Форма государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 11:28, курсовая работа

Описание работы

целью написания данной курсовой работы является изучение одной из важнейших тем теории государства и права – формы государства, ее составных частей по отдельности и в целом, во всем многообразии ее составляющих.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- рассмотреть что такое форма правления,
- изучить такой вопрос как форма государственного устройства,
- изучить формы государственно-правового режима.

Содержание

Введение…………………………………………...…………………... 3
Форма правления……..…..……………………….……………... 5
Форма государственного устройства………………………….. 19
Форма государственно-правового режима……………………. 25
Заключение ……………………………………………………………29
Список использованной литературы ………………………………31

Работа содержит 1 файл

КУрсовая готовая.doc

— 163.50 Кб (Скачать)

В период абсолютизма  центральная власть монарха определяла административно-территориальное деление страны - систему единиц, на которые делилась ее территория и в которых действовали назначенные из центра должностные лица или органы власти. Деление в большинстве случаев не было чисто искусственным, не определялось произвольно проведенными на карте линиями. Обычно оно строилось с учетом фактического расселения людей, реальных связей между поселениями. Учитывались при этом и административные задачи - интересы обороны, полицейского контроля, удобство сбора налогов и т.д. В более крупных государствах административно-территориальное деление становилось ступенчатым: мелкие единицы, сохраняя свою обособленность, включались в крупные. Объединение мелких феодальных государств приводило к тому, что прежние государства превращались в территориальные единицы нового крупного государства, носящие исторический характер. В дальнейшем многие из них перестали быть государственными единицами, как, Пьемонт в Италии, Валахия в Румынии, Уэльс в Великобритании.24

Возможны различные  варианты взаимоотношений между центральными и местными властями. По форме государственного устройства различают унитарные и федеративные государства. Кроме того, определенное внимание уделяется различным видам объединений государств: конфедерациям, содружествам, сообществам.

Унитарным (лат.- один) является единое государство, части которого не обладают признаками государственности. К унитарным государствам относится, например, Республика Беларусь, что в Конституции РБ: «Республика Беларусь - унитарное демократическое социальное правовое государство»25.

Унитарное государство  делится на административно-территориальные  единицы. Они не обладают политической самостоятельностью, хотя в экономической, социальной, культурной сферах могут наделяться значительной компетенцией для управления соответствующей территорией с учетом ее особенностей. Как правило, административно-территориальные единицы имеют одинаковый юридический статус, равное положение по отношению к государству в целом (это симметричные унитарные государства). Если же на той или иной территории существуют достаточно яркие национальные, исторические, культурные или иные особенности, которые обуславливают специфические подходы к управлению данной территорией, может иметь место политическая или административная автономия.

Конфедерация создается на договорной, добровольной основе для решения определенных задач (политических, экономических и т.д.). Юридическое оформление конфедеративного союза происходит путем заключения договора: так, образование союза между 13 американскими штатами провозгласили «Статьи конфедерации» 1781 года.26

Иногда конфедерации называют государственными образованиями, но это не вполне точный термин. Конфедерация не обладает признаками государств, это  не государство, а союз государств. Для достижения поставленных целей конфедерации создаются необходимые органы управления, которые могут издавать нормативные акты, принимать управленческие решения. Однако в предмет ведения конфедерации входит ограниченный круг вопросов. Образуются только те органы, которые необходимы для решения задач, стоящих перед конфедерацией. Органы конфедерации формируются высшими органами государств, входящих в конфедерацию.

В конфедерациях нет  единого конфедеративного гражданства. Нет и единой территории конфедерации: есть только территории субъектов конфедерации, они сами ее и охраняют. Оборона осуществляется союзной армией, но армия состоит из воинских формирований субъектов конфедерации.

Конфедерации не обладают суверенитетом. У органов конфедерации есть полномочия в определенных сферах, но они настолько ограничены, что ни о какой суверенности не может быть и речи.

В конфедерациях нет  конституции и законодательства: есть только договор о создании конфедерации, подписанный представителями всех субъектов конфедерации.

Органам конфедерации предоставляется право издания нормативных документов, но они носят рекомендательный характер или же для вступления в юридическую силу должны быть одобрены высшим органами субъектов конфедерации.

Конфедеративные налоги не устанавливаются, нет общей конфедеративной собственности. Финансовые средства, необходимые для решения стоящих задач, объединяются по соглашению субъектов конфедерации. Органы конфедерации находятся на территории одного из субъектов, который обеспечивает их работу, предоставляет необходимую собственность.

Субъекты конфедерации имеют право свободного выхода из конфедерации.

Как и государства, конфедерации создаются для управления делами общества, однако слишком ограниченные полномочия конфедеративных органов  делают это управление весьма затруднительным, а в некоторых случаях и невозможным. Поэтому конфедерации являются временным союзом, который может эволюционировать в двух направлениях. Если возникает потребность в более эффективной организации управления, конфедерация перерастает в федерацию (США, Швейцария). Конфедерация может прекратить свое существование, если поставленные задачи оказались выполненными, или в случае возникновения противоречий среди субъектов конфедерации.

Во второй половине двадцатого столетия разнообразнее стали формы межгосударственных объединений: содружество наций (Британское содружество); сообщества конфедеративного типа (объединение России с другими государствами); содружество независимых государств (СНГ, Европейский союз); конфедерации (США, Сенегамбия); универсальные объединения государств (ООН); институциональные межгосударственные объединения (Межпарламентский Союз); функционально-целевые объединения (Совет Европы, ЮНЕСКО)27.

Федеративная  форма государственного устройства крайне разнообразна. По-разному могут называться и федерации: Федеративная Республика Германия, Российская Федерация, Швейцарская Конфедерация, Королевство Бельгия и т.д.; и субъекты федераций - штаты, кантоны, провинции, земли, республики. Различно и количество субъектов федераций: 50 в США, 25 в Индии, 16 в ФРГ, 10 в Канаде28.  В зависимости от принципа образования существуют национально-государственные федерации (которые строятся с учетом национальных особенностей населения, но их немного, это Эфиопия, Бельгия), и административно-территориальные федерации (это США, Бразилия, Мексика, Австрия).29 Ни первый, ни второй принципы образования федераций нельзя абсолютизировать, каждый из них имеет свои плюсы и минусы, каждый может быть применен с учетом конкретной ситуации.

Федерации, состоящие  из обладающих одинаковыми полномочиями субъектов, называются симметричными. В случае различия правового статуса составных частей это ассиметричная федерация (Россия). Абсолютно симметричных федераций, даже при одинаковом названии их субъектов не существует, поскольку в этом случае имеются особенности в правовом положении составных частей сложного государства. Можно говорить лишь о наличии относительно симметричных федераций.

Возможны различные  варианты взаимоотношения между  центральной властью и органами субъектов федераций. По этому критерию различают относительно централизованные федеративные государства со значительными полномочиями федеральных органов, они приближаются к унитарным государствам; и относительно децентрализованные федеративные государства - со значительными полномочиями субъектов федерации.

Существует ряд теоретических  обоснований федерализма как  предпочтительной системы организации управления. Так, концепция дуалистического федерализма, развившаяся на раннем этапе и нашедшая известное отражение в Конституции США 1787 года, заключалась в идее равновесия между федерацией и ее субъектами, которые имеют каждый свою компетенцию и не вмешиваются в дела друг друга30. Это было идеалистическое представление, от которого реальная жизнь отличалась довольно сильно. Позднее была разработана концепция кооперативного федерализма, которая основана на идее взаимного дополнения центра и субъектов федерации, их взаимовыгодного сотрудничества. На этой идее базируется ряд современных конституций, в частности, германский Основной закон.

Иногда высказывается  точка зрения, согласно которой наряду с унитаризмом, федерацией и конфедерацией существует еще одна форма территориально-политического устройства - так называемое «регионалистское государство»31. К нему относятся гибридные формы, занимающие промежуточное положение между автономией и субъектом федерации, которые существуют в Италии, Испании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Форма государственно-правового режима.

Государственно-правовой режим - это совокупность приемов и методов, при помощи которых осуществляется государственная власть.

В каждом государстве  складывается свой политический режим, имеются свои особенности осуществления  государственной власти. Все же по определенным признакам политические режимы можно разделить на две группы - авторитарные и демократические режимы.32

Изучаемая категория  характеризует не столько деятельность государства, сколько атмосферу всей политической жизни, господство в ней жестких, авторитарных, или же демократических методов властвования.

Основные характеристики авторитарного политического режима выглядят следующим образом33:

  • Отсутствие, ограничение или ликвидация прав и свобод граждан;
  • Отсутствие, ограничение деятельности или ликвидация представительных органов государства;
  • Отсутствие контроля со стороны населения за осуществлением власти, формирование ее институтов через закрытые каналы;
  • Сосредоточение всей полноты власти в руках одного человека (монарха, диктатора), нескольких лиц или одного органа;
  • Жесткие командно-административные, а иногда и террористические методы осуществления государственной власти, произвол, насилие;
  • Отсутствие, ограничение деятельности или ликвидация прогрессивных политических партий и общественных организаций;
  • Политический монизм - господство одной идеологии возведенной в ранг государственной;
  • Отсутствие или ограничение сферы гражданского общества, сферы свободного выражения интересов.

В теории государства  и права нередко выделяют и  анализируют исторические разновидности авторитарного политического режима (деспотический, тиранический, тоталитарный и т.д.). Тоталитарное государство - это всеохватывающая, всеконтролирующая, всепроникающая власть, которая стремится к полному контролю над всеми сферами жизни общества (экономической, политической), которая поглощает гражданское общество. Тоталитаризм характеризуется наличием одной официальной идеологии, одной правящей партии, крайним централизмом в управлении, усилением органов исполнительной власти и, прежде всего - карательных органов, применением незаконных насильственных методов по отношению к населению.

Если же говорить о  демократическом политическом режиме, то здесь можно выделить следующие основные черты34:

  • Наличие гарантированных прав и свобод граждан;
  • Нормальное функционирование представительных учреждений, народ единственный источник государственной власти;
  • Контроль населения за принятием политических решений;
  • Разделение властей; всей полноты власти в государстве не обладает ни один орган;
  • Ограничение государственного насилия преимущественно сферой отклоняющегося поведения граждан, деятельность правоохранительных органов основана, прежде всего, на строгой законности;
  • Свободная деятельность оппозиционных политических партий, разнообразных общественных организаций;

•  Политический плюрализм - свободное выражение интересов всех социальных групп общества.

Многие философы и  юристы указывали на существенные недостатки демократии. Платон считал демократическое государство далеко не самым лучшим и недолговечным, и со временем, вырождающимся в тиранию.

«В демократическом государстве только и слышишь, как свобода прекрасна и лишь в таком государстве стоит жить тому, кто свободен по своей природе. Так вот, такое ненасытное стремление к одному и пренебрежение к остальному искажает этот строй и подготовляет нужду в тирании. Когда во главе государства, где демократический строй и жажда свободы, доведется встать дурным виночерпиям, государство это сверх должного опьяняется свободой в неразбавленном виде. Разве в таком государстве свобода не распространится неизбежно на все? Отец привыкает уподобляться ребенку и страшиться своих сыновей, а сын - вести себя наподобие отца; там не станут почитать и бояться родителей (все под предлогом свободы!). При таком порядке вещей учитель боится школьников и заискивает перед ними, а школьники ни во что не ставят своих учителей и наставников. Вообще молодые начинают подражать взрослым и состязаться с ними в рассуждениях и в делах, а старшие, приспособляясь к молодым и подражая им, то и дело острят и балагурят, чтобы не казаться неприятными и властными.

Если собрать все  это вместе, самым главным будет  то, что душа граждан делается крайне чувствительной: все принудительное вызывает у них возмущение как нечто недопустимое. А кончат они тем, что перестанут считаться даже с законами - писанными или неписанными, - чтобы уже вообще ни у кого и ни с чем не было над ними власти. Именно из этого правления, такого прекрасного и по-юношески дерзкого, и вырастает тирания»35.

Информация о работе Форма государства