Форма государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 18:06, курсовая работа

Описание работы

Основной целью курсовой работы является изучение строения государства, его основных частей, внутренней структуры, основных методов установления и осуществления государственной власти.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
Понятие формы государства. Форма правления…………………………. ..4
Форма государства: понятие, причины многообразия………………6
Монархия: понятие, виды……………………………………………..6
Республика: понятие, виды…………………………………………..10
Форма государственного устройства: понятие, особенности…………… 14
Унитарное государство: понятие, признаки……………………….. 14
Федерация: понятие, особенности………………………………….. 17
Конфедерация: понятие, признаки…………………………………. 19
Политический режим: понятие, виды…………………………………..… 20
Демократический режим……………………………………………. 20
Антидемократический режим………………………………………. 25
Заключение………………………………………………………………………… 29
Список литературы………………………………………………………………... 30

Работа содержит 1 файл

курсовая работа для Ростовой Вовочки.docx

— 56.63 Кб (Скачать)

     Исторически эта форма сложилась вместе с  федерацией, но на практике встречалась  и встречается крайне редко. Примером конфедерации может служить Конфедерация южных штатов, сложившаяся в 1861 году в Америке, что послужило началом  Гражданской войны в США (1861-1865 годов), последней конфедерацией  была Сенегамбия в 1981 – 1988 г.

     В последнее десятилетие в мире возникает множество форм экономического, политического и культурного  и иного объединения государств: содружество, сообщество и др. К их числу относится Европейский  союз, в результате усиления интеграционных процессов это объединение эволюционирует в сторону конфедерации.

     После распада СССР на его территории возникло СНГ. На сегодняшний момент в Содружество  независимых государств входит 12 членов. Ещё одним примером такого рода объединения  является Британское Содружество наций, состоящие из Англии и её бывших колоний.

     Итак, форма государственного устройства дает ответы на вопросы о том, как  организована территория государства, из каких частей оно состоит, каково их правовое положение, на каких принципах  строятся взаимоотношения центра и  мест. Политический режим: понятие, виды. Последней составляющей понятия форма государства является понятие государственный режим. Под государственным режимом понимается совокупность способов и методов осуществления власти государством”.8 Так же государственный режим показывает реальное проявление организационно оформленной власти, процесс ее функционирования и в целом всё общество. В соответствии с этим, различают демократическое общество, то есть общество, в котором существует демократический политический режим, и недемократическое общество, которому соответствует авторитарный политический режим. Теория государства и права выделяет несколько основных видов политического режима, которые применялись в многовековой истории государственности. Эти виды представляют собой широкий диапазон между авторитарным и демократическим режимами, крайними полюсами на всей шкале политических методов осуществления власти. Истории государства и права известны и такие древние режимы, как деспотия и тирания. Эти режима встречались в древних государствах и на сегодняшний момент государств с такими политическими режимами не существует. Деспотический режим (despotia - в переводе с греч. неограниченная власть). Этот режим характерен для монархической формы правления, а именно для абсолютистской монархии, когда власть осуществляется исключительно одним лицом, становящимся деспотом. Деспотии возникли в древности и характеризовались крайним произволом в управлении, полным бесправием и подчинением деспоту со стороны его подданных, отсутствием правовых и моральных начал в управлении. В основном деспотия характерна для многих государств азиатского способа производства. В деспотическом государстве доминируют карательная, жесткая налоговая политика по отношению к народу. Характерной чертой деспотии является полное подавление любой самостоятельности, недовольства, возмущения. Ко всем недовольным применяются Санкции, при чем такое применение происходит произвольно и отличается особой жестокостью. Жесткое подавление применяется весьма широко. Так же деспотии присущ еще один психологический фактор – страх, именно на страхе и держится деспотия. Деспотический режим встречался в основном в странах Средиземноморья, на Ближнем Востоке, в странах Азии, Африки, Южной Америке, словом, в государствах азиатского способа производства, рабовладельческих обществах, некоторых феодальных странах. Он характерен для ранних этапов развития человеческого общества, государственности. Однако этот режим возникал и может возникать и в некоторых современных государствах в силу исторического своеобразия их развития, личностных характеристик их политических лидеров, монархов, способов борьбы за власть и ее осуществление или подавление противников режима и т. д. Тиранический режим - также основан на единоличном правлении. Однако в отличие от деспотии, власть тирана подчас устанавливается насильственным, захватническим путем, часто смещением законной власти, с помощью государственного переворота. При тирании так же, как и при деспотии ущемляются права и свободы человека. Тирания построена на произволе, подчас терроре и геноциде. Тирания, как и деспотия, основана на произволе. Однако если в деспотии от произвола и самовластия страдают прежде всего должностные лица, то при тирании этому подвержен каждый человек. Законы не действуют, поскольку тираническая власть в большинстве своем не стремится их создать. Понятие тирания имеет несколько оценок, одна из таких оценок это политико-правовая. Когда речь идет о тирании как политическом режиме, используется именно оценка тех жестких способов, с помощью которых тиран осуществляет захватническую или государственную власть. В этом смысле власть тирана, как правило, является жесткой. Стремясь подавить сопротивление в зародыше, тиранический режим осуществляет казни не только за выраженное неповиновение, но часто за обнаруженный умысел на этот счет. Кроме того, захватчики широко используют и превентивное принуждение для того, чтобы посеять страх среди населения. Овладение территорией и населением другой страны обычно связано не только с физическим и моральным насилием над людьми, но и над теми обычаями, которые существуют у народа. Тиранические режимы можно наблюдать в полисах Древней Греции, в некоторых средневековых городах-государствах. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3.1. Демократический  режим.

     Сначала следует сказать пару слов о происхождении  самого термина «демократия». Термин демократия появился в Древней Греции и в буквальном переводе означает власть народа. Собственно демократический режим - это одна из разновидностей либерального режима, основанного на признании принципа равенства и свободы всех людей, участии народа в управлении государством.9 Демократический режим предоставляет гражданам основные права и свободы, демократическое государство не ограничивается только их провозглашением. В советской литературе под демократией понималась диктатура господствующего класса. Также там отмечается, что подлинная демократия возможна только в социалистическом государстве и что только социалистическое государство может предоставить права и свободы гражданам. В демократическом государстве народ является источником власти. При демократии существует институциональный и политический плюрализм: партии, профсоюзы, народные движения, массовые объединения, ассоциации, союзы, кружки, секции, общества, клубы объединяют людей по различным интересам и склонностям. Интеграционные процессы способствуют развитию государственности и свободы личности. Управление в демократическом государстве производится по воле большинства, но с учетом интересов меньшинства. Поэтому принятие решений осуществляется как путем голосования, так и с использованием метода согласования при принятии решений. Наряду со всеми положительными чертами имеются и отрицательные черты демократического режима. К таким отрицательным чертам относятся сильная зависимость политиков от поддерживающих их финансово – промышленных групп, слабы механизмы контроля общества за выдвижением кандидатов в представительные и исполнительные органы власти. Также демократическому режиму присущи такие характерные черты российской бюрократии, как коррупция и лоббизм.  Следует также иметь в виду, что демократический режим появляется зачастую в тех государствах, где социальная борьба достигает высокого накала и правящая элита, господствующие слои общества вынуждены идти на уступки народу, другим социальным силам, соглашаться на компромиссы в организации и осуществлении государственной власти. Кроме того, демократический режим в устройстве государств становится наиболее адекватным тем новым проблемам, которые ставит перед человечеством современное состояние цивилизации с его глобальными проблемами, противоречиями, возможными кризисами. В настоящие время в мире начинают преобладать демократические режимы, многие страны, в том числе и Россия, переходят от антидемократического к демократическому режиму. Демократический режим предоставляет большие права и свободу личности. Плюсом антидемократического режима, а именно одной из его разновидности – тоталитарного режима, является полная мобилизация сил в военное время. В целом государственно-правовой режим выражает особенности функционирования государственного механизма. При выполнении своего функционального назначения органы государства взаимодействуют друг с другом и с населением, используя определенные наборы средств и способов управленческого воздействия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3.2.Антидемократический  режим.

     Политико–правовые режимы делятся на демократические  и антидемократические, в свою очередь  антидемократические режимы делятся  на тоталитарные, авторитарные и военные. Тоталитарный режим – это политический режим, претендующий на полный контроль над личностью со стороны государства. Тоталитарный режим является, как правило, порождением ХХ в., это фашистские государства, социалистические государства периодов “культа личности”. Сам термин появился в конце 20-х годов, когда некоторые политологи стремились отделить социалистическое государство и искали четкое определение социалистической государственности. Тоталитарный режим является крайней формой авторитарного режима. Тоталитарное государство выступает как всеохватывающая, всеконтролирующая и всепроницающая власть. Свое мнение о тоталитарном государстве высказывали такие западные политологи как З. Бжезинский и К. Фридрих. Они выделяли следующие признаки тоталитарного режима:

  • Наличие единственной массовой партии, фактически сросшейся с государственным аппаратом. Во главе государства стоит харизматический лидер, происходит его обожествление.
  • Наличие официальной господствующей в обществе тоталитарной идеологии, причем эта идеология не подлежит критике, и отступление от нее карается государством.
  • Существует монополия государства на средства вооруженной борьбы, все средства массовой информации и их полный контроль.
  • Наличие командно – административной системы управления и подчинение всей экономики государству.

     В государственном управлении тоталитарный режим характеризуется крайним  централизмом. Практически управление выглядит как исполнение команд сверху, при котором инициатива фактически отнюдь не поощряется, а строго наказывается. Местные органы власти и управления становятся простыми передатчиками  команд. На фоне этого происходит усиление мощи исполнительных органов, возникает  всевластие номенклатуры, т. е. должностных  лиц, назначение которых согласуется  с высшими органами правящей партии или производится по их указанию. Номенклатура-бюрократия осуществляет власть в целях обогащения, присвоения привилегий в образовательной, медицинской и иных социальных областях. Особенно выделяется на фоне разросшихся  исполнительных органов (армия, полиция, органы безопасности, прокуратура и  т.п.), т.е. карательные органы, происходит массовый террор по отношению к так  называемым «врагам народа», широко развита система доносительства. Причем именно террор выступает главным  условием для укрепления и осуществления  власти. При тоталитаризме устанавливается полный контроль над всеми сферами жизни общества. В экономической жизни происходит процесс огосударствления в тех или иных формах собственности. В политической жизни общества личность, как правило, ограничивается в правах и свободах. А если формально политические права и свободы закрепляются в законе, то отсутствует механизм их реализации, а также реальные возможности для пользования ими. Разновидностью тоталитаризма являются режимы, где осуществляется “культ личности”, культ вождя - непогрешимого, мудрого заботливого. На деле же оказывается, что это лишь форма правления, в которой реализуются властолюбивые, порой патологические амбиции тех или иных политических лидеров. Фашистский режим представляет одну из крайних форм тоталитаризма, прежде всего характеризуемой националистической идеологией, представлениями о превосходстве одних наций над другими (господствующей нации, расы господ и т. д.), крайней агрессивностью.  Фашизм, как правило, основывается на националистической, расисткой демагогии, которая возводится в ранг официальной идеологии. Милитаризация, поиск внешнего врага, агрессивность, склонность к развязыванию войн и, наконец, военная экспансия определенным образом отличают фашизм от иных форм тоталитаризма. В настоящее время фашизм в его классической форме нигде не существует. Однако всплески фашистской идеологии можно увидеть во многих странах. Фашистские идеологи при поддержке шовинистических, люмпенизированных слоев населения активно борются за овладение государственным аппаратом либо, по крайней мере, за участие в его работе. Авторитарный режим может осуществляться и в иных формах. Авторитарный режим характеризуется значительным ограничением прав и свобод граждан, возможностью запрещения политических партий и других организаций, ограничением роли выборных государственных органов и усилением роли исполнительных органов.10 Все же при любой форме авторитаризма государственная власть не формируется и не контролируется народом. Не смотря на то, что существуют представительные органы, реально они никакой роли в жизни общества не играют. Зачастую авторитарные режимы в относительно “мягкой” форме осуществляются для проведения реформ, укрепления государства, его целостности, единства, противопоставления сепаратизму, экономическому развалу. В авторитарном государстве управление осуществляется, как правило, централизованно. Носителем власти является один человек или группа лиц (правящая элита). Как правило, в авторитарных государствах народ отчужден от власти. Для авторитарного режима, также как и для тоталитарного режима характерна опора на силу, которая, однако, не всегда используется в форме систематического полицейского террора. Авторитарный режим это режим, который носит характер, переходный от тоталитарного к демократическому. Общество, освободившееся от тотального контроля государства, не всегда готово воспользоваться властью. Во многих посттоталитарных обществах отсутствуют необходимые предпосылки для демократии. Многие черты авторитарного режима присущи и нынешней России. Об этом говорит и переходный период, который сейчас проходит Россия, и характерные авторитарные признаки, которые сложились в современной России (отсутствие гражданского общества, политической культуры масс, уважения к закону и реального равенства всех перед законом). На сегодняшний момент главой нашего государства выстраивается система вертикальной власти (федеральные округа и институт представителей президента на местах, сужение налоговой базы органов местного самоуправления, тенденция к централизации финансовых ресурсов). Так же к антидемократическим режимам относится и военный режим. Под военным режимом понимается такой политический режим, при котором во главе государства стоит военная группировка, так называемая хунта, получившая власть в результате государственного переворота. Нередко военные перевороты происходят под лозунгами проведения экономических реформ, установления политической стабильности и тому подобное11. Характерной чертой военного режима является отмена конституции, её заменяют актами военных властей. Распускаются политические партии, парламент, местные органы власти их заменяют военными органами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Форма государства является одним из важнейших понятий в теории государства и права. Форма государства включает в себя такие базовые понятия, без которых трудно понять внутреннюю структуру государства, основные методы установления и осуществления государственной власти. В различных странах государственные формы имеют свои особенности, характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии. Вместе с тем форма существующих государств, особенно современных, имеет общие признаки, что позволяет дать определение каждому элементу формы государства. Элементами формы государства выступают: форма правления, форма государственного устройства, политический режим. В заключении стоит коротко описать каждый элемент. Первый элемент формы государства – форма правления. Именно в ней заключено, кому принадлежит власть в обществе (пусть иногда формально), а это, в свою очередь, говорит о развитости или, наоборот, отсталости или консерватизме данного общества. А вот форма государственного устройства дает ответы на вопросы о том, как организована территория государства, из каких частей оно состоит, каково их правовое положение, на каких принципах строятся взаимоотношения центра и мест. По форме государственного устройства можно сказать о правовой, судебной, налоговой системе государства, а также о государственном аппарате. Последним элементом является государственно-правовой режим. Он выражает особенности функционирования государственного механизма. При выполнении своего функционального назначения органы государства взаимодействуют друг с другом и с населением, используя определенные наборы средств и способов управленческого воздействия. 
 
 

Список  литературы

  1. Енгибарян Р.В., Краснов Ю.К. Теория государства и права: Учеб. Пос. – М.: Юристь, 1999. – 271с.
  2. Клименко А.В., Румынина В.В. / Конспекты ответов. – М., 2001. –256с.
  3. Натан Р., Хаффман Э. /Современный федерализм: сравнительные перспективы. Международная жизнь .1991. – 324с.
  4. Основы государства и права: Хрестоматия / Н.В. Ильютченко. – М: Зерцало, 1998. – 495с.
  5. Общая теория права и государства: Учебник/ Под ред. В.В. Лазарева. – М.: Юристъ, 1996. – 472с.
  6. Общая теория государства и права. Академический курс в 3-х томах. Изд. 2-е/ Под ред. М.Н. Марченко. Том 1. – М.: Зерцало, 2001.- 528с.
  7. Советский энциклопедический словарь/ Гл. ред. А.М. Прохоров. – 4-е изд. – М.: Сов. Энциклопедия, 1989, - 1632с.
  8. Теория государства и права: Учебное пособие для студ. вузов / Под ред. А. И. Косырева. – М.: ЮНИТИ. 2000. – 207 с.
  9. Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. – 2-е изд. – М.: изд-во Норма. 2002. 595с.
  10. Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. В.К. Бабаева. – М.: Юристь. 1999.-591с.
  11. Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. С.С. Алексеева. - М.: 1985.-480с.
  12. Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. А.М. Васильева. – М.: Юрид. Лит., 1977. –471с.
  13. Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. Г.Н. Манова. –М.: изд-во БЕК, 1995. –336с.
  14. Теория государства и права / под ред. А.Б. Венгерова. – М.:Юристь, 1995. – 256с.
  15. Теория государства и права: Схемы и коментарии.-2 –е. изд. – М.: Юриспруденция. 2001. – 91с.
  16. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: Юристъ, 1997. – 458с.
  17. Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. СПб., 1992.- 280с.
  18. Толстик В.А. Теория права и государства в определениях и схемах. Учебное пособие. – Н. Новгород, 1996. – 148с.
  19. Хропанюк В.Н. /Теория государства и права. – М.: Отечество, 1993.- 276с.
  20. Чиркин В.Е. Элементы сравнительного государствоведения. М., 1994. – 267с.

     Размещено на


Информация о работе Форма государства