Форма государства и ее элементы

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 21:26, контрольная работа

Описание работы

От того, какие задачи решает государство, его аппарат управления, зависит положение людей. Сущность государства проявляется в его форме. В работе рассмотрены президентская и парламентарная республики

Содержание

Форма государства и ее элементы
Президентская и парламентская республики
Президентская республика
Парламентарная республика
Монархия и ее виды
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

ТГП.docx

— 38.48 Кб (Скачать)

 

      1. Парламентарная республика

 

Парламентская (парламентарная) республика характеризуется провозглашением  принципа верховенства парламента, перед  которым правительство несёт  всю полноту ответственности  за свою деятельность. 
 
        В такой республике правительство формируется парламентским путём из числа депутатов партий, обладающих большинством голосов в парламенте. Оно остаётся у власти до тех пор, пока располагает поддержкой парламентского большинства. В случае утраты доверия большинства парламента правительство либо уходит в отставку, либо добивается через главу государства роспуска парламента и назначения новых выборов. Такая форма правления существует в странах, отличающихся развитой, в значительной мере саморегулируемой экономикой (Италия, Финляндия, Турция, Германия, Греция, Израиль). Выборы при такой системе демократии обычно проводятся по партийным спискам, то есть избиратели голосуют не за кандидата, а за партию.[1] 
 
         Главной функцией парламента, помимо законодательной, является контроль за правительством. Кроме того, парламент обладает важными финансовыми полномочиями, поскольку он разрабатывает и принимает бюджет государства, определяет пути социально-экономического развития страны, решает основные вопросы внутренней, внешней и оборонной политики государства. 
 
          Глава государства в таких республиках, как правило, избирается парламентом или специально образуемой более широкой коллегией, включающей наряду с членами парламента представителей субъектов федерации или представительных региональных органов самоуправления. Это и является главным видом контроля парламента за исполнительной властью. 
 
          В Италии, например, президент республики избирается членами обеих палат на их совместном заседании, но при этом в выборах участвует по три представителя от каждой области, избранных областными советами. В Федеративной Республике Германия президент избирается Федеральным собранием, состоящим из членов Бундестага и такого же числа лиц, выбираемых ландтагами земель на началах пропорционального представительства. В парламентских республиках выборы могут быть также и всеобщими, например, в Австрии, где президент избирается населением сроком на 6 лет. 
 
          При этой форме государственного правления говорят о «слабом» президенте. Обширные полномочия, которыми, порой, конституция наделяет президента парламентарной республики, осуществляются, как правило, правительством, которое в лице своего главы или министра контрассигнует акты президента.[3]

Достоинства парламентской  республики:

По мнению Морозова Л.А. парламентарная республика считается более демократической, так как правительство формируется  коллегиальным органом - парламентом, а не одним лицом, как в президентской  республике. Поэтому здесь отсутствуют  объективные предпосылки для  сосредоточения власти в одних руках.

Недостатки парламентской  республики:

По мнению Морозова Л.А., основной недостаток парламентарной республики состоит в том, что при многопартийной системе возможны частые правительственные  кризисы. Примером может служить  Италия, где вплоть до 90-х г., правительство  менялось почти ежегодно.[6]

С формальной юридической точки зрения, в России - полупрезидентская республика, в которой помимо должности президента имеются парламент (Федеральное Собрание) и правительство. В реальности существующая модель государственного управления ближе к президентской республике. В то же время Конституция России допускает возможность изменения формы государственного управления в сторону парламентской республики. Например, Президент России вправе формировать правительство страны из состава парламентского большинства. На данном этапе такая тенденция просматривается.[2]

 

 

  1. МОНАРХИЯ И ЕЕ ВИДЫ

 

Термин "монархия" греческого происхождения ("монос" - один, "архе" - власть) и означает единовластие, единодержавие. Монархией можно назвать такое государство, где верховная власть наследуется на всю жизнь одним лицом, пользующимся ею по собственному усмотрению. Лицо, имеющее титул монарха, принадлежит роду или "царствующему дому" и является свободным от какой-либо ответственности за свои действия. 

Монархия (классическая) характеризуется  тем, что власть главы государства  — монарха передается по наследству и не считается производной от какой-либо другой власти, органа или  избирателей. Есть несколько разновидностей монархической формы правления: абсолютная монархия — характеризуется  всевластием главы государства  и отсутствием конституционного строя; конституционная монархия —  предполагает ограничения полномочий главы государства более или  менее развитыми чертами конституционного строя. В зависимости от степени  ограничения власти главы государства, различают: дуалистическую и парламентарную конституционные монархии. [4]

Дуалистическая монархия - форма правления, при которой  монарх сохраняет всю полноту  контроля над исполнительной властью (в частности, назначает министров, ответственных перед ним). Дуалистическая монархия явилась исторически переходной формой от абсолютной монархии к конституционной и предполагает наличие конституции. Законы принимает только парламент, а управлением ведает монарх: он назначает министров, которые несут ответственность только перед ним. Правительство несет формально двойную ответственность перед монархом и парламентом, но реально подчиняется, как правило, воле монарха. При этом, несмотря на то, что власть монарха ограничена конституцией, монарх и формально (т.е. в силу конституционных норм) и еще больше фактически (в силу традиций), сохраняет обширные властные полномочия, что ставит его в центр всей политической системы государства.

При дуалистической монархии монарх пользуется правом абсолютного  вето, то есть без его утверждения  закон в силу не вступает. Кроме  того, монарх обычно может издавать чрезвычайные указы, имеющие силу закона и даже более высокую, а главное, может распускать парламент, заменяя  фактически дуалистическую монархию абсолютной.[3]

Парламентская монархия –  та, при которой монарх лишь номинально является главой исполнительной власти и ограничен в правах. В частности, назначаемые им министры зависят  от вотума доверия парламента. Власть монарха не распространяется на сферу законодательства и значительно ограничена в управлении. Законы принимаются парламентом, право «вето» фактически (в ряде стран и формально) монарх не осуществляет. Правительство формируется на основе парламентского большинства и несет ответственность перед парламентом. Фактическое управление страной осуществляет правительство. Любой акт монарха требует утверждения глава правительства или соответствующего министра.

Парламентская (парламентарная) конституционная монархия характеризуется  тем, что монарх фактически лишен  реальных властных полномочий и выполняет  только представительские функции. В политической системе государств с такой формой правления действует  принцип: «монарх царствует, но не правит». Реальные властные полномочия принадлежат  высшему представительному и  законодательному органу страны —  парламенту, которому подчиняется правительство, руководимое лидером парламентского большинства. Наиболее яркий пример такой формы правления — Англия с конца XVII в. (после Славной революции 1688–1689 гг.). Естественно возникает  вопрос, а зачем вообще нужен монарх в государствах с подобной формой правления? Ответ видится в следующем.

Во-первых, монарх воспринимается как символ государства, залог стабильности и преемственности исторических традиций. Во-вторых, в таких государствах фигура монарха играет роль третейского  арбитра в возможных столкновениях  ветвей государственной власти и  различных общественно-политических сил. Главная его задача — сохранить  баланс и равновесие внутри политической системы государства.[4]

Число монархий в современном мире, несомненно, значительно сократилось  по сравнению с тем, что имело  место еще два-три столетия назад, не говоря уже о древности и  средневековье. Но и сегодня эта  форма государственного правления  не является редким исключением. Около  четырех десятков стран мира являются монархиями, за последнее время серьезно оживились силы, выступающие за возврат к монархической форме правления, но они не смогли привлечь на свою сторону большинство населения.

Конечно, монархия монархии рознь. В  одних странах она играет достаточно серьезную политическую роль, в других — очень малую, часто номинальную. Это находит свое отражение и  в тех разновидностях монархической  формы правления, о которых речь ниже. Но и при этом можно выделить то общее, что присуще любой разновидности монархии.[1]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Комаров С.А. Общая теория государства и права: Курс лекций. СПб. 2004. –512 с.
  2. Теория государства и права / Под ред. В.К. Бабаева. М. 1999. – 592 с.
  3. Теория государства и права: Учебник / Под ред. М.Н. Марченко. М. 2004. –800 с.
  4. http://www.webarhimed.ru/page-71.html
  5. http://ifldgpu.narod.ru/tgp14.htm
  6. http://gostgp.narod.ru/10.html

 


Информация о работе Форма государства и ее элементы