Форма государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 11:28, курсовая работа

Описание работы

целью написания данной курсовой работы является изучение одной из важнейших тем теории государства и права – формы государства, ее составных частей по отдельности и в целом, во всем многообразии ее составляющих.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- рассмотреть что такое форма правления,
- изучить такой вопрос как форма государственного устройства,
- изучить формы государственно-правового режима.

Содержание

Введение…………………………………………...…………………... 3
Форма правления……..…..……………………….……………... 5
Форма государственного устройства………………………….. 19
Форма государственно-правового режима……………………. 25
Заключение ……………………………………………………………29
Список использованной литературы ………………………………31

Работа содержит 1 файл

КУрсовая готовая.doc

— 163.50 Кб (Скачать)

В настоящее время  «классических»,- «чистых» дуалистических монархий, когда управление страной осуществляет монарх через подчиненное ему и ответственное только перед ним правительство, не существует. Однако элементы именно такой формы правления заметны в странах, тяготеющих или к абсолютной, или к парламентарной монархии.

Республика (с лат. - общественное дело) - это такая форма правления, при которой верховная власть в данном государстве осуществляется выборными органами.9

Республик, как и монархий, существует огромное количество. Среди  многих их разновидностей возможно, однако определить основные и наиболее характерные черты республиканской формы правления. Источником власти в республиках является народ, который через определенные промежутки времени избирает высшие представительные органы государства. В этом проявляется народный суверенитет - один из фундаментальных принципов современной демократической государственности. Народом избирается высший законодательный орган - парламент (его члены - депутаты) и в некоторых случаях - президент. Все другие высшие органы государства формируются этими представительными органами. Полномочия высших выборных органов государства ограничены определенным сроком - для предотвращения возможной узурпации власти. При республиканской форме правления проведен принцип разделения властей.

По характеру взаимоотношений  между законодательной и исполнительной властями различают парламентскую, президентскую и смешанную (или полупрезидентскую) республики10.

Парламентская республика. Все, что связано с парламентской монархией относится и к парламентской республике. Здесь сильна законодательная власть, а исполнительная власть подчинена ей. Данная форма правления характеризуется верховенством парламента, осуществляющего законодательную власть. Правительство формируется парламентом и ответственно перед ним. Таким образом, выборы одновременно решают вопрос о составе и парламента, и правительства.

     В парламентской  республике может быть предусмотрена  должность президента. Однако он  не имеет таких широких полномочий (прежде всего - в отношении  парламента и правительства), какие имеет президент в президентской республике, и в своей деятельности зависит от правительства. Президент является главой государства, но не главой правительства; он не ответственен за действия правительства. Обычно президент в парламентской республике всенародно не избирается (одно из исключений - Болгария), чтобы он, пользуясь поддержкой народа, не мог себя противопоставить парламенту. Избрание президента осуществляется или парламентом, или специально создаваемой коллегией. Президент представляет государство в сфере внешней политики, но и здесь он вынужден согласовывать свои действия с правительством. Президент не имеет права на проведение референдума, на введение чрезвычайного положения, на увольнение по собственному усмотрению главы правительства, обычно не имеет права налагать вето на законы, принимаемые парламентом. Формально президент может быть верховным главнокомандующим, но фактическое руководство вооруженными силами осуществляет министр обороны, который подчинен главе правительства.

Значительное место  в парламентской республике занимает должность главы правительства - премьер-министра (в ФРГ этот пост именуется «федеральный канцлер»). Как правило, им является лидер правящей партии или партийной коалиции; его  избирает парламент. Правительство формируется лидером победившей на выборах партии и находится у власти до тех пор, пока пользуется поддержкой большинства парламентариев. Члены правительства ответственны перед парламентом за свою деятельность. Парламент может вынести вотум недоверия правительству или отдельным его членам, и тогда они уходят в отставку. В зависимости от того, удается ли сформировать партийное большинство в парламенте, так же, как и в случае с парламентскими монархиями, возможно, говорить о парламентаризме и министериализме.

Парламентских республик  в мире не очень много: ФРГ, Финляндия, Индия, Турция, Венгрия, Чехия, Словакия, Эстония, Италия и некоторые другие государства11.

Президентская республика. Эта форма правления характеризуется тем, что президент занимает в государственном аппарате очень значительное место. Поэтому иногда она по аналогии с монархиями называется дуалистической республикой, так как в ней существуют два основных центра власти - парламент и президент.

В президентской республике законодательная власть принадлежит высшему органу - парламенту, который издает законы, а исполнительная - правительству. Однако парламент не формирует исполнительную власть, а последняя не несет перед ним ответственности. Парламент не может отправить в отставку должностных лиц исполнительной власти (только лишь в случае совершения преступления, грубого нарушения конституции), если депутаты не согласны, например, с проводимой правительством политикой.

Президент является главой государства  и главой исполнительной власти. Обычно он самостоятельно назначает министров и формирует правительство. Правительство (министры) ответственно перед президентом и не ответственно перед парламентом за свою деятельность, президент может самостоятельно смещать членов правительства. Президент избирается всенародным голосованием. Президент имеет право отлагательного вето на законы, принятые парламентом. Вето может быть преодолено повторным рассмотрением законов в парламенте.

В президентской республике у президента находятся широкие полномочия в самых разных сферах деятельности. Обычно президент имеет право законодательной инициативы, назначения референдума, право введения чрезвычайного положения, самостоятельно решает отдельные наиболее важные персональные дела (помилование, награждение, предоставление гражданства и др.), по должности является главнокомандующим вооруженными силами, имеет право заключать мир, объявлять войну и т.д. Президент в пределах своей компетенции самостоятельно издает нормативные акты (указы, декреты), которые занимают важное место в системе законодательства той или иной страны.12

Президентская республика - достаточно распространенная форма правления. Президентскими республиками являются: США, многие государства Латинской  Америки (Бразилия, Аргентина, Мексика  и др.), Африки (Нигерия, Зимбабве и др.), Азии (Филиппины и др.)13.

Парламентская и президентская  республики - две основных разновидности  данной формы правления. Каждая имеет  и свои достоинства, и свои недостатки.

К числу достоинств президентской  республики следует отнести достаточно высокую степень эффективности государственного руководства обществом: ведь президент, обладая широкими полномочиями, во многом определяет политику государства. Управленческое воздействие более целенаправленно, если оно исходит из одного центра. Особенно важно эффективное управление в периоды реформ, крупных общественных преобразований, вывода страны из кризиса. Основной недостаток президентской республики: обширные полномочия президента могут привести к чрезмерной централизации власти, к узурпации власти и злоупотреблению ею.14

Преимущества парламентской республики можно усмотреть в больших гарантиях реального воплощения в государственное управление обществом начал демократии, поскольку среди органов государства отсутствует единоначальный орган, наделенный широкой компетенцией. Следовательно, отсутствуют и «объективные» предпосылки установления чьей-либо диктатуры. Основной недостаток парламентских республик заключается в том, что при многопартийной системе, когда не удается сформировать парламентское большинство, практически невозможно проводить продуманную, целенаправленную политику, часты правительственные кризисы. Например, Италия, где вплоть до 90-х годов чуть ли не ежегодно правительство отправлялось в отставку15.

Во многих государствах были предприняты попытки сочетания черт парламентской и президентских республик с тем, чтобы преодолеть недостатки и сохранить достоинства, присущие этим формам правления. Представляется возможным даже говорить о «промежуточной» форме правления - полупрезидентской (или смешанной) республике, в которой в различных сочетаниях используются элементы, характерные для классических форм правления. Вариаций полупрезидентских республик, различающихся между собой значительно или лишь в деталях, достаточно много. Вот одна из основных.

Существует сильный президент, избираемый народом. Он является главой исполнительной власти и руководит  правительством. Но в формировании последнего в обязательном порядке  принимает участие парламент (например, утверждает кандидатуры министров, представленные президентом). Правительство должно пользоваться доверием большинства в парламенте, должно быть ответственно и перед парламентом. Таким образом, именно формирование, а в еще большей степени ответственность правительства - фактор, который юридической наукой считается ключевым в разграничении разновидностей республиканского правления.

У президента по конституции могут  быть широкие полномочия, но на практике он может некоторыми не пользоваться (такие полномочия называют «спящие»).16 В полупрезидентской республике повышается самостоятельность правительства, увеличивается важность поста главы правительства по сравнению с президентской республикой, где такой должности может и не быть, или же существует так называемый административный премьер, который лишь координирует деятельность отраслевых органов управления.

Интересно, что в большинстве  стран, свергших в недавнем прошлом  тоталитарные режимы (Португалия, Польша, Болгария и др.), установилась именно смешанная республиканская форма правления, при которой правительство опирается на парламентское большинство, а всенародно избранный президент, будучи нередко харизматическим лидером нации, (т.е. обладая общепризнанной популярностью и народным доверием) не вмешиваясь в текущее управление, направляет политический курс.17

Своеобразная форма правления  в Швейцарии. Правительство (Федеральный  совет) назначается парламентом (Федеральным  собранием) и подотчетно ему, однако политическая ответственность правительства  перед парламентом не предусмотрена18.

Иногда трудно провести грань между парламентской и президентской республикой (Турция, Шри-Ланка, Перу, Россия, Украина и др.). В определенных случаях возникает по существу новая форма республики: полупрезидентская, полупарламентская, с преобладанием черт той или другой республики, а иногда и с такими чертами, которые не были присуще ни президентской, ни парламентской республике19.

Республиканская форма правления  характерна для современных конституционных государств с демократическим политическим режимом, однако необходимо иметь в виду два момента.

Во-первых, республики существовали и  в рабовладельческом обществе, и  при феодализме, правда, на ограниченной территории: как правило, это были города-республики.

Во-вторых, за внешне демократической  республиканской формой правления вполне может стоять авторитарный политический режим. Сама идея демократии и республики как наиболее демократической формы правления приобрела большую популярность в 20 веке. И распад колониальной системы, за незначительными исключениями, повлек за собой образование именно республик в Азии, Африке, Латинской Америке. Многие страны, однако, ни по уровню экономического развития, ни по уровню культурного развития оказались не готовы к восприятию демократических идей и возвратились к авторитаризму.

Например, в ряде стран  Тропической Африки, там, где оказались  особенно сильны монархические традиции, известно такое явление, как «монократические республики». Формально там провозглашено разделение властей, но власть президента практически не ограничена, и реально совсем немногим отличается от абсолютной монархии. Власть приобретается нелегитимным способом (узурпируется): путем отказа оставить свою выборную должность по истечении срока, захвата не принадлежащих по конституции полномочий путем военного переворота. Очередные выборы президента, если таковые проводятся (к примеру, в соответствии с Конституцией Малави президент находится в своей должности пожизненно), носят декоративный характер. Президент может являться руководителем единственной политической партии, а то и создателем официальной и единственно допускаемой государственной идеологии (например, Гана при президенте Кваме Нкруме, Гвинея при президенте Секу Туре, Заир при президенте Мобуту)20. Смена президента происходит в результате военного переворота или естественной его смерти.

По этой же причине - огромной и фактически неограниченной власти президента многие государства Латинской Америки получили названия «суперпрезидентских» республик.21

Возникшие после второй мировой войны так называемые «социалистические» или «народно-демократические» республики фактически являлись формой диктатуры генерального секретаря и центрального комитета соответствующей коммунистической партии.

В условиях военных режимов  создается президентско-милитарная республика. Это хотя и временная, но не такая уж редкая форма: со времени возникновения независимых государств в Латинской Америке, Азии, Африке, Океании, а также в Европе произошло около 700 удавшихся военных переворотов. В отдельных странах такая форма правления существовала на протяжении более 10 лет (Алжир, Нигерия и др.), а в некоторых из них военное правление, перемежаясь с гражданскими режимами, охватывалось значительным периодом существования независимого государства (Нигерия, Пакистан). Президентско-милитарная республика опирается на армию, образующую единую систему органов управления сверху донизу.

В этих государствах признаки республиканской формы правления носят формальный характер. В связи с все более явственно проявляющимся процессом всеобщей демократизации в последнее десятилетие практически исчезли монократические (президентско-монистические), социалистические и народно-демократические республики, значительные изменения в сторону демократизации формы правления происходят и в странах Латинской Америки.22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Форма государственного  устройства.

Форма государственного устройства - это политико-территориальное устройство государства, характер взаимоотношений между центральными и местными властями.23                                                                                                                           

Решать абсолютно все  задачи, стоящие перед государством, из центра нецелесообразно, а во многих случаях и невозможно. Поэтому территория государства после определенного порога численности населения и размеров территории делится на части, каждая из которых имеет свои органы власти и управления. Характер взаимоотношений между центральными и местными органами и составляет проблему государственного устройства.

Она возникла после того, как увеличившиеся размеры территории государства, далеко вышедшей за рамки города с окрестностями, потребовали создания специальных органов и учреждений для управления периферией.

Информация о работе Форма государства