Форма(устройство) государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 09:54, курсовая работа

Описание работы

ФОРМА ГОСУДАРСТВА - такое строение государства, в котором проявляются его основные характеристики и которое обеспечивает в комплексе, в системе организацию государственной власти, методы, приемы и способы осуществления государственной власти, территориальную организацию населения.

Содержание

1. Форма государства

2. Формы правления

2.1 Монархия

2.2 Республика

3. Формы государственного устройства

3.1 Унитарное

3.2 Федеративное

3.3 Конфедеративное

4. Формы политического режима

4.1 Деспотический

4.2 Тоталитарный

4.3 Фашистский

4.4 Авторитарный

4.5 Демократический

5. Причины и особенности изменения форм государственного

и политического режима

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 32.63 Кб (Скачать)

 

Глава государства в парламентарной республике обладает полномочиями : обнародует законы, издает декреты, назначает главу правительства, является верховным главнокомандующим вооруженными силами и т.д.

 

Глава правительства (премьер-министр, председатель совета министра, канцлер) назначается, как правило, президентом. Он формирует возглавляемое им правительство, которое осуществляет верховную исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом. Наиболее существенной чертой парламен-тарной республики является то, что любое правительство лишь тогда правомочно осуществлять управление государством, когда оно пользуется доверием парламента.

 

Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью. Парламент обладает важными финансовыми полномочиями, поскольку он разрабатывает и принимает государственный бюджет, определяет перспективы развития социально-экономического развития страны, решает основные вопросы внешней, в том числе оборонной политики. Парламентарная форма республиканского правления представляет собой такую структуру высших органов государственной власти, которая реально обеспечивает демократизм общественной жизни, свободу личности, создает справедливые условия человеческого общежития, основанное на началах правовой законности. К парламентарным республикам можно отнести ФРГ, Италию (по конституции 1947 годка), Австрию, Швейцарию, Исландию, Ирландию, Индию и др.

 

Президентская республика - одна из разновидностей современной  формы государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и  главы правительства.

 

Наиболее характерные  черты президентской республики :

 

- внепарламентский метод  избрания президента и формирова-ния правительства;

 

- ответственность правительства  перед президентом, а не пе-ред парламентом;

 

- более широкие, чем  в парламентарной республике, полномо-чия главы государства.

 

Классической президентской  республикой являются Соеди-

 

ненные Штаты Америки. В соответствии с конституцией США, в основе которой лежит принцип разделения властей, четко определено, что законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная - президенту, судебная - Верховному суду. Президент США избирается населением страны путем косвенного голосования (выборов) - через коллегию выборщиков. Количество выборщиков должно соответствовать числу представителей каждого штата в парламенте (конгрессе). Правительство формируется победившим на выборах президентом, из лиц принадлежащих к его партии.

 

Президентская форма правления  в различных странах имеет  свои особенности. Во Франции президент  избирается всеобщим голосованием. Избранным  считается кандидат, получивший абсолютное количество голосов. Такой же порядок  избрания президента установлен в России в 1991 году.

 

Характерным для всех президентских  республик, несмотря на их разнообразие, является то, что президент либо совмещает полномочия главы государства  и главы правительства и участвует  в формировании кабинета или совета министров (Франция, Индия). Президент  наделяется и другими важными  полномочиями : как правило, он имеет право роспуска парламента, является верховным главнокомандующим, объявляет чрезвычайное положение, утверждает законы путем их подписывания, нередко представительствует в правительстве, назначает членов Верховного суда.

 

В цивилизованных странах  президентскую республику отли-чает сильная исполнительная власть, наравне с которой по принципу разделения властей нормально функционируют законодательная и судебная власти. Эффективно действующий механизм издержек и противовесов, существующих в современных президентских республиках, способствует возможности гармоничного функци-онирования властей, позволяет избежать произвола со стороны исполнительной власти.

 

В странах Латинской Америки  часто встречаются “супер-президентские республики”. Эта форма правления - практически независимая, слабо контролируемая законодательной и судебной властью. Это особый конгломерат традиционной формы с полудиктаторским управлением.

 

В современном цивилизованном обществе принципиальных различий между  формами не существует. Их сближают общие задачи и цели.

 

3. Форма государственного  устройства

 

Форма государственного устройства - это национальное и административно-территориальное  строение государства, которое раскрывает характер, взаимоотношений между  его составными частями, между центральными и местными органами государственного управления, власти.

 

В отличии от форм правления организация государства рассма-тривается с точки зрения распределения государтсвенной власти и государственного суверенитета в центре и на местах, их разделение между составными частями государства.

 

Форма государственного устройства показывает :

 

- из каких частей состоит  внутренняя структура государства;

 

- каково правовое положение  этих частей и каковы взаимоот-ношения этих органов;

 

- как строятся отношения  между центральными и местными  государственными органами;

 

- в какой государственной  форме выражаются интересы каждой  нации, проживающей на этой  территории.

 

По форме государственного устройства все государства можно  подразделить на три основные группы :

 

- унитарное;

 

- федеративное;

 

- конфедеративное.

 

3.1 Унитарное государство

 

Унитарное государство - это  единое цельное государственное  образование, состоящее из административно-территориальных  единиц, которые подчиняются центральным  органам власти и признаками государственной  независимости не обладают.

 

Унитарное государство характеризуется  следующими признака-

 

ми :

 

- унитарное устройство  предполагает единые, общие для  всей страны высшие исполнительные, представительные и судебные  и судебные органы, которые осуществляют  верховное руководство соответствующими  органами;

 

- на территории унитарного  государства действует одна кон-ституция, единая система законодательства, одно гражданство;

 

- составные части унитарного  государства (области, департа-менты, округа, провинции, графства) государственным суверени-етом не обладают;

 

- унитарное государство,  на территории которого проживают  небольшие по численности национальности, широко допускает национальную  и законодательную автономию;

 

- все внешние межгосударственные  сношения осуществляют центральные  органы, которые официально представляют  страну на международной арене;

 

- имеет единые вооруженные  силы, руководство которыми осуществляется  центральными органами государственной  власти.

 

Различия в степени  и формах контроля центральной власти над местными органами управления позволяют  говорить о централизованных и децентрализованных унитарных государствах, но эти различия касаются относительно узкой сферы  управления.

 

К унитарным государствам относятся такие государства, как  Франция, Турция, Япония, Финляндия.

 

3.2 Федерация

 

Федерация - представляет собой  добровольное объединение ранее  самостоятельных государственных  образований в одно союзное государство.

 

Федеративное государственное  устройство неоднородно. В различных  странах оно имеет свои уникальные особенности, которые определяются историческими условиями образования  конкретной федерации и прежде всего  национальным составом населения страны, своеобразием быта и культуры народов, входящих в союзное государство.

 

Вместе с тем можно  выделить наиболее общие черты, которые  характерны для большинства федеративных государств.

 

1. Территория федерации  состоит из территорий ее отдельных  субъектов : штатов, кантов, земель, республик и т.д.

 

2. В союзном государстве  верховная исполнительная, зако-нодательная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам.

 

3. Субъекты федерации имеют  право принятия собственной кон-ституции, имеют свои высшие исполнительные, законодательные и судебные органы

 

4. В большинстве федерации  существует союзное гражданство  и гражданство федеральных единиц.

 

5. При федеральном государственном  устройстве в парламенте имеется  палата, представляющая интересы  членов федерации.

 

6. Основную общегосударственную внешнеполитическую деятель-ность в федерациях осуществляют союзные федеральные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях ( США, Бразилия, Индия, ФРГ и др.).

 

Федерации строятся по территориальному и национальному признаку, который  в значительной мере определяет характер, содержание, структуру государственного устройства.

 

Территориальная федерация  характеризуется значительным ограничением государственного суверенитета субъектов  федерации. Национальные федерации  характеризуются более сложным  государственным устройством. Основное различие между территориальной  и национальной федерацией состоит  в различной степени суверенности их субъектов. Центральная власть в  территориальных федерациях обладает верховенством по отношению к  высшим государственным органам  членов федерации. Национальное государство  ограничивается суверенитетом национальных государственных образований.

 

3.3 Конфедерация

 

Конфедерация - это временный  юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов.

 

При конфедеративном устройстве государства - члены конфеде-рации - сохраняют свои суверенные права, как во внутренних, так и во внешних делах.

 

В отличии от федеративного устройства конфедерация характе-ризуется следующими чертами :

 

- конфедерация не имеет  своих общих законодатель-ных,исполнительных и судебных органов, в отличии от федерации;

 

- конфедеративное устройство  не имеет единой армии, единой  системы налогов, единого государственного  бюджета;

 

- сохраняет гражданство  тех государств, которые находятся  во временном союзе;

 

- государства могут договориться  о единой денежной системе,  о единых, таможенных, правилах, о  межгосударственной кредитной политике на время существования союза.

 

Как правило конфедеративные  государства не долговечны, либо они  распадаются, либо превращаются в федерацию : Германский союз (1815-1867), Швейцарский союз (1815-1848) и США, когда в 1781 году была законодательно утверждена конфедерация.

 

Историческая практика знает  и другие организационные объединения  государств: страны Британского содружества, СНГ, ЕЭС. Такого рода содружества не образуют новых государств, а лишь объединяют независимые государства. При этом, в такого рода содружествах могут создаваться надгосударственные органы, формироваться бюджет, приниматься нормативные акты обязательные для членов сообщества и т.п. Например, страны ЕЭС создают не только общее экономическое пространство, вплоть до перехода к общей денежной единицы, но и, в перспективе, общее гражданство. Возможно, это объективная необходимость, ибо в будущем экономическое соперничество потребует объединения всех ресурсов для того, что бы выжить в конкурентной борьбе за сырье, за рынки сбыта.

 

Непонятно будущее у СНГ. Уже два члена сотрудничества, Белоруссия и Россия ставят в качестве ближайшей перспективы создание единого государства. Как в связи  с этими событиями изменится  будущее СНГ предсказать трудно. Однако ясно,что геополитические интересы России требуют создания на территории бывшего СССР (а ранее Российской империи) возможно тесного объединения ные суверенныхгосударств.

 

1. Формы государственного  режима

 

Формы государственного режима - представляют собой сово-купность способов и методов осуществления власти государством.

 

Государственный режим - важнейшая  составная часть политического  режима, существующего в обществе. Политический режим - понятие более  широкое, поскольку оно включает в себя не только методы государственного властвования, но и характерные способы  деятельности негосударственных политических организаций (партии, движения, клубы, союзы).

 

Государственные режимы могут  быть демократическими и антидемократическими (тоталитарные, авторитарные, расистские). поэтому основным критерием классификации государств по данному признаку является демократизм форм и методов осуществления государственной власти. Для рабовладельческих государств характерны и деспотия и демократия; для феодализма - и не ограниченная власть феодала, монарха, и народное собрание; для современного государства - и тоталитаризм, и правовая демократия.

 

Идеальных демократических  форм государственного режима

 

в реальной действительности не существует. В том или ином конкретном государстве присутствуют различные по своему содержанию методы официального властвования. Тем не менее можно выделить наиболее общие черты, присущие той или другой разновидности государственного режима.

 

4.1 Антидемократические режимы

 

Антидемократические режимы - характеризуются следующими признаками:

 

Информация о работе Форма(устройство) государства