Философско-правовые воззрения П. И. Новгородцева

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 13:07, реферат

Описание работы

Новгородцев справедливо считается одним из представителей философии либерализма и демократизма на русской почве. Он был видным сторонником идеи правового государства, истоки которого усматривал еще в учениях западноевропейских мыслителей XVII –XVIII вв. В основе философско-правового учения Новгородцева лежит идея свободы и достоинства человека, обладающего ответственностью и стремящегося к активной деятельности.

Содержание

Введение 3
1.Новгородцев П. И. о правовом государстве 4
2. Естественно-правовая теория П. И. Новгородцева как основа естественного права в российском правоведении
начала 20 столетия. 10
Заключение 19
Список литературы 20

Работа содержит 1 файл

Реферат готовый.doc

— 98.50 Кб (Скачать)

      Естественное  право определяется мыслителем как  основное и безусловное право  каждого человека вести наполненную  одухотворенную жизнь, сознавая ее самостоятельно и свободно. Оно представляется Новгородцеву как необходимая и безусловная  форма духовного бытия человека.

      Право естественное, поскольку оно выражает существенную природу духовной жизни  индивида, по определению мыслителя, можно назвать также вечным правом, неотчуждаемым правом, наполняющим  смысл и достоинство человека, как «идеальное построение будущего и нравственный критерий для оценки, существующий независимо от фактических условий правообразования».

      Новгородцев называет естественное право идеальным, имея в виду его идеалистическую  философскую основу: Он утверждает, что естественно-правовые построения, являются неотъемлемым свойством нашего духа и свидетельством его высшего призвания. Общество, которое перестало бы создавать идеальные построения, было бы мертвым обществом; эти построения каждый раз показывают, что в нем дух жив, есть движение нравственного чувства и сознания.

      Мыслитель полагает, что само естественное право  возникает из априорного нравственного  сознания, несет на себе его формализм  и абсолютизм. В этом контексте  естественное право выступает как  идеал, к которому общество должно стремиться, и как критерий социально-правовой оценки действительности. Естественно-правовой идеал является неизбежным требованием должных социальных отношений, он выносит идейный «приговор» действительности. Утверждение этического либерализма в философии права открывало простор качественно новому освещению важнейших концептуальных вопросов теории и практики правотворчества.

      Основную  ценность подхода к правовым явлениям с позиций естественного права Новгородцев видит в том, что таким путем возможно выйти из замкнутого круга одних лишь юридических явлений и непосредственно связанных с ними феноменов - этики, религии, политики и увидеть определяющие, базисные основы права. Естественно-правовой подход неразрывно связывает рассмотрение юридических проблем с основными человеческими ценностями: свободой, правом на жизнь, независимым социальным статусом человека. В данном контексте естественное право приобретает значение философского воззрения, с позиций которого познаются «смысл и цели человеческой жизни», разрабатываются социальные идеалы. «Философия естественного права, - делает вывод Новгородцев, - есть наука должных отношений, а не причинных связей…».

      В то же время, - подчеркивает мыслитель, - данная философия права ориентирует  на естественную, постоянно развивающуюся  действительность, требует переосмысления социальных норм, с которыми человек  должен считаться, стремясь установить гармоничные отношения с обществом и природой.

      Философ отмечает, что естественно-правовой подход при рассмотрении теоретических  вопросов права имеет существенное методологическое значение еще и  потому, что требования естественного  права обладают свойствами, близкими к свойствам явлений природного, естественного порядка.

      Указывая  на непреходящее значение общей доктринальной  установки естественного права, предполагающей существование рядом  с позитивным правом или над ним  неких универсальных духовных начал, ценностей, идей, которым должно следовать позитивное право, мыслитель полагает, что в ином случае позитивное право теряет свою метафизическую ценность. Таким образом, - по мысли Новгородцева, - естественное право есть для позитивного своеобразный духовно-нравственный ориентир, стоящий в согласии с общественной моралью и социальной справедливостью, соответствующий самому духовно-нравственному естеству человека.

      Полагая естественное право как абсолютную идею права, как часть мирового этического порядка, которая существует объективно, независимо от того, сознают ли ее люди или нет, подобно тому как объективно существует весь разумно-нравственный порядок, как существуют законы природы, философ выделяет два ряда общих принципов, вытекающих из идеи естественного права: 1) - свобода и самоцельность личности; 2) - необходимость социальной организации общественной жизни.

      Если  к первому ряду, - считает философ, - относятся требования, лежащие  в основе общественной жизни: равенство  всех перед законом, охрана личности и ее прав, запрещение нарушать чужое право, необходимость соблюдать правила и общественные договоры, то второй предполагает необходимость прочной организации человеческого общежития, необходимость власти, стоящей на страже общего блага, необходимость известных ограничений личной свободы для поддержания нормальной социокультурной жизни общества.

      Усложнение  социальных отношений приводит к  определению количества норм, трактующих как надо понимать право, в каких  пределах надо подчиняться власти, в каких формах должна ограничиваться личная свобода для общего блага.

      Таким образом, возникает безусловная  необходимость оформления внешнего авторитета, который четко формулировал бы точные и обязательные для всех выводы из основных начал естественного  права; создавал нормы в развитие этих выводов; обеспечил бы действие права целой системой формально-юридических санкций. В этом Новгородцев видит объективную необходимость положительного права.

      Новгородцев отмечает непреходящую роль естественного  права как совокупности важнейших  принципов, норм, вытекающих из абсолютной идеи права, имеющих характер вечности, неизменности и безусловной обязательности для всех времен и народов, в предупреждении антигуманных предписаний положительного права, оно выступает как «…протест против абстрактных постановлений закона, оно есть - стремление сохранить первоначальную связь между нравственностью и правом».

      Естественное  право высвечивает нравственные идеалы, к осуществлению которых  положительное право должно стремиться, это действующие нормы, лежащие  в основе всякого правопорядка, это логический и метафизический фундамент всякого права, источник его существования, норма для его оценки и движущая сила для его качественного развития.

      Позитивизм  отрицает какие бы то ни было абсолютные начала, а поэтому для него не существует естественного права. Позитивизм полагает справедливость всякого положительного права, каково бы ни было его содержание. Оценка может быть только с точки зрения целесообразности. Любой, даже самый возмутительный по своему содержанию закон, следуя логике позитивизма, есть право, и имеет обязательную силу.

      Необходимым результатом таких утверждений  позитивистов, по мысли Новгородцева, должно быть признание, что право - это  голая сила. Раз отвергнуты абсолютные критерии для оценки права, оно теряет всякую связь с этикой и превращается в голую силу, открывая дорогу проявлениям произвола.

      Философ раскрывает три уровня познания права. Первый - формально-позитивный; состоит  в изучении установленных государством норм как нормативной базы. Целью  изучения формально-позитивной догматики является создание философии права на почве исторически сложившегося позитивного права.

      Второй  представляет собой эмпирико-психологическое  исследование права, анализ идеи права  как внутреннего индивидуального  психологического переживания личности.

      Этическая теория права - третий, завершающий  уровень нормативного понимания  права. Философский анализ этого  понятия должен привести к основам  нормативного требования, к нравственной основе долженствования. Движение познания от права к этике, - говорит мыслитель, - открывая основы нравственного долженствования, предполагает их абсолютную ценность: «Это абсолютизм не факта, а идеи, не проявления, а сущности, не конкретного содержания, а отвлеченной формы, следовательно, не условных советов, а безусловных предписаний, как неизменное стремление к воплощению нравственного идеала».

      Именно  изучение этого положения Новгородцев  определяет как цель своего учения.

      Становление естественного права во многом обусловлено, по Новгородцеву, историческими факторами. Он полагает, что на ранних этапах развития общества право было неписанным, его нормы носили мобильный, подвижный характер, быстро сообразуясь с изменением сознания. Однако при наступлении эпохи писанных законов право утрачивает свою прежнюю подвижность. Первоначальная целостность и конкретность юридических норм, их живая связь с нравственным сознанием исчезает. Право отрывается от источника и выливается в абстрактную форму твердых и общих определений. Даже учитывая совершенную законодательную юридическую технику в формулировании законов, они неизбежно оказываются несправедливыми к отдельным прецедентам.

      Кроме этого, философ указывает на то, что  позитивное право рассчитано обычно на долговременное применение. Нормативная  система не может успевать за изменением общественных отношений, которые постоянно развиваются, придавая позитивному праву известное несовершенство, которое порождает критику его со стороны подвижного нравственного сознания.

      С этой точки зрения естественное право  представляет собой протест целостного и живого нравственного сознания против абстрактных постановлений закона. Являясь результатом обособления права от общей нравственной субстанции, оно означает стремление сохранить первоначальную связь между нравственностью и правом. По мнению Новгородцева, эту стадию в развитии права и нравственности проходит каждый цивилизующийся народ.

      Продолжая экскурс развития естественного  права в европейской философско-правовой мысли, Новгородцев полагает учение Гуго Гроция началом обособлению  естественного права от богословия и возникновению рационалистической правовой методологии.

      С Гроция, - говорит философ, - берет  начало борьба старой схоластической юриспруденции с рационалистическим естественным правом в европейской  философско-правовой мысли. «Выведение права из общежительной и разумной природы человека и рационалистическая метода исследования, - пишет Новгородцев, - вот основные пункты, которыми Гроций оставил по себе след в философии права».

      Новгородцев выделяет в ряду мыслителей, внесших  значительный вклад в развитие естественно-правовой теории, Руссо, который, по его мнению, углубил радикальную направленность идеи естественного права, создав теорию народного суверенитета. Философ выявляет характерные черты естественно-правовой философии Руссо, их три - гипотеза естественного состояния, теория первоначального договора, теория народного суверенитета. Их объединяет общая мысль, - подчеркивает Новгородцев, - что право существовало до государства, следовательно, провозглашалась независимость нравственного сознания права от авторитета господствующего закона.

      Рассматривая  правовое учение Канта, - Новгородцев  отмечает, - что учение немецкого  мыслителя привносит в понятие  естественного права качественно  новое содержание. Естественное право  по Канту - это право разума, выражающего объективность естественного права, следовательно, от субъективного направления естественного права, отражающего индивидуальное правосознание, намечается переход к объективному правопониманию.

      Свобода воли индивидов - необходимое условие в естественно-правовой теории Канта. Смысл и назначение права в том, чтобы ввести свободу и произвол всех индивидов в разумные и общезначимые рамки. Право касается лишь действий и обозначает только внешние границы общедопустимого поведения, выступает по существу в виде запретов, подразумевая дозволенность незапрещенного.

      Такое кантовское правопонимание, - отмечает Новгородцев, - опирается на идею моральной  автономии личности, ее абсолютной самоценности и независимости личности.

      Естественно-правовые воззрения Гегеля, - по мнению Новгородцева, - имеют особое значение, считающего, что существуют два вида законов - законы природы и законы права. Сочетая естественное право с идеей исторического развития, Гегель полагал, что раскрытие естественного права осуществляется, подобно абсолютной идее, в процессе постепенного общественного развития, самораскрытия объективного духа.

Информация о работе Философско-правовые воззрения П. И. Новгородцева