Формы государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 15:37, курсовая работа

Описание работы

Форма государства — это совокупность существенных способов (сторон) организации, устройства и реализации государственной власти, выражающих его сущность1.
Вопрос о понятии формы государства является дискуссионным. Основное содержание дискуссии сводится к определению характера и числа элементов, составляющих форму государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 3
Форма государства 4
Форма правления. 5
Форма государственного устройства. 2
Политический режим (государственный режим). 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 2
Список использованной литературы……………………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая формы государства.docx

— 51.13 Кб (Скачать)

 

 

ТЕМА № 5

ФОРМА (УСТРОЙСТВО) ГОСУДАРСТВА.

ПЛАН.

Оглавление

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

Форма государства 4

Форма правления. 5

Форма государственного устройства. 2

Политический режим (государственный режим). 2

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 2

Список использованной литературы…………………………………………………………………………….……………………26

 

 

 

 

Форма государства.

Форма государства — это совокупность существенных способов (сторон) организации, устройства и реализации государственной власти, выражающих его сущность1.

Вопрос о понятии формы государства  является дискуссионным. Основное содержание дискуссии сводится к определению  характера и числа элементов, составляющих форму государства.  Здесь обозначилось несколько точек  зрения:

— первая заключается в отождествлении формы государства с другим, обычно более узким, а иногда и разноплановым явлением:  формой правления2, политическим режимом3. По мнению болгарского ученого В. Цонева, форма государства тождественна форме правления, между этими двумя понятиями нет никакого различия4.

— другие авторы отстаивают узкий и широкий подход к понятию «форма государства». В узком смысле форма государства по существу отождествляется с формой правления, а в широком — рассматривается как совокупность формы правления и формы государственного устройства5.

— третьи (их большинство — В.С.Петров, Б.А.Стародубский, В.Е.Чиркин и другие) под формой государства понимают совокупность трех элементов: формы правления, формы государственного устройства и политический режим6.

Форма государства включает в себя 3 элемента:

— форму правления

— форму государственного устройства

— политический режим (государственный режим)

Форма правления.

Форма правления — это способы организации государственной власти конкретного государства7.

В понятие «форма правления» есть все основания  включить отношение  между государством и населением, между высшими государственными органами, между этими органами и  центрами экономической и политической власти, политическую среду, в которой  реализуются все эти отношения.

Форма правления показывает:

— как создаются высшие органы власти в государстве;

— их структуру;

— какие принципы лежат в основе взаимодействия между государственными органами,

— как строятся взаимоотношения между верховной властью и гражданами страны;

— в какой мере организация органов государства позволяет обеспечивать права и свободы граждан.

Различают две основных формы правления: монархия и республика.

Монархия — это такая форма правления, при которой вся верховная власть сосредоточена в руках единоличного главы государства (монарха), передается по наследству или династически8.

Монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме она стала  основной формой государственного правления. В буржуазном же обществе сохранились  лишь традиционные, в основном формальные черты монархического правления. Конечно, при этом монархия как форма правления не остается неизменной. Она претерпела весьма значительные изменения в зависимости от условий развития общественно-политических институтов.

Монархия характеризуется следующими основными признаками:

— главой государства является монарх;

—  власть имеет бессрочный характер;

— монарх не несёт политической и юридической ответственности за свои действия.

Выделяют абсолютные (неограниченные) и ограниченные монархии.

Монархия называется абсолютной, если верховную государственную власть единолично осуществляет глава государства  — монарх (король, царь, император, шах, эмир)9.

Признаки абсолютной монархии:

— отсутствие государственных органов, ограничивающих полномочия монарха;

— наличие постоянной армии;

— отсутствие  Конституции;

— гражданское и политическое бесправие народа.

В настоящее время абсолютные монархии в их «чистом» виде сохранились в  некоторых странах Азии и Персидского  залива. Например, Бутан, Бруней — самые  известные абсолютные монархии. Абсолютная монархия как форма правления  существует также в таких странах, как Оман,  Катар, Кувейт,  Бахрейн, Саудовская Аравия. Хотя в этих странах  приняты конституции и созданы  парламенты, однако вся власть исходит  от монарха, а парламенты имеют лишь консультативный характер.

Ограниченная монархия — это  форма правления, при которой  власть монарха ограничена сословно-представительным органом10.

 Конституционная монархия — возникает в период становления буржуазного общества и представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха ограничивается представительным органом, что закрепляется, как правило, в конституции, утверждаемой парламентом. Монарх не вправе её изменить.11

Конституционная монархия существует в двух формах: дуалистическая монархия и парламентарная монархия.

Дуалистическая монархия — этот вид является промежуточной формой между абсолютной и парламентарной монархией12. Она характеризуется следующими основными признаками:

— власть носит двойственный характер: юридически и фактически разделена между правительством (ответственно перед монархом) и парламентом;

— монарх теряет право принимать законы своей единоличной властью (законодательная власть осуществляется совместно с парламентом);

— некоторые члены парламента назначаются монархом;

— члены правительства назначаются монархом, и правительство несет ответственность перед ним лично.

В настоящее время дуалистическими  государствами являются Бутан, Бруней, Иордания, Кувейт, Марокко, Непал.

 Парламентарная монархия — это форма правления, в которой власть монарха ограничена парламентом13.

 Признаки парламентарной монархии  следующие: 

— власть монарха фактически ограничена во всех сферах, но прежде всего в законодательной и исполнительной деятельности;

— законы принимает парламент и формально утверждает монарх;

— правительство ответственно перед парламентом, а не монархом;

— правительство формируется партией, получившей большинство голосов на выборах, а её лидер становится главой правительства.

В настоящее время парламентарными  монархиями являются: Великобритания, Швеция, Япония,   Бельгия, Дания, Испания, Норвегия Нидерланды, и др.

Республика (от лат. res publica—общественное дело) — это такая форма правления, при которой государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением  на определённый срок14.

Республика характерна следующими признаками:

— в качестве источника власти признается народ;

— выборность на определенный срок высших органов государственной власти, их подотчетность и сменяемость;

—высшая государственная власть основана на принципе разделения властей, четком разграничении полномочий;

- парламент представляет законодательную  власть;

—президент — возглавлять исполнительную власть, но это характерно не для всех типов республик.

—юридическая ответственность главы государства;

— граждане обладают личными и политическими правами.

Республика как форма правления  возникла только с конца XVIII века. Республикой  называлось любое государство, строящее свою деятельность на основе права, на правовых началах. Республиканская  форма правления предполагала осуществление  управления государством на основе принципа разделения властей, что должно было обеспечить качество принимаемых законов  и их исполнение, а контроль исполнения этих законов был возложен на судебную власть. В странах с развитой экономикой и высоким уровнем политико-правовой культуры идея разделения властей функционирует успешно, обеспечивая стабильность и процветание общества.

Выделяют республики аристократические, социалистические, парламентарные, смешанные, президентские и суперпрезидентские.

Аристократическая республика — это форма правления, при которой государственная власть принадлежит представителям родовой власти, при этом преобладает принцип наследственности власти15.

В аристократических республиках  полномочия народных собраний были урезаны. Выборы имели фиктивный характер, должностные лица являлись ставленниками  знати. Для аристократических республик  характерно долгосрочное или пожизненное  замещение государственных должностей. Поскольку в формировании высших органов власти участвовал узкий  круг знати, в аристократических  республиках появлялась тенденция  к семейственности и наследственности при замещении государственных  должностей. Примерами таких республик является Спарта (5-4 вв. до н.э.) и Римское государство (5-2 вв. до н.э.).  При феодальном строе существовала аристократическая республика в таких городах как Великий Новгород, Псков, Венеция, Флоренция и др.

Социалистическая республика — особая форма правления, которая возникла в ряде стран в результате социалистической революции и согласно марксистской теории должна была бы стать подлинно демократической республикой, обеспечивающей полновластие трудящихся во главе с рабочим классом16.

 Советская наука выделяла следующие основные особенности социалистической республики:

— ведущая роль принадлежит представительным органам, которые составляют основу аппарата государственной власти;

— социалистическая республика должна сочетать политическое, хозяйственное и культурное руководство общественной жизнью в едином государственном механизме, что позволяло бы государственной власти суверенно распоряжаться обобществленными средствами производства, регулировать и контролировать распределение материальных и духовных благ;

— в социалистических республиках высшие и местные органы объединяются в единую представительную систему, основанную на принципе демократического централизма;

—в условиях социалистического государственного правления законодательная и исполнительная власти соединяются в лице работающих представительных учреждений;

— социалистическая республиканская форма правления предполагает подотчетность и подконтрольность исполнительно-распорядительных органов органам законодательной власти;

— социалистическая республика создает необходимые условия и предпосылки для обеспечения руководящей роли рабочего класса и его партии в общественной и государственной жизни.

Теоретические основы будущей социалистической республики были заложены в трудах К. Маркса и Ф. Энгельса. Дальнейшее развитие эта теория получила в работах  В. И. Ленина и была применена на практике в условиях России.

Различают три разновидности социалистической формы государственного правления: Парижскую коммуну, Советскую республику и Народно-демократическую (народную) республику, которые изначально выступают как государственная форма диктатуры пролетариата.

Парламентарная республика  — разновидность формы правления, при которой значительная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту17.

Черты парламентарной модели республики:

— правительство формируется лидером победившей партии и ответственно перед парламентом;

— отождествление воли парламентского большинства с волей народа;

— правительство следует этой воле;

- плюрализм обеспечивается присутствием  в парламенте оппозиции, её  гарантированными правами, чередованием  партий у власти;

—формальный признак парламентарной республики: главой правительства является лидер правящей партии.

Такая форма правления существует в странах, отличающихся развитой, в  значительной мере  экономикой: Италия, Турция, Германия, Греция, Израиль и  др.

Президентская республика - разновидность формы правления, при которой президент либо совмещает полномочия главы государства и главы правительства в одном лице (США), либо непосредственно участвует в формировании состава правительства и назначает его главу18. Её также называют дуалистической республикой, подчеркивая, тем самым, факт чёткого разделения двух властей.

Черты президентской модели республики:

— президент избирается на основе всеобщего, прямого и тайного голосования, независимо от парламента;

— президент является главой государства и главой правительства;

— президент как глава исполнительной власти формирует правительство;

— парламентская ответственность правительства отсутствует;

— президент в качестве главы государства ответственен непосредственно перед народом;

— президент, как правило, имеет власть действовать по своему усмотрению в чрезвычайных ситуациях.

Президентская форма правления  не является безупречной. Во-первых, она  таит в себе возможности трений во взаимоотношениях исполнительной и  законодательной ветвей власти провоцирования конституционного кризиса. Вероятность  последнего особенно возрастает. Если президент и парламентское большинство принадлежит к различным партиям или политическим течениям. Выбор между парламентской и президентской формами правления может означать выбор между единым, но нестабильным руководством  и руководством стабильным, но чреватым конфликтом между двух властей.  Во-вторых, едва ли существует оптимальный способ избрания президента. Любой из них имеет сои сильные и слабые стороны. Требования меньшинства и введение пропорционального представительства при президентской системе не столько важны хотя бы из-за падения значимости парламента. На первое место по значимости выходит метод президентских выборов. Прямые выборы представляются наиболее простыми и демократическими. Но есть разновидности прямых выборов, а выбор способов не всегда зависит от президента.  Президентская власть может оказаться в большой зависимости от законодательной ветви, от которой может зависеть многое, например процедура переизбрания президента на второй срок в чрезвычайно усложненном порядке.

Информация о работе Формы государства