Форма государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 11:28, курсовая работа

Описание работы

целью написания данной курсовой работы является изучение одной из важнейших тем теории государства и права – формы государства, ее составных частей по отдельности и в целом, во всем многообразии ее составляющих.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- рассмотреть что такое форма правления,
- изучить такой вопрос как форма государственного устройства,
- изучить формы государственно-правового режима.

Содержание

Введение…………………………………………...…………………... 3
Форма правления……..…..……………………….……………... 5
Форма государственного устройства………………………….. 19
Форма государственно-правового режима……………………. 25
Заключение ……………………………………………………………29
Список использованной литературы ………………………………31

Работа содержит 1 файл

КУрсовая готовая.doc

— 163.50 Кб (Скачать)

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального  образования

Астраханский  государственный технический университет

 

Кафедра теории и истории государства и права

 

Учебная дисциплина: Теория государства и права

курсовая работа на тему:

 

ФОРМА ГОСУДАРСТВА

 

 

 

 

 

 

            Выполнил:

                                    студент 1 курса, группы ЮФ-11

     Телеков Э. К.

 

                        Научный руководитель:

         Д.ю.н., доцент

С.А.Киреева

 

 

 

 

 

Астрахань 2010

ПЛАН

 

Введение…………………………………………...…………………... 3

    1. Форма правления……..…..……………………….……………... 5
    2. Форма государственного устройства………………………….. 19
    3. Форма государственно-правового режима……………………. 25

Заключение  ……………………………………………………………29

Список использованной литературы ………………………………31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

В современном мире государства  различаются по многим факторам, одними из них являются организация власти, территория, политика.

Категория формы государства  показывает особенности внутренней организации государства, порядок образования и структуру органов государственной власти, специфику их территориальной обособленности, характер взаимоотношений друг с другом и населением, а также те методы, которые используются ими для осуществления организующей и управленческой деятельности.

Научное исследование различных  аспектов формы государства имеет  важное теоретическое и практическое значение. Оно способствует установлению закономерного и случайного развития государства, обобщению и использованию лучшего государственного строительства. Подтверждением служит современное государственное строительство в РФ. Малейшие ошибки и просчеты в разрешении этих вопросов чреваты острыми политическими конфликтами, тяжелыми моральными и материальными потерями, а порой и человеческими жертвами. Здесь необходимо обращаться к накопленному международному опыту, избегая шаблоны и стереотипы.

Более полное представление  о форме конкретного государства  дает анализ трех его составляющих - формы правления, государственного устройства, политического режима.

Форма правления характеризует порядок образования и организацию высших органов государственной власти, их взаимоотношение друг с другом и населением, т.е. эта категория показывает, кто и как правит в государстве. В зависимости от особенностей формы правления, государства подразделяются на монархические и республиканские.

Форма государственного устройства отражает территориальную  структуру государства, соотношение  между государством в целом, и  его составными единицами. По форме  устройства все государства делятся на простые (унитарные) и сложные (федерации и конфедерации).

Таким образом, целью написания  данной курсовой работы является изучение одной из важнейших тем теории государства и права – формы  государства, ее составных частей по отдельности и в целом, во всем многообразии ее составляющих.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

- рассмотреть что такое  форма правления,

- изучить такой вопрос  как форма государственного устройства,

- изучить формы государственно-правового режима.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Форма правления.

Форма правления - это  организация высших органов государственной  власти, их структура, порядок образования, распределение компетенции и  взаимоотношения с населением.

Различают две основные формы правления - монархическую  и республиканскую.

Монархия (с греч.-единовластие) - такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется одним лицом, получающим эту власть по наследству. Монархическая форма правления весьма разнообразна, настолько, что на каждый из указанных признаков можно найти исключение. В силу этого ряд монархических государств не вполне соответствует предложенному определению1.

Вся полнота власти в  государстве с данной формой правления  принадлежит одному человеку - монарху. От монарха зависит окончательное решение абсолютно любого вопроса; монарх принимает решения от своего имени; может образовать или упразднить любые органы, назначить любое лицо на любую должность и т.д. Юридических ограничений для полномочий монарха нет, и это наиболее последовательный для данной формы правления вариант. Однако власть монарха может ограничиваться, и очень существенно, иными, в первую очередь представительными органами государства, конституцией. За монархом вообще могут оставаться лишь, символические полномочия. Такие монархии называются ограниченными.

Монарх пользуется титулом (король, царь, император, фараон, князь, герцог и т.д.), имеет право на получение  из государственной казны денежных средств на содержание себя самого и своей семьи (дворцы, слуги, охрана).

Монарх получает власть, как правило, по наследству, в большинстве случаев наследником является старший сын правившего монарха. Пребывание у власти каким-либо определенным сроком заранее не ограничено. История государственности и современная конституционная практика знают различные способы возведения на престол или его завоевания. В современных федеративных монархиях, например, в Объединенных Арабских Эмиратах, в Малайзии, монарх может избираться правителями субъектов федераций. Так, в Малайзии он выбирается сроком на пять лет из числа султанов девяти штатов. Именно путем выборов на более чем трехсотлетний срок воцарилась в 1613 году на российском троне династия Романовых2. Истории известны и факты приглашения монарха. Власть можно также захватить и силой, завоевав то или иное государство или совершив дворцовый переворот. Основное в характеристике монархической формы правления - народ не имеет отношения к формированию власти (прежде всего - главы государства).

Для того чтобы подчеркнуть  особый, верховный характер власти монарха, эта власть нередко обожествлялась. Так, царь в дореволюционной России объявлялся помазанником божьим, император Японии - сыном богини Солнца Аматерасу и т.д3. Обычно при заговорах, дворцовых переворотах, восставший народ или заговорщики пытались посадить на трон того, кто имел якобы законное право на царствование.

В зависимости от объема властных полномочий, находящихся у  монарха, различают абсолютную (неограниченную) и ограниченную монархию.

Главная отличительная  черта абсолютной монархии - сосредоточение всей полноты власти в руках монарха; юридических ограничений полномочиям монарха не существует. Абсолютные монархии наиболее характерны для традиционных государств с различными разновидностями авторитарного политического режима. Данную форму правления имели восточные деспотии, государства на территории Западной Европы в периоды раннего и позднего феодализма.

В настоящее время  абсолютная монархия - довольно редкая форма правления. Практически в  чистом виде она существует в Омане. Здесь нет представительного органа, король одновременно является верховным судьей. Отсутствует конституция, роль основного закона выполняет священная книга мусульман - Коран. Королевская (султанская) власть усилена теократической, поскольку монарх считается высшим духовным лицом страны.

Согласно конституциям ряда стран вся власть - законодательная,  исполнительная, судебная - исходит  от монарха, и его теократические полномочия очень значительны.

Таким образом, некоторые  государства, несмотря на провозглашение в различной степени ограниченной власти монарха, все-таки сохраняют основные черты абсолютной монархии, близки к ней. Речь идет, например, о Бахрейне, Кувейте, Брунее, Катаре, где имеются дарованные монархами конституции, в некоторых из перечисленных государств избирались парламенты.

В ограниченных монархиях  власть монарха ограничена законодательно, а также существованием представительного  органа власти. Здесь можно говорить о реализации в той или иной степени принципа разделения властей. В зависимости от того, насколько ограничена власть монарха, различают дуалистическую и парламентарную монархию.

Парламентская (или конституционная) монархия. В ней власть монарха законодательно ограничена практически во всех сферах деятельности. Сам этот институт сохраняется благодаря живучести монархической идеи в сознании народа. В этой связи показателен пример Испании, где после почти сорокалетней диктатуры Франко в 1975 году народ на референдуме высказался за восстановление монархии, и в стране воцарился король Хуан Карлос 14. Монарх в парламентской монархии играет в основном представительную роль, является «символом нации», «символом единства нации». Говорят, что монарх царствует, но не правит, поскольку лишен реальных полномочий. В парламентских монархиях законодательная власть принадлежит парламенту. Исполнительная власть осуществляется правительством, которое формируется парламентом и ответственно перед ним.

За монархом могут  традиционно сохраняться определенные полномочия. В отдельных государствах он назначает главу правительства, министров, но только по предложению парламента. Монарх не может отклонить кандидатуру того или иного члена правительства, если она прошла через парламент. Монарху может принадлежать право вето в отношении законов, принятых парламентом, но на практике оно или не используется, или используется по указанию правительства. Монарх издает указы, но они обычно готовятся в правительстве и подписываются главой правительства или соответствующим министром: эта процедура получила название «контрассигнация». Без подписи главы правительства или министра указы монарха не имеют юридической силы. Таким образом, правительство берет на себя ответственность за надлежащее качество и исполнение актов монарха. Монарх должен отправить правительство в отставку, если оно потеряло доверие парламента. В свою очередь правительство может предложить монарху в определенных случаях распустить парламент и назначить новые выборы для решения конфликта между законодательной и исполнительной властями непосредственно народом. Изложенные процедуры являются частями механизма сдержек и противовесов.

Далеко не всегда в  парламентских монархиях среди государственных органов доминирует парламент. В странах, где существует двухпартийная система (Великобритания, Канада, Австралия и др.) или многопартийная система с одной доминирующей партией (Япония в 1955-1993гг.), и правительства в принципе однопартийные, парламентарная модель отношений между парламентом и правительством практически превращается в свою противоположность5. Юридически парламент осуществляет контроль за правительством, однако на деле правительство, которое состоит из лидеров партии, обладающей в парламенте большинством, через эту партийную фракцию полностью контролирует работу парламента. Такой государственный режим получил название системы кабинета, или министериализма6.

Парламентская монархия характерна для современных индустриально развитых государств с демократическим политическим режимом (Великобритания, Бельгия, Норвегия, Швеция, Нидерланды, Япония и др.)7. В этих странах развитие институтов государственной власти шло путем постепенных преобразований, эволюции, с сохранением старой формы, наполнения ее новым содержанием. Конституции некоторых развивающихся стран, к примеру, Малайзии, Таиланда, Непала, также закрепляют принципы организации высших органов государственной власти, характерные именно для парламентарных монархий. Однако фактическое положение монарха и аристократии не является там только номинальным, поэтому форме правления этих государств присущи и элементы дуалистической монархии.

Дуалистическая  монархия - это промежуточный вариант между абсолютной и парламентской монархиями, первоначальная форма ограниченной монархии8. Это форма правления, при которой уже в той или иной мере проведен принцип разделения властей: у монарха остается исполнительная власть, а законодательная принадлежит парламенту. Монарх осуществляет исполнительную власть, как правило, через назначаемое им правительство. Весьма значительны полномочия монарха в отношении органа законодательной власти. Обычно монарх имеет право абсолютного вето и право роспуска парламента, может издавать чрезвычайные указы, заменяющие или отменяющие законы. Однако он вынужден считаться с парламентом, прежде всего как с органом, утверждающим бюджет.

Дуалистическая монархия возникает в особых исторических условиях, как своего рода выражение компромисса между монархом (и вообще аристократией) и народом. В этом случае перевес пока остается за монархом. Для данной формы правления характерен авторитарный политический режим. Дуалистическая монархия - форма правления в традиционных государствах. К дуалистическим с определенными оговорками можно отнести сословно-представительные монархии, существовавшие в Западной Европе в средние века.

Информация о работе Форма государства