Форма государства и ее элементы

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 21:26, контрольная работа

Описание работы

От того, какие задачи решает государство, его аппарат управления, зависит положение людей. Сущность государства проявляется в его форме. В работе рассмотрены президентская и парламентарная республики

Содержание

Форма государства и ее элементы
Президентская и парламентская республики
Президентская республика
Парламентарная республика
Монархия и ее виды
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

ТГП.docx

— 38.48 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

  1. ФОРМА ГОСУДАРСТВА И ЕЕ ЭЛЕМЕНТЫ …………………………3
  2. ПРЕЗИДЕНТСКАЯ И ПАРЛАМЕНТАРНАЯ РЕСПУБЛИКИ………..9
    1. Президентская республика…………………………………………..9
    2. Парламентарная республика………………………………………10
  3. МОНАРХИЯ И ЕЕ ВИДЫ……………………………………………….13

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………...16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ФОРМА ГОСУДАРСТВА И ЕЕ ЭЛЕМЕНТЫ

 

 

     От того, какие задачи решает государство, его аппарат управления, зависит положение людей. Сущность государства проявляется в его форме.

Кант рассматривал форму в качестве принципа упорядочения, синтезирования материи государственности. История многих стран учит, что во времена жестоких социально-политических кризисов, чреватых национальными катастрофами, лишь форма государства, его внутренняя организация, если в ней оставались живые силы, спасала от гибели. Все, что в государстве устойчиво, стабильно главным образом относится к его форме.

Древние греки подчеркивали значение формы. Платон, например, отводил форме  определяющую, активную роль. Сама идея государства неотделима от его формы, на что указывает этимология термина (форма, эйдос, идея, морфэ). Заметим, что форма у Аристотеля пользуется приоритетом перед содержанием, материей.  [3]    

 Римские юристы полагали, что  именно форма дает бытие вещи.  Форма есть способ существования и выражения содержания, именно форма, а не что-либо другое, содержательна.  Так, Фома Аквинский утверждал, что сущность и существование любой вещи возникает из ее формы.    

 Марксистская философия выдвинула  тезис о диалектическом единстве  формы и содержания.  При этом содержание представляет собой ведущую сторону предмета, а форма – ту его сторону, которая модифицируется и изменяется в зависимости от изменения содержания и конкретных условий его существования.  В свою очередь форма, обладая относительной самостоятельностью, может оказывать обратное активное воздействие на содержание: форма, соответствующая содержанию, ускоряет его развитие, тогда как форма, переставшая соответствовать изменившемуся содержанию, тормозит его дальнейшее развитие.[3]

 

В понятие «форма государства» включаются все особенности внутренней организации государства — такие, как порядок образования и структура органов государственной власти, специфика их территориальной обособленности, характер межведомственных взаимоотношений и отношений государственных органов с населением и др. Кроме того, категория «форма государства» подразумевает под собой особенность методов, которые используются государственными органами для осуществления управленческой деятельности. [2]

Наиболее полное представление  о понятии «форма государства» можно  получить только при совокупном изучении трех составляющих указанного выше понятия. Итак, форма государства подразумевает  под собой следующие три элемента:

  1. форма правления. Особый порядок образования и организации высших органов государственной власти и управления, распределение компетенции между ними (монархия и республика);
  2. форма государственного устройства. Способ территориального устройства, определенный порядок взаимоотношений центральной, региональной и местной властей (унитарное, федерация, конфедерация);
  3. государственно-правовой режим. Методы и приемы осуществления государственной (политической) власти  (демократический и антидемократический.[1]

Под формой правления государства понимается порядок образования и организации высших органов государственной власти, принципы их взаимоотношений друг с другом и с населением. Таким образом, категория «форма правления» наглядно показывает, кто и каким образом правит в государстве. Все государства, основываясь на критерии формы правления, можно разделить на два основных вида: 1) монархии, 2) республики. В свою очередь, монархии подразделяются на абсолютные и ограниченные, а республики — на парламентские, президентские и смешанные.[2]

Монархия — это такая форма правления, при которой вся полнота государственной власти принадлежит лишь одному человеку — главному лицу государства. Титул этого лица в различных странах может называться по-разному: монарх, царь, король, шах, император, султан и др. Однако в любом случае данное лицо одновременно выполняет функции и главы государства в целом, и главы законодательной и во многом исполнительной власти.

Как указывалось выше, монархии различаются на ограниченные и абсолютные. Как правило, при ограниченной монархии безусловная власть монарха ограничивается силой Конституции (Основного закона страны) — конституционная монархия либо силами парламента (Законодательного органа) — парламентская монархия. Абсолютная же монархия не предполагает никаких ограничений власти монарха, правление которого является полностью единоличным.[1]

Республика как форма правления в мировой истории является более распространенным явлением, нежели монархия. Республикой называется форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок - парламентом, президентом. Наряду с ними существует независимое правосудие и муниципальное самоуправление.

Республики, как правило, бывают парламентскими или президентскими, однако существует и промежуточный вариант — смешанная республика. В классической парламентской республике правительство формируется политическими партиями, которые обладают большинством (меньшинством) в парламенте. Такое правительство несет политическую ответственность только перед парламентом, который в свою очередь может объявить правительству вотум недоверия.

В классической президентской республике президент одновременно является и главой государства в целом, и главой исполнительной власти. При такой форме правления именно президент назначает всех министров, т. е. формирует правительство, которое является подотчетным перед президентом. Парламент не имеет права отправить в отставку как правительство в целом, так и какого-либо министра в отдельности.[1]

При смешанной республике устраняются некоторые негативные явления классических форм республиканского правления. Так, например, в парламентской республике парламент состоит из многочисленных противоборствующих сил, которые редко могут достигнуть парламентского единогласия, а вследствие этого государство часто испытывает политические кризисы и отставки. Президентская же республика несколько тяготеет к авторитаризму со стороны президента.[5]

Под формой государственного устройства понимается территориальная структура  государства, соотношение между  государством в целом и его  составными частями — территориальными государственными единицами. По форме  государственного устройства все государства  подразделяются на три вида:

  1. унитарное - это государство, которое в своем составе не имеют каких-либо других государств либо государственных образований. На территории унитарного государства, как правило, создаются лишь административно-территориальные единицы: области, округа, районы и др.
  2. федеративное - это государство, которое состоит из нескольких субъектов, объединившихся для решения общих задач. При этом субъекты образуются либо по национальному, либо по территориальному принципу, либо по национально-территориальному принципу.
  3. Конфедеративное - это такая форма объединения государств, которая сочетает в себе признаки международно-правовой и внутригосударственной организации. Обычно в конфедерацию объединяются государства, которые имеют общие цели в решении внешнеполитических либо внутриполитических задач. Такие государства сохраняют свои собственные государственные суверенитеты и создают общие конфедеративные органы управления. Следует отметить, что современный мир не знает таких объединений государств, как конфедерация.[2]

И, наконец, под государственно-правовым режимом понимается система средств и способов, с помощью которых осуществляется государственная власть. В свою очередь, по виду средств и методов государственного властвования все государственно-правовые режимы разделяют на две группы: демократические и авторитарные.

Демократический режим - политический режим, при котором единственным источником власти признаётся народ, власть осуществляется по воле и в интересах народа. Демократические режимы складываются в правовых государствах.

Демократический государственно-правовой режим в свою очередь подразделяется на следующие виды:

  • по форме правления: президентский и парламентский;
  • по уровню развития демократии: либерально-демократический и гуманистический

Авторитарный режим - это власть одного человека или группы людей. Политический режим, сохраняющий монополию на власть и контроль за политической жизнью государства, но не претендующий на тоталитарный контроль над обществом. При авторитарном режиме существенно ограничены демократические свободы граждан, запрещены оппозиционные партии и движения, оппозиционная пресса, запрещены профсоюзы и т.п.

В свою очередь авторитарный государственно-правовой режим подразделяется на следующие  виды:

  • деспотический режим — хотя деспот и приходит к власти законными способами, но власть носит поработительный характер. Однако жестокость деспота обрушивается, прежде всего, на его ближайшее окружение;
  • тиранический режим — тиран приходит к государственной власти захватническим методом, и жестокость тирана обрушивается на все население страны;
  • конституционно-авторитарный режим — ограничения демократических прав и свобод получают законодательное закрепление в Конституции (Основном законе страны). Однако Конституция формально провозглашает даже ограниченные демократические права и свободы граждан. При этом всячески запрещается либо ограничивается деятельность оппозиционных, по отношению к правительству политических партий. Нарушается принцип разделения властей, исполнительная власть вмешивается в законотворчество и в судебную деятельность;
  • тоталитарный режим — в государстве существует одна-единственная официальная идеология, сформированная правящей партией. При этом правящая партия является практически единственной и сращивается с государственным аппаратом. Под контролем и при поддержке государства ведется активное общественно-политическое движение. В управлении происходит абсолютная централизация власти: и исполнительная, и законодательная ветви власти полностью концентрируются в руках единоличного органа, который ведет контроль за всеми сферами общественной жизни. Исполнительная власть носит бюрократический характер, ущемляет население в демократических правах и свободах. Происходит милитаризация экономики.[4]

 

 

  1. ПРЕЗИДЕНТСКАЯ И ПАРЛАМЕНТАРНАЯ РЕСПУБЛИКИ

 

Республика – форма  правления, в соответствии с которой  высшая власть в государстве принадлежит выборным органам – парламенту, президенту; они осуществляют контроль над правительством, существует независимое правосудие, муниципальное самоуправление.

Республика — форма  правления, при которой главой государства  является президент, избираемый на определенный срок из числа граждан, обладающих необходимыми «квалификациями» (определенный возраст, рождение в данной стране от граждан  этого государства, обладание полными  гражданскими и политическими правами  и др.).[5]

 

      1. Президентская республика

   Президентская республика характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов, соединением в его руках полномочий главы государства и главы правительства. Её также называют дуалистической республикой, подчеркивая, тем самым, факт сосредоточения сильной исполнительной власти в руках президента, а законодательной — в руках парламента. Президент, как правило, избирается независимо от парламента.

Внепарламентский метод формирования правительства, то есть его формирует президент. Президент является и формально и юридически главой правительства (пост премьер-министра отсутствует как, например, в США), или он назначает главу правительства. Правительство несёт ответственность только перед президентом, а не перед парламентом, так как только президент может отправить его в отставку,  
в целом, при такой форме правления президент обладает гораздо большими полномочиями по сравнению с парламентарной республикой (является главой исполнительной власти, утверждает законы путём подписания, имеет право отправить правительство в отставку), но в президентской республике президент, как правило, лишён права роспуска парламента, а парламент лишён права выразить недоверие правительству. [2]

Достоинства президентской  республики:

По мнению Морозова Л.А. к  числу достоинств президентской республики обычно относят ее стабильность и большую эффективность, так как президент, обладая широкими полномочиями, во многом определяет политику государства, а управленческое воздействие более целенаправленно, поскольку исходит из центра.

Недостатки президентской  республики:

По мнению Морозова Л.А. основной  недостаток президентской республики - чрезмерная концентрация власти в руках одного лица - президента. Отсюда возможность злоупотребления ею, что нередко приводит к культу личности и трансформации президентской республики в суперпрезидентскую, когда представительные органы практически утрачивают свое значение. [6]

Информация о работе Форма государства и ее элементы