского надзора не входят8. 
 
 
 
 
 

         Глава 2. Деятельность органов Федеральной службы безопасности 
 

      Деятельность  органов Федеральной службы безопасности осуществляется по следующим основным направлениям: контрразведывательная деятельность; борьба с терроризмом; борьба с преступностью; разведывательная деятельность; пограничная деятельность; обеспечение информационной безопасности. Иные направления деятельности органов федеральной службы безопасности определяются федеральным законодательством. 
 

      2.1. Контрразведывательная деятельность 

      Контрразведывательная деятельность направлена на выявление, предупреждение и пресечение разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации. Осуществляется эта деятельность с применением, как гласных, так и негласных средств и методов.

      Основаниями для осуществления органами Федеральной  службы безопасности контрразведывательной  деятельности являются:

      а) наличие данных о признаках разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации;

      б) необходимость обеспечения защиты сведений, составляющих государственную  тайну;

      в) необходимость изучения (проверки) лиц, оказывающих или оказывавших содействие органам Федеральной службы безопасности на конфиденциальной основе;

      г) необходимость обеспечения собственной  безопасности.

      Перечень  оснований для осуществления  контрразведывательной деятельности является исчерпывающим и может быть изменен или дополнен только федеральными законами. В процессе контрразведывательной деятельности органы Федеральной службы безопасности могут использовать гласные и негласные методы и средства, особый характер которых определяется условиями этой деятельности.

      Порядок использования негласных методов  и средств при осуществлении  контрразведывательной деятельности определяется нормативными актами Федеральной  службы безопасности Российской Федерации.

      Осуществление контрразведывательной деятельности, затрагивающей тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений граждан, допускается только на основании судебного решения в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

      Осуществление контрразведывательной деятельности, затрагивающей неприкосновенность жилища граждан, допускается только в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

      Постановление органа Федеральной службы безопасности об осуществлении контрразведывательной деятельности и судебное решение по нему, а также материалы оперативных дел представляются в органы прокуратуры только в случаях проведения в порядке надзора проверок по поступившим в прокуратуру материалам, информации, обращениям граждан, свидетельствующим о нарушении органами Федеральной службы безопасности законодательства РФ.

      Сведения  об организации, о тактике, методах  и средствах осуществления контрразведывательной  деятельности составляют государственную  тайну. 
 

      2.2. Борьба с преступностью 

      Борьба  с преступностью осуществляется путем осуществления оперативно-розыскных  и уголовно-процессуальных мер по выявлению и раскрытию таких  преступлений, как шпионаж, террористическая деятельность, незаконный оборот наркотиков и оружия, коррупция, контрабанда и других мер, отнесенных законом к компетенции органов федеральной службы безопасности, а также по выявлению и пресечению деятельности преступных групп, ставящих перед собой цель насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации. Эта деятельность регламентируется Законом «Об оперативно-розыскной деятельности», уголовно-процессуальным законодательством.

      Разведывательная  деятельность осуществляется органами ФСБ в целях получения информации об угрозах безопасности РФ во взаимодействии с органами внешней разведки.

      На  органы Федеральной службы безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами федеральных органов  государственной власти могут возлагаться  и другие задачи в сфере борьбы с преступностью.

      Деятельность  органов Федеральной службы безопасности в сфере борьбы с преступностью осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации "Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации", уголовным и уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации и Федеральным законом "Об органах Федеральной службы Российской Федерации".

      2.3. Разведывательная  деятельность 

      Разведывательная  деятельность осуществляется органами Федеральной службы безопасности в  пределах своих полномочий и во взаимодействии с органами внешней разведки Российской Федерации в целях получения информации об угрозах безопасности Российской Федерации.

      Порядок и условия взаимодействия органов  федеральной службы безопасности и  органов внешней разведки Российской Федерации устанавливаются на основании соответствующих соглашений между ними или совместных нормативных актов.

      Порядок проведения разведывательных мероприятий, а также порядок использования  негласных методов и средств  при осуществлении разведывательной деятельности определяются нормативными актами Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

Информация о работе Федеральная служба безопасности