Форма (устройство) государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2011 в 10:58, курсовая работа

Описание работы

Государство – это определенный способ организации общества, а также организации публичной политической власти, распространяющейся на все общество, выступающая его официальным представителем и опирающаяся в необходимых случаях на средства и меры принуждения. Как управляющая обществом система, государство обладает внутренней структурой, имеет специальные органы для реализации своих полномочий. Основные направления деятельности государства подразделяются на внутренние (деятельность в пределах данного общества) и внешние (межгосударственные отношения), которые взаимосвязаны и взаимозависимы.

Содержание

2. Введение……………………………………………………….……… Ст. 3
3. Форма (устройство) государства………………………………… Ст. 4
4. Форма правления в государстве………………………………… Ст. 7
4. Форма государственного (территориального) устройства.. Ст. 20
5. Межгосударственные модификации………………………….. Ст. 25
6. Форма госудаственно-политического режима……………… Ст. 30
7. Особенности формы государства в современной России.. Ст. 34
8. Заключение…………………………………………………………… Ст. 36
9. Список использованной литературы………………….. ……….Ст.38

Работа содержит 1 файл

ТГП - Форма государства.doc

— 263.50 Кб (Скачать)

     Форма государства может пониматься как устройство государства. Существуют различные подходы к понятию устройства государства. В устройстве государства различают два аспекта:

    • горизонтальное устройство (порядок создания органов государственной власти, взаимодействие между собой и разделение их компетенции);
    • вертикальное устройство (порядок действия государственной власти на определенной территории).

      О выборе устройства государства говорят  его важнейшие законодательные  акты, прежде всего конституция. В  высшем законе страны, в главах, содержащих основные принципы или основы государственного строя, закрепляются:

    • определенный порядок образования и организации высших органов власти и управления;
    • внутренняя структура государства, характер взаимосвязей центра и составляющих государственное целое отдельных его частей, степень их самостоятельности и уровни взаимоотношений между собой;
    • совокупность методов и средств осуществления государственной власти и их воплощения в государственном строе.

      Формы государства условно  подразделяются на внешние (форма правления и форма территориального устройства) и внутренние (политический режим). По мнению Л.И. Каска, форму государства можно рассматривать в статике (форма правления и форма территориального устройства) и в динамике (политический режим).

      Более полное представление о форме конкретного государства дает анализ формы правления, Фомы государственного устройства и государственно-политического режима. Однако это утверждение не означает, что форма государства состоит из трех элементов, она скорее имеет три стороны.

 

       3. ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ  В ГОСУДАРСТВЕ. 

      Форма правления – определенная система организации и формирования верховной власти в государстве, включающую также порядок взаимоотношений между ее представителями.

      Рассмотрим  первую составную часть структуры  формы государства – форму правления. Теория государства, фиксирую в его истории реально возникающие формы правления, выработала несколько их классификаций. Наиболее распространенная из них – это деление форм правления по числу правящих лиц. Если власть принадлежит одному – монархия, если многим – аристократия, если всем – демократия или республика. Существование такой классификации отмечено еще Геродотом в его повествовании о споре между Отаном, Мегабизом и Дарием о том, какую форму правления следует установить в Персии, после убийства Лже-Смердиса. Критика этой классификации восходит к Платону и Аристотелю.

     Первый  из них различал формы правления  в зависимости от преобладания в  государстве трех добродетелей: мужества, мудрости и умеренности. Второй- выделял  базисные критерии данной системы в зависимости от числа правящих, рассматривая соответственно:

  • верховную власть, осуществляемую единолично. При этом она может быть «правильной» формой правления в случае, если это монархия как власть, полученная от Бога и передаваемая по наследству. Если же лицо утвердилось на троне неправедно, то речь должна идти о тирании.
  • верховную власть, осуществляемую немногими. Это либо узкий круг лиц, который может иметь на то право в качестве признанной элиты – аристократии, либо представлять группу, захватившую власть – олигархию.
  • верховную власть большинства, когда правление государством осуществляется народом. Аристотель отдавал предпочтение политии как государству умеренной демократии, нежели охлократии – необузданному господству плебса как форме вырождения демократии.

     Существовали  и другие классификации, но зафиксированное  Геродотом деление дошло до наших  дней, правда, среднее звено геродотовской  триады – аристократия –было утрачено в ходе развития государственности. Фишеровский словарь назвал такую классификацию классической.

     Понятие формы правления в теории государства  и права позволяет уяснить: как  создаются высшие органы государства  и каково их строение; как строятся взаимоотношения между высшими  и другими государственными органами; как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны; в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы граждан.

     Приведем  два варианта определения этой формы государства:

  1. Форма правления – это организация государственной власти и ее устройство, которые отражают особенности развития страны, уровень демократии и культуры населения в ней.
  2. Форма правления – это комплексный конституционно-правовой институт, организация власти, характеризуемая ее формальным источником; структура и правовое положение высших органов власти (глава государства, парламент, Правительство), а также установленный порядок взаимоотношений между ними.

     Как видно из приведенных определений, основным в понятии формы правления является организация верховной власти государства и порядок ее образования. Главным, определяющим признаком является правовой статус главы государства (выборный и сменяемый в республике, наследственный – в монархическом государстве).

     В обществах, не связанных экономическими узами обмена и вынужденных объединяться посредством централизованной государственной власти, естественной формой правления представляется монархия. Там, где форма правления не сопряжена с иерархической системой феодальной собственности на землю и ее верховным собственником в лице самого монарха, она принимает вид деспотии. Для обществ основанных на обменных отношениях между свободными, политически равными субъектами – собственниками, характерна республиканская форма правления. Для современных государств характерны 2 формы правления: республика и монархия.

     Форма правления обуславливается также  конкретной расстановкой социально-политических сил и результатом борьбы между  ними (проявляется в разных странах  в революционные периоды); историческими особенностями отдельных стран (существование в современной Великобритании парламентской монархии); особенностями культуры народа, аккумулирующей исторический и политический опыт, обычаи и навыки жизни в условиях отдельного государства (трудности на пути становления демократии в России объясняются спецификой ее общей и политической культуры); влиянием в стране политических процессов, в том числе военных (смена форм власти в ряде государств после Второй Мировой Войны).

     А теперь настало время рассмотреть эти две формы правления: монархию и республику. 

3.1 Монархическая форма  правления, ее  виды. 

     При монархической (греческое слово monarchia – единовластие) форме правления главой государства является единоличный правитель – монарх; власть монарха, как правило, является пожизненной и передается в порядке престолонаследия. Особая разновидность монархии – выборная (или избирательная) сочетающая в себе элементы монархии и республики. Такая монархия существует в Малайзии, где главой государства является монарх, избираемый на 5 лет особым совещанием из представителей монархических штатов, входящих в федерацию. Вплоть до начала XIX века монархия была правилом для всех государств, а республика (несмотря на то, что это такая же древняя форма) – скорее исключением. С начала прошлого века это соотношение неуклонно изменяется, сегодня монархия уже рассматривается как пережиток прошлого, иногда даже просто как дань традиции (ряд государств Европы, Япония, страны Содружества).

     Безусловно, монархическая форма правления  плохо согласуется с господствующими в современной мире идеями народного суверенитета и равноправия людей. Центральной фигурой для монархической формы правления является монарх – единоличный глава государства, осуществляющий власть по собственному праву, а не в порядке делегации. Во всех монархических странах монарх является по закону особой неприкосновенной и никакой ответственности не подлежит. В разных странах монарх носит различные названия: король – в Великобритании, Испании, Дании, Швеции, Бельгии; султан – в Малайзии, Брунее, Омане; эмир – в Кувейте, ОАЭ; великий герцог – в Люксембурге; князь – в Лихтенштейне.

     Одним из основных элементов монархической  системы правления является престолонаследие. Другим важным институтом монархической  формы правления является регентство (от лат. regere – управлять) временное коллегиальное (регентским советом) или единоличное (регентом) осуществление полномочий главы государства, в случаях вакантности престола, малолетства, болезни или отсутствия монарха.

     Монархия  как форма весьма неоднородна, гибка и изменчива, благодаря чему ей и удалось выжить в современных условиях. Кратко рассмотрим схему развития монархической формы правления от ее зарождения до наших дней.

    1. Древневосточная монархия.

    Организация государственной власти в странах Древнего Востока (Египет, Вавилон, Ассирия, Китай, Индия) называется восточной деспотией.

    Деспотия - форма самодержавной неограниченной власти, реализующаяся зачастую с помощью военно-бюрократического аппарата.

    Следует отметить, что деспотическое правление в чистом виде существовало далеко не во всех странах Древнего Востока и не на всех этапах их развития. Власть правителей древневосточных государств была иногда ограничена элементами республиканского правления:

    • в древнем Шумере - избрание правителя советом старейшин и контроль за ним со стороны народного собрания и совета знати;
    • в древней Индии - наличие Совета царских чиновников и даже отдельных государств, основанных на республиканской форме правления.

    Сделав, таким образом, оговорку, можно дать  следующее определение:

    Восточная деспотия - такая форма правления, при которой подданные полностью зависят от произвола властей.

    1. Древнеримская монархия.

    Выступавшая в форме империи, древнеримская  монархия имеет в своем развитии два периода:

    • принципат;
    • доминат.

    Принципат - (лат. principatus, от princeps - первый, глава) форма рабовладельческой монархии, при которой сохранялись республиканские учреждения, но власть фактически принадлежала одному человеку - принцепсу (первому в списке сенаторов)

    Доминат - (от лат. dominatus - господство) неограниченная монархия, установленная в Древнем Риме со времени императора Диоклетиана (кон. 3 в.)

    1. Феодальная монархия.

    Феодальная  монархия последовательно проходит три периода своего развития:

    • раннефеодальная монархия;
    • сословно-представительная монархия;
    • абсолютная монархия.

    Раннефеодальная монархия как форма государственного правления вырастает непосредственно из родообщинных отношений у значительной части народов Европы (Франкское, Германское, Англо-саксонское государства, Великое Княжество Литовское).

    Раннефеодальное государство характеризуется следующими признаками:

    • раздробленность территории;
    • слабость центральной власти;
    • непрочность государственного устройства;
    • наличие остатков родового самоуправления.

    По  мере развития феодальных отношений общинные земли подвергались отчуждению и ранее свободные крестьяне попадали в зависимость от феодалов-землевладельцев, которые выступали уже как носители верховной власти на своей территории. У них был свой суд, полиция, войско, сборщики налогов, посредством которых они осуществляли личное властвование на своей территории и защищались от нападения извне. Одновременно формировался аппарат центральной власти, органы которого были слиты с аппаратом частной власти крупных феодалов.

    Вследствие завоеваний слабо организованных народов возникли разновидности раннефеодального государства, носящие название раннефеодальных империй (империи Карла Великого и Чингисхана). Создававшаяся в центре сильная власть возглавлялась единым владыкою и поддерживалась военной дружиной и народным ополчением. Непрочность таких государственных образований обуславливалась тем, что феодалы в большей мере были заинтересованы использовать государственную власть в собственных экономических интересах, а не на благо государства в целом. Поэтому и создавались крупные феодальные землевладения, которые становились соперниками центральной власти.

    Таким образом, с развитием крупного землевладения  постепенно подрываются корни раннефеодальной  империи и она распадается  на отдельные изолированные государства.

    Сословно-представительная монархия - это такая централизованная форма государственного правления,  при которой власть монарха ограничена сословно-представительными органом (собранием)

Информация о работе Форма (устройство) государства