Форма правления в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 15:38, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования вопросов формы правления в Российской Федерации предопределена следующими факторами:
Изменчивостью форм государства и ее видов в современном мире.
Совершенствованием форм правления в России и зарубежных странах.
Слабым уровнем разработанности проблем совершенствования формы правления в мире и современной российской науке.
Цель работы: изучение теоретических и практических положений о форме государств в современном мире, рассмотрение особенностей формы правления в Российской Федерации, нахождение положительных и отрицательных сторон, проблем, обобщение данных о формах правления в мире.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА 3
1.1. Понятие формы государства 3
1.2. Виды форм государства 6
ГЛАВА 2. ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА 11
2.1. Понятие формы правления 11
2.2. Монархическая форма правления 13
2.3. Республиканская форма правления 18
ГЛАВА 3. ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ 23
3.1. Смешанная форма правления как форма правления в России 23
3.2. Форма правления на современном этапе развития Российской Федерации 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30

Работа содержит 1 файл

Курсовая Форма правления в.2.0.docx

— 76.68 Кб (Скачать)
justify">     Правовое  положение монарха как главы  государства отличается следующими тремя особенностями. Во-первых, власть монарха юридически считается непроизводной ни от какой иной власти, государственного органа или избирательного корпуса. Во-вторых, пост главы государства в условиях монархии передается в порядке престолонаследия. Иными словами, должность главы государства принадлежит монарху по праву рождения. Власть переходит от монарха к преемнику на основе биологических кровнородственных связей. В-третьих, власть монарха носит, как правило, не фиксированный по времени характер. Монарх занимает свой пост пожизненно и юридически не может быть отстранен, смещен с поста главы государства до конца своих дней.

     Власть  монарха, как уже отмечалось, наследственна. Порядок престолонаследия устанавливается конституциями и специальными законами, но может регулироваться религиозными нормами и нормами обычного права. В Европе в настоящее время существуют четыре системы престолонаследия: салическая, австрийская, кастильская и шведская.

     Салическая  система11 предполагает, что наследование престола осуществляется исключительно по мужской линии. Австрийская система (в Лихтенштейне) предполагает, что женщина может взойти на трон только лишь в случае пресечения всех линий и степеней мужского родства. Кастильская система12 отдает предпочтение мужскому полу, хотя не исключает восхождение женщины на престол. Шведская система предусматривает, что мужчины и женщины наследуют престол на равных основаниях.

     Наследник престола, будущий монарх должен отвечать еще целому ряду требований, среди  которых требование определенной религиозной  принадлежности является одним из наиболее распространенных. Так, согласно закону о престолонаследии 1701 года монархом Великобритании может быть только лицо, принадлежащее к англиканской епископальной  церкви. Одним из немаловажных условий  наследования престола является условие  вступление наследного принца или монарха  в равнородный брак, то есть в брак с лицом, принадлежащим к царствующему или властительному дому. Лицо, вступившее или вступающее в морганатический, то есть неравнородный брак, теряет, как правило, право на престол.

     Власть  монарха, как уже отмечалось, носит  пожизненный характер. Правление  многих монархов отличалось завидной длительностью. Так, король Швеции Густав V находился у власти 43 года (с 1907 по 1950 год). Королева Великобритании Елизавета II пребывает на троне с 1952 года. Отстранение монарха от власти юридическим путем невозможно.

     В случае несовершеннолетия, болезни  или длительного отсутствия монарха, а также, если наследник престола в момент смерти правившего главы государства не достиг определенного конституцией необходимого для восхождения на трон возраста устанавливается регентство, или правление за монарха. Регентство может осуществляться в двух формах: индивидуальной  - регентом или коллегиальной - регентским советом.

     Формальное  и реальное положения монарха  в механизме осуществления власти, его роль в государственном управлении обществом, круг конституционных и  внеконституционных полномочий во многом зависят от формы правления, государственного устройства, политического режима, исторических особенностей развития, этнокультурных и религиозных традиций и обычаев той или другой страны и иных социально-политических и  идеологических факторов. Например, к некоторым формам монархии применима давно уже ставшая реальностью формула: «Монарх царствует, но не правит». «В дуалистической и особенно в абсолютной монархии он (глава государства) имеет реальную власть, в парламентарной - царствует, но не правит»13.

     В монархиях же парламентарных роль монарха  может быть сведена к выполнению чисто символических, церемониальных и представительских функций. Конституция  Японии, например, не наделяет императора ни одним самостоятельным полномочием. Император назначает премьер-министра, но после предварительного решения  парламента. Он назначает главного судью верховного суда, но после предварительного решения правительства. Причем изменить эти предварительные решения он не может.

     Конституции или государственно-правовые обычаи всех монархических стран наделяют главу государства правом участвовать  в формировании правительства. Степень  этого участия варьируется в  отдельных странах весьма значительно. Наряду с формированием правительства монарх, как правило, активно участвует и в формировании государственного аппарата. Конституции закрепляют право монарха назначать гражданских и военных служащих.

     Монархи в большинстве рассматриваемых  стран обладают определенными нормотворческими полномочиями. Обычно они наделяются правом законодательной инициативы14 и правом вето. В отдельных государствах эти полномочия принадлежат монарху лишь номинально. Например, в Великобритании с 1707 года не было ни одного случая, когда король отказался бы подписать законопроект, одобренный обеими палатами парламента, то есть воспользовался правом вето.

     В парламентарных и дуалистических монархиях  глава государства обладает правом роспуска парламента или его нижней палаты. Реализация этого права существенно  различается в отдельных монархических  странах. В Великобритании инициатива роспуска нижней палаты законодательного органа исходит от правительства, а  монарх фактически санкционирует уже  принятое кабинетом решение. В Бельгии  король имеет право распускать палаты парламента одновременно или по отдельности. При этом глава бельгийского государства  может просить правительство  дать свое согласие на этот акт, не дожидаясь  того, чтобы инициатива роспуска исходила от кабинета министров. В Непале, Брунее, большинстве стран Арабского  Востока право роспуска парламента или какой-либо из его палат находится  в исключительном ведении монарха.

     Во  всех монархических странах глава  государства осуществляет представительские  и церемониальные функции.

     В современных развитых странах монарх является большей частью слабым политическим учреждением, неиграющим существенной роли в осуществлении государственного руководства обществом, хотя формально-юридически глава государства занимает в системе государственных органов существенное положение. Также необходимо отметить, что все же фактическая роль монарха в различных странах различна и мы не можем определить конкретно степень влияния монарха в осуществлении государственного руководства для всех стран.

     Однако  нам кажется, что монархическая форма государственного правления не исчезнет и даже не будет упразднена до "формальной" монархии. Монархий стало намного меньше, в сравнении, например, с XVII веком, но также нельзя забывать, что монарх является главой государства в 1/4 части современных государств. Количество монархий не становится меньше уже несколько десятков лет, кроме того, 17 стран признают британскую королеву в качестве своего главы государства

2.3. Республиканская форма правления

 
 

     Республика представляет собой такую форму правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональным представительным учреждением.

     Республика (от греческого res - дело, publica - общество; res publica - общественное дело, государство) - это форма правления, при которой высшая государственная власть принадлежит выборным на определенный срок органам власти.

     В настоящее время президент возглавляет  государство более чем в 130 странах  мира. Исторически первой страной, в  которой была введена республика, являются США на основе конституции 1787 года. После Второй мировой войны  республика была установлена примерно в 40 странах Европы и Азии. В молодых  независимых государствах Африки, образовавшихся после распада колониальной системы, республика получила широчайшее распространение.

     Таким образом, нельзя не отметить очевидное  обстоятельство: стран, в которых  главой государства является президент, значительно больше, чем стран  с монархической формой правления.

     Президентская республика представляет собой такую  форму правления, которая, прежде всего, характеризуется соединением в  руках президента полномочий главы  государства и главы правительства. Формальной отличительной особенностью президентской республики является отсутствие должности премьер-министра.

     Президентская республика теоретически строится по принципу жесткого разделения властей.

     Парламентарная  республика характеризуется провозглашением  принципа верховенства парламента, перед  которым правительство несет  политическую ответственность за свою деятельность. Формальной отличительной  особенностью парламентарной республики является наличие должности премьер-министра.

     В парламентарной республике правительство  формируется только парламентским  путем из числа лидеров партии, располагающей большинством в нижней палате.

     Республика  характеризуется рядом черт, и  прежде всего тем, что в отличие  от монарха президент получает свою власть в результате избрания и осуществляет ее в течение определенного срока, установленного в конституционном  порядке.

     Сроки президентских полномочий варьируются: от двух лет в Югославии до семи лет во Франции и Италии. Президент  избирается на четыре года в США, Колумбии и ряде других стран, на шесть лет  в Австрии, Финляндии, Аргентине, Мексике. Наиболее распространенный срок пребывания президента у власти - пять лет. Пятилетняя президентура установлена в 25 республиках, в том числе в ФРГ, Венесуэле, Израиле, ЮАР.

     К кандидату на пост президента предъявляется  ряд требований. Одним из главных  условий является принадлежность к  гражданству данного государства. В конституциях некоторых стран  предусматривается возможность  регистрации в качестве кандидата  на пост президента для лиц, получивших гражданство в порядке натурализации. В ряде государств на пост президента может претендовать только лишь гражданин  по рождению (США, Аргентина, Иран, Коста-Рика). В законодательстве ряда стран для  кандидата устанавливается определенный срок проживания в данном государстве (5 лет - в Болгарии и Греции, 14 лет - в США).

     Для кандидатов на пост президента существует возрастной ценз, то есть необходимость  достижения определенного возраста: 30 лет - в Венесуэле, 35 лет - в США, Франции; 40 лет - в ФРГ, Греции; 50 - в  Италии.

     В ряде стран на пост президента может  быть избрано лишь лицо, исповедующее государственную религию (Алжир, Судан, Тунис, Пакистан).

     На  Филиппинах кандидат на пост президента должен уметь писать и читать на государственном языке, в Нигерии - обладать средним, а в Турции - высшим образованием. Существует и ряд других условий. Например, в Иране кандидат на пост президента  должен обладать честностью, правдивостью и необходимыми для руководства организаторскими способностями.

     В зависимости от вида республики, формы  государственного устройства, особенностей конституционного строя и национальных традиций различают три основные системы избрания президента.

     1. Прямые выборы президента. Избиратели  голосуют непосредственно за  того иного кандидата на пост  главы государства. 

     2. Косвенные выборы президента. Население  избирает особый орган - коллегию  выборщиков, которая затем избирает  главу государства.

     3. Многостепенные выборы президента. Воля избирателя опосредствуется  парламентом 

     Голосование происходит, как правило, в несколько  туров. Во многих странах вместе с  президентом избирается вице-президент, который замещает его в случае необходимости.15

     Во  многих странах с республиканской  формой правления пост вице-президента отсутствует. В таких государствах предусмотрены иные варианты замещения  президента.

     В республиканской форме правления  президент может занимать различное  положение в системе государственных  органов. Уже конституционно-правовой статус президентов различных государств отличается большим разнообразием.

      Президент в отличие от монарха несет  политическую ответственность за свои действия. Он может быть отстранен  от власти в порядке импичмента. Основаниями для импичмента могут  служить: государственная измена, взяточничество, сознательное нарушение конституции, совершение президентом других тяжких преступлений. Возбуждает дело и формулирует  статьи обвинения нижняя палата законодательного органа. Верхняя палата - сенат проводит расследование и выносит обвинительный  или оправдательный приговор.

Информация о работе Форма правления в РФ