Форма государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 18:37, курсовая работа

Описание работы

Государство, будучи союзом совместно живущих людей, объединенных в одно целое связью подданства, определенным правом и общей государственной властью, конкретно в истории выступало в различных видах: были государства большие и малые, с населением, состоящим из людей одной религии и национальности, и людей разных религий и национальностей, с населением, распадавшимся на резко различные касты и сословия, и с населением, как теперь распадающимся только на экономические классы. Были государства по преимуществу торговые, земледельческие и промышленные, признающие рабство и не допускающие его и т.д.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 238.00 Кб (Скачать)

Однако история многих стран учит, что во времена жестоких социально-политических кризисов, чреватых национальными катастрофами, лишь форма государства, его внутренняя организация, если в ней оставались живые силы, спасала от гибели. Все, что есть устойчивого, стабильного в государстве, в большой мере относится к его форме. Проявления понятия «форма» применительно к государству многолики: от униформы представителя власти, государственного служащего до внутренней организации государства, его структуры. От пренебрежения формальной стороной юридической сферы в значительной степени берет свое начало государственно-правовой нигилизм – тяжелый социальный недуг нашего времени [13, с. 237].

Между тем именно формальное начало выделило из нерасчлененного  единства социальных норм древности  право, именно форме обязано своим  появлением государство. Исследование формы государства было магистральным направлением теории с самых азов. На протяжении многих сотен лет, по традиции, идущей еще от античности, государственно-правовая наука держала в центре своего внимания два вопроса: какие формы государства знает история и современность; какая из известных государственных форм наилучшим образом подходит для данного народа в данное время.

Существует два подхода  к форме государства.

  1. Элементный подход. Форма государства – это единство трех ее основных элементов: формы правления, формы государственного устройства, политического режима.

Однако такой подход не дает синтезированного представления  о форме государства в целом.

2. Системный подход. Форма государства – это такая структура, которая включает не только организационные элементы, но и связи между ними, а также элементы функциональные (методы деятельности).

В науке форма государства  анализируется по преимуществу как  внешняя форма сущности, содержания и явления государства. В различных  странах государственные формы  имеют свои особенности, характерные  признаки, которые по мере развития общества наполняются новым содержанием. На форму государства серьезно влияют культурный уровень народа, его исторические традиции, характер религиозных мировоззрений, национальные особенности проживания, природные условия проживания. Специфику формы государства определяет также характер взаимоотношений государства и его органов с негосударственными организациями, партиями, церковью и другими организациями.

Форма государства индивидуализирует  каждое конкретное государство, которое существует в пространстве и времени в единстве содержания и формы. Внутренняя форма всегда содержательна и как таковая непосредственно и органически связана с сущностью государства на данном историческом этапе его развития. Внешняя форма государства изменчива, она соответствует изменяющемуся непрерывно содержанию государства. Своеобразие конкретной формы государства любого исторического периода определяется степенью зрелости общества и государственной жизни, задачами и целями которые ставит перед собой государство. Другими словами, категория формы государства непосредственно зависит от его содержания и определяется им.

Общепризнанная классификация  форм государства отсутствует. Однако наиболее распространенной его формой является демократическая федеративная республика. Именно в ней наиболее четко проявляются все современные воззрения на то, каким должно быть общество. Но это не означает, что развитие форм государства достигло совершенства. Скорее всего, в процессе эволюционного развития, в ближайшей исторической перспективе появятся новые элементы форм государства. В процессе исторического развития государственности происходит постоянный процесс сбрасывания старой формы, процесс ее постоянного обновления, диктуемый объективными законами развития политической борьбы в обществе и изменения содержания государственной власти [15, с. 49].

В последние годы в  литературе (например, в работах  Чиркина) предложена новая классификация  форм государства, опирающаяся на признаки собственно формы.

1. Монократическая (единовластная) форма государства. Главным для такой формы является принцип единовластия. Полнота государственной власти может находиться в руках одного человека (монарха), либо в руках определенной группы (партии, военно-революционного совета и т.д.). Разделение властей, как и местное самоуправление, фактически не существует. Права граждан не признаются и всячески нарушаются, существует обязательная идеология или государственная религия. Давление на органы государственной власти со стороны различных «заинтересованных групп» отсутствует.

Выделяют следующие  подвиды монократической формы  государства: теократическая (Саудовская Аравия), экстремистская (фашистская). милитаристская (правление военного центра), монократическая в условиях тоталитарного социализма.

  1. Поликратическая (многовластная) форма государства. Главным признаком является принцип многовластия, принцип разделения властей и местное самоуправление не только существуют, но и реально действуют.

Выделяют следующие  подвиды поликратической формы  государства: традиционная (США, Англия), постсоциалистическая (большинство стран бывшего соцлагеря) [14, с. 55].

  1. Сегментарная (смешанная) форма государства. Это промежуточная форма между поликратической и монократической. Решающая роль принадлежит исполнительной власти, местное управление носит слаборазвитый характер, права граждан не полностью отражены в законодательстве, давление на органы государственной власти носит частичный характер. Примером сегментарной формы могут послужить такие государства, как Египет, Иордания, Марокко.

Рассмотренные три элемента формы государства (форма правления, форма государственного устройства, политический режим) хоть и различны, но все же относятся к одному явлению, обладают внутренним единством, органически  связаны между собой, взаимообусловлены в своих признаках.

Таким образом, взятые в  единстве три организации государственной  власти образуют форму государства. В процессе развития государства  имеется диалектическая взаимозависимость  всех сторон его проявления, устройства и организации [14, с. 56].

Исторически сложилось  так, что сначала появились государства, форму которых, прежде всего, определяла форма правления. Более того, таких  форм, как форма правления государственного устройства или политический режим  не существовало. Необходимость в классификации по форме государственного устройства появилась в XVII—XVIII вв. Категория же «политический режим» возникла и вовсе в начале XX в.

Таким образом, в древности  и в средние века все государства  были унитарные, а формой правления, как правило, была монархия. О политическом режиме можно говорить шире. Так, в некоторых государствах Древнего мира существовали институты демократии, хотя чаще встречались авторитарные или вовсе тоталитарные режимы.

С появлением федераций  положение изменилось. И хотя в  форме правления монархия продолжает играть значительную роль, основной формой правления становится республика. Политический режим становится все более демократичным и достигает современного уровня.

В ходе исторического  развития государства содержание его  меняется быстрее, чем форма, которая, несмотря на ее активную роль, является более консервативной стороной явления. Существует объективное противоречие между новым содержанием и старой формой государства. В результате форма претерпевает изменения в соответствии с новыми потребностями действительности [14, с. 59].

На основании вышеизложенного  можно сделать вывод о том, что нет четкого соотношения  между типом и формой государства. Своеобразие конкретной формы государства  любого исторического периода определяется, прежде всего, степенью зрелости общественной и государственной жизни, задачами и целями, которые ставит перед собой государство. Другими словами, категория формы государства непосредственно зависит от его содержания и определяется им.

По нашему мнению, серьезное влияние на форму государства оказывают культурный уровень народа, его исторические традиции, характер религиозных воззрений, национальные особенности, природные условия проживания и другие факторы. Специфику формы государства определяет также характер взаимоотношений государства и его органов с негосударственными организациями (партиями, профсоюзами, общественными движениями, церковью и другими организациями).

Следовательно, проблема формы государства приобретает  не только теоретическое, но и первостепенное практически-политическое значение. От того, как организована и как реализуется государственная власть, определяющим образом зависят эффективность государственного руководства, действенность управления, престиж и стабильность правительства, состояние законности и правопорядка в стране. Вот почему проблема формы государства имеет весьма существенный политический аспект, который так актуален сегодня.

Таким образом, форма  государства синтезируется из трех основных элементов: формы (государственного) правления, формы (государственного) устройства, формы (государственного, политического) режима.

 

ГЛАВА 2

ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ

 

Представление о порядке  образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношений друг с другом и населением дает форма правления, которая вне зависимости от своей разновидности раскрывает:

  • способ формирования (образования) высших органов государственной власти;
  • принципы управления (коллегиально или единолично осуществляется управление субъектом, которому принадлежит верховная власть);
  • структуру высших органов государственной власти;
  • модели разграничения компетенции между высшими органами государственной власти;
  • степень участия населения в формировании высших органов государственной власти;
  • ответственность субъекта, наделенного верховной властью, перед населением.

Многообразие разновидностей форм правления обусловлено рядом  обстоятельств. Так, форма правления  любого государства предопределяется соотношением политических сил, фактическим местом главы государства, принципами организации публичной власти, складывающихся на их основе взаимоотношений высших органов государственной власти, политической культуры и др.

На форму правления  оказывают также существенное влияние  иные объективные обстоятельства, например национальный состав населения, природно-климатические условия его проживания, географическое положение, размеры территории государства, исторические условия образования государственности у данного народа и т.д. [1, с. 14].

Критериями многообразия форм правления могут быть и «определенные религиозные и идеологические мировоззрения тех или иных народов в конкретные времена, в конкретных пространствах и жизненных обстоятельства. Поэтому, – как верно подмечает Б.А. Осипян, – традиционная религия как надсознательная внутренняя конституция каждого народа может играть и в действительности играет довольно заметную роль в установлении той или иной формы его государственного правления» [10, с. 33].

На наш взгляд, особое (ключевое) место среди вышеуказанных  факторов принадлежит менталитету и основанному на нем правосознанию, которое является непосредственным источником правопорядка и всех, правовых явлений.

Содержание формы правления  характеризует два устройства (строения) государственной власти: монархию и республику, которые, в свою очередь, подразделяются на несколько видов. Классическими видами монархии являются абсолютные (неограниченные), дуалистические и конституционные (ограниченные), хотя встречаются иные классификации. Например, С.Ю. Кашкин классифицирует монархии на абсолютные и конституционные, последние, подразделяются на дуалистические и парламентарные. К числу традиционных видов республик относятся: президентская, парламентская и смешанная (полупрезидентская) [8, с. 101].

Монархия (от греч. monarchia – власть одного) – это форма правления, при которой верховная власть принадлежит одному лицу по принципу наследования.

Она впервые зародилась в раннеклассовых обществах, государственную  власть в которых захватывали  военачальники, представители разросшихся  семейных или соседских общин, предводители дружин, главы династий, руководители храмов, жрецы, организаторы тех или иных социальных, классовых движений.

Свои истоки монархическая  форма правления имела в той  достаточно простой, социально не слишком  расчлененной организации общества, которая появилась на рубеже IV-III тыс. до н.э. в итоге «неолитической революции».

Монарх персонифицирует  государство, выступает во внешней  и внутренней политике как глава  государства, представитель народа, «отец» нации, лицо которое сплачивает граждан. В руках монарха сосредоточена вся полнота верховной государственной власти, монарх выступает источником всякого права, только с его волеизъявления те или иные постановления могут приобретать силу закона. Монарх находится во главе исполнительной власти, от его имени творится правосудие, ему принадлежит право помилования. На международной арене, в сношениях с другими государствами монарх единолично представляет свое государство [8, с. 100].

Таким образом, власть монарха  не знает ограничений и может распространяться на различные сферы государственной деятельности: законодательную, исполнительную и судебную, объединять в лице монарха все ветви государственной власти.

Вместе с тем, хотя при решении вопросов монарх является формально, юридически независимым, практически он испытывает всегда влияние различных международных, политических и национальных сил, и во многих государствах возможность такого влияния закрепляется юридически. Свои решения ему приходится сообразовывать с экономическими возможностями, но зачастую принятие решения определяется случайными, субъективными факторами, даже личными пристрастиями.

Информация о работе Форма государства