Форма (устройство) государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2011 в 10:58, курсовая работа

Описание работы

Государство – это определенный способ организации общества, а также организации публичной политической власти, распространяющейся на все общество, выступающая его официальным представителем и опирающаяся в необходимых случаях на средства и меры принуждения. Как управляющая обществом система, государство обладает внутренней структурой, имеет специальные органы для реализации своих полномочий. Основные направления деятельности государства подразделяются на внутренние (деятельность в пределах данного общества) и внешние (межгосударственные отношения), которые взаимосвязаны и взаимозависимы.

Содержание

2. Введение……………………………………………………….……… Ст. 3
3. Форма (устройство) государства………………………………… Ст. 4
4. Форма правления в государстве………………………………… Ст. 7
4. Форма государственного (территориального) устройства.. Ст. 20
5. Межгосударственные модификации………………………….. Ст. 25
6. Форма госудаственно-политического режима……………… Ст. 30
7. Особенности формы государства в современной России.. Ст. 34
8. Заключение…………………………………………………………… Ст. 36
9. Список использованной литературы………………….. ……….Ст.38

Работа содержит 1 файл

ТГП - Форма государства.doc

— 263.50 Кб (Скачать)

    Такие сословно-представительные собрания (во Франции - Генеральные штаты, в Англии - парламент, в Испании - кортесы) возникают в результате:

    • преодоления феодальной раздробленности;
    • развития товарно-денежных отношений;
    • создания централизованной монархии.

    Сословно-представительные собрания, состоявшие из:

    • духовенства;
    • дворянства;
    • представителей третьего сословия (купцов, ремесленников, средних землевладельцев),

представляли  собой, как правило, совещательные  органы, занимавшиеся:

    • законодательской деятельностью;
    • контролем за финансами.

    Наряду  с сословно-представительными органами функционировали строго централизованные:

    • аппарат центральной исполнительной власти;
    • разветвленный аппарат местной исполнительной власти;
    • постоянная армия,

всецело подчиненные монарху.

    В современном мире существуют два  исторических типа монархий – абсолютная и конституционная. Конституционная  монархия существует в двух видах: дуалистической и парламентарной. Абсолютная монархия существует ныне в двух формах – светской и теократической (Ватикан).

     Абсолютная  монархия представляет собой разновидность монархической формы правления, характеризующуюся юридическим и фактическим сосредоточением всей полноты государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной), а также духовной (религиозной) власти в руках монарха. В настоящее время сохраняются 8 абсолютных монархий: Бахрейн, Бруней, Ватикан, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия. В некоторых из этих стран в последнее время делаются первые шаги по переходу к конституционной монархии, однако, пока эти реформы не изменили абсолютного характера монархий. Современные абсолютные монархии имеют собственные конституции, которые, по существу, констатируют и закрепляют неограниченную высшую власть монарха. Они носят название октроированных конституций, то есть жалованных монархом. Город-государство Ватикан является теократической монархией. Законодательная, исполнительная и судебная власть в Ватикане принадлежит Папе, пожизненно избираемого коллегий кардиналов.

     Конституционная (ограниченная) монархия является особой разновидностью монархической формы правления, при которой власть монарха ограничена конституцией, имеется выборный законодательный орган – парламент и независимые суды. Впервые такая монархия возникла в Великобритании в XVII веке в результате буржуазной революции. Характерными институтами данного вида монархии являются контрассигнатура и цивильный лист. Контрассигнатура (контрассигнация) представляет собой скрепление акта монарха подписью главы правительства или министра. Формально это объясняется тем, что глава государства не ответственен за свои действия. Цивильный лист – сумма денег, ежегодно выдаваемая на содержание монарха. Размер этой суммы устанавливается законом в начале каждого царствования, в дальнейшем может быть увеличен, но не уменьшен.

     Дуалистическая  монархия является переходной формой от абсолютной монархии к парламентарной. При дуалистической монархии власть монарха ограничена конституцией, но монарх и формально (в силу конституционных норм) и фактически (в силу неразвитости демократических институтов) сохраняет большие властные полномочия. В силу этого он находится в центре политической системы данного государства. Правительство несет двойную ответственность перед монархом и парламентом, но реально подчиняется воле монарха. В настоящее время такая форма монархии существует в Марокко, Иордании, Таиланде, Непале, Малайзии.

     Парламентарная  монархия – более прогрессивный вид конституционной монархии. Характеризуется тем, что монарх чисто номинально выполняет свои функции. Даже если конституция наделяет его большими полномочиями (Нидерланды, Дания), он в силу конституционно-правового обычая не может воспользоваться ими самостоятельно. Все исходящие от монарха акты нуждаются в официальном одобрении министров. В ряде парламентарных монархий (Япония, Швеция) монарх по конституции даже формально не имеет значительных полномочий. Правительство же ответственно перед парламентом, которому принадлежит формальное верховенство среди других органов власти.

     Среди государств, входящих в состав Содружества, возглавляемого Великобританией, насчитывается более 15 стран, которые признают в качестве главы своего государства английскую королеву (короля). Их относят к парламентарным монархиям так называемого вестминстерского типа. В таких странах монарх представлен генерал-губернатором, назначенным по рекомендации правительства, в руках которого сосредоточена реальная власть в государстве. В силу фактической непричастности британской короны к управлению монархическими государствами Содружества их логичнее называть квазимонархиями.

     Несмотря  на то, что республика является более  прогрессивной формой правления, спор между ней и монархией в  современном мире не завершен. В последние годы процесс «республиканизации» заметно замедлился. Государства, имеющие монархию, не спешат расставаться со своими традициями и институтами государственной власти. И, наоборот, в некоторых странах мира, где утвердились республики усиливается ностальгия по монархической системе. 

3.2 Республиканская  форма правления,  ее виды. 

     Второй  формой правления является республика – форма государственного правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (парламентами), а граждане обладают личными и политическими правами. В настоящее время всех государств мира более 140 являются республиками. Республиканская форма правления является такой же древней формой правления, как и монархия. То или иное соотношение и взаимодействие различных органов власти, те или иные способы образования собраний (советов) определяют различные республиканские формы правления. Но всегда при этом республика характеризуется выборными высшими органами власти, в которые входят избранные представители народа. Для республики характерны и различные полномочия, которыми эти органы наделяются.

     Разумеется, республиканские, точно так же, как  и монархические, формы правления  определяются не только соотношением классовых сил, стремлением тех или иных социальных сил господствовать, но и историческими традициями, национальной психологией, экономическими и географическими факторами, различными контактами с окружающими их государствами (фактор заимствования, подражания). Например, древнегреческие республиканские формы правления вырастали из внутреннего социально-классового развития античного общества, островного положения многих полисов, роли морской торговли в экономической жизни. Победы демоса и его функции как коллективного рабовладельца и т.д.

     Республиканское правление – это коллективное правление. Все высшие органы государственной  власти имеют сложную структуру, наделяются определенными, только им свойственными  полномочиями и несут ответственность за их неисполнение или ненадлежащие исполнение согласно закону. Решения, принимаемые высшими органами власти, в большинстве случаев длительно готовятся, обсуждаются по соответствующей процедуре, проходят экспертизу. Принятие решений осуществляется, как правило, путем голосования. Оно считается принятым, если за него проголосовало квалифицированное или простое большинство. Республиканское правление основано подчас на принципе разделения единой государственной власти на ряд властей: законодательную, исполнительную, судебную.

     Для республиканской формы правления характерно наличие в государстве двух высших органов – президента и парламента.

     Президент – выборное высшее должностное лицо, глава государства, его полномочный представитель внутри и вне страны, а также символ единства народа и государства. В некоторых странах глава государства формально представлен коллективным образованием, однако фактически полномочия высшего лица государства осуществляются руководителями этих органов.

     Президент в основном избирается народом как непосредственно – путем прямых выборов, так и опоследовательно – коллегией выборщиков, формируемой избирателями. Президент также может быть избран парламентом или же более широким собранием лиц, включающим депутатов законодательного органа и представителей территорий, входящих в состав государства.

     Кандидат  в президенты должен соответствовать  определенным требованиям, изложенным в конституциях государств, среди  которых:

  • достижение возраста, который признается достаточно зрелым для управления высшими государственными делами;
  • обладание правовым статусом гражданина страны, на пост главы которой он претендует;
  • предыдущее пребывание на посту главы государства обычно не должно превышать один срок.

      Парламент  – общее название высших представительных и законодательных органов государственной власти.

         Особое место  парламента в этой системе определяется следующими факторами:

  • парламент является высшим представительным органом государства, выразителем национального суверенитета народа, который демократическим путем избирает своих представителей;
  • парламент является  высшим законодательным органом государства, поскольку представители народа и от имени народа творят действующее право, принимая акты высшей юридической силы в стране;
  • парламент осуществляет контроль за исполнительной властью; уровень и пределы его контрольных прерогатив зависят от разновидности формы республиканского правления.

     Выделяются  следующие разновидности республиканской  формы правления:

  • Афинская демократическая республика (V-IVвв. до н.э.)

    Основными органами Афинского государства  являлись:

    • народное собрание;
    • Совет пятисот;
    • гелиэя.

    Народное  собрание - верховный орган Афин, компетенция которого была обширной:

    • принятие законов;
    • избрание и проверка деятельности должностных лиц;
    • решение вопросов войны и мира;
    • издание постановлений частного характера.

    Совет пятисот представлял собой контрольно-исполнительный орган, в функции которого входило:

    • обсуждение вопросов, поступивших на рассмотрение народного собрания;
    • решение проблем управления (финансы, флот, торговля, дипломатические отношения);

    Гелиэя была высшим судебным органом, к компетенции которого, помимо дел о преступлениях и злоупотреблениях, относились:

    • право отвергать законопроекты, принятые народным собранием;
    • контрольные функции.

    Таким образом, властные полномочия народного собрания направлялись Советом пятисот и контролировались гелиэей, что указывает на наличие уже тогда определенной системы сдержек и противовесов. В структуре Афинской республики просматриваются также элементы будущего разделения властей. Кроме того, следует отметить ряд демократических принципов, на которых там строилось республиканское правление:

    • выборность;
    • срочность полномочий;
    • коллегиальность;
    • подотчетность;
    • возмездность за исполнение государственных функций.

      ü  Спартанская аристократическая республика (V-IV вв. до н.э.)

    Спарта  в отличие от Афин, возглавлявших  демократическую часть населения  полисов, объединяла вокруг себя в основном их аристократическую часть. Государственный строй рабовладельческой Спарты сформировался в результате преобразования военной демократии в государственную организацию, сохранившую некоторые черты родоплеменной организации власти и вклюлчавшую в себя следующие основные органы:

Информация о работе Форма (устройство) государства