Феодальное право Англии

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 19:18, реферат

Описание работы

В истории французского права нашли свое наиболее полное отражение типические черты средневекового права Западной Европы. В течение всей эпохи средневековья множественность и партикуляризм источников права, отражавшие разобщенность самого феодального общества, препятствовали образованию во Франции единой национальной правовой системы. Несмотря на политическое объединение страны, религиозно-духовную общность и утверждение абсолютизма, французское право вплоть до революции 1789 года представляло собой конгломерат многочисленных правовых систем, действие которых распространялось или на определенный круг лиц (духовенство, торговцы и т.д.), или на какую-либо конкретную, часто небольшую по размерам территорию.

Работа содержит 1 файл

В истории французского права нашли свое наиболее полное отражение типические черты средневекового права Западной Европы.docx

— 52.17 Кб (Скачать)

Королевский казначей - чиновник, ведавший государственными архивами и королевской казной. С XIII века с передачей государственной казны в руки ордена тамплиеров его полномочия существенно сократились.            

Канцлер - чиновник, руководивший королевской канцелярией, редактировавший королевские акты, представлявший их на подпись королю, а затем скреплял печатью. Его влияние на государственные дела было велико, а поэтому с усилением королевской власти в XIII веке (с Людовика IХ) этот пост длительное время не замещался.           

 Министериалы первоначально  были выходцами из светских  феодалов королевского домена  и священников. В XIII веке в органы центрального управления все чаще привлекаются представители городов, мелкие и средние феодалы (рыцари короля), а также легисты (юристы).           

 Развитие феодальных отношений  нашло свое отражение в собрании  королевских вассалов - курии короля, возникновение которой также относится к эпохе правления Каролингов. При первых Капетингах курия почти не имела значения, поскольку пэры и другие могущественные вассалы не являлись на её заседания. Вначале в неё участвовали лишь непосредственные вассалы короля, которыми он обсуждал вопросы политического, финансового, судебного характера. На одобрение курий предоставлялись законодательные акты короля.

Органы местного королевского управления создавались лишь в домене короля, то есть там, где признавалась его  власть. В крупных сеньориях действовала  своя система местного управления.

С середины XI века король ввел в своем домене должность прево, которые назначались в специальные округа – преводства. Их помощниками в деревнях были сержанты, в городах майоры. Прево занимался в основном сбором средств на нужды государства, комплектовал феодальное ополчение, решал вопросы управления и рассматривал судебные дела.           

  С конца XII века возникают более крупные административные единицы – бальяжи, объединявшие несколько преводств. Во главе дальяжа стоял назначаемый королем чиновник – балья. На пограничных территориях создавались сенешальства, куда из числа местных феодалов назначались чиновники – сенешали. Бальи и сенешали в XII веке осуществляли правосудие от имени короля.

Большую роль в повышении авторитета королевской власти и укреплении центральной администрации сыграли  реформы короля Людовика IX (1226-1270):

1.    Военная реформа. Создание городской милиции, отрядов наемников. В результате король стал меньше зависеть от феодального ополчения, более эффективно стал использовать вооруженные силы в борьбе с непокорными вассалами.

2.     Судебная реформа. В королевском домене была запрещена частная война, то есть разрешение споров между феодалами путем вооруженной борьбы. Соперничающие стороны обязаны обращаться в королевский суд[8].  Из королевской курии  выделилась особая палата – Парижский парламент, который собирался 4 раза в год, ставший верховным судом во Франции, состоявший в основном из профессиональных юристов[9].

3.    Финансовая реформа. Людовика IX ввел на территории домена единую королевскую монету, имевшую право обращения на остальной части страны наряду с местными монетами. Затем она постепенно вытеснила местную валюту. 

 

Реформы Людовика IX способствовали территориальному объединению страны и консолидации основной массы феодалов и городского населения вокруг короля. Таким образом, происшедшие в XIII веке изменения в общественном и государственном строе заложили основу для последующего возникновения во Франции сословно-представительной монархии.           

 Особое внимание следует  обратить на правовое положение  основных групп населения. Развитие  феодальной собственности на  землю и сложной системы вассалитета  тесно связано со становлением  господствующего класса - феодалов. Крупные феодалы руководствовались  принципом “чем больше, тем лучше”, и поступали соответственно: в  своей собственности они удерживали  лишь небольшое количество земли,  составляющие его родовое поместье, остальное же они раздавали  вассалам.           

 Отношения между вассалом  и сеньором строились на основе  договора, однако, стороны не занимали  одинакового правового положения.  Договор вассалитета содержал  строгую систему иерархий и  зависимостей, то есть получатель  земельного надела (вассал) признавал  верховенство сеньора. Договор  заключался публично, с большой  помпезностью и с помощью тщательно  разработанных обрядов.           

 В вассальных договорах строго  закреплялись обязанности сторон, заключавших договор. Например, сеньор  обязывался обеспечивать безопасность  и защиту вассалу и переданного  ему участка земли, а вассал  должен был нести определенную, прежде всего, воинскую повинность, срок несения повинности, как  правило, был не более 40 дней  в год. Также вассал обязан  был участвовать в судебных  разбирательствах своего сеньора.  Кроме того, “предполагалось” что  вассал должен выплачивать выкуп  за сеньора, дарить подарки  при посвящении старшего сына  сеньора в рыцари, при выходе  замуж старшей дочери сеньора  и т.д.           

 Первоначально вассальные договоры  считались на срок жизни сторон  и носили персональный характер. Затем обязанности и земля  начали передаваться по наследству. Таким образом, феод начал утверждаться  как основная форма земельной  собственности уже к XI веку.           

 Договор вассалитета мог  прекращать свое действие, если  вассал не выполнял своих обязательств  и нарушал клятву верности  сеньору. Однако из-за того, что  юридический механизм разрешения  споров в суде сеньора был  недостаточно эффективен, и крупные  вассалы, обладавшие собственной  военной силой, просто-напросто  не подчинялись решениям суда. Это приводило к многочисленным  распрям и военным конфликтам  между феодалами.

О положении крестьян надо заметить отдельно. Зависимые крестьяне делились на две основные группы: сервы и вилланы. Еще в IX-XI веках происходит окончательное формирование класса феодально-зависимых крестьян. Подавляющее большинство крестьян превращается в сервов, правовой статус которых был в определенной степени был унаследован от рабства. Сервы платили шеваж (подушная подать), ежегодный оброк, выполняли барщину.

Однако личная зависимость сервов не привела к превращению их (сервов) в крепостных людей. Объем их повинностей, как правило, регулировался правовыми обычаями. Серв мог продать свой надел или просто уйти от сеньора, так как во Франции не было общегосударственного сыска беглых крестьян. 

Вилланы считались лично свободными держателями земли, принадлежащей  феодалу. Вилланы уплачивали сеньору  талью (оброк), размер которого также  фиксировался обычаем, но был более  легким, чем у сервов. До XII века вилланы уплачивали и шеваж, но он рассматривался как оказание чести сеньору. Как и все сельские жители, они должны были получать у сеньора (выкупать за плату) формарьяж - разрешение на женитьбу. С XII века большая часть вилланов освобождается от этой обязанности, просто внеся единовременную выкупную плату. В это же время начинают выкупать лежащую на них обязанность уплачивать сеньору специальный взнос (менморт) при получении ими земельных участков по наследству.

Все крестьянское население было обязано  соблюдать феодальные монополии  земельных собственников (баналитеты): печь хлеб в пекарне сеньора, жать виноград в его винодельне и т.д. Освободиться от этой обязанности крестьянин мог только отдавая часть своей продукции сеньору.

 

 

Сословно-представительная монархия. 

 

 

 

Дальнейший рост городов и товарного  производства повлек за собой не только рост численности и активности городского населения. Он вызвал перестройку традиционного  феодального хозяйства форм эксплуатации крестьянства. В связи с развитием товарно-денежных отношений феодалы начинают заменять часть натуральных повинностей и платежей денежным оброком. Для сеньора предпочтительным становиться лично свободный крестьянин-держатель наследственного земельного надела – цензивы. Это вызвано тем, что в это время в Европу хлынул поток товаров с Востока, они были безумно дороги, но феодалы быстро привыкли к роскоши. К XIV веку в большей части Франции исчезает серваж. Основная масса крестьянства представляет собой лично свободных цензитариев, обязанных платить сеньору денежную ренту (ценз).

Во время Столетней войны  с Англией было произведено много  конфискаций земель крупных феодалов, изменивших французскому королю. Эти  земли были розданы мелким и средним  феодалам, активно поддерживавшим королевскую  власть.

В XIV-XV веках во Франции завершилась перестройка сословного строя, выразившаяся во внутренней консолидации сословий.

Первым сословием во Франции  считалось духовенство. Было признано, что французское духовенство  должно жить по законам королевства  и рассматриваться как составная  часть французской нации.

Вторым сословием в государстве  являлось дворянство, хотя фактически в XIV-XV веках играло ведущую роль в социальной и политической жизни Франции. Это сословие объединило всех светских феодалов, которые рассматривались теперь не просто как вассалы короля, а как его слуги.

К XIV-XV векам в основном завершилось и формирование “третьего сословия”, которое пополнялось за счет быстрорастущего городского населения и увеличения крестьян-цензетариев. Это сословие было весьма пестрым по классовому составу, и практически объединяло в себе все трудовое население и формирующуюся буржуазию.

В начале XIV века во Франции на смену сеньориальной монархии приходит новая форма феодального государства – сословно-представительная монархия. Становление сословно-представительной монархии здесь неразрывно связано с прогрессивным для данного периода процессом политической централизации (уже к началу XIV было объедено ¾ территории страны), дальнейшим возвышением королевской власти, ликвидацией самоуправства отдельных феодалов. Сеньориальная власть феодалов по существу утратила большую часть своего самостоятельного политического характера.

Постепенно исчезло сеньориальное  законодательство, а также посредством  расширения круга дел, составляющих “королевский случай”, существенно  ограничивалась феодальная юрисдикция. В XIV веке  была предусмотрена возможность апелляции на любое решение судов отдельных феодалов в Парижский парламент, и этим окончательно был разрушен принцип, согласно которому сеньориальная юстиция считалась суверенной.

Большую роль в юридическом обосновании  ликвидации сеньориальных прав феодалов и возрастания авторитета и политического  веса короля сыграли легисты - выпускники юридических факультетов средневековых  университетов, активно поддерживающих власть короля. Со ссылкой на принципы римского права легисты утверждали, что король сам является верховным законом, а следовательно, может создавать законодательство по своей воле. К началу XIV века окончательно оформляется построенный на политическом компромиссе, а поэтому не всегда прочный союз короля и представителей разных сословий, в том числе и третьего. Политическим выражением союза короля и представителей различных сословий, в котором каждая из сторон имела свои специфические интересы, стали особые сословно-представительные учреждения (собрания сословного представительства) – Генеральные Штаты и провинциальные штаты. Впервые общефранцузское собрание сословий было созвано в 1302 году[10]. Его стали называть Генеральными Штатами в отличие от штатов (собраний) в отдельных провинциях.

Каждое сословие было представлено отдельной палатой. Все вопросы  рассматривались Генеральными Штатами  раздельно по палатам. Решение выводилось простым большинством голосов. Окончательное  утверждение решения проводилось  на совместном собрании всех палат, причем каждая палата имела только один голос. Таким образом, привилегированные  сословия (духовенство и дворянство) всегда имели гарантированное большинство[11]. Периодичность созыва Генеральных Штатов не была установлена. Этот вопрос решал сам король в зависимости от обстоятельств и политических соображений. Вопросы выносимые на рассмотрение Генеральных Штатов, и продолжительность их заседаний определялась королем. Они созывались, чтобы выразить позицию сословий в связи с объявление королем войны, переговорами о миле, заключением договоров, обострением конфликтов с Папой Римским и так далее. Король запрашивал мнение Генеральных Штатов по ряду законопроектов, хотя формально их согласие на принятие королевских законов не требовалось. Но чаще всего причиной созыва Генеральных Штатов была потребность короля в деньгах, и он обращался к сословиям с просьбой о финансовой помощи или разрешении на очередной налог, который мог собираться только в пределах одного года. Лишь в 1439 году королем Карлом VII было получено согласие на взимание постоянной королевской тальи. Но если речь шла об установлении каких-либо дополнительных налогов, то как и прежде требовалось согласие Генеральных Штатов.

Королевская власть почти всегда добивалась от Генеральных Штатов нужного ей решения. Однако, это не значило бесконфликтного подчинения велениям короля. Наиболее острый конфликт между Генеральными Штатами и королевской властью произошел в 11357 году. В момент восстания горожан в Париже и пленения англичанами короля Иоганна.  Генеральные Штаты, в работе которых главным образом приняли участие представители третьего сословия, выдвинули программу реформ, получившую название Великий Мартовский Ордонанс. Взамен предоставленных королевской власти субсидий, они потребовали, чтобы сбор и расходование денег производились самими Генеральными Штатами, которые должны собираться три раза в год и без созыва короля. Были избраны генеральные реформаторы, которые наделялись полномочиями контролировать деятельность королевской администрации, увольнять отдельных чиновников и наказывать их вплоть до применения смертной казни. Однако, попытка Генеральных Штатов оставить за собой постоянные финансовые, контролирующие и законодательные функции не имела успеха. Вскоре после подавления в 1358 году крестьянского восстания Жакерии и Парижского восстания королевская власть отвергла все требования, которые содержались в Великом Мартовском Ордонансе.

Информация о работе Феодальное право Англии