Формирование и эволюция понятия «гражданское общество» в истории политической и правовой мысли

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 00:22, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: всесторонне изучить теоретические основы гражданского общества и выявить предпосылки его возникновения, условия, сопутствующие его формированию.

Содержание

Введение …………………………………………………………………….. 5
1 Формирование и эволюция понятия «гражданское общество» в Древнем мире и Средних веках ……………………………………………...…………….. 7
1.1 Формирование и эволюция понятия «гражданское общество» в Древней Греции и Древнем Риме, в средневековой Европе ……………………..……… 7
1.2 Основные центры развития идеи гражданского общества …………… 8
2 Формирование и эволюция понятия «гражданское общество» в Новое
время …………………………………………………………………………….. 16
2.1 Разработка теории «гражданского общества» И. Кантом и Г. Гегелем .. 16
2.2 Вклад в теорию гражданского общества философов конца ХIХ века, начала ХХ века …………………………………………………………………… 19
3 Периодизация развития понятия «гражданское общество» …………… 24
3.1 Основные теории гражданского общества …………………………… 24
3.2 Периодизация развития понятия «гражданское общество» ………… 25
Заключение …………………………………………………………………... 29
Список использованных источников ………………….…………………. 31

Работа содержит 1 файл

KURSACH.doc

— 180.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение …………………………………………………………………….. 5

1 Формирование и эволюция  понятия «гражданское общество»  в Древнем мире и Средних  веках ……………………………………………...…………….. 7

1.1 Формирование и эволюция  понятия «гражданское общество»  в Древней Греции и Древнем Риме, в средневековой Европе ……………………..……… 7

1.2 Основные центры развития  идеи гражданского общества ……………  8

2 Формирование и эволюция  понятия «гражданское общество»  в Новое  
время …………………………………………………………………………….. 16

2.1 Разработка теории «гражданского  общества» И. Кантом и Г. Гегелем .. 16

2.2 Вклад в теорию гражданского  общества философов конца ХIХ  века, начала ХХ века …………………………………………………………………… 19

3 Периодизация развития  понятия «гражданское общество»  …………… 24

3.1 Основные  теории гражданского общества  …………………………… 24

3.2 Периодизация  развития понятия «гражданское  общество» ………… 25

Заключение  …………………………………………………………………... 29

Список использованных источников ………………….…………………. 31

 

РЕФЕРАТ

 

 

Курсовая работа: 32 с., 27 источников

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО, ГОСУДАРСТВО, ТЕОРИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА, КОНЦЕПЦИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА, ГРАЖДАНИН

 

Объект  исследования – гражданское общество как социальный феномен.

Предмет исследования – процесс формирования и развития понятия «гражданское общество» в истории политической и правовой мысли.

Цель работы: всесторонне изучить теоретические основы гражданского общества и выявить предпосылки его возникновения, условия, сопутствующие его формированию.

Актуальность  темы исследования: проблемы гражданского общества, относящиеся к взаимосвязи личности, социальных групп, общественных формирований и государства находятся в центре внимания ученых, журналистов и политиков, поскольку формирование гражданского общества связано с развитием демократии, рыночной экономики и становлением правового государства – с глобальным социальным переустройством, в ходе которого должны были бы возникнуть структуры общественного контроля, гарантирующие обратную связь между человеком и обществом.

Методы  исследования: исторический, диалектический, формально-логический, описательный, аналитический, комплексный,  метод  сравнительного правоведения и другие.

Элементы научной  новизны: полученные результаты курсовой работы могут способствовать более глубокому пониманию сущности гражданского общества.

Область возможного практического применения: результаты курсовой работы могут быть использованы в учебном процессе, при преподавании учебных курсов «Общая теория права», « Конституционное право».

Социальная значимость работы заключается в создании теоретической базы, основанной на анализе научной и учебной литературы по исследуемой проблематике.

Автор работы подтверждает, что приведенные в ней аналитические  материалы правильно и объективно отражают состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

 

SUMMARY

 

 

Term paper: 32 p., 27 sources

CIVIL SOCIETY, THE STATE, THE THEORY OF THE CIVIL SOCIETY, THE CONCEPT OF THE CIVIL SOCIETY, THE CITIZEN

 

Object of research – a civil society as a social phenomenon.

Object of research – process of formation and concept development «a civil society» in the history of political and legal thought.

The work purpose: comprehensively to study theoretical bases of a civil society and to reveal preconditions of its occurrence, the conditions accompanying its formation.

Urgency of a theme of research: the problems of a civil society concerning interrelation of the person, social groups, public formations and the state are in the center of attention of scientists, journalists and politicians as formation of a civil society is connected with development of democracy, market economy and lawful state formation – with a global social reorganization in which course there should be the structures of public control guaranteeing feedback between the person and a society.

Research methods: historical, dialectic, is formal-logic, descriptive, analytical, complex, a method of comparative jurisprudence and others.

Elements of scientific novelty: the received results of a term paper can promote deeper understanding of essence of a civil society.

Area of possible practical application: results of a term paper can be used in educational process, at teaching of training courses «the General theory of the right», «Constitutional law».

The social importance of work consists in of the theoretical base based on the analysis of the scientific and educational literature on the investigated problematics.

The author of work confirms that the analytical materials resulted in it correctly and objectively reflect a condition of investigated process, and all borrowed of literary and other sources theoretical, methodological and methodical positions and concepts are accompanied by references to their authors.

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

В научной литературе понятие «гражданское общество»  используется в разных смыслах. Прежде всего, стоит разделить понимания  гражданского общества как некоторого качества целостной национальной макрообщности, включающей государство, или как  специфической части, элемента такой общности, в известном смысле противостоящего государству.

Согласно первому  пониманию, гражданское общество является синонимом открытого демократического общества и в этом смысле противостоит представлению о закрытом, авторитарном, тоталитарном обществе.

При втором понимании  речь идет не о типе общества, а о  совокупности его элементов, обеспечивающих открытость, демократичность и гражданственность  данного общества.

Другое существенное различие имеется между социально-политической и духовной трактовками гражданского общества.

В первом имеются  в виду специфические общественные институты, а в случае их отсутствия или незрелости - социальные структуры (организации, сети), на основе которых  такие институты могут сформироваться. Этот подход является общепринятым.

Во втором случае под гражданским обществом понимают совокупность социальных субъектов, обладающих внутренней свободой, ответственностью и высоким гражданским духом. Понятие «гражданское общество»  имеет древнейшую историю, оно многократно трансформировалось, вызывая к жизни новые понятия и теории.

Объект исследования – гражданское общество как социальный феномен.

Предмет исследования – процесс формирования и развития понятия «гражданское общество»  в истории политической и правовой мысли.

Цель работы: всесторонне изучить теоретические основы гражданского общества и выявить предпосылки его возникновения, условия, сопутствующие его формированию.

Актуальность  темы исследования: проблемы гражданского общества, относящиеся к взаимосвязи личности, социальных групп, общественных формирований и государства находятся в центре внимания ученых, журналистов и политиков, поскольку формирование гражданского общества связано с развитием демократии, рыночной экономики и становлением правового государства – с глобальным социальным переустройством, в ходе которого должны были бы возникнуть структуры общественного контроля, гарантирующие обратную связь между человеком и обществом.

Методы исследования: исторический, диалектический, формально-логический, описательный, аналитический, комплексный,  метод  сравнительного правоведения и другие.

Элементы научной  новизны: полученные результаты курсовой работы могут способствовать более  глубокому пониманию сущности гражданского общества.

Область возможного практического применения: результаты курсовой работы могут быть использованы в учебном процессе, при преподавании учебных курсов «Общая теория права», « Конституционное право».

Социальная  значимость работы заключается в  создании теоретической базы, основанной на анализе научной и учебной литературы по исследуемой проблематике.

Автор работы подтверждает, что приведенные в ней аналитические  материалы правильно и объективно отражают состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

 

1 Формирование  и эволюция понятия «гражданское  общество» в Древнем мире и  Средних веках

 

 

1.1 Формирование  и эволюция понятия «гражданское общество» в Древней Греции и Древнем Риме, в средневековой Европе

 

 

Гражданское общество как философское определение  внесено в науку Аристотелем. Он говорил, что перед тем как  определить, что есть государство, следует  выяснить понятие о гражданине, ибо государство есть не что иное, как совокупность граждан, гражданское сообщество. Исходя из «Политики» Аристотеля истинное гражданство, а следовательно составленное из граждан сообщество, существуют только там, где верховная власть действует в интересах всеобщего блага, где лица, признаваемые гражданами (не рабы), могут принимать равное участие во всех выгодах общественной жизни. Качественное отличие такой демократии от современной состоит в том, что древнегреческой демократии были чужды представления о конституции и конституционных ограничениях, налагаемых на государственную власть, а также идея права, предшествующего государству и стоящего над

государством [1].

У древнегреческих  мыслителей философская рефлексия  всецело концентрировалась на полисе. В своей зрелой форме полис представлял собой довольно развитую систему самоорганизации, в которой важную роль играли институты, наделенные правом на принуждение. Граждане полиса знали друг друга, и всю его территорию можно было обозреть с вершины прилегающего холма. В полисе с его ориентацией на максимальное сближение и слияние общественного и частного начал сфера политического выступала в значительной степени как основополагающая инфраструктура всей человеческой жизнедеятельности. Общие интересы полиса сливались с частными интересами отдельных граждан, а в случае их столкновения приоритет бесспорно отдавался первым. Человек, сколь бы значительным он не был, всецело зависел от государства-полиса. Этот аспект особенно отчетливо проявлялся в трактовке законов. Для античной мысли характерно признание обязательности законов независимо от того, откуда они пришли. Как сказано в «Законах» Платона, религия и мораль должны существовать не потому, что существуют боги, а потому, что они предписаны законом. В течение многих столетий такое отношение отдельного индивида к воле коллектива играло роль своеобразной контрольной идеи, удостоверяющей его социальную зрелость [2].

В Европе ХV столетия постепенно утверждались и легитимировались качественно новые отношения  между человеком, обществом и государством. Новое Время ознаменовалось формированием и вычленением из целостного человеческого социума гражданского общества и мира политического в качестве самостоятельных, хотя и взаимосвязанных подсистем жизнедеятельности людей. Путь западной цивилизации к гражданскому обществу и правовому государству был отмечен острыми и длительными социальными, политическими и идеологическими коллизиями, включая серию широкомасштабных политических революций. Центральным институтом экономической системы стал рынок, а ее главными принципами – индиивидуализм, свободная конкуренция и свободное предпринимательство. Формировался идеал экономического человека, который открыто провозгласил принцип, согласно которому жить в обществе – значит участвовать в рыночных отношениях и добиваться материальной выгоды [3].

 

 

1.2 Основные  центры развития идеи гражданского  общества

 

 

Cобственность  стала неотчуждаемым правом человека, которому он обязан своим существованием. Эти принципы заложили основы  для формирования и институализации новых форм договорных и собственнических отношений. Утвердилась идея первичности личности по отношению к обществу, а общества по отношению к государству. Исторические концепции и практические модели гражданского общества возникли на основе идей и опыта, укорененных в трех различных традициях.

Один из корней уходит в глубь европейской средиземноморской  традиции с первыми зародышами гражданского общества в итальянских городах-государствах времен Ренессанса. Эта традиция хорошо выражена Макиавелли [4].

Другой исторический корень связан с континентально-европейской  традицией, формировавшейся под  влиянием немецкого культурного  круга. Появлению свободного гражданина во многом способствовала гильдия как  одна из первых форм объединения ремесленников, торговцев; первая форма ассоциаций, защищавших их от и оказавших влияние на процесс управления городами [4].

Третий исторический корень, наиболее значимый – это  либеральная англо-американская традиция (Дж. Локк, отстаивавший собственность  на основе естественного права и свободу; Адам Смит, подчеркивавший модернизацию и саморегуляцию как необходимые компоненты гражданского общества; Т. Пейн с концепцией минимального государства, подразумевающего самостоятельное гражданское общество и весьма ограниченную роль государства как необходимого зла; А. де Токвиль, анализирующий демократию в Америке; Д. С. Милль, очертивший образец отношений государства и гражданского общества, не зависящего от него) [4].

Крупнейший  из мыслителей итальянского Возрождения  Николо Макиавелли кладет начало прагматической, опытной политической науке. Гражданское общество представляется Макиавелли совокупностью противостоящих интересов – классовых, сословных, партийных. Здесь нет почвы для демократии, поскольку последняя требует от народа должной этической основы – благородства, чести, отваги во всем, что относится к защите общественного интереса и тем более республиканского строя. Иначе говоря, достойного сообщества свободных индивидов. Макиавелли усматривает причину социальных и нравственных перемен в порче или исправлении нравов. Общество, пораженное стяжательством и только с этим связывающее свое благополучие, неспособно ни воссоздать республиканскую форму правления, ни тем более защитить ее. Пассивное общество, изредка откликающееся на сопротивление непосильному гнету, не может считаться гражданским. Он первым обосновал мысль о том, что для сохранения и защиты государства правомерно и обязательно использовать все имеющиеся в его распоряжении средства, в том числе обман, жестокость и, естественно, войну. Государство является целью само по себе, и правитель должен при необходимости принять все возможные меры для сохранения власти. Интересы государства у него приобрели приоритет над всеми другими соображениями. Он боготворил и обожествлял единое и сильное государство, которое, по его мнению, одно и было способно спасти Италию. Макиавелли требовал полной независимости государства от церкви, то есть секуляризации государства и сферы политики в целом. Он разработал особое политическое искусство создания твердой государственной власти любыми средствами, не считаясь ни с какими моральными принципами, руководствуясь максимой «цель оправдывает средства»[5].

Информация о работе Формирование и эволюция понятия «гражданское общество» в истории политической и правовой мысли