Форма государственного правления

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 13:27, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной курсовой работы является изучение одной из важнейших тем теории государства и права - формы государства, ее составных частей по отдельности и в целом, во всем многообразии ее составляющих.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….........3

1.ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА…………………………………………………………….............6

1.1Понятие и значение формы государства

2.ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА:……………………………………………………………………..9

2.1 УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО
2.2 ФЕДЕРАТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО
2.3 КОНФЕДЕРАТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО

3.ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ:………………………………………………………................................18

3.1 ДЕМОКРСТИЧЕСКОГО ТИПА
3.2 ТОТАЛИТАРНОГО ТИПА
3.3 АВТОРИТАРНОГО ТИПА

4.ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ:……………………………………………………………………..23

4.1 МОНАРХИЯ
4.2 РЕСПУБЛИКА

5. ТОТАЛИТАРНОГО ГОСУДАРСТВА…………………………………………………….......................33
ПРИЧИНЫ И ОСОБЕННОСТИ ИЗМИНЕНИЯ ФОРМ ГОСУДАРСТВЕННОГО И ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ

6.ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………35

7.ЛИТЕРАТУРА……………………………………………….………………….

Работа содержит 1 файл

форм. правл. 3.doc

— 194.50 Кб (Скачать)

Президентская форма правления в различных  странах имеет свои особенности. Во Франции президент избирается всеобщим голосованием. Избранным считается кандидат, получивший абсолютное количество голосов. Такой же порядок избрания президента установлен в России в 1991 году.  

Характерным для  всех президентских республик, несмотря на их разнообразие, является то, что президент либо совмещает полномочия главы государства и главы правительства и участвует в формировании кабинета или совета министров (Франция, Индия). Президент наделяется и другими важными полномочиями : как правило, он имеет право роспуска парламента, является верховным главнокомандующим, объявляет чрезвычайное положение, утверждает законы путем их подписывания, нередко представительствует в правительстве, назначает членов Верховного суда. 

В цивилизованных странах президентскую республику отличает сильная исполнительная власть, наравне с которой по принципу разделения властей нормально функционируют законодательная и судебная власти. Эффективно действующий механизм издержек и противовесов, существующих в современных президентских республиках, способствует возможности гармоничного функционирования властей, позволяет избежать произвола со стороны исполнительной власти. 

В странах Латинской  Америки часто встречаются “суперпрезидентские  республики”. Эта форма правления  -  практически независимая, слабо контролируемая законодательной и судебной властью. Это особый конгломерат традиционной формы с полу-диктаторским управлением. 

В современном  цивилизованном обществе принципиальных различий между формами не существует. Их сближают общие задачи и цели. 

 По  историческим  периодам  своего  существования  республики  классифицируются  на  античные  ( государства - полисы  -  Афины,  Рим  и  т.д.);  средневековые  (феодальные),  к  числу  которых  относятся  торгово-промышленные  республики  в  Италии  ( Венеция,  Флоренция),  Нидерландах,  России  (Новгородская,  Псковская);  буржуазные,  когда  республиканская  форма  правления  достигает  своего  расцвета,  становясь  способом  политической  организации  гражданского  общества. 
 

Республиканская форма правления зародилась в  рабовладельческих государствах. Все  органы государства, в том числе высшим , избирались полноправными гражданами. Распространенной в рабовладельческих государствах была аристократическая республика, где в формировании и работе выборных органов верховной государственной власти принимала участие военно-земельная знать. 

Аристократическая республика - это форма правления, при которой государственная власть  находится в руках меньшинства, которое правит определенное время до следующих выборов. 

В эпоху феодализма республиканская форма правления  применялась редко. Она возникала в средневековых городах, которые имели право на самоопределение. Купеческие города-республики выборным путем создавали органы власти (городские советы, мэрии) во главе с ответственными должностными лицами. 
 
 

4.3 ТОТАЛИТАРНОГО  ГОСУДАРСТВА 

Особенности  устройства  верховной  власти  тоталитарного  государства  не  охватываются  ни  понятием  монархии,  ни  понятием  республики,  эти  признаки  дают  основание  для  выделения  третьего  вида  формы  правления  -  формы  правления  тоталитарного  государства. 

Форма  правления  тоталитарного  государства  обычно  является  извращенной  формой  республики  и  отличается  следующими  признаками: 

1)  наличием  правящей  партии,  составляющей  ядро  политической  системы и играющей  руководящую роль  в управлении  всеми государственными  и общественными делами  страны; 

2)  совпадением   вождя  партии  и  главы   государства  в  одном   лице,  стремящихся  к  пожизненному  сохранению  своих  политических  постов  (в  некоторых  странах  с  тоталитарной  формой  правления  даже  намечалась тенденция  наследственной  передачи  власти,  например,  в   КНДР  и   СРР); 

3)  наделением  главы  государства  диктаторскими  полномочиями; 

4)  формальным  характером  партийных  и   государственных  выборов; 

5)  повышенной  ролью  партийной  и  государственной   бюрократии,  решающей  все   конкретные  дела  общественной  и  государственной  жизни; 

6)  отсутствием  юридической  ответственности  главы  государства  и  партии[18]. 

Тоталитаризм  предполагает  функционирование  соответствующего   политического  режима. 

Обобщение  исторического  опыта  функционирования   тоталитарных  государств свидетельствует,  что  они  оказываются  достаточно  эффективными  тогда,  когда  страна  развивается  экстенсивно.  В  этом  случае  тоталитарно  устроенная  власть  в  состоянии  обеспечивать  постоянное  привлечение  все  новых  и  новых  человеческих,  сырьевых  и  иных ресурсов  для решения экономических и политических  проблем преимущественно внеэкономическими, т.е.  политическими средствами.  Тоталитарно устроенное  правление успешно достигает поставленных  перед ним целей,  если действует по  принципу «результат  любой  ценой».  Когда  же общество  вынуждено  развиваться  интенсивно,  этот  тип  правления  оказывается  малоэффективным,  более  того,  он  превращается  в  препятствие  на пути  прогресса  страны.  Органически  присущая  ему  централизация  управления,  при  которой  команды  принимаются  лишь  на  самом  «верху»,   исключает  квалифицированные  планирование  и  решения,  поскольку  центр в принципе не  может  обладать  сколько-нибудь  полной  информацией  об  имеющихся  на местах  возможностях  конкретных  подходов  к  достижению  конкретных  целей.   При  отмеченном  органическом  пороке  руководства  страной  из  единого  центра  действие таких  существенных  факторов,  как  централизованное  распределение  материальных  благ,  исключающее личную  заинтересованность  исполнителя,  боязнь  ответственности,  скованность идеологическими догмами и т.д.,  отступали на  второй  план. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

5.ПРИЧИНЫ  И ОСОБЕННОСТИ  ИЗМЕНЕНИЯ ФОРМ  ПОЛИТИЧЕСКОГО И  ГОСУДАРСТВЕННОГО  РЕЖИМОВ 

 Политические формы современных государств складывались в течении нескольких столетий. Эти формы определялись в конечном счете экономическим строем общества, его базисом. Большое влияние на форму государства оказывают исторические традиции (сохранение монархии в Великобритании, Швеции, Японии и других странах), условия образования государства (федеративная форма государства США, Швейцарии), равно как и особенности современного внутриполитического развития данной страны и ее международного положения. 

Весьма перспективен в нашей стране социал-демократический вариант политического режима скандинавского образца. В политической сфере для него характерны широкая политическая демократия, демократические и правовые методы осуществления власти, умеренные реформы и эволюционный путь развития общества.

В социально-экономическом  плане - это многоукладная экономика, первоочередное поощрение малого и среднего бизнеса, прогрессивное налогообложение, препятствующее резкому социальному расслоению, весьма привлекательные социальные программы, социально ориентированный рынок.

Предпосылками для перехода к социал-демократическому режиму служат коллективно-общинные традиции России, приверженность широких народных масс идеалам социальной справедливости, высокая приспособленность экономики к государственно-правовому регулированию. Этот режим мог бы иметь прочную социальную базу. Вместе с тем социал-демократические партии и движения в России пока явно разрознены, у них нет ясных и понятных народу программ, объединяющих идей и концепций, поэтому их возможности пока слабо реализуются. 

Разнообразие  форм государства еще больше возросло в результате распада колониальной системы, когда на политической карте  мира появился ряд молодых суверенных государств. Перипетии политической борьбы приводят во многих освободившихся странах к частой модификации государственных форм. 

Понятие исторического  типа связывается с установлением  закономерной зависимости классовой  сущности государства и права  от экономических отношений, которые  господствуют в классовом обществе на определенном этапе его развития. В конечном итоге требования  экономического развития, заставляют государства отказываться от недемократических режимов, от устаревающих форм правления, от неадекватных уровню развития экономики форм государства. Примеров здесь может служить “мгновенный “ с исторической точки зрения крах Советского Союза.    

Не исключена  в России и жесткая диктатура. Какой из названных вариантов политических режимов станет реальностью в Российском государстве, покажут время и степень мудрости россиян. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Теория государства  и права тесно  взаимосвязана  с гуманитарными (общественными) науками, единство и целостность материального  и духовного мира.

Существует целая  серия учебников, учебных пособий, курсов лекций, других изданий по теории государства и права, в них основательно, на высоком научно-литературном уровне, освещаются основные вопросы этой дисциплины, осмысливаются глубокие перемены, происходящие в мире. 

Формы правления  государства имеют глубоко идущие исторические корни. Сначала появились государства, форму которых, определяла форма правления, таких категорий, как форма государственного устройства или политический режим в то время не существовало.

В древности  и в средние века все государства были унитарные, а формой правления, была  монархия. О политическом режиме можно говорить шире - так, в некоторых государствах древности существовали многие институты демократии, но чаще встречались авторитарные или тоталитарные государства.

С появлением федераций  положение изменились, но форма правления  монархия  продолжает играть значительную роль, основной формой правления становится республика.

Распространенной  формой государства является демократическая  федеративная республика, в ней наиболее четко проявляются все современные воззрения на то, каким должно быть общество. 

Форма государства  может быть понята в трех составляющих элементов: формы правления, формы  государственного устройства, формы  политического режима, и все они  взаимодействуют друг с другом.   

Целью  работы было  рассмотрение всех трех элементов, выделение общего и особенного, поиск соответствия между различными элементами формы государства, систематизация и обобщение многообразных фактов современной политической жизни.  

Если  в качестве примера  взять Россию, то можно сказать  что: 

1.  Россия является республикой. Высшие органы власти избираются населением. Взаимодействие органов власти с населением и между собой осуществляется на основе законов. Соотношение высших органов между собой, позволяет говорить о смешанной форме правления между парламентской и президентской республиками. 

2.  Россия – федеративное государство, составными частями которого являются республики, края, области и два города федерального значения. 

3.  Конституция устанавливает для России демократический политический режим. 

Ответить  же на вопрос: «Какое государственное  устройство является  абсолютно идеальным для всех народов и во все времена?», вряд ли возможно даже изучив все формы государства. По всей видимости, наилучшим государственным устройством будет то, которое при данных конкретных обстоятельствах обеспечит всем своим гражданам наибольшее счастье, не ущемляя при этом их свободу и достоинство.  

Но это вовсе  не означает, что человечество не может изобрести ничего более совершенного. Возможно, в будущем появятся принципиально новые элементы формы государства, и это лишь еще раз доказывает перспективность и необходимость рассмотрения данной темы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

7.Литература 

1. Конституция Российской Федерации, М., 1993.

2. Указ Президента  РФ от 21.09.93г. №1400 “О поэтапной  конституционной реформе в Российской  Федерации” (с изменениями от 24.12.93г).

3. Декларация  о государственном суверенитете  РСФСР от 12.06.90г.

4. Аристотель.  Политика.  М., 1911.

5. Арон Р.  Этапы  развития  социологической   мысли.  М., 1993.

6. Геродот.  История  в  девяти  книгах. Л.,1982.

7. Денисов А.И.  Теория  государства  и  права.  М., 1948.

8. Еллинек Г.  Общее  учение  о государстве.  С.Пб.,  1908.

9. Ленин  В.И.   Государство  и  революция.  Полн. собр. соч. Т.33

10. Мамут Л.С.  Сверим  ориентиры:  наука  о   государстве  и  праве   нуждается  в  радикальном   обновлении.  Пульс  реформ.,  М.,  1989.

13. Петражицкий  Л.И.  Теория  государства  и   права  в связи  с  теорией  нравственности.  Т.1,  С.Пб. ,1907.

Информация о работе Форма государственного правления