Форма (устройство) государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2011 в 10:58, курсовая работа

Описание работы

Государство – это определенный способ организации общества, а также организации публичной политической власти, распространяющейся на все общество, выступающая его официальным представителем и опирающаяся в необходимых случаях на средства и меры принуждения. Как управляющая обществом система, государство обладает внутренней структурой, имеет специальные органы для реализации своих полномочий. Основные направления деятельности государства подразделяются на внутренние (деятельность в пределах данного общества) и внешние (межгосударственные отношения), которые взаимосвязаны и взаимозависимы.

Содержание

2. Введение……………………………………………………….……… Ст. 3
3. Форма (устройство) государства………………………………… Ст. 4
4. Форма правления в государстве………………………………… Ст. 7
4. Форма государственного (территориального) устройства.. Ст. 20
5. Межгосударственные модификации………………………….. Ст. 25
6. Форма госудаственно-политического режима……………… Ст. 30
7. Особенности формы государства в современной России.. Ст. 34
8. Заключение…………………………………………………………… Ст. 36
9. Список использованной литературы………………….. ……….Ст.38

Работа содержит 1 файл

ТГП - Форма государства.doc

— 263.50 Кб (Скачать)
    • монархи;
    • народное собрание;
    • совет старейшин.

    Во  главе государства стояли два царя, обладавшие ограниченной и непрочной, хотя и считавшейся пожизненной властью:

    • являлись военачальниками;
    • осуществляли суд по некоторым делам, имевшим значение для всей общины;
    • ведали делами культа.

    Народное  собрание в силу существовавшей в нем процедуры играло меньшую, чем в Афинах, роль, но все же преуменьшать ее не следует. Оно занималось:

    • принятием законов;
    • избранием должностных лиц;
    • решением вопросов войны и мира, союза с другим государством;
    • определением порядка наследования должности царя.

    Совет старейшин обладал следующими полномочиями:

    • рассмотрение вопросов, выносившихся на обсуждение народного собрания;
    • мог воспрепятствовать решению народного собрания, покинув его;
    • участие в переговорах с другими государствами;
    • рассмотрение уголовных дел и государственных преступлений.

      ü    Римская аристократическая республика (V-II вв. до н.э.)

    Важнейшими  государственными органами Римской  республики являлись:

    • народные собрания;
    • сенат;
    • магистратура.

    В компетенцию народных собраний в основном входило:

    • принятие законов;
    • избрание должностных лиц (консулов, преторов, цензоров);
    • объявление войны и рассмотрение жалоб на приговоры к смертной казни.

    Избираемые  народными собраниями цензоры составляли списки членов сената, который обладал, не смотря на свой формально совещательный характер, обширными полномочиями:

    • контроль законодательной деятельности народных собраний, выражавшийся сначала в утверждении их решений, а в последствии в предварительном рассмотрении (с правом отклонения) законопроектов;
    • контроль избрания народными собраниями должностных лиц (вначале утверждением избранных, впоследствии - кандидатов);
    • право распоряжаться казной, устанавливать налоги и необходимые финансовые расходы;
    • утверждение договоров о мире и союзе;
    • назначеине командующих войсками;
    • принятие решения об установлении диктатуры.

    Магистратурами в Риме именовались государственные должности, в компетенцию которых входило:

    • высшая военная власть и право заключать перемирие;
    • право созывать сенат и народные собрания и председательствовать в них;
    • право издавать приказы и принуждать к их исполнению;
    • право суда и назначения наказания.

    Обвинять  Римскую республику в ее чрезвычайном “аристократизме” было бы, видимо, не справедливо, поскольку в своем арсенале она имела многие реальные демократические институты народовластия, а ее государственная жизнь в основном обеспечивала:

    • выборность и срочность полномочий должностных лиц;
    • их подотчетность народным собраниям;
    • коллегиальное устройство государственных учреждений.

    ü    Города-республики (феодальные республики)

    Феодальные  республики, складывающиеся в результате укрепления могущества и самостоятельности крупных городов, возникают в средние века наряду с феодальными монархиями. Эта форма государственного правления является следствием перерастания городского самоуправления в суверенитет. Структура власти в таких городах в основном включала:

    • городского главу;
    • собрание жителей города;
    • совет, состоящий из представителей аристократии.

    Ярко  выраженными городами-республиками были Флоренция, Венеция, Генуя, Новгород и Псков. Вольные города складывались также в Германии, Франции, Англии, где основную роль играли не землевладельцы, а купцы и ремесленники.

    ü   Социалистическая республика

    Социалистическая  республика - особая форма государственного правления, которая возникла в ряде стран в результате социалистической революции и, по утверждению основоположников марксизма-ленинизма, должна была бы стать подлинно демократической республикой, обеспечивающей полновластие трудящихся во главе с рабочим классом и его партией.

    Особенности социалистической республики:

    • законодательная и исполнительная власти соединяются в лице работающих представительных учреждений;
    • ведущая роль принадлежит представительным органам, составляющим основу государственного аппарата;
    • исполнительно-распорядительные органы подотчетны и подконтрольны органам законодательной власти;
    • высшие и местные ораны объединяются в единую представительную систему, основанную на принципе демократического централизма;
    • сочетание политического, хозяйственного и культурного руководства общественной жизнью в едином государственном механизме для того, чтобы государственная власть могла суверенно распоряжаться обобществленными средствами производства, регулировать и контролировать распределение материальных и духовных благ;
    • руководящая роль в общественной и государственной жизни принадлежит рабочему классу и его партии.

    Изначально  выступая как государственная форма  диктатуры пролетариата, социалистическая республика, не приемля ни одной буржуазной формы правления, в корне отличается от республики буржуазной, которая для такой диктатуры не пригодна.

    Различают три разновидности социалистической формы государственного правления:

    • Парижская коммуна;
    • Республика Советов (Советская республика);
    • народно-демократическая республика.

        Парижская коммуна (18 марта - 28 мая 1871г.) - первая пролетарская революция и первое правительство рабочего класса.

    Считаясь  примером новой формы государственного правления, прообразом будущего социалистического государства, она отличилась следующим:

    • реализован принцип всеобщего избирательного права;
    • отменены привилегии депутатов и введено право их отзыва;
    • осуществлена выборность и сменяемость должностных лиц;
    • полностью разрушен старый государственный аппарат, и сформирован новый (вместо армии и полиции - национальная гвардия; новый суд; высший орган - Совет коммуны, избиравших десять комиссий);
    • полностью отвергнут парламентаризм и связанный с ним принцип разделения властей (Коммуна - законодательный, исполнительный и одновременно судебный орган);
    • церковь отделена от государства;
    • принят ряд мер по улучшению материального положения широких слоев населения.

    Выводы, сделанные на основе опыта Парижской коммуны Марксом и Энгельсом, были восприняты, развиты и реализованы на практике путем революций последователями марксистско-ленинского учения.

    Республика  Советов - разновидность социалистической формы государственного правления, возникшая в новых исторических условиях в России.

    Разработавший теоретические основы советской  республики В.И.Ленин видит однотипную с Парижской коммуной организацию  власти и выделяет следующие ее признаки:

    • слом старого государственного аппарата и образование таких органов власти, которые обеспечивали бы защиту себя как завоеваний революции при помощи вооруженной силы рабочих и крестьян;
    • совмещение  в Советах как в политической основе государственного строя функций законодательного и исполнительного органа;
    • формирование Советов по принципу открытого классового представительства как Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов;
    • обеспечение реального участия трудящихся масс в управлении государством, где руководящая роль принадлежит партии рабочего класса.

    В ходе исторического развития Республика Советов, представляющая собой по сравнению с буржуазным парламентаризмом шаг вперед всемирно-исторического значения (В.И.Ленин), провозгласила себя в Конституции СССР 1977г. обществом “развитого социализма”, а советское государство “общенародным”, юридически наделила Советы более широкими полномочиями, но последние, как и раньше, продолжали быть декоративным придатком всемогущественной “партии рабочего класса”. Таким образом, Республика Советов превращается в тоталитарное государство, построенное на принципах антидемократического управления обществом и где вся власть принадлежит партийному аппарату, т.е. его немногочисленным руководителям.

    Народно-демократическая  республика - разновидность социалистической формы государственного правления, возникшая в исторических условиях Второй мировой войны и после нее в ряде стран Европы и Азии при решающем участии СССР и Советской Армии.

    Юридически  отличительными чертами президентской республики (США, Мексика, Казахстан и др.) служит то, что избираемых на всенародных выборах президент является одновременно главой государства и исполнительной власти. Он формирует исполнительную администрацию или правительство, которые ответственны перед ним. В правительстве, как правило, отсутствует должность премьер-министра. Президент не может распустить парламент, парламент не может отправить в отставку администрацию (правительство).

     Парламентская республика (Италия, ФРГ, Венгрия, Латвия и др.) юридически характеризуется тем, что парламент является полновластным органом, который формирует политически ответственное пред ним правительство и избирает президента, являющегося главой государства, но не исполнительной власти. Президент осуществляет свои полномочия, как правило, только по предложению правительства, возглавляемого премьер-министром. Парламент может уволить в отставку правительство, выразив ему вотум недоверия, который должно поддержать парламентское большинство. В этом случае президент имеет право по предложению правительства распустить парламент и объявить досрочные выборы.

     Третьей разновидностью республиканской формы  правления является республика смешанного типа (полупрезидентская республика). Ей характерно, что элементы президентской республики сочетаются с элементами парламентской республики. Президент является главой государства и избирается, как правило, на всеобщих выборах и наделен юридически и реально большими полномочиями. Однако правительство формируется парламентским путем и ответственно политически не только перед президентом, но и перед парламентом. Президент осуществляет общее руководство правительством, которое возглавляет премьер-министр. Президент имеет право роспуска парламента при наступлении определенных обстоятельств. Для республик смешанного типа характерен дуализм исполнительной власти. Классическим образцом республики смешанного типа является Франция по Конституции 1958 года. Также к этому типу относятся Португалия, Ирландия, Финляндия. Особенно широкое распространение такая форма правления получила в постсоциалистических государствах (Польша, Румыния, Болгария, Украина, Литва, Молдова).

 

      

      4. ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО  УСТРОЙСТВА. 

      Форма  государственного устройства представляет собой внутреннюю структуру государства, включающую в себя систему и характер взаимосвязей центра и составляющих государственное целое отдельных его частей.

      Все страны обладают обязательным признаком – территорией, т.е пространством, на котором и формируется особая организация публичной власти, именуемая государством. Последнее отличается от себе подобных степенью централизации полномочий и прерогатив в собственных руках. Государство может представлять собой определенный «монолит», вообще не имея какого-либо регионального деления (Ватикан, Бахрейн, Сингапур), либо делиться на полностью зависимые от центра административно-территориальные единицы (Кипр, Польша, Латвия, Уругвай). В нем могут быть созданы территориальные автономии (Великобритания, Испания). Страна также может состоять из отдельных частей, признаваемых государствами (США,, Российская Федерация).

      По  уровню самостоятельности составных частей и степени централизованности власти в юридической географии мира выделяют унитарные государства, к которым можно отнести примерно 170 современных стран, и федерации, насчитывающие в своем списке 25 государств.

      Унитарное государство – форма внутригосударственного устройства, при которой территория страны делится на административные единицы, чей статус, как правило, полностью определяется и регулируется законодательством государства.

      В таких государствах следует выделить:

      - универсальную суверенность страны, т. е. государство полностью представляет себя как единое, целое и независимое образование, относя к своей исключительной сфере вопросы проведения внутренней и внешней политики, не нуждающейся в согласовании с административно-территориальными единицами;

      - пространственное верховенство государства, которое обладает абсолютной полнотой власти на всей без исключения своей территории, обеспечивая ее целостность и неприкосновенность, неотъемлемость и неделимость;

      - общие для всей страны высшие органы власти, которые определяют порядок образования, самое существование, границы и полномочия административно-территориальных единиц;

Информация о работе Форма (устройство) государства