Форма государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 18:37, курсовая работа

Описание работы

Государство, будучи союзом совместно живущих людей, объединенных в одно целое связью подданства, определенным правом и общей государственной властью, конкретно в истории выступало в различных видах: были государства большие и малые, с населением, состоящим из людей одной религии и национальности, и людей разных религий и национальностей, с населением, распадавшимся на резко различные касты и сословия, и с населением, как теперь распадающимся только на экономические классы. Были государства по преимуществу торговые, земледельческие и промышленные, признающие рабство и не допускающие его и т.д.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 238.00 Кб (Скачать)

Милитаризация – также  одна из основных характеристик тоталитарного  режима. Идея о военной опасности, об «осажденной крепости» становится необходимой для сплочения общества, для построения его по принципу военного лагеря. Агрессия при тоталитарном режиме может питаться идеей мирового господства, мировой революции. Военно-промышленный комплекс, армия – основные опоры тоталитаризма.

Разновидностью тоталитаризма  являются режимы, где осуществляется «культ личности», культ вождя –  непогрешимого, мудрого, заботливого. На деле же оказывается, что это лишь форма правления, в которой реализуются  властолюбивые, порой патологические амбиции тех или иных политических лидеров [9, с. 57].

Фашистский режим представляет одну из крайних форм тоталитаризма. Фашизм, как правило, основывается на националистической, расистской демагогии, которая возводится в ранг официальной идеологии. Целью фашистского государства объявляется охрана национальной общности, решение геополитических, социальных задач, защита чистоты расы. Главная посылка фашистской идеологии такова: люди отнюдь не равны перед законом, властью, судом, их права и обязанности зависят от того, к какой национальности, расе они принадлежат. Одна нация, раса при этом объявляется высшей, основной, ведущей в государстве, в мировом сообществе, а посему достойной лучших жизненных условий. Другие нации или расы, если и могут существовать, то всего лишь как неполноценные нации, расы, они в конечном счете должны уничтожаться. Поэтому фашистский политический режим – это, как правило, человеконенавистнический, агрессивный режим, ведущий в итоге к страданиям прежде всего своего народа. Но фашистские режимы возникают в определенных исторических условиях, при социальных расстройствах общества, обнищании масс. В их основе лежат определенные общественно-политические движения, в которые внедряются националистические идеи, популистские лозунги, геополитические интересы и т.п.

Милитаризация, поиск  внешнего врага, агрессивность, склонность к развязыванию войн и, наконец, военная  экспансия определенным образом  отличают фашизм от иных форм тоталитаризма [4, с. 71].

Для фашистского режима характерны опора на шовинистические круги крупного капитала, слияние государственного аппарата с монополиями, военно-бюрократический централизм, который ведет к упадку роли центральных и местных представительных учреждений, рост дискреционных полномочий исполнительных органов государственной власти, сращивание партий и профсоюзов с государственным аппаратом, вождизм. При фашизме происходит разрушение общечеловеческих правовых и моральных ценностей, растет произвол, упрощаются карательные процедуры, ужесточаются санкции и вводятся превентивные меры, разрушаются права и свободы личности, увеличивается число деяний, признаваемых преступными. Государство при фашизме неимоверно расширяет свои функции и устанавливает контроль над всеми проявлениями общественной и личной жизни. Уничтожаются либо сводятся на нет конституционные права и свободы граждан. Фашизм питается националистическими, шовинистическими предрассудками, заблуждениями. Он использует сохраняющиеся национальные структуры в обществе для достижения своих целей, для натравливания одних наций на другие. Фашистское право – это право неравенства людей прежде всего по критерию их национальной принадлежности.

В настоящее время  фашизм в его классической форме  нигде не существует. Однако всплески фашистской идеологии можно увидеть во многих странах. Фашистские идеологи при поддержке шовинистических, люмпенизированных слоев населения активно борются за овладение государственным аппаратом либо, по крайней мере, за участие в его работе     [5, с. 93].

Авторитарный режим может осуществляться в иных формах. Он может быть основан на праве, моральных началах, но его нельзя все же отнести к режимам, где население участвует в управлении, а власть осуществляется наиболее эффективным способом.

Все же при любой форме  авторитаризма государственная власть не формируется и не контролируется народом. Несмотря на, то, что существуют представительные органы, реально они никакой роли в жизни общества не играют. Парламент штампует решения, выработанные правящей элитой во главе с вождем или группой лиц (хунтой, олигархией).

Зачастую авторитарные режимы в относительно «мягкой» форме  осуществляются для проведения реформ, укрепления государства, его целостности, единства, противопоставления сепаратизму, экономическому развалу. В авторитарном государстве управление осуществляется, как правило, централизованно.

Решения центральной  власти, не учитывающие зачастую экономических, национальных, географических, бытовых, религиозных и других особенностей тех или иных групп населения, исполняются отнюдь не добровольно. В случае отклонения людей от «генеральной линии» применяется принуждение. Использование насилия становится характерным для авторитарного режима. Поэтому авторитарное государство не может существовать без опоры на полицейский и военный аппараты. Суд в таком государстве – вспомогательный инструмент, поскольку широко используется внесудебные методы принуждения людей.

Личность в авторитарном государстве фактически не может  пользоваться конституционными правами  и свободами, даже если они и провозглашены формально, так как отсутствует механизм их реализации, гарантии [6, с. 83-84].

Авторитарному режиму противостоит демократический режим, прежде всего  наиболее современная форма последнего – либерально-демократический режим.

Либеральный режим отстаивает ценность индивидуализма, противопоставляя его коллективистским началам в  организации политической и экономической жизни, которые, по мнению ряда ученых, ведут в конечном счете к тоталитарным формам правления. Либеральный режим обуславливается, прежде всего, потребностями товарно-денежной, рыночной организации экономики. Рынок требует равноправных, свободных, независимых партнеров. Либеральное государство и провозглашает формальное равенство всех граждан. В либеральном обществе провозглашается свобода слова, мнений, форм собственности, дается простор частной инициативе. Права и свободы личности не только закрепляются в конституции, но и становятся осуществимыми на практике.

Таким образом, экономическую  основу либерализма составляет частная  собственность. Государство освобождает  производителей от своей опеки и  не вмешивается в экономическую жизнь людей, а только устанавливает общие рамки свободной конкуренции между производителями, условия экономической жизни. Оно же выступает и в качестве арбитра при разрешении между ними споров. Либеральный режим допускает существование оппозиции, более того, в условиях либерализма государство принимает все меры к существованию оппозиции, представляющей интересы меньшинства, учитывает эти интересы, создает специальные процедуры учета этих интересов. Многопартийность – необходимый атрибут либерального общества. Кроме того, при либеральном политическом режиме существует множество ассоциаций, корпораций, общественных организаций, секций, клубов, объединяющих людей по интересам. Эти объединения составляют фундамент гражданского общества и не оставляют гражданина лицом к лицу с государственной властью, которая обычно склонна к навязыванию своих решений и даже к злоупотреблению своими возможностями [9, с. 58].

При либерализме государственная  власть формируется путем выборов, исход которых зависит не только от мнения народа, но и от финансовых возможностей тех или иных партий, необходимых для проведения избирательных компаний. Осуществление государственного управления производится на основе принципа разделения властей. Система «сдержек и противовесов» способствует уменьшению возможностей для злоупотребления властью. Государственные решения принимаются большинством голосов.

В государственном управлении используется децентрализация: центральная  власть берет на себя решение только тех вопросов, которые не может  решить местная власть.

Однако либеральный  режим имеет и свои проблемы, главные  среди них – социальная защита некоторых категорий граждан, расслоение общества, фактическое неравенство  стартовых возможностей и т.п. Использование  этого режима наиболее эффективно становится возможным только в обществе, отличающимся высоким уровнем экономического и социального развития. Население должно обладать достаточно высоким политическим, интеллектуальным и нравственным сознанием, правовой культурой. Но все же, либерализм на сегодняшний день является наиболее привлекательным и желанным политическим режимом для многих государств. Либеральный режим может существовать только на демократической основе, он вырастает из собственно демократического режима [7, с. 255].

Демократический режим – («democratia – народовластие) основан на признании принципа равенства и свободы всех людей, участии народа в управлении государством. В демократическом государстве народ является источником власти. И это становится не просто декларацией, а фактическим положением дел. Представительные органы и должностные лица в демократическом государстве, как правило, избираются, но меняются критерии избрания. Критерием избрания того или иного человека в представительный орган являются его политические взгляды, профессионализм.

Демократическое общество характеризуется развитием ассоциативных  связей на всех уровнях общественной жизни. При демократии существует институциональный  и политический плюрализм: партии, профсоюзы, народные движения, массовые объединения, ассоциации, союзы, кружки секции, общества и т.п. объединяют людей по различным интересам и склонностям. Интеграционные процессы способствуют развитию государственности и свободы личности.

Референдумы, плебисциты, народные инициативы, обсуждения, демонстрации, собрания становятся необходимыми атрибутами общественной жизни. Объединения граждан участвуют и в управлении делами государства. Наряду с исполнительной властью на местах создается параллельная система прямого представительства. Общественные органы участвуют в выработке решений, советов, рекомендаций, а также осуществляют контроль за исполнительной властью. Таким образом, участие народа в управлении делами общества становится поистине массовым и идет по двум линиям: выборы управленцев-профессионалов и прямое участие в решении общественных дел (самоуправление, саморегуляция), а также контроль за исполнительной властью. Демократическое общество характеризуется как бы совпадением объекта и субъекта управления [4, с. 73].

Управление в демократическом  государстве производится по воле большинства, но с учетом интересов меньшинства. Поэтому принятие решений осуществляется как путем голосования, так и с использованием метода согласования при принятии решения.

На новый уровень  поднимается система разграничения  полномочий между центральными и местными органами. Центральная государственная власть берет на себя только те вопросы, от решения которых зависит существование общества в целом, его жизнеспособность: экология, разделение труда в мировом сообществе, предотвращение конфликтов и т.д. Остальные вопросы решаются децентрализованно. В результате этого снимается вопрос о концентрации, монополизации власти и необходимости ее нейтрализации.

Нормативное регулирование  приобретает качественно новый  характер. В идеале, поскольку демократическое общество характеризуется достаточно высоким уровнем сознания и, кроме того, граждане сами принимают прямое и непосредственное участие в выработке решений, снимается вопрос о массовом применении принуждения при неисполнении решений. Люди, как правило, добровольно подчиняют свои действия решению большинства.

Демократический режим  тоже имеет свои проблемы: чрезмерное социальное расслоение общества, временами  своеобразную диктатуру демократии (авторитарное господство большинства), а в некоторых исторических условиях этот режим ведет к ослаблению власти, нарушениям порядка, даже скатыванию к анархии, порой создает условия для существования разрушительных, экстремистских, сепаратистских сил. Но все же социальная ценность демократического режима намного выше его некоторых негативных конкретно-исторических форм [5, с. 96].

Исходя из вышеизложенного  можно сделать вывод о том, что демократические и авторитарные режимы не существуют в чистом виде. Это лишь наиболее общая характеристика государственного режима, относящегося к источнику государственной власти, ее связи с народом. В реальных государствах демократические и авторитарные режимы могут на некоторое время переплетаться (особенно в переходных государствах), дополняются различными факторами, обусловленными конкретно-историческими условиями жизни того или иного государствообразующего народа.

Таким образом, политический режим, прежде всего, зависит от того, какими методами в государстве осуществляется политическая власть. Если это методы убеждения, согласования, законности, парламентаризма, если применяется только правовое принуждение, то налицо прогрессивный, демократический режим. Когда же на первый план выходят методы насилия, в государстве складывается режим реакционный, антидемократический. Существуют режимы, где в той или иной степени сочетаются оба начала.

В каждой стране политический режим определяется соотношением, раскладом  политических сил. В странах, где  существует устойчивый баланс политических сил или достигнуто долговременное национальное согласие, результатом такого согласия является стабильный политический режим. Но если в стране верх берут, то одни, то другие силы, политический режим постоянно изменяется.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Рассмотрев понятие  и элементы формы государства, мы можем сделать ряд выводов.

  1. Форма государства – это организация государственной власти, методы ее осуществления и ее территориальное устройство, которые отражают особенности развития страны, уровень ее демократии, а также культуры населения

Таким образом, форма  государства синтезируется из трех основных элементов: формы (государственного) правления, формы (государственного) устройства, формы (государственного, политического) режима.

Также мы определили, что  нет четкого соотношения между  типом и формой государства. С  одной стороны, в пределах одного и того же типа государства могут встречаться различные формы организации и деятельности государственной власти, с другой – государства различного типа могут облекаться в одинаковую форму. Своеобразие конкретной формы государства любого исторического периода определяется, прежде всего, степенью зрелости общественной и государственной жизни, задачами и целями, которые ставит перед собой государство. Другими словами, категория формы государства непосредственно зависит от его содержания и определяется им.

Информация о работе Форма государства