Форма государственного правления

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 13:27, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной курсовой работы является изучение одной из важнейших тем теории государства и права - формы государства, ее составных частей по отдельности и в целом, во всем многообразии ее составляющих.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….........3

1.ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА…………………………………………………………….............6

1.1Понятие и значение формы государства

2.ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА:……………………………………………………………………..9

2.1 УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО
2.2 ФЕДЕРАТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО
2.3 КОНФЕДЕРАТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО

3.ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ:………………………………………………………................................18

3.1 ДЕМОКРСТИЧЕСКОГО ТИПА
3.2 ТОТАЛИТАРНОГО ТИПА
3.3 АВТОРИТАРНОГО ТИПА

4.ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ:……………………………………………………………………..23

4.1 МОНАРХИЯ
4.2 РЕСПУБЛИКА

5. ТОТАЛИТАРНОГО ГОСУДАРСТВА…………………………………………………….......................33
ПРИЧИНЫ И ОСОБЕННОСТИ ИЗМИНЕНИЯ ФОРМ ГОСУДАРСТВЕННОГО И ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ

6.ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………35

7.ЛИТЕРАТУРА……………………………………………….………………….

Работа содержит 1 файл

форм. правл. 3.doc

— 194.50 Кб (Скачать)

1.1Понятие и значение формы государства 

Любое государство  есть единство его сущности, содержания и формы. Чтобы оно активно  функционировало, чтобы качественно  и слаженно действовал его механизм, требуется четко организованная государственная власть. По мысли известного русского юриста и философа И. А. Ильина, форма государства есть не «отвлеченное понятие» и не «политическая схема», безразличная к жизни народа, а строй жизни, живая организация власти народа. «Необходимо, чтобы народ понимал свой жизненный строй, чтобы он умел - именно "так" - организоваться, чтобы он уважал законы этого строя и вкладывал свою волю в эту организацию». 

Под формой государства  понимается организация государственной власти, выраженная в форме правления, государственного устройства и политического (государственного) режима.

Понятие формы государства  охватывает: 

а) организацию  верховной государственной власти, источники ее образования и принципы взаимоотношений высших органов власти между собой и населением;

б) территориальную  организацию государственной власти, соотношение государства как  целого с его составными частями;

в) методы и способы  осуществления государственной  власти. 

Форма государства зависит от конкретно-исторических условий его возникновения и развития. Решающее влияние на нее оказывает сущность, исторический тип государства. Феодальному типу государства соответствовала как правило, монархическая форма правления, а буржуазному - республиканская. Форма государства во многом зависит от соотношения политических сил в стране, особенно в период его возникновения. Ранние буржуазные революции привели к компромиссу между буржуазией и феодалами, следствием которого стала конституционная монархия. Конституция - требование молодой буржуазии, монархия - уступка феодалам. 
 

На форму государства  влияют национальный состав, исторические традиции, территориальные размеры страны и другие факторы. Небольшие по территории государства обычно являются унитарными. «Многонациональный состав населения,-писал И. А. Ильин,- предъявляет к государственной форме свои требования. Он может стать фактором распада и привести к гибельным гражданским войнам». События в Югославии, сложная ситуация в бывших республиках СССР, подтверждают слова И. А. Ильина, который считал, что каждому народу должны быть свойственны «своя, особая, индивидуальная форма и конституция, соответствующая ему и только ему. Нет одинаковых народов и не должно быть одинаковых форм и конституций. Слепое заимствование и подражание нелепо, опасно и может стать гибельным». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО  УСТРОЙСТВА 

Территориальная организация государства – явление  сложное и многоэлементное, означающее определенный порядок устройства, выделение и взаимосвязь отдельных его составных частей.  

Форма государственного устройства - это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер, взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственного управления, власти.

В отличии от форм правления организация государства  рассматривается с точки зрения распределения государственной  власти и государственного суверенитета в центре и на местах, их разделение между составными частями государства. 
 

При всем многообразии форм государственного устройства двумя  основными среди них являются унитарная и федеративная, третья форма государственного устройства -конфедерация, но она встречается намного реже по сравнению с двумя первыми.

 

Форма государственного устройства показывает : 

-  из каких  частей состоит внутренняя структура  государства;

-  каково правовое  положение этих частей и каковы взаимоотношения этих органов;

-  как  строятся отношения между центральными и местными государственными органами;

- в какой государственной  форме выражаются интересы каждой  нации, проживающей на этой  территории. 

 

2.1 УНИТАРНОЕ  ГОСУДАРСТВО  
 

Унитарное государство - это целостное централизованное государство, административно-территориальные единицы которого (области, провинции, округа и т. д.) не имеют статуса государственных образований, не обладают суверенными правами. 

При этом унитарные  государства могут иметь в  своем составе автономные, т.е. самоуправляющиеся, образования. Большинство всех существовавших и существующих сейчас государств унитарные , потому, что государство хорошо управляемо, а унитарная форма достаточно надежно обеспечивает государственное единство. Унитарные государства могут иметь и однонациональный, и многонациональный  состав населения.

 

Унитарное государство характеризуется следующими признаками: 

- унитарное устройство предполагает единые, общие для всей страны высшие исполнительные, представительные и судебные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство соответствующими  органами;

-  на территории  унитарного государства действует  одна конституция, единая система  законодательства, одно гражданство;

-  составные части унитарного государства (области,  департаменты, округа, провинции, графства) государственным суверенитетом не обладают;

- унитарное государство, на территории которого  проживают небольшие по численности национальности, широко допускает национальную и законодательную автономию;

- все внешние межгосударственные сношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене;

- имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными органами государственной власти.  

Различия в  степени и формах контроля центральной власти над местными органами управления позволяют говорить о централизованных и децентрализованных унитарных государствах, но эти различия касаются относительно узкой сферы управления. 
 
 

2.2 ФЕДЕРАТИВНОЕ  ГОСУДАРСТВО 
 

Федеративное государство (федерация) - сложное союзное государство, части которого ( республики, штаты, земли, кантоны и п. д.) являются государствами или государственными образованиями, обладающими суверенитетом. Федерация строится на началах децентрализации.

 

В строго научном смысле федерацией называют союз государств, основанный на договоре или конституции. Поэтому федерация возможна только там, где объединяются самостоятельные государства. «При этом федеральные конституции устанавливают, в чем именно политически срастающиеся малые государства сохраняют свою "самостоятельность" и в чем они ее утратят» 

Федеративное  государственное устройство неоднородно. В различных странах оно имеет  свои уникальные особенности, которые  определяются историческими условиями  образования конкретной федерации и прежде всего национальным составом населения страны, своеобразием  быта и культуры народов, входящих в союзное государство.      

Можно выделить наиболее общие  черты, которые характерны для большинства федеративных государств: 

1. Территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов : штатов, кантов, земель, республик и т.д. 

2. В союзном  государстве верховная исполнительная, законодательная и судебная власть  принадлежит федеральным государственным  органам. 

3. Субъекты федерации имеют право принятия собственной конституции, имеют свои высшие исполнительные, законодательные и судебные органы 

4. В большинстве  федерации существует союзное  гражданство и гражданство федеральных  единиц. 

5.  При федеральном  государственном устройстве в парламенте имеется палата, представляющая интересы членов федерации. 

6. Основную общегосударственную  внешнеполитическую деятельность  в федерациях осуществляют союзные  федеральные органы. Они официально  представляют федерацию в межгосударственных отношениях (США, Бразилия, Индия, ФРГ и др.). 

Федерации строятся по территориальному и национальному  признаку, который в значительной мере определяет характер, содержание, структуру государственного устройства. 

Территориальная федерация характеризуется значительным ограничением государственного суверенитета субъектов федерации. Национальные федерации характеризуются более сложным государственным устройством. Основное различие между территориальной и национальной федерацией состоит в различной степени суверенности их субъектов. Центральная власть в территориальных федерациях обладает верховенством по отношению к высшим государственным органам членов федерации. Национальное государство ограничивается суверенитетом национальных государственных образований.  
 
 

   2.3 КОНФЕДЕРАТИВНОЕ  ГОСУДАРСТВО 
 

Конфедерация  - это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов.

При конфедеративном  устройстве государства  -  члены  конфедерации  -  сохраняют свои суверенные права, как во внутренних, так и во внешних делах 

В отличии от федеративного  устройства конфедерация характеризуется  следующими чертами : 

- конфедерация  не имеет своих общих законодательных,  исполнительных и судебных органов,  в отличии от федерации;

- конфедеративное устройство не имеет единой армии, единой системы  налогов, единого государственного бюджета;

- сохраняет гражданство тех государств, которые находятся во временном союзе;

- государства могут договориться о единой денежной системе, о единых, таможенных, правилах, о межгосударственной кредитной политике на время существования союза. 

Конфедеративные государства не долговечны, либо они распадаются, либо  превращаются в федерацию  Германский союз (1815-1867), Швейцарский союз (1815-1848) и США, когда в 1781 году была законодательно утверждена конфедерация. 
 

Историческая  практика знает и другие организационные  объединения государств: страны Британского  содружества, СНГ, ЕЭС. Такого рода содружества  не образуют новых государств, а  лишь объединяют независимые государства. При этом, в  такого рода содружествах могут создаваться над государственные органы, формироваться бюджет, приниматься нормативные акты обязательные для членов сообщества и т.п. Например, страны ЕЭС создают не только общее экономическое пространство, вплоть до перехода к общей денежной единицы, но и, в перспективе, общее гражданство. Возможно, это объективная необходимость, и в будущем экономическое соперничество потребует объединения всех ресурсов для того, что бы выжить в конкурентной борьбе за сырье, за рынки сбыта. 
 

Содружество - это весьма редкое, еще более аморфное, чем конфедерация, но, тем не менее, организационное объединение государств, характеризуемых наличием общих признаков, определенной степенью однородности.

Объединяющие  их признаки могут касаться, экономики (одинаковая форма собственности, интеграция хозяйственных связей, единая денежная единица и д. р.), права (уголовного, гражданского, процессуальных норм, сходство имеет и правовой статус гражданина, языка (иногда языковое единство имеет лингвистический характер, например, у славянских стран СНГ), иногда же единство обусловливается его привнесением в результате колониального господства, как, например, у стран Британского содружества наций ), культуры ( иногда культурная общность имеет единое происхождение, иногда достигается путем взаимообогащения или даже привнесения и ассимиляции иных, чужеродных элементов), религии (но не всегда).

Однако содружество - это не государство, а своеобразное объединение независимых государств. В основе содружества, как и при конфедерации, могут лежать межгосударственный договор, устав, декларация, иные юридические акты.

Цели, выдвигаемые  при создании содружества, могут  быть самыми различными. Они затрагивают  важные интересы государств, что не позволяет их отнести к разряду второстепенных. Для достижения этих целей объединенным государствам приходится иногда ограничивать свой суверенитет. Как правило, члены содружества - это полностью независимые, суверенные государства, субъекты международных отношений. В содружестве могут создаваться и надгосударственные органы, но, скорее всего, не для управления, а для координации действий государств. Денежные средства, если это необходимо для целей содружества, объединяются добровольно и в тех размерах, которые субъекты содружества сочтут необходимыми и достаточными.

Информация о работе Форма государственного правления