Форма правления в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 15:38, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования вопросов формы правления в Российской Федерации предопределена следующими факторами:
Изменчивостью форм государства и ее видов в современном мире.
Совершенствованием форм правления в России и зарубежных странах.
Слабым уровнем разработанности проблем совершенствования формы правления в мире и современной российской науке.
Цель работы: изучение теоретических и практических положений о форме государств в современном мире, рассмотрение особенностей формы правления в Российской Федерации, нахождение положительных и отрицательных сторон, проблем, обобщение данных о формах правления в мире.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА 3
1.1. Понятие формы государства 3
1.2. Виды форм государства 6
ГЛАВА 2. ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА 11
2.1. Понятие формы правления 11
2.2. Монархическая форма правления 13
2.3. Республиканская форма правления 18
ГЛАВА 3. ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ 23
3.1. Смешанная форма правления как форма правления в России 23
3.2. Форма правления на современном этапе развития Российской Федерации 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30

Работа содержит 1 файл

Курсовая Форма правления в.2.0.docx

— 76.68 Кб (Скачать)

     Сегментарная  государственная форма, то есть состоящая  из разнородных отрезков целого, сочетает черты первой и второй. Признается разделение властей и частичная  ролевая автономия ветвей власти, но при доминировании главы государства, исполнительной власти. Наблюдается повышенная централизация при организации территории государства, существует ограниченное самоуправление под контролем назначаемых чиновников (если назначенных представителей государственной власти нет, то права местных органов ограничены и крайне сужена их финансовая база). Используются некоторые демократические методы управления при сочетании с авторитарными, а то и при преобладании последних. Многие постсоциалистические государства, Южная Корея, некоторые страны Латинской Америки, Пакистан, Шри-Ланка относятся к данной форме.

     Форма правления – внешнее выражение содержания государства, обусловленное структурой и правовым положением органов государственной власти. Под формой правления понимается организация власти, характеризуемая ее формальным источником,  то есть тем,  кому принадлежит власть в данном государстве.  Впрочем, некоторые юристы полагают, что к этому определению стоит добавить порядок образования органов государства и порядок их взаимодействия с населением.

     Формы правления различаются в зависимости  от того, принадлежит ли верховная  власть в государстве одному лицу, которое одновременно является символом государства, или же она осуществляется при помощи различных демократических институтов (представительные органы власти, референдумы, и так далее). В связи с этим все государства по форме правления делятся на монархии и республики.

     Форма государственного правления дает возможность  уяснить:

  • как создаются высшие органы государства, и какого их строение;
  • как строятся взаимоотношения между высшими и другими    государственными органами;
  • как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны;
  • в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина.

     По  указанным признакам формы государственного правления подразделяются на: монархические (абсолютные, конституционные) и республиканские (президентские, парламентские).

     Форма государственного устройства – это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер, взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственного управления, власти.

     Форма государственного устройства показывает: из каких частей состоит внутренняя структура государства; какого правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения  этих органов; как строятся отношения  между центральными и местными государственными органами; в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на этой территории.

     По  форме государственного устройства все государства можно подразделить на три основные группы: унитарные, федеративные, конфедеративные.

     Политический  режим – это методы осуществления политической власти, итоговое политическое состояние в обществе, которое складывается в результате взаимодействия и противоборства различных политических сил, функционирования всех политических институтов и характеризуется демократизмом или антидемократизмом.

     При демократическом режиме высшие органы государства имеют мандат народа, власть реализуется в его интересах демократическими и правовыми методами. Здесь права и свободы человека и гражданина всесторонне гарантированы и защищены, закон господствует во всех сферах общества.

     Крайне  недемократическим является тоталитарный фашистский режим, который представляет одну из крайних форм тоталитаризма, прежде всего характеризуемую национальной идеологией, представление о превосходстве одной из наций над другими (господствующей нации, расы), крайней агрессивностью. Впервые такой режим был установлен в Италии (1922 г., лидер Б. Муссолини), а затем в Германии (1933 г., лидер А. Гитлер). B его основе лежит обнищание масс и определенные общественно-политические движения, в которых внедряются националистические идеи, популистские лозунги. Милитаризм, поиск внешнего врага, агрессивность, военная экспансия определенным образом отличают фашизм от иных форм тоталитаризма6.

     В настоящее время теория государства  и права как наука может предложить более глубокое достаточно обоснованное понимание формы государства с учетом не только элементов (формы правления, территориально-политического устройства, политического режима), но и связей между ними, образующих единое целое - форму государства, а также связей элементов с этим целым.

     В различных странах государственные  формы имеют свои особенности, характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии. Вместе с тем форма всех существующих государств, особенно современных, имеет общие признаки, что позволяет дать определение каждому элементу формы государства.

ГЛАВА 2. ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА

2.1. Понятие формы правления

 

     Термин  «форма правления» (реже - «форма государственного правления») содержится во многих конституциях стран мира (Бразилия 1988 г., Иордания 1952 г., Казахстан 1995 г. и других). Почти всегда говорится о том, является государство монархией или республикой (исключением являются Израиль и Камбоджа до 1993 г., где использовалось просто название «государство», например, «Государство Израиль»), но в конституциях развернутого понятия форма правления не содержится. Он вырабатывается доктринальным путем в работах ученых.

   В научной литературе существуют различные  подходы к понятию формы правления, выделяют узкую и широкую трактовку. Сторонники узкой трактовки этого понятия связывают форму правления только или, прежде всего с правовым положением главы государства7, приверженцы широкой трактовки включают в это понятие отношения высших органов государственной власти с центром экономической и политической власти и даже политическую среду. Узкая трактовка недостаточно учитывает роль других органов государства, в том числе парламента, правительства, широкая придает понятию формы несвойственный ей характер. В современной литературе традиционно форма правления определяется как характеристика структуры и взаимоотношений высших органов государства. Нередко перечень этих органов ограничивают главой государства, парламентом и правительством. Такой подход в основном верен, так как делает акцент на органах, играющих решающую роль в управлении государством. Однако если понимать государственное управление в более широком смысле, то следует учесть и роль судебной власти, особое значение органов конституционного контроля.

     В управлении государством участие принимают  также местные органы государства (советы в тоталитарном социалистическом государстве, назначенные представители  государственной власти в других странах). Наконец, само управление предполагает не только прямые, но и обратные связи органов государства с населением. Таким образом, оценивая ту или иную форму правления, помимо структуры и взаимоотношений трех традиционных для определения этого понятия органов следует учитывать роль других органов государства, которым по конституции принадлежит государственная власть или которые осуществляют ее на практике, форма прямых или обратных связей органов государственной власти с населением.

     Форму правления нельзя отождествлять  с управлением государством. Последнее - гораздо более широкое понятие. Кроме того, название существующей формы правления не всегда дает правильное представление о способе управления.  Великобритания или Япония - монархии, но монарх фактически не обладает властными полномочиями и отнюдь не управляет государством. Форма правления - это способ организации структуры и взаимоотношений всех органов государственной власти, а также их прямых и обратных связей с населением8.

     Форма правления рассматривается как  организация государства, включающая в себя порядок образования высших и местных государственных органов  и порядок взаимоотношений между  ними. Формы правления в значительной мере различаются в зависимости  от того, осуществляется ли власть одним  лицом или же она принадлежит  коллективному выборному органу. В первом случае имеет место монархическая  форма правления. Во втором — республиканская.

     При монархической форме правления  источником государственной власти, согласно действующим законам, является монарх. При республиканской — выборный государственный орган.

     Главная разница между монархией и  республикой заключается в следующем: монархическая форма государства  означает, что власть в государстве  принадлежит высшему носителю государственной  власти на основе его собственного права.

     В монархии монарху предоставлено  окончательное решение по всем важнейшим  государственным актам. Народ здесь  не обладает никакой властью, или  обладает ею в весьма малой степени. Народ в монархии или вовсе  устранен от управления, или участвует в нем лишь в ограниченном объеме. Иначе обстоит дело в республике. Под республикой разумеется такая форма государства, где власть принадлежит самому народу и только ему. Здесь сам народ прямо или через посредство избранных им представителей и управляет государством и решает все важнейшие государственные дела. Таково главное различие между монархическим и республиканским государствами.

     Подведем  итог, что же подразумевается под формой правления - это научная категория, которая отражает порядок образования высших органов государственной власти, их структуру, компетенцию и взаимоотношения между ними.

2.2. Монархическая форма правления

 

     Форма правления - представляет собой структуру  высших органов государственной  власти, порядок их образование и  распределение компетенции между ними. В рамках данного понятия выделяют монархическую и республиканскую форму правления.

     Монархия  представляет собой такую форму  правления, при которой верховная  государственная власть юридически принадлежит одному лицу, занимающему  свою должность в установленном  порядке престолонаследия.

     Монархия (от греческого monos - один, arch - власть; monarchia - единовластие) - это такая форма правления, при которой полномочия верховной власти формально или фактически принадлежат одному лицу, занимающему престол по праву наследования и, как правило пожизненно.

     В настоящее время монарх является главой государства приблизительно в 50 странах мира, то есть в 1/4 части  современных государств. Только в  Европе десять9 стран имеют монархическую форму правления. Кроме того, семнадцать (в том числе Канада, Австралия, Новая Зеландия) признают британскую королеву в качестве своего главы государства. Иордания, Саудовская Аравия, Бахрейн, Катар, Кувейт, ОАЭ и Оман - сохранили или восстановили различные виды монархий. В Японии императорская власть существует более полутора тысяч лет. В Африке институт монарха сохранился в трех странах - Марокко, Лесото и Свазиленде. Своеобразными (так называемыми патриархальными) монархиями являются в Океании королевства Тонга и Западное Самоа.

     Историческим  предшественником современной монархии является монархия абсолютная, сформировавшаяся как политическое учреждение в поздний  период развития средневековья. Для  абсолютной монархии (самодержавия) характерно отсутствие каких-либо представительных учреждений, сосредоточение всей государственной  власти в руках монарха.

     Конституционная монархия подразделяется на два вида - дуалистическую и парламентарную монархию.

     Дуалистическая  монархия характеризуется определенными  признаками. Прежде всего, при этой форме правления существует одновременно два политических учреждения - монархия и парламент, которые делят между  собой государственную власть. Эта  двойственность (дуализм) выражается в  том, что монарх юридически и фактически независим от парламента в сфере  исполнительной власти. Дуалистическая монархия не знает института парламентской  ответственности правительства. Законодательные  полномочия парламента сильно урезаны  монархом, которому предоставляется  право вето, право назначения в  верхнюю палату, право роспуска парламента.

     Парламентарная  монархия в настоящее время существует в целом ряде развитых стран, в  экономике которых не сохранилось  сколько-нибудь существенных пережитков феодализма10.

     Власть  монарха ограничена не только в области  законодательства, но и в сфере  государственного управления и контроля над правительством. В случае выражения  парламентом правительству вотума недоверия последнее уходит в  отставку или распускает парламент  и назначает внеочередные выборы.

Информация о работе Форма правления в РФ