Формы государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 15:37, курсовая работа

Описание работы

Форма государства — это совокупность существенных способов (сторон) организации, устройства и реализации государственной власти, выражающих его сущность1.
Вопрос о понятии формы государства является дискуссионным. Основное содержание дискуссии сводится к определению характера и числа элементов, составляющих форму государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 3
Форма государства 4
Форма правления. 5
Форма государственного устройства. 2
Политический режим (государственный режим). 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 2
Список использованной литературы……………………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая формы государства.docx

— 51.13 Кб (Скачать)

Президентские республики распространены в странах Латинской Америки. Эта форма правления встречается  также в некоторых странах  Азии и Африки.

В конкретике политической жизни той  или иной страны, с учетом того или  иного соотношения политических сил, сложившихся традиций или вводимых реформ, возможны смешанные формы  государственного правления.

Смешанная республика — форма государственного правления, находящаяся между президентской и парламентарной республиками.

Для смешанной формы республиканского правления характерно:

— президент избирается всенародным голосованием;

— правительство формируется президентом и утверждается парламентом;

— правительство несет ответственность и перед президентом и перед парламентом;

— президент имеет право роспуска парламента в оговоренных законом случаях;

— полномочия президента в области исполнительной власти ограничены правительством.

Из современных государств, к смешанным республикам относятся пятая республика во Франции (после 1962 года), Португалия, Армения, Литва, Украина, Словакия, Азербайджан и Россия.

Суперпрезидентская республика  — это особая разновидность республиканской формы правления, характеризующаяся юридическим и фактическим сосредоточением всех рычагов государственной власти в руках президента, который в этом случае обычно является не только главой государства, но также главой правительства и лидером правящей партии. Зачастую приближает республику к монархии19.

Черты суперпрезидентской модели республики:

— огромная роль президента в сфере правотворчества;

— право введения по своему усмотрению чрезвычайного и военного положения;

— президент имеет возможность распускать парламент своим решением, смещать министров и руководителей административно-территориальных образований и т. д.;

— диапазон возможного использования президентом своих полномочий более обширен, чем в обычной президентской республике.

Виды суперпрезидентской республики:

В. Е. Чиркин в монографии «Конституционное право зарубежных стран» выделяет три  вида суперпрезидентских республик:

— президентско-монократическая республика — форма правления, при которой  президенты возглавляют единственную разрешённую партию, являющуюся носительницей  официально провозглашённой обязательной идеологии (Гана при Кваме Нкруме, Гвинея при Секу Туре, Заир при Мобуту и др.);

— президентско-милитарная республика — форма правления, устанавливающаяся в результате военного переворота с провозглашением его руководителя главой страны;

—президентская республика в странах  с социалистической идеологией (Ангола, Бенин, Конго, Мозамбик), где президент  избирается высшим органом единственной в стране правящей партии, - дополняя В. Е. Чиркина, казанский политолог О. И. Зазнаев предлагает называть этот вид президентско-партократической республикой20.

О суперпрезидентской республике принято  говорить применительно к странам  Латинской Америки, особенно в XIX веке, а также ряду стран Африки и  постсоветского пространства Беларусь, Туркменистан и др.

 

 

Форма государственного устройства.

 

Форма государственного правления  – это совокупность способов устройства государственной власти применительно  к территории, внутреннее деление  государства на части и взаимоотношение  между этими частями21.

Форма государственного устройства показывает:

— из каких частей состоит внутренняя структура государства;

— правовое положение частей государства и взаимоотношения их органов;

— как строятся отношения между центральными и местными государственными органами;

— в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на территории данного государства.

По структуре различают простые  - унитарные и сложные - федеративные и конфедеративные государства.

Унитарное государство - представляет собой простое, цельное государство, отдельные части которого иногда могут обладать автономией (политико-административное устройство)22

Это наиболее простая форма государственного устройства. Само государство при этой форме устройства  делится только на административно-территориальные единицы.

Население унитарного государства имеет единую государственную принадлежность. Никакие административно-территориальные образования собственного гражданства не имеют и не могут иметь.

Для унитарного государства характерной  является единая система права. Её базу образует единая конституция. Местные  органы власти обязаны применять  и все другие нормативно-правовые акты, принимаемые центральными органами государственной власти. Их собственная  нормативная деятельность имеет сугубо подчиненный характер и распространяется на соответствующую локальную территорию.

В унитарном государстве действует  единая судебная система, которая осуществляет правосудие на территории всей страны. Судебные органы, как и другие, правоохранительные органы, представляют собой звенья единой централизованной системы.

В унитарном государстве используется одноканальная система налогов. Таким образом, в унитарном государстве, осуществляется централизация всего  государственного аппарата, и вводится прямой либо косвенный контроль над  местными органами.

Виды унитарных государств.

Унитарные государства бывают централизованные и децентрализованные в зависимости:

 — от характера взаимоотношений между высшими и местными органами власти;

— объёма полномочий, предоставленных административно-территориальным единицам или автономным образованиям в составе унитарного государства;

Принято считать государство централизованным, если во главе местных органов  государственной власти стоят назначенные  из центра чиновники, которым подчинены  местные органы самоуправления.

 В децентрализованных унитарных  государствах местные органы  государственной власти избираются  населением и пользуются значительной  самостоятельностью в решении  вопросов местной жизни.

Примером централизованного унитарного государства является Туркменистан, децентрализованного — Королевство  Испания.

Также выделяют:

— простые — государства с одной автономией (например, Украина с автономной республикой Крым),

— сложные - государства со многими автономиями (например, Испания с автономными сообществами (областями))

— государства с разноуровневыми автономиями (например, Китайская Народная Республика с автономными округами, автономными уездами, автономными районами и особыми административными районами).

Федеративное государство –  сложное государство, субъекты которого, обладая государственным суверенитетом, объединились в общее государство  для решения общих долгосрочных задач23.

Основные признаки федеративного  государства:

В федеративном государстве имеются  две системы высших органов власти (федеральные и субъектов федерации).  Наряду с федеральной конституцией субъекты федерации имеют право  принимать свои нормативные правовые акты учредительного характера  (конституции, уставы, основные законы), а так же в свою очередь и региональные законы. У субъектов федерации, как  правило, есть собственное гражданство, столица, герб и иные элементы конституционно-правового  статуса государства, за исключением 

Можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства  федеративных государств:

 — территория федерации состоит из территорий её отдельных субъектов: штатов, кантонов, республик;

— в союзном государстве верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам;

— компетенция между федерацией и её субъектами разграничивается союзной конституцией;

— субъекты федерации обладают правом принятия собственной конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы;

— в большинстве федераций существует единое союзное гражданство и гражданство федеральных единиц.

Обязательным признаком федеративной формы считается двухпалатная структура  союзного парламента. Одна палата рассматривается  как орган общесоюзного представительства, депутаты в неё избираются со всей страны. Вторая палата призвана представлять интересы членов федерации.

В основе национально - государственной федерации лежат национальные факторы, и поэтому она имеет место в многонациональном государстве. Для такой федерации характерными являются республики, входящие в федерацию, автономные формы государственности и т. д.

Второй вариант имитации под  федерацию состоит в установлении унитарным государством себя федерацией практически без предоставления независимости, а лишь делегированием административных полномочий с управленческими целями.

Конфедерация — представляет собой союз государств, который создается на основе договора или соглашения для строго определенных целей (политических, военных, экономических) и, как правило, носит временный характер. В последующем конфедерация или превращается в федерацию (США, Швейцария) или распадается (Австро-Венгрия)24.

Объединившиеся страны, полностью  сохраняют суверенитет и значительную независимость, передавая часть  своих властных полномочий совместным органам власти для координации  некоторых действий. В конфедеративных  государствах для достижения поставленных целей создаются необходимые  органы управления. Конфедерация может  рассматриваться как промежуточное  явление  при переходе от унитарного государства к федерации.

Конфедерация — самая редко встречающаяся форма государственного устройства. Некоторые политологи даже склонны не считать конфедерацию полноценным, настоящим государством. Форма организации центрального правительства при таком государственном устройстве будет слабой: центральный орган в конфедерации не обладает непосредственной юрисдикцией над гражданами государства и действует только через субъекты, решения так называемых органов совместного управления не обладают силой прямого действия. Такие решения могут вступить в силу только после утверждения центральными органами власти государств-членов конфедерации. В конфедерации нет единого высшего законодательного органа, также как и единого гражданства. Страны участницы конфедерации имеют право по желанию выйти из состава конфедерации, то есть расторгнуть конфедеративный договор.

Политический режим (государственный режим).

Политический режим  представляет собой совокупность способов и приемов (методов) реализации государственной  власти вообще, совокупность способов и методов осуществления политическими  силами, стоящими у власти,  своей  диктатуры25.

Выделяю два основных вида государственного режима - демократический и антидемократический  (автократический).

Демократический режим — политический режим, при котором единственным источником власти признаётся народ, власть осуществляется по воле и в интересах  народа. Демократические режимы складываются в правовых государствах.

Современные  демократические режимы характеризуются:

— широкий круг прав и свобод личности, их конституционные гарантии;

—наличие у властных органов мандата народа;

— наличие рыночной, саморегулирующей экономики;

—многообразие форм собственности;

— свобода экономической и предпринимательской деятельности;

—верховенство права, независимость правосудия (суда);

— принцип разделения властей;

— идеологическое многообразие, политический плюрализм, в том числе многопартийность;

— выборность;

—сменяемостью центральных и местных органов власти;

—принципом законности и конституционности;

— принцип: разрешено все, что не запрещено законом.

Демократический режим имеет свои проблемы: чрезмерное социальное расслоение общества, временами своеобразную диктатуру демократии (авторитарное господство большинства), а в некоторых исторических условиях этот режим ведет к ослаблению власти, нарушением порядка, даже скатыванию к анархии, охлократии, порой создает условия для существования разрушительных, экстремистских сил. Но социальная ценность демократического режима намного выше его некоторых негативных конкретно – исторических форм. 

Демократический режим появляется зачастую в тех государствах, где социальная борьба достигает высокого накала и правящая элита, господствующие слои общества вынуждены идти на уступки народу, другим социальным силам, соглашаться на компромиссы в организации и осуществлении государственной власти.

Демократический режим в устройстве государств, становится наиболее адекватным тем новым проблемам, которые ставит перед человечеством современное состояние цивилизации с его глобальными проблемами, противоречиями, возможными кризисами.

Антидемократический режим — политический режим, характеризующийся устранением политических прав и свобод, отстранением народа от государственной власти, ее узурпацией, подавлением всякого инакомыслия, упразднением представительных органов власти или их превращением в орудия выражения воли фактических руководителей26.

К антидемократическим режимам  относят: деспотический, тиранический, тоталитарный, авторитарный, теократический и фашистский.

Деспот — полновластный правитель.

Деспотический режим  —  характеризуется полным бесправием подданных, жестоким подавлением любого возмущения, он характерен для абсолютной монархии. Форма государственного правления, при которой вся верховная государственная власть сконцентрирована в руках абсолютного правителя или узкой группы лиц, которые вправе свободно распоряжаться судьбой своих подданных27.

Под этим словом также часто подразумевается  тоталитарное правление, сопровождающееся репрессиями, подавлением гражданских  свобод, контролем и слежкой за подданными государства.

Информация о работе Формы государства