Форма государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 19:47, реферат

Описание работы

Типология государств тесно связана с понятием формы государства. Особенности каждого конкретного типа государства устанавливаются на основе анализа его организационного устройства, методов осуществления государственной власти.

Содержание

1. Форма государства



2. Формы правления

2.1 Монархия

2.2 Республика

3. Формы государственного устройства

3.1 Унитарное

3.2 Федеративное

3.3 Конфедеративное

4. Формы государственного режима

4.1 Антидемократический

4.2 Демократический

5. Причины и особенности изменения форм государственного и

политического режима

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ.DOC

— 91.50 Кб (Скачать)

                      -   осуществление государственной  власти не по своему 

                          велению, а по поручению народа;

                      -   юридическая ответственность  главы государства в 

                          случаях, предусмотренных законом;

                      -   обязательность решений  верховной государственной 

                          власти. 

       Республиканская форма правления  в окончательном виде сформи-ровалась  в Афинском государстве. По мере развития общественной жизни она видоизменялась, приобретала новые черты, все больше наполнялась демократическим содержанием.

   Насчитывается несколько основных  разновидностей республи-канского  правления. В свою очередь они  делятся по форме государственного устройства на :

                                                           -  парламентарные

                                                           -  президентские 

     Парламентская республика  -  разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту.

    В такой республике правительство  формируется парламентским путем  из числа депутатов, принадлежащих  к тем партиям, которые располагают  большинством голосов в парламенте. Правительство несет коллективную ответственность перед парламентом о своей деятельности. Оно остается до тех пор у власти, пока в парламенте они обладают большинством. В случае утраты доверия большинство членов парламента правительство либо уходит в отставку, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных парламентских выборов.

       Как правило, глава государства  в подобных республиках избира-ется  парламентом либо специально  образуемой парламентской коллегией. Назначение парламентом главы государства является главным видом парламентского контроля над исполнительной властью. Процедура избрания главы государства в современных парламентарных республиках неодинакова. В Италии например президент республики избирается членами обеих палат на их совместном заседании, но при этом в выборах участвуют по три депутата из каждой области, избранных областным советом. В федеративных государствах участие парламента в избрании главы государства, также разделяется с представителями членов федерации. Так в Германии президент избирается федеральным собранием, состоящим из членом бундестага, и такого же числа лиц, выбираемых ландагами земель на началах пропорционального представительства. Выборы главы государства в парламентарной республике могут осуществляться и на основе всеобщего избирательного права, что характерно для Австрии, где президент избирается сроком на шесть лет.

         Глава государства в парламентарной  республике обладает полно-мочиями  : обнародует законы, издает декреты, назначает главу правительства, является верховным главнокомандующим вооруженными силами и т.д.

       Глава правительства (премьер-министр,  председатель совета мини-стра, канцлер)  назначается, как правило, президентом.  Он формирует возглавляемое им правительство, которое осуществляет верховную

исполнительную  власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом. Наиболее существенной чертой парламентарной республики является то, что любое правительство лишь тогда правомочно осуществлять управление государством, когда оно пользуется доверием парламента.

       Главной функцией парламента  является законодательная деятель-ность  и контроль за исполнительной  властью. Парламент обладает важными  финансовыми полномочиями, поскольку он разрабатывает и принимает государственный бюджет, определяет перспективы развития социально-экономического развития страны, решает основные вопросы внешней, в том числе оборонной политики. Парламентарная форма республиканского правления представляет собой такую структуру  высших органов государственной власти, которая реально обеспечивает демократизм общественной жизни, свободу личности, создает справедливые условия человеческого общежития, основанное на началах правовой законности. К парламентарным республикам можно отнести ФРГ, Италию (по конституции 1947 годка), Австрию, Швейцарию, Исландию, Ирландию, Индию и др. 

Президентская республика -  одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства. 

       Наиболее характерные черты президентской  республики :

 

                         -   внепарламентский метод  избрания президента и фор-

                              мирования правительства;

                         -   ответственность правительства  перед президентом, а не 

                             перед парламентом;

                         -   более широкие, чем в  парламентарной республике,

                             полномочия главы государства. 

       Классической президентской республикой  являются Соединенные Штаты Америки.  В соответствии с конституцией  США, в основе которой лежит  принцип разделения властей, четко  определено, что законодательная  власть принадлежит парламенту, исполнительная - президенту,  судебная  - Верховному суду. Президент США избирается

населением  страны путем косвенного голосования (выборов)  -  через коллегию выборщиков. Количество выборщиков должно соответствовать  числу представителей каждого штата в парламенте (конгрессе). Правительство формируется победившим на выборах президентом, из лиц принадлежащих к его партии.

       Президентская форма правления  в различных странах имеет  свои особенности. Во Франции  президент избирается всеобщим  голосованием. Избранным считается кандидат, получивший абсолютное количество голосов. Такой же порядок избрания президента установлен в России в 1991 году.

       Характерным для всех президентских  республик, несмотря на их разнообразие, является то, что президент либо совмещает полномочия главы государства и главы правительства и участвует в формировании кабинета или совета министров (Франция, Индия). Президент наделяется и другими важными полномочиями : как правило, он имеет право роспуска парламента, является верховным главнокомандующим, объявляет чрезвычайное положение, утверждает законы путем их подписывания, нередко представительствует в правительстве, назначает членов Верховного суда.

       В цивилизованных странах президентскую  республику отличает сильная  исполнительная власть, наравне  с которой по принципу разделения  властей нормально функционируют  законодательная и судебная власти. Эффективно действующий механизм  издержек и противовесов, существующих в современных президентских республиках, способствует возможности гармоничного функци-онирования властей, позволяет избежать произвола со стороны исполнительной власти.

       В странах Латинской Америки  часто встречаются “суперпрезиде-нтские республики”. Эта форма правления  -  практически независимая, слабо контролируемая законодательной и судебной властью. Это особый конгломерат традиционной формы с полудиктаторским управлением.

       В современном цивилизованном  обществе принципиальных разли-чий между формами не существует. Их сближают общие задачи и цели. 

3. Форма государственного  устройства 

    Форма государственного устройства  -  это национальное и административно-территориальное  строение государства, которое  

раскрывает  характер, взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственного управления, власти.

      В отличии от форм правления  организация государства рассма-тривается  с точки зрения распределения  государтсвенной власти и государственного суверенитета в центре и на местах, их разделение между составными частями государства. 

       Форма государственного устройства  показывает : 

                       -   из каких частей состоит  внутренняя структура государс-

                           тва;

                       -   какого правовое положение  этих частей и каковы вза-

                           имоотношения этих органов;

                       -   как строятся отношения  между центральными и мест-

                           ными государственными органами;

                       -   в какой государственной  форме выражаются интересы 

                           каждой нации, проживающей на  этой территории. 

       По форме государственного устройства  все государства можно подразделить на три основные группы : 

                                            -   унитарное;

                                            -   федеративное;

                                            -   конфедеративное. 

3.1 Унитарное государство

                                     

      Унитарное государство  -  это  единое цельное государственное  образование, состоящее из административно-территориальных  единиц, которые подчиняются центральным  органам власти и признаками  государственной независимости  не обладают.

      

        Унитарное государство характеризуется  следующими признаками : 

                               -   унитарное устройство предполагает  единые, общие

                                   для всей страны высшие исполнительные, предста-

                                   вительные и судебные органы, которые осуществ-

                                   ляют верховное руководство соответствующими 

                                   органами;

                              -   на территории унитарного государства действует

                                  одна конституция, единая система  законодательства,

                                  одно гражданство;

                              -   составные части унитарного  государства (области, 

                                   департаменты, округа, провинции, графства) госу-

                                   дарственным суверенитетом не  обладают;

                              -   унитарное государство, на  территории которого 

                                  проживают небольшие по численности националь-

                                  ности, широко допускает национальную  и законо-

                                  дательную автономию;

                              -   все внешние межгосударственные сношения осуще-

                                  ствляют центральные органы, которые  официально 

                                  представляют страну на международной  арене;

                              -   имеет единые вооруженные  силы, руководство ко-

                                  торыми осуществляется центральными  органами 

Информация о работе Форма государства