Федеральное собрание

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2010 в 02:09, реферат

Описание работы

Понятие и основные правила формирования парламента России, Структура Государственной Думы . Процесс принятия законов

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………..……………………………………..2
ГЛАВА 1. ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ – ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ОРГАН………………..4
ГЛАВА 2. СТРУКТУРА ПАЛАТ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:………………………………………………..14
2. 1. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ… …………………………………………………………………14
2. 2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА: ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ,
КОМПЕТЕНЦИЯ………………………………………………..........................22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………35

Работа содержит 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ конституц.docx

— 59.82 Кб (Скачать)
  1. согласие сторон, которое конкретно выражается в том, что кандидат в депутаты в период предвыборной компании выдвигает основные положения, предвыборной программы, предлагает избирателям «свои услуги», доказывая свои возможности в отстаивании интересов избирателей, которые, в свою очередь, доверяют претенденту на власть выступать от их имени. Результаты голосования подтверждают согласие избирателей;
  2. избранное лицо обязано выступать в интересах народа (или избирателей);
  3. этот договор носит характер управленческого, при этом степень выражения воли и интересов народа зависит от компетенции избранного лица, его положения в системе законодательного (представительного) органа государственной власти или органа местного самоуправления;
  4. безвозмездный характер договора выражается в том, что избранный представитель должен работать на общественных началах.

           Доктрина «свободного  мандата», включенная в российскую правовую систему и используемая в отечественном избирательном  праве, рассматривает депутата как  представителя всей нации, то есть всего  населения страны, по крайней мере, всех граждан.

           Указание на представительство  от имени народа в законодательстве тех государств, где признается лишь свободный  мандат, свидетельствует  о том, что данный мандат свободен весьма относительно. Даже при условии  свободного мандата депутат, избранный  народом, является исполнителем его  воли. Следовательно, одно из отличий  свободного мандата от императивного  заключается в количественном признаке, а именно: в первом случае стороной правоотношения выступает население  избирательного округа, а во втором – народ как целое. Свободный  мандат не допускает коллизий между  интересами избирателей отдельных  округов.

           Относительная свобода  мандата заключается еще в  том, что депутаты, будучи свободны от выполнения поручений отдельных  избирателей, в своей деятельности отнюдь не оторваны от них. Они постоянно  встречаются с избирателями хотя бы уже потому, что от воли последних  зависит избрание на новый срок. Если императивный мандат предполагает наличие правоотношений между избранником  и избирателями, то свободный мандат более всего выражает только политическое отношение между названными сторонами.5

           В этой связи следует  различать два аспекта: политический и правовой. Политически депутат  является представителем всего народа вообще и тех его общественных групп, к которым он принадлежит, - в частности. Политически и подчас даже юридически (правда, не полностью) он может быть представителем политической партии или иной массовой организации. Именно представляя ту или иную партию или организацию, депутат представляет общественные группы, ибо неорганизованные общности могут формировать свою волю и выражать ее лишь через посредство создаваемых ими политических организаций. Политически и юридически депутат  представляет и тот территориальный  коллектив, в орган которого он избран, ибо участвует в принятии решений  для всего этого коллектива. 

           Итак, каждый депутат  представляет своих избирателей, а  общее собрание депутатов (сессия) –  всех избирателей.6

           Одно из кардинальных свойств Федерального Собрания –  его представительный характер. Признание  носителем суверенитета и единственным источником власти народа в подлинно демократическом государстве делают справедливым и обоснованным следующий  вывод: народ образует выборный представительный орган (парламент), который обладает исключительным правом принимать законы, охраняющие свободы и права человека и обеспечивающие решение общественных проблем в интересах всех граждан. Поэтому парламент рассматривается  как выразитель интересов и воли народа (нации), то есть всей совокупности граждан данного государства. Отсюда и такие его обозначения, как  национальное или народное представительство.7

           Если сформулировать концепцию народного представительства  применительно к природе и  характеру выборных представительных учреждений, то она условно может  быть сведена к совокупности следующих  принципов:

  1. национальное (народное) представительство учреждается Конституцией;
  2. нация (народ) как носитель суверенитета уполномочивает парламент осуществлять от его имени законодательную власть;
  3. с этой целью нация (народ) избирает в парламент своих представителей-депутатов, сенаторов и т.д;
  4. член парламента – представитель всей нации, а не тех, кто избрал, и поэтому не зависит от избирателей, не может быть ими отозван.

     Представительный  характер Федерального Собрания во многом обусловлен самими демократическими началами его формирования: принципами представительства  формирования  Совета Федерации  и выборности депутатов Государственной  Думы.8

     Анализ  теоретических вопросов Федерального Собрания как представительного  органа позволяет обратиться к исследованию такого явления как законодательная  власть, которую можно выделить по ряду оснований, поскольку она теснейшим  образом взаимосвязана, переплетена  с представительной властью. При  этом не может быть и речи о каком-либо противопоставлении представительной и законодательной власти, но выявление  специфики законодательной власти крайне необходимо, поскольку она  отражает весьма специфический и  чрезвычайно важный аспект сущности и развития самого конституционного права. Аксиоматичной является истина, что далеко не все органы государственной  власти наделены законодательной властью, вправе законодательствовать. Это, в  первую очередь, касается исполнительной и судебной власти. Иначе не имело бы смысла применение на практике доктрины их разделения.

     Только  выборные представительные органы государственной  власти вправе законодательствовать, то есть именоваться органами законодательной  власти. Конституция РФ также акцентирует  это положение, подчеркивая, что  Государственная Дума – выборный представительный орган власти –  принимает федеральные законы. Это  не значит, что в законодательной  деятельности не принимают участия  другие высшие государственные органы – Президент РФ, Правительство  РФ, высшие судебные органы, а также  представительные органы субъектов  Российской Федерации.9

     Сама  законодательная власть, ее содержание, характер – сложный, многоэтапный процесс, включающий в себя различные этапы  и стадии, процедуры и особенности  прохождения законопроектов, роль субъектов  законодательной инициативы и многие другие моменты.

     Во  – первых, это прежде всего те свойства и качества Федерального Собрания, которые характеризуют его, исходя из содержания ст. 94 Конституции РФ, как представительный орган государственной  власти Российской Федерации, обуславливает  и качественные признаки этого органа законодательного учреждения. Следовательно, высшая юридическая сила актов может  исходить только от полнокровного представительного  органа.

     Во  – вторых, в самом принципе разделения властей, на основе которого осуществляется государственная власть в Российской Федерации, заложено единство системы  государственной власти в РФ, обеспечиваемое верховенством актов, исходящих  от представительного органа – парламента России.

     Конституция РФ по существу установила определенный баланс правомочий каждой из палат  в процессе законодательной деятельности: законопроекты вносятся в Государственную  Думу; предусмотрена возможность и имеется четкое правило, позволяющее преодолеть несогласие Совета Федерации с принятым Государственной Думой законом: «…федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы».10

     Кроме того, Конституцией РФ ограничены сроки, в течение которых Совет Федерации  обязан рассмотреть законы, переданные Государственной Думой, предусмотрена  возможность создания палатами согласительной комиссии для преодоления возникших  разногласий, после чего федеральный  закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой (ч. 4 ст. 105 Конституции  РФ).

     В связи с вышеизложенным можно  сделать общий вывод: средоточием  законодательной деятельности является Государственная Дума, что не означает какого – либо умаления и значения функций Совета Федерации в процессе этой деятельности. В качестве законодательного органа Российской Федерации Федеральное  Собрание выступает как совокупный орган, состоящий из двух палат –  Совета Федерации и Государственной  Думы.

     Завершая  характеристику Федерального Собрания – законодательного органа Российской Федерации, можно сделать обобщающий вывод: хотя законодательная деятельность – прерогатива Федерального Собрания, в ее осуществлении принимают  активное участие Президент РФ, Правительство  РФ, Конституционный Суд РФ, другие высшие суды РФ, органы законодательной (представительной) власти субъектов  Российской Федерации. Таким образом, более четким и обоснованным является вывод о сбалансированности полномочий названных органов государственной  власти в процессе осуществления  законодательной деятельности РФ. 
 

     ГЛАВА 2. СТРУКТУРА ПАЛАТ  ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

     1 Конституционно-правовой  статус Совета  Федерации 

           Совет Федерации  является палатой Федерального Собрания – парламента Российской Федерации.

           В соответствии с  ч.2 ст.95 Конституции РФ в Совет  Федерации входят по два представителя  от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного  органов государственной власти.

           Членом Совета Федерации  может быть избран (назначен) гражданин  РФ  не моложе 30 лет, обладающий в  соответствии с Конституцией РФ правом избирать и быть избранным в органы государственной власти.11

           Член Совета Федерации  – представитель от законодательного  (представительного) органа государственной  власти субъекта РФ избирается законодательным (представительным) органом государственной  власти субъекта РФ на срок полномочий этого органа, а при формировании законодательного (представительного) органа субъекта РФ путем ротации  – на срок полномочий однократно избранных  депутатов этого органа.

           Полномочия члена  Совета Федерации начинаются  со дня вступления в силу решения  о его избрании (назначении)  и  прекращаются со дня вступления в  силу решения об избрании (назначении) члена Совета Федерации вновь  избранным соответственно законодательным (представительным) органом государственной  власти субъекта Российской  Федерации  или высшим должностным лицом  субъекта РФ.

           Решение об избрании (о назначении) члена Совета Федерации  в 5-дневный срок направляется в Совет  Федерации. В тот же срок избранный  (назначенный) член Совета Федерации представляет в Совет Федерации копию приказа (иного документа) о его освобождении от обязанностей, несовместимых со статусом члена Совета Федерации, либо копию документа, удостоверяющего, что им было подано заявление об освобождении от таких обязанностей. Решение о досрочном прекращении полномочий члена Совета Федерации соответственно законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ или высшим должностным лицом субъекта РФ в 5-дневный срок направляется в Совет Федерации.

           Вопрос о подтверждении, прекращении (досрочном прекращении) полномочий члена Совета Федерации  предварительно рассматривается Комиссией  Совета Федерации по регламенту и  парламентским процедурам, который  начинается  с доклада председателя либо по его поручению председателя Комиссии по регламенту и парламентским  процедурам. Данное решение принимается  большинством голосов от общего числа  членов Совета Федерации и оформляется  постановлением Совета Федерации.12

           Член Совета Федерации  в течение всего срока его  полномочий обладает неприкосновенностью  в соответствии с Конституцией РФ.

           Вопрос о лишении  члена Совета Федерации неприкосновенности рассматривается по представлению  Генерального прокурора Российской Федерации, которое предварительно рассматривается Комитетом Совета Федерации по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам и Комиссией  по регламенту и парламентским процедурам, готовящим заключения. По результатам  рассмотрения Совет Федерации может  принять одно из следующих решений:

  • дать согласие на лишение члена Совета Федерации неприкосновенности;
  • отказать в даче согласия на лишение члена Совета Федерации неприкосновенности.

     Решение Совета Федерации принимается большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации и должно быть мотивировано. Оно оформляется постановлением, не требующим дополнительного голосования. Данное постановление в течение  трех дней со дня его принятия направляется Генеральному прокурору Российской Федерации.13

     Председатель  Совета Федерации Федерального Собрания РФ и заместители Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации избираются из числа членов Совета Федерации тайным голосованием с использованием бюллетеней. Совет  Федерации может принять решение  о проведении тайного голосования  с использованием электронной системы  или открытого голосования. Председатель и его заместители не могут  быть представителями одного субъекта Российской Федерации.14

Информация о работе Федеральное собрание