Формы государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 09:29, реферат

Описание работы

Для постижения такого сложного социального института , как государство в
отечественной теории государства и права особое место выделяется изучению формы государства .

Для изучения формы государства , раскрытие ее роли в политических процессах чрезвычайно важное значение приобретает
подход к форме как к организации содержания .Понятие “организация” предполагает выяснение своеобразия внутренних аспектов формы с точки зрения принципов объединения взаимодействующих элементов
целого в системе , а также внешнего выражения этих принципов в деятельности как элементов системы , так и всей системы в целом ( по отношению к другим системам)

Содержание

I.Введение.
1. Форма государства ( форма правления , форма государственного
устройства , политический режим ).
II.Форма правления.
2.1. Монархия
2.2. Республика
III.Форма государственного устройства.
3.1. Унитарное
3.2. Федеративное
3.3. Конфедеративное
IV.Форма политического режима.
4.1. Антидемократический
4.2. Демократический
V.Причины и особенности изменения форм государственного и
политического режима.
VI.Заключение.
VII.Библиография.

Работа содержит 1 файл

Формы государства.docx

— 52.99 Кб (Скачать)

 

                                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                     

 

ОГЛАВЛЕНИЕ.

I.Введение.   

1. Форма государства ( форма правления , форма государственного  

устройства , политический режим ).

II.Форма правления.    

2.1. Монархия 

    2.2. Республика

III.Форма государственного устройства.     

3.1. Унитарное     

3.2. Федеративное     

3.3. Конфедеративное 

IV.Форма политического режима.      

4.1. Антидемократический       

4.2. Демократический 

V.Причины и особенности изменения форм государственного и

 политического режима.

VI.Заключение.

VII.Библиография.                                     

                       

 

 

 

                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

  Для постижения такого сложного социального института , как государство в

отечественной теории государства  и права особое место выделяется изучению формы государства .

 

 Для изучения формы государства , раскрытие ее роли в политических процессах чрезвычайно важное значение приобретает

подход   к форме как к организации содержания .Понятие “организация” предполагает выяснение своеобразия внутренних аспектов формы с точки зрения принципов объединения взаимодействующих элементов

целого в системе , а  также внешнего выражения этих принципов в деятельности как элементов системы , так и всей системы в целом ( по отношению к другим системам).Посредством   такого подхода в

общей теории государства  и права открывается возможность не только решения новых проблем , но что не менее важно , также и возможность нового подхода к традиционным , “старым “ вопросам науки. Для рассмотрения формы государства следует обратить внимание на следующие аспекты.

 

  Во - первых , форма в связи с сущностью государства как общественного

явления .В данном аспекте  под формой государства понимается специфический способ выражения сущности, система органов

“машина”,посредством которой осуществляется классовое

господство в противоположность неклассовым , неполитическим,

не государственным способам .Существование государственной власти находит свое отражение в ее органах , армии , администрации , судьях и других учреждениях , которые составляют специфическую и постоянную  

форму бытия государства .

 

  Во-вторых , форма в ее непосредственной связи явлением ( как обнаружение сущности   проявление ее вовне ).В соотношении “форма--явление”   выступает внешняя форма государства   , т.е. проявление вовне определенной   его организации (устройства) . Различают организацию верховных органов власти (монархию ,республику ) , взаимоотношение органов классовой власти с населением,территориальную структуру   государственной власти .

 

 В третьих, форма в соотношении форма - содержание выступает внутренняя форма государства как форма вполне определенного , данного классового содержания.“Форма-содержание” государства зиждется на соответствующих принципах организации властвования , в которых выражается специфика классового господства определенного типа на определенных этапах его развития .Эти принципы неповторимы , они коренятся в социально-экономической системе . Вместе с ликвидацией экономического и

политического господства исторически  определенных классов ликвидируются и соответствующие принципы организации государственной власти. В аспекте “форма-содержание” выражается также и политический режим как внутренняя форма государства , охватывающая главным образом две стороны : механизм государства (внутренняя структура власти , связь элементов власти в данной государственной системе) и функции государства ( методы и формы осуществления функций данной государственной власти).

 

“Форма - содержание” индивидуализирует  каждое конкретное государство ,

которое существует в пространстве и времени в единстве содержания   и формы .

Внутренняя форма всегда содержательна , она сама есть момент содержания государства и как таковая непосредственно и органически связана с сущностью государства в данном историческом этапе его развития . Внутренняя форма по отношению к внешней форме государства

выступает как определяющая специфику ее содержания , т.е. играет   роль

взаимосвязи сущности , содержания и формы государства.

 

 

  “Форма-содержание” имеет общее

с чисто внешней формой-явлением”: она изменчива , текуча , соответствует

изменяющемуся непрерывно содержанию государства. Поэтому в рамках исторических  типов государства возможны вариации внутренней формы сообразно объективным условиям господства исторически определенных классов. кроме того , политический режим , как внутренняя форма государства, имеет внешнюю оболочку , которая может рассматриваться в качестве внешней формы .

 

  Четкого   соотношения   между  типом   и формой государства нет .

С одной   стороны   в   пределах   государства одного и того же типа могут   встречаться различные формы   организации и

деятельности государственной  власти, а с другой стороны государства различного типа могут обличаться в одинаковую форму . Своеобразие конкретной формы   государства любого исторического периода определяется прежде всего степенью зрелости общества и государственной жизни , задачами и целями , которые ставит перед собой государство. Другими словами , категория формы государства непосредственно зависит от его содержания и определяется   им.

 

 Серьезное влияние на форму государства оказывает культурный уровень

народа , его исторические традиции , характер религиозных мировоззрений ,

национальные особенности , природные условия проживания и  другие факторы .

 Специфику формы государства определяет также характер взаимоотношений государства и его органов с негосударственными организациями   партиями ,профсоюзами , общественными   движениями , церковью и другими организациями.

 

 В юридической науке форма государства анализируется по преимуществу   как внешняя форма сущности, содержания и явления государства . Под формой государства понимается обычно его организация, выступающая в единстве формы правления , формы государственного

устройства и политического  режима, т.е. соответственно основным , узловым

моментам этой организации. Таким образом можно дать следующее    краткое

определение формы государства :

ФОРМА ГОСУДАРСТВА - сложное  общественное явление, которое включает в себя три взаимосвязанных элемента : форму правления , форму государственного устройства и форму государственного режима.

В различных странах государственные  формы имеют свои особенности ,

характерные признаки , которые  по мере общественного развития наполняются новым содержанием , обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии . Вместе с тем форма существующих государств, особенно современных , имеет общие признаки , что позволяет дать

определение   каждому элементу формы государства.                              

   II . ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ.

  Форма   правления представляет собой структуру высших органов государственной власти , порядок их образования и распределение компетенции между ними. Форма государственного правления дает

возможность уяснить:

· как создаются высшие органы государства и каково их строение;

· как строятся взаимоотношения  между высшими и другими государственными органами ;

· как строятся взаимоотношения  между верховной государственной властью и населением страны ;

· в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина .

По указанным признакам  формы государственного правления подразделяются на :

· монархические ( единоличные, наследственные )

· республиканские (коллегиальные , выборные )                                    

2.1. Монархия     

Монархия - это такая форма  правления , при которой верховная  власть

единолична и переходит , как правило , по наследству.

Основными признаками классической монархической формы управления

являются :

*     существование единоличного главы государства , пользующегося своей властью пожизненно ( царь , король ,император , шах ) ;

*     наследственный  порядок преемственности верховной власти ;

*     представительство  государства монарха по своему усмотрению ;

*     юридическая  безответственность монарха .

Монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. При

феодализме она стала  основной формой государственного правления . В буржуазном же обществе сохранились лишь традиционные, в основном формальные черты монархического управления .

В свою очередь монархия делится на :

* абсолютную 

* ограниченную ( парламентскую)

* дуалистическую 

* теократическую 

* парламентскую 

Абсолютная монархия - такая  форма правления , при которой  верховная

государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу .

По формуле Петровского  воинского устава - “ самовластный монарх ,

который никому на свете  о своих делах ответу дать не должен“. Основным

признаком абсолютной монархии является отсутствие каких-либо государственных органов , ограничивающих компетенцию монарха . Возникновение абсолютизма связано с процессом зарождения  

буржуазных отношений  и начинающимся процессом разложения феодализма и старых феодальных сословий . К наиболее существенным чертам абсолютной монархии относятся ликвидация или полный упадок сословных представительных учреждений, юридически неограниченная власть монарха, наличие в его непосредственном подчинении и распоряжении постоянной армии , полиции и развитого бюрократического аппарата .

Власть в центре и на местах принадлежит не крупным феодалам, а  чиновникам ,которые могут назначаться и увольняться монархом. Государственное вмешательство в частную жизнь в эпоху абсолютизма

приобретает более цивилизованные формы , получает юридическое   закрепление, хотя   по - прежнему имеет принудительную направленность . В истории такими странами были Россия XVII - XVIII века и Франция до революции 1789 года.

Конституционная монархия представляет собой такую форму правления , при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом . Обычно это ограничение определяется конституцией , утверждаемой парламентом. Монарх же не в праве изменить конституцию .

Как форма правления , конституционная  монархия возникает в период

становления буржуазного  общества . Формально она не   утратила своего значения в ряде стран Европы и Азии и до настоящего времени ( Англия , Дания , Испания , Норвегия , Швеция и др.).

Конституционная монархия характеризуется  следующими основными

признаками :

* правительство формируется  из представителей определенной партии ( или партий ), получивших большинство голосов на выборах в парламент ;

* лидер партии , обладающий  наибольшим числом депутатских мест , становится главой государства ;

* в законодательной ,исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически отсутствует, она является символической;

* законодательные акты  принимаются парламентом и формально подписываются монархом ;

* правительство согласно  конституции несет ответственность не  

перед монархом , а перед  парламентом .

Примерами такой монархии можно считать - Великобританию, Бельгию ,

Данию и др.

При дуалистической монархии  государственная власть носит двойственный характер . Юридически и фактически власть разделена между правительством , формируемым монархом , и парламентом. Правительство в дуалистических монархиях формируется независимо от партийного состава в парламенте и не ответственно перед ним. Монарх при этом выражает преимущественно интересы феодалов , а парламент представляет буржуазию

и другие слои населения. Подобная форма правления существовала в кайзеровской Германии (1871 - 1918 гг. ) , сейчас в Марокко .

В некоторых государствах монарх возглавляет не только светское, но и

религиозное управление страной . Такие монархи носят название теократические (Саудовская Аравия ).

Такова краткая характеристика основных разновидностей монархической

формы государственного правления .

 

2.2. Республика 

Республика - это такая  форма правления , при которой  верховная власть

осуществляется выборными  органами , избираемыми населением на определенный срок.

Общими признаками республиканской  формы правления являются :

* существование единоличного  и коллегиального главы государства ;

* выборность на определенный срок главы государства и   других

верховных органов государственной  власти ;

* осуществление государственной власти не по своему велению , а по поручению народа ;

* юридическая ответственность  главы государства в   случаях , предусмотренных законом ;

* обязательность решений  верховной государственной власти.

Республиканская форма правления  в окончательном виде сформировалась в

Афинском государстве . По мере развития общественной жизни она видоизменялась, приобретала новые черты, все больше наполнялась демократическим содержанием .

Информация о работе Формы государства