Форма (устройство) государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2011 в 10:58, курсовая работа

Описание работы

Государство – это определенный способ организации общества, а также организации публичной политической власти, распространяющейся на все общество, выступающая его официальным представителем и опирающаяся в необходимых случаях на средства и меры принуждения. Как управляющая обществом система, государство обладает внутренней структурой, имеет специальные органы для реализации своих полномочий. Основные направления деятельности государства подразделяются на внутренние (деятельность в пределах данного общества) и внешние (межгосударственные отношения), которые взаимосвязаны и взаимозависимы.

Содержание

2. Введение……………………………………………………….……… Ст. 3
3. Форма (устройство) государства………………………………… Ст. 4
4. Форма правления в государстве………………………………… Ст. 7
4. Форма государственного (территориального) устройства.. Ст. 20
5. Межгосударственные модификации………………………….. Ст. 25
6. Форма госудаственно-политического режима……………… Ст. 30
7. Особенности формы государства в современной России.. Ст. 34
8. Заключение…………………………………………………………… Ст. 36
9. Список использованной литературы………………….. ……….Ст.38

Работа содержит 1 файл

ТГП - Форма государства.doc

— 263.50 Кб (Скачать)
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

по курсу: «Теория государства и права» 

тема: «Форма (устройство) государства» 
 
 
 
 
 
 
 

                Студентки I курса I группы

                юридического  факультета

                Игнашовой А.С. 

                Преподаватель:

                                                  Оксамытный В.В. 
 
 
 
 
 

                                                                                                             
 
 
 
 
 
 
 

Филиал  ИМПЭ им. А.С. Грибоедова в г. Вологде

2008 год

 

СОДЕРЖАНИЕ. 
 

  1. Введение……………………………………………………….……… Ст. 3
  2. Форма (устройство) государства………………………………… Ст. 4
  3. Форма правления в государстве………………………………… Ст. 7

4. Форма государственного (территориального) устройства.. Ст. 20

5. Межгосударственные  модификации………………………….. Ст. 25

6. Форма госудаственно-политического  режима……………… Ст. 30

7. Особенности  формы государства в современной  России.. Ст. 34

8. Заключение…………………………………………………………… Ст. 36

9. Список использованной литературы………………….. ……….Ст.38 

 

1.ВВЕДЕНИЕ. 

    Государство – это определенный способ организации общества, а также организации публичной политической власти, распространяющейся на все общество, выступающая его официальным представителем и опирающаяся в необходимых случаях на средства и меры принуждения. Как управляющая обществом система, государство обладает внутренней структурой, имеет специальные органы для реализации своих полномочий. Основные направления деятельности государства подразделяются на внутренние (деятельность в пределах данного общества) и внешние (межгосударственные отношения), которые взаимосвязаны и взаимозависимы.

    Для постижения такого сложного социального  института, как государство в  отечественной истории государства  и права особое внимание уделяется изучению формы государства. Изучать государство с точки зрения его формы означает изучение в первую очередь его строения, его основных составных частей, внутренней структуры, основных методов осуществления власти.

    В отечественной и зарубежной теории государства нет единого, общепризнанного учения о том, что такое форма государства. Существуют различные точки зрения, разные подходы к определению понятия и содержания формы государства. В тоже время было бы неверным отрицать все научные теории, концепции и знания, созданные ранее и признанные ныне не полностью отражающими те общественные отношения и их субъектов изучением которых занимается юридическая наука. Истина, как правило находится в «золотой середине», в совокупности знаний, в их взаимодополнении.

    В различных странах государственные  формы имеют свои особенности, характерные  признаки, которые по мере общественного  развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии. Вместе с тем форма существующих государств, особенно современных, имеет много общих признаков, позволяющих дать определение каждому элементу формы государства. В процессе развития юридической науки произошла систематизация проявления признаков государства, и его форма стала рассматриваться как единство формы правления, формы государственного устройства и политического режима. Это и есть те три составляющие, которые образуют форму государства.

    Таким образом, целью написания данной курсовой работы является изучение одной  из важнейших тем теории государства и права – формы государства, ее составных частей по отдельности и в целом, во всем многообразии ее составляющих.

 

2. ФОРМА (УСТРОЙСТВО) ГОСУДАРСТВА. 

    Форма государства – это реальное выражение его сущности, а также его функций. Это фактически и есть государство, так как именно в форме проявляется существование государства, которое в принципе существует лишь в умах людей. То есть государство, будучи созданным человеческим умом, проявляется только в том, какую форму оно принимает, как оно «выглядит». Вместе с этим необходимо отметить, что государство обретает форму, строго отвечающую его сущности.

     Форма государства – это организация государственной власти, методы ее осуществления и ее территориальное устройство, которые отражают особенности развития страны, уровень ее демократии, а так же культуры населения.

     Форма государства – это организация и устройство публичной власти, отражающие особенности развития страны, уровень демократической зрелости общества, культуры и национальной самобытности народа.

     Форма государства никогда не оставалась и не остается раз и навсегда установленной, неизменной. Под влиянием множества  факторов (экономических, социальных, политических, идеологических) она  всегда развивалась и изменялась. Постоянно менялось и представление людей о ней.

     За  всю историю развития государства  и права были высказаны десятки  различных суждений по вопросу о  формах государства. Предлагались самые  различные подходы к решению  данной проблемы. Еще в Древней  Греции и Риме философы и юристы высказывали самые различные, порою весьма противоречивые мнения по поводу того, что следует понимать под формой государства, какие формы государства существуют и чем они друг от друга отличаются.

     Один  из величайших мыслителей античности, древнегреческий философ Платон исходил из того, что идеальной формой правления «идеального государства» как государства «лучших и благородных» является «законная власть немногих» - аристократия. Кроме того, им выделялась и рассматривалась «законная монархия» – царская власть и «незаконная» – олигархия. Платон создал целое учение о динамике государственной жизни и смене, в силу испорченности человеческой натуры, ее форм. Идеальное государство и его аристократическая форма, согласно этому учению, не вечны. Государство может деградировать и, соответственно, в этом же направлении изменять свои формы.

     Аристократия, приводящая к появлению частной  собственности на землю и превращению  свободных людей в рабов, может  вырождаться в так называемую тимократию. Последняя, представляющая собой критско-спартанский тип государства, господство наиболее сильных воинов, может постепенно превращаться в олигархию. Олигархия же, как строй, основанный на имущественном цензе и власти немногих богатых, - в демократию. Наконец, демократия как власть народа и для народа, в силу опьянения последнего свободой сверх меры, может вырождаться в свою противоположность – тиранию. Это самая худшая форма государства, считал Платон, при которой безраздельно господствует произвол, бесправие широких масс и насилие. Тиран всегда захватывает власть «от имени народа» или «как ставленник народа».

     Учения  и отдельные идеи, касающиеся форм государственного устройства и правления, развивались не только в Древней  Греции и Риме, но и в других странах. При чем не только на ранних стадиях развития человеческой цивилизации, но и в последующие столетия. Значительное внимание исследованию формы государства уделяется юристами и в настоящее время. Также как среди их предшественников, между современными авторами нет единого взгляда о видах форм государства. Высказываются самые разные точки зрения, имеют место различные подходы к определению понятия и содержания форм государства.

     Традиционным, например, для отечественного государствоведения и правоведения 60-70 годов было представление  о форме государства, как об институте, складывающемся из формы правления и формы государственного устройства. В более поздний период, вплоть до настоящего, в научной литературе утвердилось мнение, согласно которому форма государства состоит из формы правления, формы государственного устройства и государственного режима. Данное мнение является преобладающим.

     В юридической науке форма государства анализируется по преимуществу как внешняя форма сущности, содержания и явления государства. В различных странах государственные формы имеют свои особенности, характерные признаки, которые по мере развития общества наполняются новым содержанием. Серьезное влияние на форму государства оказывает культурный уровень народа, его исторические традиции, характер религиозных мировоззрений, национальные особенности проживания, природные условия проживания. Специфику форм государства определяет также характер взаимоотношений государства и его органов с негосударственными организациями, партиями, церковью и другими организациями. 

     Ученые во все времена пытались систематизировать существующие государства, распределить их по типу. Тип государства - это совокупность признаков отличающих одно государство от другого.

     Исторически складывающаяся совокупность признаков, реально отличающих одно государство от другого, либо, наоборот, объединяющих их в одну группу, практически зависит от множества факторов. Среди них:

    • принципиальные задачи и цели, которые ставит перед собой государственная власть;
    • уровень демократической зрелости самого общества, способного противостоять диктатуре и авторитаризму;
    • значение  культуры, исторических и национальных традиций народа;
    • влияние религиозных убеждений, разделяемых большинством населения;
    • природные и климатические условия проживания;
    • степень вовлеченности масс в решение дел государства, в процесс устройства и формирования органов власти всех уровней, а также в процесс контроля за ее функционированием.

     Существуют  различные подходы к типологии государства, рассмотрим основные из них:

     Классический (формационный) подход. Его придерживается марксистко-ленинская теория. Суть данного подхода заключается в том, что согласно классовому материалистическому учению, определенному типу общества соответствует определенная общественно-экономическая формация, как совокупность сил и отношений. Это и определяет тип общества и государства: первобытнообщинное (нет государства), рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, социалистическое. Слабым звеном в этой теории является обязательность последовательного прохождения всех этапов, а также чрезмерная идеализация социалистического общества. Во всем остальном достаточно приличная теория.

     Исторический  подход прост и делит все сообщества и государства по столетиям: Древние (до V в. н.э.), средневековые (с VI по XVIII в.), новые (коней XVIII в. – конец XIX в.) и новейшие (XX в.) государства. Слабость данной теории в том, что не учитываются обычаи и традиции государств и народов.

     Цивилизационный подход при типологии государства соотносит государства и социально-экономический строй с учетом духовно-нравственных и культурных факторов общественного развития. Основатель данной теории английский ученый Артур Дж. Тойнби: «Цивилизация – это относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и иных признаков, при чем религия и формы ее организации, а также степень удаленности от того места, где данное общество первоначально возникло – остаются неизменными». А. Дж. Тойнби насчитывал 30 типов цивилизаций. Сегодня большинство ученых выделяют 8 типов: Западная (Европейская), Православная, Исламская, Индийская (буддистская), Китайская (конфуцианская), Японская, Латиноамериканская и Африканская.

     Идеологический  подход берет за основу идеологию публичной власти в том или ином государстве и называет следующие типы: коммунистические (Китай, Куба, Вьетнам), социалистические (Швеция), консервативные (ФРГ, Великобритания при Тетчер), либеральные (США в президентство Клинтона) и националистические (Индия, Эстония, Латвия) государства.

     Форма государства индивидуализирует  каждое конкретное государство, которое  существует в пространстве и времени  в единстве содержания и формы. Внутренняя форма всегда содержательна и  как таковая непосредственно  и органически связана с сущностью  государства на данном историческом этапе его развития. Внешняя форма государства изменчива, текуча, соответствует изменяющемуся непрерывно содержанию государства. Поэтому в рамках типов государства возможны вариации внутренней формы сообразно объективным условиям господства исторически определенных классов, уровня культуры и цивилизации, а также существующего политического режима.

     Четкого соотношения между типом и  формой государства нет. С одной  стороны в пределах государства  одного и того же типа могут встречаться различные формы организации и деятельности государственной власти, а с другой стороны – государства различного типа могут обличаться в одинаковую форму. Своеобразие конкретной формы государства любого исторического периода определяется, прежде всего, степенью зрелости общества и государственной жизни, задачами и целями которые ставит перед собой государство. Другими словами, категория формы государства непосредственно зависит от его содержания и определяется им.

Информация о работе Форма (устройство) государства