Форма правления и форма территориального устройства государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 22:28, реферат

Описание работы

Форма правления и форма территориального устройства государства не
могут еще ответить на вопрос о том, как, с помощью каких способов
осуществляется взаимодействие государственной власти с как проявляется в политической сфере действительное классовых сил, каков политический статус различных общественных организаций, какую роль выполняет фактически государства по управлению населением, проживающим на его территории. На этот вопрос отвечает третий блок формы (устройства) государства – политический режим.

Работа содержит 1 файл

Форма правления и форма территориального устройства государства не.doc

— 122.50 Кб (Скачать)

сакрализируется. Он объявляется самым  мудрым,  непогрешимым,  справедливым,

неустанно думающим о благе народа. Какое-либо критическое  отношение  к  нему

пресекается. Обычно на эту роль выдвигается харизматические  личности.

    На  фоне  этого  происходит  усиление  мощи   исполнительных   органов,

возникает  всевластие  номенклатуры,  т.  е.  должностных  лиц,   назначение

которых согласуется  с высшими органами правящей партии или  производится  по

их  указанию.  Номенклатура,  бюрократия   осуществляет   власть   в   целях

обогащения, присвоения привилегий  в  образовательной,  медицинской  и  иных

социальных  областях.   Возрастают   дискреционные,   т.   е.   законом   не

предусмотренные и не  ограниченные  полномочия,  растет  свобода  усмотрения

административных  органов.   Особенно   выделяется   на   фоне   разросшихся

исполнительных  органов  «силовой  кулак»,   «силовая   структура»   (армия,

полиция, органы безопасности,  прокуратура  и  т.  п.),  т.  е.  карательные

органы.

    Тоталитарный  режим широко и постоянно применят террор  по  отношению  к

населению. Физическое насилие выступает как главное  условие  для  укрепления

и осуществления  власти.

    При  тоталитаризме устанавливается  полный  контроль  над  всеми   сферами

жизни общества. Государство стремится буквально «слить»  общество  с  собой,

полностью его  огосударствить.  В  экономической  жизни  происходит  процесс

огосударствления  в тех или иных формах собственности. В  политической  жизни

общества личность, как правило, ограничивается в правах и свободах.  А  если

формально  политические  права  и  свободы   закрепляются   в   законе,   то

отсутствует  механизм  их  реализации,  а  также  реальные  возможности  для

пользования  ими.  Контроль  пронизывает  и  сферу   личной   жизни   людей.

Демагогия,  догматизм  становятся  способом  идеологической,   политической,

правовой жизни. Тоталитарное государство  выступает  против  экономически  и

соответственно  политически  свободного  человека,   всячески   ограничивает

предприимчивость  работника.

    Тоталитарный режим  использует  полицейский  сыск,  поощряет  и  широко

использует доносительство, сдабривая его «великой» идеей,  например  борьбой

с  врагами  народа.  Поиск  и  мнимые  происки  врагов  становятся  условием

существования  тоталитарного  режима.  Именно  на   «врагов»,   «вредителей»

списываются ошибки, экономические беды, обнищание населения.

    Милитаризация  – также  одна  из  основных  характеристик  тоталитарного

режима. Идея  о  военной  опасности,  об  «осажденной  крепости»  становится

необходимой для  сплочения общества, для построения его по принципу  военного

лагеря. Тоталитарный режим агрессивен по своей  сути,  а  агрессия  помогает

достичь  сразу  несколько  целей:  отвлечь   народ   от   его   бедственного

экономического  положения, обогатиться  бюрократии,  правящей  элите,  решить

геополитические проблемы военным путем.  Агрессия  при  тоталитарном  режиме

может питаться и  идеей  мирового  господства,  мировой  революции.  Военно-

промышленный  комплекс, армия – основные опоры тоталитаризма,

    Тоталитаризм  имеет  и  социальные  силы,   поддерживающие   его.   Это

люмпенизированные   слои   общества,   социальные   структуры,    зараженные

уравнительной идеологией, социальным  иждивенчеством,  идеями  «равенства  в

нищете». Тоталитарное государство опирается на архаические,  общинные  формы

земледелия,  быта.  Патерналистические  представления  о  государстве  также

питают поддерживающие его структуры.

    Разновидностью  тоталитаризма являются режимы, где осуществляется «культ

личности», культ  вождя – непогрешимого, мудрого,  заботливого.  На  деле  же

оказывается,  что   это  лишь  форма  правления,   в   которой   реализуются

властолюбивые,  порой  патологические  амбиции  тех  или  иных  политических

лидеров.

    Государство  при тоталитаризме как бы берет   на  себя  заботу  о  каждом

члене общества. Со стороны населения  при  тоталитарном  режиме  развивается

идеология и  практика социального  иждивенчества.  Члены  общества  полагают,

что  обеспечивать  их,  поддерживать,  защищать  во  всех   случаях   должно

государство, особенно в сфере здравоохранения, образования, жилищной  сфере.

Развивается  психология  уравнительности,  идет  существенная   люмпенизация

общества.  С   одной   стороны,   насквозь   демагогический,   декоративный,

формальный тоталитарный режим, а с другой - социальное  иждивенчество  части

населения питают и  поддерживают  эти  разновидности  политического  режима.

Зачастую тоталитарный режим  окрашивают  в  националистические,  расистские,

шовинистические краски.

    Однако  социальная цена за такой способ  осуществления власти со временем

все   возрастает   (войны,   пьянство,   разрушение   мотивации   к   труду,

принудительность,  террор,  демографические  и  экологические  потери),  что

приводит  в  конечном  счете  к  сознанию  вредности  тоталитарного  режима,

необходимости  его  ликвидации.  Тогда  начинается  эволюция   тоталитарного

режима. Темпы  и формы  этой  эволюции  (вплоть  до  разрушения)  зависят  от

социально-экономических  сдвигов  и   соответствующего   этому   возрастания

сознания людей, политической борьбы, иных факторов. В  рамках  тоталитарного

режима, обеспечивающего  федеральное устройство государства, могут  возникать

национально-освободительные  движения,  которые  разрушают  и   тоталитарный

режим, и само федеративное устройство государства.

    Тоталитарный  режим возникает в кризисных  ситуациях –  послевоенных,   в

ходе  гражданской  войны,  когда  надо   жесткими   мерами   восстанавливать

хозяйство, наводить  порядок,  устранять  в  обществе  распри,  обеспечивать

стабильность. Социальные группы, нуждающиеся в защите,  поддержке  и  заботе

государства,  выступают  его   социальной   базой.   Как   отмечалось,   это

люмпенизированные слои,  но  не  только.  Мощные  бюрократические  структуры

также с помощью  тоталитаризма обеспечивают  свои  притязания  на  власть  и,

следовательно, на различные блага. Власть  и  нужна  для  получения  благ  и

упреки  власть  имущих  в  получении  привилегий,  льгот,  борьба  с   таким

состоянием общества оказывается напрасной. Власть без  привилегий и  льгот  —

это «жареный лед».

    Большую  роль при тоталитаризме играет  политическая практика  демагогии,

лицемерия,  двойных  стандартов,  нравственного  разложения  и   вырождения.

Примером такой  демагогии является практика наименования  судов  «народными»,

с помощью которых  зачастую  и  осуществляется  геноцид  именно  народа,  его

лучших представителей.

    Политическая  элита использует возможности  тоталитаризма  для  получения

скрытых от общества привилегий, льгот: бытовых,  в  том  числе  медицинских,

образовательных, культурных и т. п.

    Тоталитаризм   имеет   определенные   преимущества    при    управлении

государством  за  счет  быстрых   сроков   принятия   необходимых   законов,

упрощенных процедур. Но его финальные формы,  как  об  этом  свидетельствуют

история, представляют печальное зрелище тупика, упадка, разложения.

    Одну  из  крайних  форм  тоталитаризма   представляет  фашистский  режим,

который  прежде   всего   характеризуется   националистической   идеологией,

представлениями о превосходстве  одной  наций  над  другими  (господствующей

нации, расы господ и т. д.), крайней агрессивностью.

     Фашизм, как правило, основывается  на   националистической,  расистской

демагогии,  которая  возводится  в  ранг   официальной   идеологии.   Целью

фашистского государства  объявляется охрана национальной  общности,  решение

геополитических, социальных задач, защита  чистоты  расы.  Главная  посылка

фашистской идеологи такова: люди отнюдь не равны  перед  законом,  властью,

судом, их права  и обязанности зависят от того, к какой национальности, расе

они принадлежат. Одна нация, раса при этом  объявляется высшей,  основной,

ведущей в государстве, в  мировом  сообществе  а  посему  достойной  лучших

жизненных условий. Другие нации или расы, если  и  могут  существовать,  то

всего лишь как  неполноценные нации,  расы,  они  в  конечном  счете  должны

уничтожаться. Поэтому  фашистский политический режим  -  это,  как  правило,

человеконенавистнический, агрессивный режим, ведущий в  итоге  к  страданиям

прежде всего  своего народа. Но фашистские режимы возникают  в  определенных

исторических условиях, при  социальных  расстройствах  общества,  обнищании

масс. В их основе лежат определенные общественно-политические  движения,  в

которые   внедряются   националистические   идеи,   популистские   лозунги,

геополитические интересы и т. п.

     Милитаризация,  поиск внешнего  врага,  агрессивность,  склонность   к

развязыванию  войн  и,  наконец,  военная  экспансия  определенным  образом

отличают фашизм от иных форм тоталитаризма.

     Для   фашистского  режима  характерны  опора  на  шовинистические  круги

крупного капитала, слияние государственного аппарата с монополиями, военно-

бюрократический централизм, который  ведет  к  упадку  роли  центральных  и

местных  представительных   учреждений,   рост   дискреционных   полномочий

исполнительных органов Государственной власти, сращивание партий профсоюзов

с государственным  аппаратом, вождизм.  При  фашизме  происходит  разрушение

общечеловеческих  правовых  и   моральных   ценностей,   растет   произвол,

упрощается  карательные  процедуры,   ожесточаются   санкции   и   вводятся

превентивные  меры, разрушаются  права  и  свободы  личности,  увеличивается

Информация о работе Форма правления и форма территориального устройства государства