Форма государства и ее правовое закрепление на примере Российской Федерации

Автор: t*****************@yandex.ru, 27 Ноября 2011 в 17:04, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - изучение и анализ форм государственного устройства.
Задача курсовой работы являются:
Исследование понятия и классификации форм государственного устройства.
Объектом исследования являются формы государственного устройства.
Предмет исследования - функционирование формы государственного устройства в России.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа ТГП.doc

— 183.00 Кб (Скачать)

 Федерации  делятся на два вида: национально-государственные  и административно-территориальные.            

 В  основе национально-государственной  федерации лежат национальные  факторы и поэтому она имеет  место в многонациональном государстве. Для такой  

федерации характерными являются республики, входящие в федерацию, автономные формы государственности и т.д., могут иметь место и культурные автономии.           

     В основу административно-территориальной  федерации, как правило, положены экономические, географические, транспортные и иные территориальные факторы. Большую роль играют исторические традиции, языковые, иные культурные факторы.

     Основное  различие между территориальной  и национальной федерацией состоит  в различной степени суверенности их субъектов. Центральная власть в территориальных федерациях обладает верховенством по отношению к высшим государственным органам членов федерации. Национальное государство ограничивается суверенитетом национальных государственных образований. Общенациональная государственная власть осуществляет лишь координацию интересов субъектов федерации, обеспечивая их наиболее оптимальную внутреннюю и внешнюю деятельность. Субъекты национальной федерации в сфере международных отношений могут устанавливать дипломатические отношения с любым государством мирового сообщества, заключать политические, экономические и др. договоры. Национальный признак придает федерации такие особенности, которые не могут быть присущи территориальному федеральному государственному устройству.

     Конфедеративная форма государственного устройства - это объединение государств, как правило, на договорной основе, для достижения определенных целей (экономических, военных, политических, социальных и др.), позволяющая создать наиболее благоприятные условия для деятельности этих государств. Эти цели могут носить как временный, так и постоянный характер. Так, страны Европейского экономического сообщества в своем общении преследуют, прежде всего, экономические цели, причем эти цели относятся к разряду постоянных: обеспечение наиболее благоприятных условий для движения товаров, перелива капитала, денежного обращения и т.д. Конфедерация в отличие от федерации - это, как  
 

правило, союз государств, но вместе с тем  представляющий некое государственное образование, объединение.      

 Для  достижения поставленных целей  в конфедерации создаются необходимые органы управления. Финансовые средства, требуемые для ведения общих дел, объединяются добровольно. Размер их устанавливается по соглашению.

     Федеративное  устройство в России закреплено в Конституции РФ гл.3.

     Россия - государство с федеративным устройством. В составе Российской Федерации 83 равноправных субъекта, в том числе 21 республика, 9 краёв, 46 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область, 4 автономных округа.

     Система органов государственной власти субъектов Федерации определяется общими принципами, устанавливаемыми Федерацией. В каждом регионе имеется законодательный (представительный) орган (парламент, законодательное собрание) и исполнительный орган (правительство). Во многих существует также должность высшего должностного лица (президент, губернатор), которые наделяются полномочиями законодательными органами власти субъекта РФ по представлению Президента и могут занимать свой пост неограниченное число раз.

     Россия  также подразделяется на 8 федеральных округов, в каждом из них работает полномочный представитель президента.

     Субъекты  Федерации имеют своё административно-территориальное деление. Как правило, основными единицами в составе субъекта являются районы и города республиканского (областного, краевого) значения. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава IV. Государственный (политический) режим:

     общая характеристика 

     Политический  режим является наиболее важным, динамичным, и относительно автономным элементом формы государства. Это выражается в его способности определять характер и способы взаимодействия власти, общества и личности и изменять форму правления и форму государственного устройства.

     Политический  режим - это система методов, способов и средств осуществления политической власти, отражающая состояние прав и свобод, отношение органов государственной власти к правовым основам своей деятельности.

     Основными признаками политического режима являются:

  • степень участия населения в механизмах формирования политической власти;
  • избирательная система, т.е. правила, с помощью которых происходит избирание кандидатов в высшие органы власти;
  • принцип легитимности органов государственной власти;
  • способы принятия политических решений;
  • соотношение прав и свобод личности;
  • степень верховенства закона во всех сферах жизни общества;
  • характер правового регулирования в отношении граждан и должностных лиц;
  • принцип взаимоотношения общества и власти;
  • место и роль заинтересованных групп в политической системе общества;
  • политическое и юридическое положение и роль в обществе государственных силовых структур.

     В зависимости от степени социальной свободы индивида, гарантированности ее прав и свобод, характера взаимоотношения государства и общества различают три типа режимов: тоталитарный, авторитарный, демократический.

      Тоталитаризм  – это режим полного контроля со стороны государства над всеми сферами жизни общества и каждым человеком посредствам вооруженного насилия. 
 

     Для тоталитарного режима характерны  следующие признаки:

  • полное поглощение государства всего общества и конкретного человека;
  • крайняя степень централизации власти в руках вождя, опирающегося на властную партию;
  • формирование государственной власти бюрократическим закрытым способом и недопустимость ее для контроля со стороны общества;
  • господство единой массовой партии;
  • отрицание естественных прав человека, признание только дарованного государством прав, которые носят декларативный, формальный характер;
  • монополия власти на информацию, полный контроль за средствами массовой информации;
  • мощный военно-промышленный комплекс, многочисленная армия как основная опора режима.

      Авторитарный  режим - это такой тип режима, основу которого составляет диктатура одного конкретного лица или группы.

      К общим чертам авторитарного политического режима относятся следующие:

  • отчуждение народа от реальных рычагов власти;
  • сосредоточение определенных властных полномочий в руках одного человека;
  • основные методы государственного управления – командные, административные; практически не применяются массовые репрессии, отсутствует террор;
  • монополизация политики, означающая запрет политической оппозиции, политических партий, общественных организаций и других субъектов политики;
  • права и свободы человека и гражданина провозглашается, но реально не обеспечиваются. Основные гражданские права режим подавляет;
  • силовые структуры находятся вне контроля со стороны общества и используются в сугубо политических целях.

    Демократия  - народовластие, власть народа.  
     

      Демократия  представляет собой самый сложный тип политического режима, который обладает следующими признаками:

  • источником власти является народ;
  • решения принимаются большинством с учетом мнения меньшинства: народ имеет право влиять на выработку политических решений;
  • политическая власть носит легитимный характер и осуществляется в соответствии с принятыми законами;
  • действует принцип «разрешено всё, что не запрещено законом»;
  • признание и реальное осуществление принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;
  • доминируют методы убеждения, согласования, компромисса; силовые методы используются в исключительных случаях;
  • силовые структуры находятся под демократическим контролем общества;
  • высокая степень реализации и гарантированности прав человека;
  • институциональный и политический плюрализм, предполагающий деятельность разнообразных правовых институтов, соревновательность политических партий, движений, массовых объединений, групп по интересам.

       Государственный режим - совокупность средств, способов и методов осуществление государственной власти.

     Государственный режим подразделяется на два типа в зависимости от соотношения в способе правления методов и средств демократии и диктатуры: автократические и демократические.

     Разновидностями автократического государственного режима были:

  • деспотический режим;
  • диктаторский режим;
  • тиранический режим.
 
 
 
 
 

     Заключение 

     История существования государства свидетельствует  о том, что во все века разные государства отличались друг от друга внутренним строением (структурой), т. е. способом территориального деления (административно территориальные единицы, автономные политические образования, государственные образования, обладающие суверенитетом), а также степенью централизации государственной власти (централизованные, децентрализованные, организованные по принципу демократического централизма). Данный феномен обозначается термином «форма государственного устройства», под которой понимается территориальная организация государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями.

     При всем многообразии форм государственного устройства двумя основными среди них являются унитарная и федеративная. Третья форма государственного устройства - конфедерация, но она встречается намного реже по сравнению с двумя первыми.

     В данной работе было выявлено различие между «государственным режимом» и «политический режимом». Понятие «политический режим» шире по своему объему, чем государственный. Оно включает в себя средства, способы и методы как государственного, так и негосударственного воздействия на общество, вбирает не только государственные, но и многообразные иные, негосударственные, общественные формы политической жизни.

     В отличие от политического, государственный режим представляет совокупность средств и методов реализации государственной власти только с помощью государственного механизма.

     В курсовой работе дана характеристика государственно-политическому устройству Российской Федерации, которое определяется в Конституции РФ принятой на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года. 
 
 

Информация о работе Форма государства и ее правовое закрепление на примере Российской Федерации