Форма государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 11:38, курсовая работа

Описание работы

Государство является очень сложным социальным институтом, поэтому для его постижения особое место в отечественной теории государства и права выделяют изучению формы государства. Научное исследование различных аспектов формы государственности имеет важное теоретическое и практическое значение

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 4
ГЛАВА 1.ФОРМА ГОСУДАРСТВА. 6
ГЛАВА 2.ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ. 8
2.1. Монархия 8
2.2.Республика 12
ГЛАВА 3.ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА. 19
3.1.Унитарное государство 20
3.2.Федерация 21
3.3.Конфедерация 23
3.4.Межгосударственные объединения 23
ГЛАВА 4.ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕЖИМА. 27
4.1. Антидемократические режимы 28
4.2.Демократический режим 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 34

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 67.34 Кб (Скачать)

     Если  основными формальными признаками абсолютной монархии считать отсутствие конституции и парламента, то в  настоящее время таких монархий нет: в последней из них – султанате  Оман в 1996 году монарх даровал конституцию.

     Остающиеся  по сути своей абсолютными, монархии теперь прикрыты наличием конституции  или парламента. Сущность абсолютизма  следует даже из конституционных  норм некоторых государств. Например, монарх может приостановить действие конституции на неопределенное время (Бахрейн), может отменить ее действие (Свазиленд).

     Разновидностью  абсолютной монархии является теократическая монархия, в которой глава государства одновременно представляет и светскую и религиозную власть (Султан Брунея). Связь органов государства с населением, во-первых, определяются религиозными догмами и волей монарха. Во-вторых, они основываются на верности монарху. В-третьих, они, по существу, односторонни. В-четвертых, назначаемые местные органы государства состоят из членов королевской семьи (губернаторы).

             Конституционная монархия представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха реально ограничена представительным органом. Обычно это ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом. Монарх же не вправе изменить конституцию. Конституционная монархия бывает двух видов:

    1. Парламентарная;
    2. Дуалистическая.

       Парламентарная монархия характеризуется следующими основными признаками:

  1. правительство формируется из представителей определенной партии (или партий), получивших большинство голосов на выборах в парламент;
  2. лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мест, становится главой исполнительной власти;
  3. в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически отсутствует, она является символической;
  4. законодательные акты принимаются парламентом и формально утверждаются монархом;
  5. правительство согласно конституции несет ответственность не  перед монархом, а перед парламентом;
  6. функции монарха носят церемониальный характер.

       Примерами такой монархии можно считать - Великобританию, Бельгию, Данию и др.

       Дуалистическая  монархия – это переходная форма правления от абсолютной к парламентарной монархии. Основная отличительная черта дуалистической монархии состоит в том, что монарх напрямую возглавляет исполнительную власть, т.е. правительство государства. Для дуалистической монархии характерны следующие признаки:

    1. монарх выполняет функции реального главы государства;
    2. наряду с монархом существуют и иные высшие органы государственной власти (парламент и правительство);
    3. некоторые члены парламента назначаются монархом;
    4. члены правительства назначаются монархом, и правительство несет ответственность лично перед ним.

    На  сегодняшний день дуалистической монархией  является Бутан.

       Такова  характеристика основных разновидностей монархической формы государственного правления.

       2.2.Республика

 

       Республика (от лат. res publica – общественное дело) - это такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.

       Общими  признаками республиканской формы  правления являются:

  1. существование единоличного и коллегиального главы государства;
  2. выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти;
  3. осуществление государственной власти не по собственному праву, а по поручению народа;
  4. юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;
  5. обязательность решений верховной государственной власти для всех других государственных органов;
  6. преимущественная защита интересов граждан государства, взаимная ответственность личности и государства.

       Республиканская форма правления в окончательном  виде сформировалась в Афинском государстве. По мере развития общественной жизни  она видоизменялась, приобретала  новые черты, все больше наполнялась  демократическим содержанием.

       Принято выделять следующие виды республик:

    1. Парламентская республика;
    2. Президентская республика;
    3. Смешанная республика;
    4. Социалистическая республика.

       Парламентская республика - разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная власть в организации государственной жизни принадлежит парламенту.

       Признаки  парламентарной республики:

    1. верховная власть принадлежит парламенту;
    2. президент избирается парламентом или специальной коллегией, образуемой парламентом;
    3. правительство формируется только парламентским путем, при этом главой правительства является не президент, а лидер правящей партии или партийной коалиции;
    4. объявление парламентом вотума недоверия правительству означает, что правительство должно уйти в отставку.

       В такой республике правительство  формируется парламентским путем  из числа депутатов, принадлежащих  к тем партиям, которые располагают  большинством голосов в парламенте. Правительство несет коллективу ответственность перед парламентом  в своей деятельности. Оно остается до тех пор у власти, пока в  парламенте они обладают большинством. В случае утраты доверия большинство членов парламента правительство либо уходит в отставку, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных парламентских выборов.

       Как правило, глава государства в  подобных республиках избирается парламентом  либо специально образуемой парламентской  коллегией. Назначение парламентом  главы государства является главным  видом парламентского контроля над  исполнительной властью. Процедура  избрания главы государства в  современных парламентарных республиках  неодинакова. В Италии, например, президент  республики избирается членами обеих  палат на их совместном заседании, но при этом в выборах участвуют  по три депутата из каждой области, избранных областным советом. В  федеративных государствах участие  парламента в избрании главы государства, также разделяется с представителями  членов федерации. Так в Германии президент избирается федеральным собранием, состоящим из членов бундестага, и такого же числа лиц, выбираемых ландтагами земель на началах пропорционального представительства. Выборы главы государства в парламентарной республике могут осуществляться и на основе всеобщего избирательного права, что характерно для Австрии, где президент избирается сроком на шесть лет.

       Глава государства в парламентарной республике обладает полномочиями: обнародует законы, издает декреты, назначает главу  правительства, является верховным  главнокомандующим вооруженными силами и т.д.

       Глава правительства (премьер - министр, председатель совета министров, канцлер) назначается, как правило, президентом. Он формирует возглавляемое им правительство, которое осуществляет исполнительную верховную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом. Наиболее существенной чертой парламентарной республики является то, что любое правительство лишь тогда правомочно осуществлять управление государством, когда оно пользуется доверием парламента.

       Главной функцией парламента является законодательная  деятельность и контроль за исполнительной властью. Парламент обладает важными  финансовыми полномочиями, поскольку  он разрабатывает и принимает  государственный бюджет, определяет перспективы развития социально-экономического развития страны, решает основные вопросы  внешней, в том числе оборонной  политики. Парламентарная форма республиканского правления представляет собой такую  структуру высших органов государственной  власти, которая реально обеспечивает демократизм общественной жизни, свободу  личности, создает справедливые условия  человеческого общежития, основанные на началах правовой законности..

      На  выбор правления оказывает влияние  ряд факторов, но определяющими здесь должны быть долговременные интересы стабильности государства, а не сиюминутные политические проблемы и та или иная расстановка сил. Достоинством парламентарной республики является единство высших эшелонов исполнительной власти, поскольку глава исполнительной власти (премьер-министр) и его кабинет назначаются и контролируются парламентом, точнее, парламентским большинством. До тех пор пока правительство располагает поддержкой большинства законодателей, оно выполняет свои функции, не исключая и представления законопроектов. С потерей парламентского большинства правительство уходит в отставку. При всех существующих вариациях в парламентских республиках президент играет незначительную роль; исполнительная власть является, по сути, продолжением законодательной, и тем самым возможный конфликт между двумя ветвями власти сводится к минимуму.

      Недостатки  парламентарной республики сводятся, во-первых, к крайней фрагментарности  партийной системы, которая обрекает парламентскую коалицию на аналогичную  фрагментарность, а правительство  на неустойчивость. При неразвитости партийной системы даже экстремистские (малочисленные) партии могут оказаться частью парламентской коалиции большинства. Это может стать не менее пагубным, чем тупик во взаимоотношениях исполнительной и законодательной властей.

      Во-вторых, вполне реальной может оказаться  угроза тирании, которую в состоянии  создать простое парламентское  большинство, т.е. эффективность и  стабильность парламентских форм правления зависят от характера политических партий, соревнующихся за места в парламенте. Судьба же партий и структура партийной системы в немалой степени определяются способом избрания законодателей, т.е. мажоритарной или пропорциональной системами.

      К парламентарным республикам можно  отнести ФРГ, Италию (по конституции 1947 г.), Австрию, Швейцарию, Исландию, Индию  и др.

      Президентская республика - одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства.

       Наиболее  характерные черты президентской  республики:

    1. внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства;
    2. ответственность правительства перед президентом, а не перед парламентом;
    3. более широкие, чем в парламентарной республике, полномочия главы государства, президент является главой государства и главой правительства.

       Классической  президентской республикой являются Соединенные Штаты Америки. В  соответствии с конституцией США, в  основе которой лежит принцип  разделения властей, четко определено, что законодательная власть принадлежит  парламенту, исполнительная -президенту, судебная - Верховному суду. Президент  США избирается населением страны путем  косвенного голосования (выборов) - через  коллегию выборщиков. Количество выборщиков должно соответствовать числу представителей каждого штата в парламенте (конгрессе). Правительство формируется победившим на выборах президентом, из лиц принадлежащих  к его партии.

       Президентская форма правления в различных  странах имеет свои особенности. Во Франции президент избирается всеобщим голосованием. Избранным считается  кандидат, получивший абсолютное количество голосов. Такой же порядок избрания президента установлен в России в 1991 г.

       Характерным для всех президентских республик, несмотря на их разнообразие, является то, что президент либо совмещает  полномочия главы государства и  главы правительства в одном лице, либо непосредственно назначает главу правительства и участвует в формировании кабинета или совета министров (Франция, Индия). Президент наделяется и другими важными полномочиями: как, правило, он имеет право роспуска парламента, является верховным главнокомандующим, объявляет чрезвычайное положение, утверждает законы путем их подписания, нередко представительствует в правительстве, назначает членов Верховного суда.

Информация о работе Форма государства