Феодальное право Англии

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 19:18, реферат

Описание работы

В истории французского права нашли свое наиболее полное отражение типические черты средневекового права Западной Европы. В течение всей эпохи средневековья множественность и партикуляризм источников права, отражавшие разобщенность самого феодального общества, препятствовали образованию во Франции единой национальной правовой системы. Несмотря на политическое объединение страны, религиозно-духовную общность и утверждение абсолютизма, французское право вплоть до революции 1789 года представляло собой конгломерат многочисленных правовых систем, действие которых распространялось или на определенный круг лиц (духовенство, торговцы и т.д.), или на какую-либо конкретную, часто небольшую по размерам территорию.

Работа содержит 1 файл

В истории французского права нашли свое наиболее полное отражение типические черты средневекового права Западной Европы.docx

— 52.17 Кб (Скачать)

 

В истории французского права нашли  свое наиболее полное отражение типические черты средневекового права Западной Европы. В течение всей эпохи средневековья  множественность и партикуляризм  источников права, отражавшие разобщенность  самого феодального общества, препятствовали образованию во Франции единой национальной правовой системы. Несмотря на политическое объединение страны, религиозно-духовную общность и утверждение абсолютизма, французское право вплоть до революции 1789 года представляло собой конгломерат  многочисленных правовых систем, действие которых распространялось или на определенный круг лиц (духовенство, торговцы и т.д.), или на какую-либо конкретную, часто небольшую по размерам территорию.

Источники права феодальной Франции:

обычаи (кутюмы);

нормы римского права;

нормы канонического права;

нормы городского права (рассматривались  как своего рода обычное право);

законодательные акты королей установления, ордонансы, эдикты, приказы, декларации и др.);

судебная практика парламентов.

Важнейшим источником права был  обычай. К Х в. во Франции практически  перестали действовать Салическая правда и другие варварские обычаи, которые применялись по персональному принципу. На смену им в условиях феодальной раздробленности пришли территориальные правовые обычаи (кутюмы) отдельных регионов, сеньорий и даже общин.

Обычаи складывались в устной форме (отсюда север Франции носил название "страны неписаного права"); они  формировались на основе обыкновений, признававшихся из поколения в поколение  на какой-либо определенной территории, местного или регионального масштаба. Сила и авторитет обычного права  определялись тем, что оно отражало реальные потребности территориальных  коллективов феодального общества, возникало, как правило, из компромисса  и не зависело всецело от произвола  государственной власти. Поэтому  и соблюдение кутюмов в большинстве  случаев было добровольным, хотя они  и приобретали обязательную силу, подкрепляемую прежде всего судебной властью.

Для признания обычаев в судах  было необходимо, чтобы они были известны с "незапамятных времен", т.е. по крайней мере 40 лет. Начиная с XII в. отдельные кутюмы стали записываться, а к середине XIII в. в Нормандии был составлен сравнительно полный сборник обычного права - Большой кутюм Нормандии, который использовался в судебной практике. С этого времени появляется ряд частных записей местного обычного права, сделанных королевскими судьями и легистами.

 

Наиболее известным и популярным в средневековой Франции стал сборник обычаев - Кутюмы Бовези (около 1283 года), автором которых был королевский бальи Филипп де Бомануар. Хотя этот сборник опирался прежде всего на запись кутюмов одного из судебных округов графства Клермонта (на северо-западе Франции), Филипп де Бомануар дал в своем сочинении более широкий обзор обычного права со ссылками на кутюмы других судебных округов и с добавлением ряда положений канонического и римского права. Сборник, состоявший из пролога и 70 глав, хотя и не давал системного и цельного изложения правового материала, описывал большое количество кутюмов по различным вопросам права:

организация суда и процесс;

правовой статус разных категорий  лиц;

юридический режим земельных владений и т.д.

Кутюмы Бовези подтверждали принцип непреложности правовых обычаев не только для местных жителей, но и для государственной власти: "Король должен сам соблюдать обычаи и заставлять других соблюдать эти обычаи".

За Кутюмами Бовези последовал ряд других подобных сборников: Кутюмы Тулузы (1296 год), Древний кутюм Бретани (1330 год). Особым авторитетом в судах пользовался сборник Большой кутюм Франции, составленный в 1389 году.

Поскольку частные сборники обычного права не отличались полнотой, проблема доказывания кутюмов в судах  оставалась сложной. Составление сборников  кутюмов, не ликвидировав пестроты обычного права, способствовало его консервации. Отредактированные кутюмы приобретали  ряд качеств, которыми обладает закон: определенность, стабильность, неизменяемость. Но они формально не рассматривались  как закон, хотя их редактирование по приказу королевской знати фактически означало государственное санкционирование.

Каоническое право феодальной франции.К числу важных источников права, действовавших в равной мере на территории всей страны, относились также нормы канонического права. Право церкви создавать собственную юридическую систему для внутреннего употребления признавалось в римской империи и в монархии франков, откуда во Францию и перешло каноническое право. Своего апогея здесь оно достигло в XII-XIII вв., когда расширилась компетенция церковных трибуналов, которые, сохранив свои властные функции над клириками, существенным образом расширили свою юрисдикцию в отношении светского населения.

В последующие века в ходе упорной  борьбы королевской власти за укрепление своих судебных полномочий сфера  действия канонического права во Франции начинает сужаться. Королевский  ордонанс 1539 года запретил церковным  судам рассматривать дела, касающиеся не клириков, а светских лиц. К этому  времени утверждается положение, согласно которому король один осуществляет власть в королевстве, а поэтому декреталии римских пап и постановления  церковных соборов не являются обязательными  для французов. В число королевских  полномочий в период становления  абсолютизма было включено придание обязательной силы нормам канонического  права. В конечном счете в основу действия канонического права во Франции были положены следующие принципы.

В отношении старого канонического  права, выработанного в период средневековья  и включенного в Свод канонического  права, действовала презумпция, согласно которой оно молчаливо признается королевской властью.

Нормы канонического права, принятые церковью уже после утверждения  свода канонического законодательства (1582 год), требовали специальной королевской  санкции. Фактически королевские суды стали принимать во внимание лишь те акты церковных соборов и римских  пап, которые сопровождались специальными королевскими грамотами, означавшими  их официальную промульгацию. Более  того, такие грамоты подлежали  регистрации в парламентах, что  означало их верификацию. Благодаря  такой юридической процедуре  некоторые церковные постановления (например, решения трентского собора) вводились в действие не в полном объеме. Вмешательство королевской власти в применение норм канонического права привело к тому, что отдельные церковные каноны (особенно XXIV канон, посвященный брачно-семейным отношениям), действовали со многими национальными особенностями. 

 

Таким образом, начинает свою историю  развития Франция, как независимое  государство. История феодального  государства во Франции может  быть разделена на следующие периоды:

1.    Сеньориальная монархия (IX-XIII века)

2.    Сословно-представительная монархия (XIV-XV века)

3.    Абсолютная монархия (XVI-XVIII века)

Развитие феодального французкого государства на данных периодах его истории, до момента наступления глубокого кризиса всей феодальной системы, который привел в 1789 году к буржуазной революции, результатом которой было крушение абсолютизма, а вместе с ним и всей феодальной государственности.

 

 

Франция в период сеньориальной  монархии. 

 

 

 

В IX-XI веках феодальные отношения во Франции получают дальнейшее развитие и становятся повсеместно господствующими. С утверждением монопольного права на землю класса феодалов исчезает свободное крестьянское земледелие.               

К XI в связи с процессом феодализации и последовательными раздачами земли возникла сложная структура класса феодалов, состоящая не только из сеньоров и вассалов, но и содержащая в себе подвассалов разных уровней (аррьер-вассалов). На самом низу феодальной пирамиды находились мелкие феодалы-рыцари (шевалье), которые не имели своих вассалов и выступали как сеньоры лишь по отношению к “своим” крестьянам. На вершине феодальной лестницы стоял король, однако, многие крупные феодалы- герцоги и графы- считали себя равными королю (пэрами) и часто фактически не признавали своих вассальных обязанностей.

С середины XII века в связи с начавшимся  экономическим подъемом и ростом числа городов, являвшимися естественными союзниками королевской власти, короли начинают добиваться признания вассальной зависимости и клятвы верности от всех феодалов в стране.           

 С XII века практически прекращается процесс дробления феодальных владений. Феодальные поместья окончательно принимают характер родовых владений. Доступ в класс феодалов новых лиц становиться ограниченным. Более четко фиксируется иерархическая структура господствующего класса, наследственный характер приобретают феодальные титулы и ранги. Таким образом, к XII веку складываются предпосылки для формирования замкнутого сословия – дворянства.

В IX-XI веке происходит окончательное формирование класса феодально-зависимых крестьян. Подавляющее большинство крестьян превращаются в сервов, находившихся в личной наследственной зависимости от своего господина. В его пользу они выполняли целый ряд повинностей, выплачивали значительное число податей и платежей.

Другая группа феодально-зависимых  крестьян составляли вилланы. Они считались лично свободными держателями земли, принадлежавшей феодалу. Вилланы выплачивали сеньору оброк (талью), но тяжесть его была меньшей, чем у сервов.

В XI-XII веках в связи с быстрым ростом городов увеличивается новая прослойка феодального общества, имеющая особый правовой статус – городское население. Города путем вооруженной войны или откупа добивались освобождения от сеньориальной власти и предоставления им специальных грамот вольностей. Городская жизнь носила сословно-корпоративный характер (купеческие и ремесленные корпорации).

В IX-XII веках в условиях политической децентрализации, приведшей к глубокой феодальной раздробленности, королевская власть утратила свое былое значение. Более того, она уже стала определенной помехой крупным феодалам, так как она пыталась ограничивать их власть. Король рассматривался феодалами как “первый среди равных”[4]. Фактическая власть короля распространялась лишь на территорию его домена, но и там ему приходилось вести борьбу с собственными непокорными вассалами, пресекая их попытки сбросить обязанности вассалитета и обрести независимость. Вне пределов  королевского домена власть принадлежала крупным феодалам (герцогам Бургундии и Нормандии, графам Фландрии, Тулузы, Шампани).

Такая форма феодального государства, построенная по принципу сюзеренитета-вассалитета, может рассматриваться как сеньориальная монархия. Политическая власть в ней фактически была распределена между королем и феодалами различного ранга, связанными сеньориально-вассальными отношениями. Становление сеньориальной монархии (IX-XI) означало упадок центральной государственной власти, подрыв внутреннего единства страны и ослабление ее внешнеполитического положения.

В IX-XI веках во Франции король избирался верхушкой светских и духовных феодалов[5].

В XII веке учреждается порядок передачи трона по наследству. Первоначально функции королевской власти были крайне ограниченными, хотя формально у короля сохранялись некоторые традиционные привилегии. Он считался главой французского войска, издавал законы, осуществлял суд. Но при первых Капетингах издание капитуляриев (королевских законов) практически прекратилось. Другие королевские полномочия также существовали лишь в теории, а не на практике. Например, на короля возлагались обязанность “защищать королевство и церковь”, а также обязанность “поддержания мира” в стране, но король просто-напросто не имел возможностей для исполнения сих обязанностей. А судебные функции король осуществлял только в пределах своего домена.

Начало усиления королевской власти во Франции приходится на ХII век. Именно к этому времени относится борьба Капетингов в пределах королевского домена с крупными феодалами, желавшими сохранить там свою политическую независимость. Опорой королевской власти в этой борьбе были мелкие и средние дворяне, охотно поддерживавшие централизаторские усилия короля в условиях острых классовых противоречий во Франции. “Объединение более  обширных областей в феодальные королевства, - писали Маркс и Энгельс о процессах охвативших всю Западную Европу, - являлось потребностью безземельного дворянства, так и для городов. Поэтому во главе организации господствующего класса -дворянства - стоял монарх.”[6]

Развитие церковного землевладения  тоже пополняло рады феодалов. В  рамках католической церкви во Франции  сложилась своя сложная иерархия, причем пользование имуществом зависело от того какую должность занимало то или иное духовное лицо.

Между светскими и духовными  феодалами, а также между феодальными  землевладельцами разных рангов и ступеней существовали противоречия, которые  нередко вели к вооруженным столкновениям. Но, несмотря на складывавшиеся внутрисословные разграничения, феодалы представляли собой правящую верхушку средневекового общества во Франции, которая, как единое целое противостояло и крестьянскому, и городскому населению. Ибо: “поп всегда шел рука об руку с феодалом”[7]

В XIII веке признается, что королевский акт, которому присягнули вассалы обязателен и для отсутствующих феодалов. Расширяется и сфера судебной юрисдикции короля.           

 Особое внимание следует  обратить на устройство органов  центральной власти. В условиях  феодальной раздробленности и  длительного ослабления королевской  власти органы центральной власти  не имели  строгой системы дифференциации. Управление, в основном, было основано на вассальных отношениях.           

 До конца XII века главную роль при дворе играл сенешаль (также сенешал). Он считался главой королевского двора, командовал армией, подписывал государственные документы. Сенешалей избирали из наиболее знатных и могущественных семей Франции. В некоторых источниках должность сенешаля приравнивают к должности визиря в восточных странах. Со временем должность сенешаля приобрела такую силу и могущество, что король Филипп II Август оставил её свободной, после этого она прекратила свое существование.            

Коннетабль - глава королевской конницы, учрежденной самим Карлом Мартеллом, второй (в военных делах) после сенешаля. После него следовал маршал, а с XIII века королевский адмирал (с развитием флота, и соответственно, его военного значения).            

Информация о работе Феодальное право Англии