Форма государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 18:06, курсовая работа

Описание работы

Основной целью курсовой работы является изучение строения государства, его основных частей, внутренней структуры, основных методов установления и осуществления государственной власти.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
Понятие формы государства. Форма правления…………………………. ..4
Форма государства: понятие, причины многообразия………………6
Монархия: понятие, виды……………………………………………..6
Республика: понятие, виды…………………………………………..10
Форма государственного устройства: понятие, особенности…………… 14
Унитарное государство: понятие, признаки……………………….. 14
Федерация: понятие, особенности………………………………….. 17
Конфедерация: понятие, признаки…………………………………. 19
Политический режим: понятие, виды…………………………………..… 20
Демократический режим……………………………………………. 20
Антидемократический режим………………………………………. 25
Заключение………………………………………………………………………… 29
Список литературы………………………………………………………………... 30

Работа содержит 1 файл

курсовая работа для Ростовой Вовочки.docx

— 56.63 Кб (Скачать)

     Признаки  республики:

  1. источником власти признается народ;
  2. коллективное правление;
  3. все высшие органы государственной власти избираются населением или формируются парламентом;
  4. органы государственной власти избираются на определенный срок, по истечении которого слагают свой полномочия (принцип сменяемости);
  5. высшая власть основана на принципе разделения властей, четком разграничении полномочий;
  6. должностные лица и государственные органы несут ответственность за свои действия;

     Исторически республика как форма правления  сложилась еще в Древнем мире, примером тому могут служить рабовладельческие  республики Эллады, Древний Рим периода  республики и др. Классификация республик связана с тем, каким же именно образом осуществляется государственная власть, и кто из субъектов государственно-правовых отношений наделен большим количеством полномочий. В основном все республики подразделяются на два вида: парламентские и президентские. Парламентская республика. При этой форме правления большинство полномочий принадлежит представительным органам власти, а на исполнительно - распорядительные органы накладывается роль только выполняющих и не имеющих особо важных полномочий и прав в осуществлении государственной власти. 

     Президентская республика. При президентской республике большинство этих прав и полномочий предоставляется президенту, который зачастую является главой исполнительной власти. К правам президента относятся права по формированию высших органов государственной власти, по осуществлению внешних сношений, по обороне страны и командованию Вооруженными Силами, по вопросам предоставления и выхода из гражданства, амнистии и т. д. Так же существует и смешанная (полупрезидентская) республика – такая форма правления, в рамках которой сочетаются и сосуществуют признаки парламентской и президентской республик. В современном мире существуют и иные, нетипичные, виды республик. Например, теократическая республика (Иран). Для некоторых стран Африки характерна своеобразная форма президентской монократической республики: в условиях однопартийного политического режима лидер партии провозглашался пожизненным президентом, парламент же реальных полномочий не имел (Заир). Долгое время в отечественной юридической науке особой формой республики считалась республика Советов. Её признаками назывались: откровенно классовый характер – диктатура пролетариата и беднейшего крестьянства, отсутствие разделения властей при полновластии Советов, жесткая иерархия последних, право отзыва избирателями депутатов Советов до истечения срока их полномочий, реальное перераспределение власти от эпизодически собиравшихся Советов в пользу их исполнительных комитетов. Но крах социалистического строя в СССР привел к утверждению в нашей стране республики смешанного типа. В странах Латинской Америки часто встречаются «суперпрезидентские республики». Эта форма правления - практически независимая, слабо контролируемая законодательной и судебной властью. В современном цивилизованном обществе принципиальных различий между формами не существует. Их сближают общие задачи и цели. 
 

     Виды  республик и их признаки:

  Президентская Смешанная Парламентская
1. Порядок  избрания президента Избирается  всенародным голосованием (внепарламентский путь) Избирается  на заседании парламента
2. Порядок  образования правительства Президент формирует  правительство при определенном парламентском контроле Правительство формируется президентом из лидеров  победившей на выборах в парламент  партии и должно получить вотум доверия  парламента Правительство формируется парламентом из лидеров  победившей на выборах партии
3. Ответственность  правительства Перед президентом. Парламент не может выразить вотум  недоверия правительству Двойная ответственность: перед парламентом и президентом. Вотум недоверия парламента правительству  невозможен Перед парламентом. Парламент может вынести вотум  недоверия правительству в целом  или одному из его членов, что  влечет за собой отставку правительства
4. Право  роспуска парламента у президента  
Отсутствует
 
Президент имеет право роспуска парламента
5. Наличие  поста премьер – министра  
Отсутствует
 
Существует  пост премьер – министра
6. Объем  полномочий президента Полномочия  президента невелики, он не только глава  государства, но и глава исполнительной власти Президент глава  государства. Полномочия в осуществлении  исполнительной власти разделены между  президентом и правительством Президентские полномочия номинальны, любые действия он совершает по рекомендации правительства, которое и несет за них ответственность
7. Современные  государства США, страны Латинской  Америки Франция, Россия Италия, Индия, ФРГ

 

     В целом, форма правления является весьма важным элементом формы государства. Ведь именно в ней заключено, кому принадлежит власть в обществе (пусть  иногда формально), а это, в свою очередь, говорит о развитости или, наоборот, отсталости или консерватизме данного  общества. В данном пункте курсовой работы были описаны различные типы форм правления, но конечно нельзя дать точное заключение о преимуществе какого-либо типа правления над другим. Но стоит  сказать, что каждый тип правления  имеет свои плюсы и минусы и  то, что каждый тип правления внес свое слово в развитие человечества.

 

  1. Форма государственного устройства: понятие, особенности
    1. Унитарное государство: понятие, признаки.

     Под формой государственного устройства понимается способ национального и административно  – территориального устройства государства, отражающий характер взаимоотношений  между его составными частями, а  также между центральными и местными органами. Данная категория дает ответы на вопросы о том, как организована территория государства, из каких частей оно состоит, каково их правовое положение. Государства современного мира по форме национально-государственного устройства подразделяются на унитарные, либо федеративные. Унитарное – это государство, в составе которого нет других государств либо государственных образований, а на его территории созданы административно-территориальные единицы (области, округа, районы и др.)6 При этом унитарные государства могут иметь в своем составе автономные образования. Примером унитарных государств служат Франция, Швеция, Турция, Египет и др.

     Характерные черты унитарного государства:

  1. Статус административно-территориальных единиц - в унитарном государстве административно - территориальные единицы не могут обладать какой - либо политической самостоятельностью, хотя в области хозяйственной, социальной и культурной деятельности их полномочия могут быть широкими;
  2. Государственный аппарат – единая структура государственного аппарата на всей территории страны. Компетенция высших государственных органов ни юридически, ни фактически не ограничена полномочиями местных органов;
  3. Гражданство – единое, административно – территориальные единицы своего гражданства не имеют;
  4. Правовая система – единая система права. Одна конституция, нормы которой применяются на всей территории страны без каких – либо изъятий. Местные органы власти обязаны применять все нормативные акты, принимаемые центральными органами власти. Их собственные нормы носят сугубо подчиненный характер, распространяются лишь на соответствующую территорию;
  5. Судебная система – единая судебная система, которая осуществляет правосудие на территории всей страны, руководствуясь общими правовыми нормами. Судебные органы – звенья единой централизованной системы;
  6. Налоговая система – налоги поступают в центр, а оттуда распределяются по регионам.

     Унитарные государства в зависимости от степени централизации делят  на централизованные и относительно децентрализованные. Централизованным принято считать государство, в  котором реальная власть на местах принадлежит назначенным из центра чиновникам, которые контролируют работу местных органов самоуправления. В относительно децентрализованных государствах во всех звеньях административно  – территориального деления существуют только выборные органы или должностные  лица. Унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности народности, допускает  образование автономий. Под автономией понимается внутреннее самоуправление районов государства, отличающихся географическими, национальными, бытовыми особенностями. Примером автономии  служат Крым, Корсика, Азорские острова. В свою очередь автономии делятся  на две формы в зависимости  от объёма полномочий: административные (местные) и политические (законодательные). В законодательной автономии  ее органы имеют право издания  местных законов по строго определенным вопросам, точно зафиксированным  в конституции либо иных законах  государства. Такие автономии существуют, например, в Финляндии (Аландские  острова, которые заселены преимущественно  шведами). Административная автономия  не обладает правом издавать собственные  местные законы. Она может издавать только постановления и иные нормативные  акты. После второй мировой воины возникает новая форма территориально – политического устройства, которая отличается и от сложного унитарного государства с автономией и от федерации. Территория такого государства состоит из автономных образований, которые имеют право принимать местные законы, но сфера местного законодательства четко очерчивается в конституции и контролируется специальным представителем центра. Однако, в отличие от федерации у них нет совместной компетенции с центральными органами. Такое государство называют регионалистским и рассматривают эту форму как переходную от унитаризма к федерализму. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
    1. Федерация: понятие, особенности.

     Федеративное  государство (федерация) - (от позднелатинского foederatio - союз, объединение) форма государственного устройства, при котором входящие в состав государства федеральные единицы (субъекты федерации) имеют собственные конституции, законодательные, исполнительные и судебные органы.7 Среди федеративных государств выделяют национально – государственные и административно – территориальные. Первый вид федерации обычно имеет место в многонациональном государстве, и его создание предопределяют национальные факторы. Субъекты в такой федерации образуются по национально – территориальному признаку. В основе же административно – территориальной федерации, лежат экономические, географические, транспортные и иные территориальные факторы (ФРГ, США и др.) Также различают договорные и учредительные федерации. Договорные федерации создаются как результат свободного объединения ряда государств и государственных образований, закрепленного в договоре (США, СССР). Учредительные федерации возникают как результат трансформации унитарных государств или договорных федерации, сами создают в своём составе собственных субъектов, наделяя их частью суверенитета (Российская Федерация). Федерации, основанные на территориальном принципе, оказались более прочными и устойчивыми (США, ФРГ), в то время как образованные на национально-территориальной основе или распались (СССР, Чехословакия), или испытывают большие сложности. Вместе с тем федеративная природа ряда государств обусловлена многонациональным составом населения (Индия, Бельгия, Канада, Российская Федерация). Субъектами федерации являются государства или государственные образования. Число их может быть различно, отличаются они и наименованием. 
 

     Федеративные  государства характеризуются:

  1. Статус административно – территориальных единиц – национальные и административно-территориальные единицы обладают частичным суверенитетом, определенной политической самостоятельностью.
  2. Государственный аппарат – существуют два уровня государственного аппарата: федеральный и уровень субъекта федерации. Парламент имеет двухпалатную структуру, одна из палат отражает интересы субъектов федерации и при ее формировании используется принцип равного представительства всех субъектов федерации вне зависимости от численности населения, проживающего на их территории.
  3. Гражданство – двойное, общефедеральное гражданство и гражданство членов федерации.
  4. Правовая система – существуют две правовые системы: федеральная и субъектов федерации. Установлен принцип иерархии законов: конституция и законы субъектов федерации не должны противоречить федеральному законодательству.
  5. Судебная система – имеется федеральная судебная система, а также субъекты федерации могут иметь собственные суды. Федеральная конституция устанавливает общие принципы судоустройства и судопроизводства.
  6. Налоговая система – двухканальная система – наряду с федеральными налогами, поступающими в казну, существуют и налоги субъектов федерации. В нынешнее время особо остро стоит вопрос о праве наций на самоопределение и выходе из состава федерации. Такое право принято именовать сецессией – это односторонний выход субъекта федерации из ее состава. В большинстве современных федерациях это право конституционно не закреплено.
 
 
 
    1. Конфедерация: понятие, признаки.

     Конфедерация - это временный юридический союз суверенных государств, созданный для  обеспечения их общих интересов. При этом государства входящие в  конфедерацию сохраняют свои суверенные права, как во внутренних, так и  во внешних делах. В отличие от федеративного устройства конфедерация характеризуется следующими чертами:

  1. Государственный аппарат – конфедерация образует центральные органы, которые обладают полномочиями, делегированными им членами конфедерации. Эти органы не обладают прямой властью над государствами, входящими в конфедерацию. Их решения принимаются по принципу единогласия и осуществляются только с согласия органов власти соответствующих государств.
  2. Гражданство – отсутствует, сохраняется гражданство тех государств, которые находятся во временном союзе.
  3. Правовая система – конфедеративные органы могут принимать нормативные акты лишь по тем вопросам, которые входят в их компетенцию. Такие акты не действуют на территории членов конфедерации, вступить в законную силу они могут только после их ратификации парламентом.
  4. Судебная система – единая судебная система отсутствует.
  5. Налоговая система – налоги отсутствуют, бюджет формируется из взносов членов конфедераций.

Информация о работе Форма государства